Развитие системы МВД в первые послевоенные годы (1945-1950)

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 23:31, реферат

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение развития системы Министерства внутренних дел в первые послевоенные годы, в частности, в период 1945-1950 годов.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Изменение организационной структуры МВД и его местных органов. Восстановление принципа двойного подчинения органов внутренних дел……………………………………………………………3
2. Деятельность милиции………………………………………………….10
3. Развитие внутренних и пограничных войск МВД……………………………………………………………………….14
Заключение……………………………………………………………………...19
Список используемой литературы…………………………………………...20

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

В октябре 1949 года по решению Советского правительства  милиция была передана из Министерства внутренних дел в Министерство государственной  безопасности. Эта мера была вызвана стремлением улучшить работу милиции, укрепить ее кадры, необходимостью обеспечить более тесное взаимодействие органов госбезопасности и милиции в борьбе с преступностью при этом временно расширив функции милиции по обеспечению государственной безопасности.

На данное решение  непосредственно влияние оказал и тот факт, что практически сразу по окончании войны начала подниматься волна репрессий, и органы милиции переориентировались на оказание содействия органам государственной безопасности.

В августе 1950 года была осуществлена реорганизация Главного управления милиции (ГУМ). В его составе было образованно три управления: управление милицейской службы (охрана общественного порядка и безопасности в стране, проведение административных мероприятий по исполнению законов и распоряжений центральных и местных органов власти, регулирующих управление в области охраны общественного порядка и борьбы с преступностью); управление по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией; управление уголовного сыска. Соответствующим образом менялась структура управления милиции и на нижестоящем уровне. Кроме того, образовывался ряд отделов по видам деятельности милиции.

Численность милиции  продолжала расти, но проблема укрепления кадров оставалась по-прежнему острой. Более 50 процентов руководящего состава  не имели среднего образования и  специальной подготовки. Высшее и незаконченно высшее образование имели менее 1 одного процента работников, а низшее образование – более 50 процентов. Не имея необходимой общеобразовательной и оперативной подготовки, работники допускали серьезные ошибки и промахи в работе, что приводило к увольнению этих работников из органов.

Существенный  вклад в организацию и деятельность войск в первые послевоенные годы внесли генерал-лейтенанты В.М. Бочков,  П.В. Бурмак, А.С. Сироткин, М.И. Сладкевич, М.П. Марченков, генерал-майоры П.В. Бровкин, П.М. Ветров, П.П. Зимин, В.И. Киселев, И.С. Кузнецов, П.А. Леонтьев, Т.И. Прищепо, П.С. Сидорик,  С.М. Фадеев, И.И. Шевляков, полковники И.А. Бабинцев, С.Г. Бромберг, Е.Ф. Игнатов, М.С. Климов, П.В. Клоков, П.П. Сущевский, И.Ф. Хазаров и многие другие.

 

  1. Развитие внутренних  и пограничных войск МВД

 

Основными задачами пограничных войск в послевоенный период являлись: отражение вооруженных вторжений на территории СССР войсковых групп и защита населения; недопущение переходов (переездов) государственной границы в неустановленных местах или незаконными способами; осуществление в установленных пунктах пропуска лиц, следующих через государственную границу; обеспечение надлежащего содержания линии государственной границы; заключение договоров и соглашений с сопредельными государствами, оборудование границы в инженерно-техническом отношении, пресечение совместно с таможенными органами провоза через границу запрещенных для ввоза и вывоза в страну предметов, материалов и ценностей; контроль во взаимодействии с органами милиции за выполнением правил пограничного режима.

Руководство пограничными войсками с 1946 года осуществлял начальник пограничных войск Министерства государственной безопасности СССР, с 1953 года – начальник Главного управления пограничных войск Министерства внутренних дел СССР, с 1957 года – начальник Главного управления пограничных войск Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР.

Организационно  пограничные войска состояли из пограничных  округов, пограничных отрядов, пограничных комендатур, маневренных групп, контрольно-пропускных пунктов и др., а также различных авиационных и специальных частей (подразделений). Для действий на морских и речных участках в составе пограничных войск имелись части сторожевых кораблей. Оснащение пограничных войск современными самолетами, вертолетами, сторожевыми кораблями, автомобилями повышенной проходимости, бронетранспортерами повысило их боевые возможности и мобильность. Подготовка кадров осуществлялась в военно-учебных заведениях пограничных войск.

Государство приняло ряд мер, направленных для повышения престижа пограничной службы. В июле 1950 года, учреждается медаль "За отличие в охране государственной границы СССР", а в 1958 году Совет министров СССР принимает постановление о праздновании Дня пограничника, который с тех пор ежегодно отмечается 28 мая.

К основным обязанностям пограничных войск относятся:

- обеспечение правил содержания государственной границы;

- пресечение незаконного изменения прохождения государственной границы на местности;

- отражение вооружённого вторжения;

- контроль соблюдения гражданами и организациями режима государственной границы, пограничной зоны, пропуска через государственную границу;

- осуществление пропуска через границу физических лиц и грузов согласно законодательству;

- оказание в необходимых случаях поддержки таможенной службе, войскам ПВО, органам государственной безопасности;

- выявление и задержание нарушителей пограничного режима, пресечение попытки незаконного перехода государственной границы;

- обеспечение выполнение международных обязательств государства по вопросам режима и охраны границы.

В наши дни для обеспечения надежной защиты личности, общества и государства от преступных посягательств, для комплексного подхода к развитию деятельности войск Министерства внутренних дел, в том числе внутренних и пограничных, приложением к приказу Министерства внутренних дел Российской Федерации от 20 марта 1996 года № 145  представлена официальная позиция по совокупности взглядов на основные направления совершенствования системы МВД России.

В системе исполнительной власти Российской Федерации Министерство внутренних дел России с подчиненными ему органами войсками является центральным звеном обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью. Необходимость его преобразования обусловлена изменениями в экономической, политической, социальной жизни России, возрастающими требованиями общества к деятельности системы МВД России в условиях построения демократического правового государства.

Преобразования  будут осуществляться на основе принципов:

-целостности и единства системы МВД России при сочетании вертикальной федеральной подчиненности с самостоятельностью органов внутренних дел субъектов Федерации, территориальных, транспортных органов и местных органов охраны общественного порядка в составе милиции общественной безопасности;

- научной обоснованности, преемственности, плановости и постепенности осуществления всех преобразований;

- надежности управления, ориентированного на обеспечение устойчивости и мобильности всех звеньев системы, организацию адекватного и оперативного реагирования на любые изменения оперативной обстановки;

- рациональной минимизации объема функций, их конкретизации и распределения между различными звеньями системы;

- оптимальной простоты и гибкости организационных структур;

- приоритетной ориентации деятельности всех служб, независимо от их функциональной специализации, на решение задач борьбы с преступностью и обеспечения общественной безопасности.

Основными направлениями  совершенствования и развития системы  МВД, проведенной в три этапа, являлись:

- совершенствование управления и развитие организационных структур на основе поиска и использования ее внутренних резервов, прежде всего в сфере управленческой деятельности;

- развитие криминальной милиции, экспертно-криминалистических подразделений, организация на основе компьютерных технологий банков оперативно-розыскной информации, предназначенных для совместного использования всеми подразделениями криминальной милиции, рациональное перераспределение функций между различными оперативно-розыскными подразделениями по выявлению, предотвращению, пресечению и раскрытию преступлений;

- развитие милиции общественной безопасности, передачи части функций по организации ее деятельности на уровень субъектов Федерации и органов местного самоуправления, совершенствование организационных структур, в первую очередь оперативно-розыскных подразделений и милиции общественной безопасности;

- развитие органов предварительного следствия, внедрение передовых форм и методов оперативно-розыскной деятельности, в том числе оперативно-розыскной профилактики;

- развитие уголовно-исполнительной системы, выявление каналов и пресечение криминального оборота оружия и взрывчатых веществ, розыск лиц, подозреваемых в совершении тяжких преступлений, скрывшихся от следствия и суда;

- развитие государственной противопожарной службы, создание муниципальных органов охраны общественного порядка и муниципальных пожарных служб в составе территориальных органов внутренних дел и подразделений пожарной охраны;

- развитие органов внутренних дел на транспорте;

- развитие системы органов внутренних дел восьмого главного управления;

- совершенствование работы с кадрами, обеспечение социальной защиты личного состава, переход на новые принципы подбора, обучения и расстановки кадров, обеспечение правовых и социальных гарантий и условий для личного состава;

- совершенствование правового обеспечения,  завершение перехода внутренних войск на структуру и дислокацию, обеспечивающую существенное повышение роли внутренних войск в борьбе с преступностью и охране общественного порядка, в том числе за счет наделения в законодательном порядке отдельных категорий командного состава юрисдикционными полномочиями;

- развитие системы информационного обеспечения, совершенствование силового, оперативно-поискового, оперативно-технического сопровождения оперативных разработок и радиоэлектронной безопасности;

- развитие тылового и научно-методического обеспечения; оптимизация структуры и функций кадровых аппаратов, создание подразделений обеспечения собственной безопасности, перестройка системы тылового обеспечения с учетом новых отношений в экономике, усиление контрольно-ревизионного аппарата;

- укрепление международных связей, максимального использования возможностей Национального центрального бюро Интерпола и Бюро по борьбе с организованной преступностью стран СНГ, установки прямых оперативных контактов с зарубежными подразделениями криминальных служб в проверке информации о российских и иностранных физических и юридических лицах, подозреваемых в совершении преступлений, реализации мер по защите свидетелей, проведении экспертиз;

- последовательная реорганизация и отлаживание механизма функционирования нового организационно-штатного построения системы МВД России с экспериментальной апробацией перспективных моделей организации и деятельности отдельных управленческих звеньев, в том числе горрайлинорганов, с учетом особенностей развития социально-экономической обстановки и криминогенной ситуации;

- повышение уровня борьбы с преступностью за счет восстановления системы ранней профилактики преступлений и иных правонарушений, совершенствования организации профилактической работы, путем четкого определения зон ответственности отраслевых служб, обеспечения скоординированности и взаимодополняемости их действий.

 

 

Заключение

 

Первые послевоенные годы (1945-1950) были одной из ярких страниц в развитии и совершенствовании системы МВД. Изучая историю развития МВД России, я поняла, что в истории Министерства Внутренних Дел было немало функций и задач, которые носили сквозной характер и прошли через века.

История советских органов внутренних дел является неотъемлемой частью истории нашего государства. Все изменения в функционировании системы органов внутренних дел, в конечном счете, были обусловлены факторами, связанными с процессом развития государства, с перестройкой государственного аппарата в тот или иной исторический период.

Многовековой опыт свидетельствует, что ни одно государство не может существовать без серьезных силовых структур, составным элементом которых являются войска системы Министерства внутренних дел.

Министерство  внутренних дел не скрывает имеющихся  недостатков. Оно выступило инициатором  введения новой системы оценки результатов  деятельности органов внутренних дел, начало последовательную целенаправленную работу по очищению своих рядов. Подавляющее большинство сотрудников – это люди верные долгу, присяге, готовые для защиты здоровья, чести, достоинства граждан, интересов России жертвовать собой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы:

 

 

  1. Р.С. Мулукаев, А.Я. Малыгин, А.Е. Епифанов «История отечественных органов внутренних дел», Москва, 2004
  2. В.Ф. Некрасов «Внутренние войска Советского государства 1917-197гг.», Москва, 1980
  3. Коржихина Т.П. «Советское государство и его учреждения: ноябрь 1917 - декабрь 1991гг.», Москва, 1994
  4. «Министерство внутренних дел 1902-2002гг.» (исторический очерк)
  5. Джеффри Хоскинг «История Советского Союза (1917-1991)», Смоленск, «Русич», 2001
  6. Объединенная редакция МВД России. «Органы и войска МВД России» Краткий исторический очерк. Москва, 1996
  7. А.Н. Дугин, А.Я. Малыгин «Полиция и милиция России» (очерки истории), Москва ,1993
  8. Р.С. Мулукаев «Советская милиция и исправительно-трудовые учреждения», Москва, 1965
  9. И.К. Яковлев, «Войска называются внутренними» (краткий исторический очерк), Москва, 1982

Информация о работе Развитие системы МВД в первые послевоенные годы (1945-1950)