Развитие системы МВД в первые послевоенные годы (1945-1950)

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 23:31, реферат

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение развития системы Министерства внутренних дел в первые послевоенные годы, в частности, в период 1945-1950 годов.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Изменение организационной структуры МВД и его местных органов. Восстановление принципа двойного подчинения органов внутренних дел……………………………………………………………3
2. Деятельность милиции………………………………………………….10
3. Развитие внутренних и пограничных войск МВД……………………………………………………………………….14
Заключение……………………………………………………………………...19
Список используемой литературы…………………………………………...20

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

Реферат на тему:

 

 

«Развитие системы МВД в первые послевоенные годы

(1945-1950)»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва-2009

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

  1. Изменение организационной структуры МВД и его местных органов. Восстановление принципа двойного подчинения органов внутренних дел……………………………………………………………3
  2. Деятельность милиции………………………………………………….10
  3. Развитие внутренних и пограничных войск МВД……………………………………………………………………….14

Заключение……………………………………………………………………...19

Список  используемой литературы…………………………………………...20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

История сил  охраны правопорядка в нашей стране уходит в глубину веков. Она всегда рассматривается в тесной взаимосвязи с общеисторическими процессами, социально-экономической и политической обстановкой в стране в конкретных исторических условиях.

Особое место  в механизме государственной  власти принадлежит правоохранительным органам, которые располагают большими полномочиями и широким арсеналом  средств, служащих делу укрепления порядка  и законности, противодействия преступности и правонарушениям, защите прав и законных интересов граждан.

Целью работы является рассмотрение развития системы Министерства внутренних дел в первые послевоенные годы, в частности, в период 1945-1950 годов.

 

 

  1. Изменение организационной структуры МВД и его местных органов. Восстановление принципа двойного подчинения органов внутренних дел.

 

Великая Отечественная война Советского Союза против гитлеровской Германии навсегда останется в истории как событие всемирного значения. В достижение победы внесли свой вклад и внутренние войска. Будучи составной частью Вооруженных Сил страны, они принимали активное участие в боевых действиях на полях сражений, охраняли важные объекты и учреждения, тыл фронта действующей армии, поддерживали революционный порядок и режим военного времени в прифронтовой полосе и в крупных центрах страны, вели борьбу с бандитизмом, выполняли другие служебно-боевые задачи.

Боевой опыт, приобретенный воинами внутренних войск в Великой Отечественной войне, широко использовался командирами, политработниками, партийными и комсомольскими организациями в обучении и воспитании личного состава, формировании у вооруженных защитников Родины высоких нравственных качеств и активной жизненной позиции.

В первые послевоенные годы, прежде всего, было необходимо завершить оперативно-следственные мероприятия, начатые еще в годы войны. С середины 1945 года важнейшей оперативной задачей органов внутренних дел страны стала работа по выявлению и разоблачению карателей и других участников зверств на временно оккупированной территории СССР. В ней были задействованы сотрудники территориальных органов внутренних дел, проверочно-фильтрационных, исправительно-трудовых и специальных лагерей, лагерей и спецгоспиталей для военнопленных и интернированных.

4 июля 1945 года  аппараты уполномоченных Народного Комиссариата внутренних дел СССР по фронтам были расформированы. Уполномоченный НКВД СССР по 1-му Белорусскому фронту был переименован в уполномоченного НКВД СССР по Группе советских оккупационных войск в Германии.

Одной из задач  органов Министерства внутренних дел являлась очистка западных окраин нашего государства от бандитских группировок и антисоветского националистического подполья, сформировавшегося еще в годы Великой Отечественной войны при активном участии гитлеровских оккупантов. В целях разгрузки тюрем Украины, Белоруссии и Прибалтики значительная часть следственных арестованных из числа бывших немецких ставленников, полицейских и им подобных, согласно совместной директиве НКВД и НКГБ СССР от 15 марта 1945 года, были «эвакуированы в отдаленные лагеря», которые располагались на территориях: Коми АССР, Архангельской, Свердловской, Кировской и Куйбышевской областей. Окончание предварительного расследования по данным уголовным делам поручалось республиканским Народным Комиссариатам внутренних дел и областным УМВД по месту расположения указанных мест заключения. С этой целью ими были организованны следственные группы во главе с заместителями соответствующих министров и начальников управлений.

За счет местных ресурсов следственные группы обеспечивались как оперативным составом, так и техническими средствами. Созданные специальные группы следователей или оперативно-чекистские отделы (ОЧО) лагерей были малочисленными или обладали низкой квалификацией.  Многие арестованные прибыли в лагеря без следственных дел и каких-либо компрометирующих материалов, которые не поступили и впоследствии. Подобные обстоятельства существенно повлияли на очень высокий процент прекращения дел. Основными причинами этого, по заключению сотрудников прокуратуры, послужили аресты, производившиеся в ходе массовых операций без достаточных к тому оснований, а так же отстранение органов прокуратуры от отбора арестованных для направления на фильтрацию. По значительному количеству уголовных дел отмечались факты, когда арестованные отказывались от своих прежних показаний, ссылаясь на применение к ним мер физического воздействия, незнания русского языка и прочее.

7 июня 1946 года  Главная военная прокуратура  обратилась  в Министерство Внутренних Дел СССР с представлением о необходимости возврата с целью завершения расследования заключенных рассматриваемой категории по месту их ареста. В ответ на это министр внутренних дел СССР Круглов С.Н. ограничился лишь направлением в лагеря руководящих работников заинтересованных республиканских органов МВД СССР вместе с компрометирующими материалами, по которым можно было бы закончить соответствующие уголовные дела в лагерях.

Вооруженная борьба националистов препятствовала расследованию  дел о контрреволюционных преступлениях. Органы внутренних дел принимали активное участие в проверочно-фильтрационных мероприятиях в отношении репатриантов (военнопленных, гражданских лиц) в спецлагерях НКВД-МВД СССР. Практика показала, что «государственная проверка» вылилась в необоснованные массовые репрессии.

Одной из основных задач надзорной работы в послевоенные годы было приведение оперативно-следственных мероприятий в полное соответствие с требованиями Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия» от 17 ноября 1938 года. Однако формы и методы, практиковавшиеся органами внутренних дел в официальном порядке, породили множество грубейших нарушений законности и прав обвиняемых, что выражалось, прежде всего, в применении физического и другого воздействия в отношении подследственных.

С целью приведения всей оперативно-следственной работы в полное соответствие с требованием  указанного Постановления от 17 ноября 1938 года, руководством органов внутренних дел и военной прокуратуры  войск МВД СССР были предприняты меры по привлечению к «суровой судебной ответственности» каждого из своих, допустивших подобные нарушения. Борьбе с ними был посвящен целый ряд директив и приказов со стороны как высшего, так и регионального руководства органов внутренних дел, адресованных нижестоящим подразделением. Кроме того, генеральный прокурор, главный военный прокурор Вооруженных Сил и военный прокурор войск МВД СССР периодически входили в Министерство внутренних дел СССР с представлениями о выявленных нарушениях закона в данной сфере.

Директива НКВД СССР от 29 октября 1945 года отменила содержание всех без исключения репатриированных в проверочно-фильтрационных лагерях. Отныне все гражданские лица подлежали проверке местными органами внутренних дел, а их учет возлагался на органы милиции. Создавались районные комиссии, которые проверяли репатриантов. Предатели, ставленники, пособники фашистов подлежали передаче в органы МВД СССР. Срок окончания деятельности проверочно-фильтрационных комиссий оканчивался 1 февраля 1947 года. Благодаря рассмотренным мероприятиям к уголовной ответственности были привлечены многие гитлеровские пособники, совершившие в годы войны тягчайшие злодеяния. Учетом и чекистским обслуживанием лиц этой категории согласно приказу НКВД СССР от 10 января 1946 года занимались Отдел спецпоселений НКВД-МВД СССР и находившиеся в его ведении спецкомендатуры. Расследованием всех дел и подготовкой открытых процессов над нацистами занимались сотрудники центрального аппарата НКВД, НКГБ и ГУКР «Смерш» НКО СССР под общим руководством союзного наркомата (министерства внутренних дел).

Работа органов  внутренних дел была направлена на выявление и разоблачение участников злодеяний из числа военнопленных  противника. Результаты передавались на рассмотрение в закрытых заседаниях военных трибуналов войск МВД СССР и Особого совещания. Особенно обращалось внимание на выявление лиц отдельных частей и соединений войск СС, чтобы расследовать конкретные факты их военных преступлений.

Согласно директиве  МВД СССР «О выявлении среди военнопленных и интернированных немцев военных преступников» от 3 декабря 1946 года, в течение трех месяцев был негласно произведен учет содержащихся в лагерях и спецлагерях лиц, подпадавших под определенные ею категории «главных военных преступников» и «военных преступников». За всеми ними устанавливалось усиленное наблюдение. Вместе с тем директивой особо подчеркивалось: пленные, подпадавшие под указанную директиву только на этом основании, без доказательств конкретной вины, ответственности не подлежали.

В послевоенное время перед страной встали так же новые задачи, которые требовали изменения функций органов внутренних дел, поэтому в их системе происходили организационные изменения. В марте 1946 года Народный Комиссариат внутренних дел СССР (НКВД СССР) был переименован в Министерство внутренних дел СССР (МВД СССР), а наркоматы внутренних дел союзных и автономных республик – в министерства. С 1945 по 1956 год НКВД-МВД СССР возглавлял министр внутренних дел СССР С.И. Круглов.

С 6 апреля 1948 года по местам содержания военнопленных осуществлялся розыск подозреваемых военных преступников по спискам как конкретных лиц, так и частей, соединений и учреждений гитлеровцев, причастных к злодеяниям на оккупированной территории СССР. 

Министерство внутренних дел СССР занималось оперативно-следственными мероприятиями в отношении военнопленных, которые находились в его власти и зарубежом. Устанавливалась связь между Министерством иностранных дел (МИД)  и Министерством внутренних дел: МИД информировал МВД о месте нахождения и перемещении установленных военных преступников.

19 февраля 1949 года советское правительство  обязало органы внутренних дел  представить конкретные предложения  о порядке и сроках репатриации  военнопленных, состоящих на оперативном  учете как предполагаемые участники военных преступлений до 1 октября текущего года. Таким образом, на оперативно-следственную разработку указанных лиц отводилось 7 месяцев. Разрешению этой задачи было посвящено Всесоюзное совещание руководящих оперработников МВД-УМВД и заместителей начальников лагерей для военнопленных по оперативной работе, состоявшееся в начале мая 1949 года в Москве. Порученные им мероприятия должны были обоснованно «внести ясность» в отношении каждого пленного, находившегося на оперучете – подлежит он репатриации.

Особенностью  оперативно-следственных мероприятий  данного этапа является создание специальных режимных лагерей, в  которых находились все военнопленные, отведенные от репатриации и состоящие  на оперативном учете как предполагаемые военные преступники. При этом создавались отдельные лагеря для разработки рядового и младшего командного состава, старших и высших офицеров вермахта. Внутри каждого лагеря пленные изолировались еще и по национальному признаку. Для содержания веннопленных-подучетников из числа старших офицеров выделялись отдельные режимные лагеря: № 27 (г. Красногорск), № 62 (г. Киев),               № 74 (Горьковская область), № 168 (г. Минск), № 185 (Ивановская область), № 270 (Новгородская область), № 437 (Вологодская область).

Помещенные в такие лагеря бывшие полковники, подполковники и майоры, «поведение которых на территории СССР в период войны осталось недостаточно проверенным», подлежали тщательной проверке на предмет разоблачения среди них военных преступников. Репатриация данной категории военнопленных была отложена на декабрь 1949 года, то есть на последнюю очередь. При получении компрометирующих материалов на лиц, указанных в списках, они незамедлительно направлялись «для реализации» по месту их содержания (то есть привлечения к суду), с одновременным информированием об этом Оперативного управления ГУПВИ МВД СССР.

Советские органы внутренних дел проделали большую работу по обеспечению возврата советских людей на Родину и привлечению к ответственности лиц, совершивших тягчайшие преступления. Количество репатриантов было велико и проверочно-фильтрационные комиссии не справлялись с проведением необходимых операционно-розыскных мероприятий и даже с регистрацией всех лиц. Такое положение создало угрозу проникновения на территорию Советского государства граждан, представлявших общественную опасность. Руководство органов НКВД Украины, Латвии, Эстонии, Молдавии, Ленинградской и Мурманской областей в указанных пограничных пунктах (лагерях) НКО СССР создало специальные группы, возложив на них учет и регистрацию каждого репатриированного.

При отсутствии компрометирующих материалов об активном пособничестве оккупантам проверка завершалась в органах внутренних дел по месту постоянного жительства.

Прослеживался  курс на понижение роли Министерства внутренних дел при одновременном укреплении Министерства государственной безопасности. В ноябре 1946 года в составе Министерства государственной безопасности было образованно Особое совещание. 21 января 1947 года Постановлением Совета министров СССР внутренние войска из Министерства внутренних дел СССР были переданы в Министерство государственной безопасности СССР. Туда же была передана и транспортная милиция. Конвойные части и войска Министерства внутренних дел по охране объектов промышленности и железных дорог остались в подчинении МВД СССР.

Информация о работе Развитие системы МВД в первые послевоенные годы (1945-1950)