Развитие машиностроения в Германии во время второй мировой войны

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 14:59, реферат

Краткое описание

С приходом гитлеровцев к власти развернулась лихорадочная подготовка к войне, которая стала главным содержанием деятельности немецко-фашистского государства. Внутренняя и внешняя политика нацистской Германии, ее экономика, официальная наука и культура, система начального, среднего и высшего образования, спорт, вся гигантская пропагандистская машина были направлены на форсированную милитаризацию страны. Правящие круги фашистской Германии готовились к тотальной войне сознательно, планомерно, невиданными темпами, с исключительной целеустремленностью, дьявольской энергией. Являясь председателем союза германских промышленников, Г. Крупп представил Гитлеру проект реорганизации промышленности страны, чтобы ускорить перевооружение рейхсвера. Его фирма одна из первых приступила к массовому производству военной продукции. «Вместо грузовиков на конвейерах появились танки, а тысячи стальных болванок заготовленных в предшествующие годы...

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. Машиностроительные отрасли Германии накануне войны……………………………………………………

3

1. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ………………………..
Отличительные особенности художественного стиля речи……….
Стилистические фигуры и тропы…………………………………..


6
6
8
заключение……………………………………………………..
11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………
11

Файлы: 1 файл

История машиностроения.doc

— 280.50 Кб (Скачать)


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

 

             

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ

«Развитие машиностроения в Германии

во время второй мировой войны»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011


СОДЕРЖАНИЕ

 

    ВВЕДЕНИЕ. Машиностроительные отрасли Германии накануне войны……………………………………………………

 

3

 

1.  ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ………………………..

    Отличительные особенности художественного стиля речи……….

     Стилистические фигуры и тропы…………………………………..

 

 

6

6

8

    заключение……………………………………………………..

11

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………

11

 


ВВЕДЕНИЕ. Машиностроительные отрасли Германии накануне войны

 

С приходом гитлеровцев к власти развернулась лихорадочная подготовка к войне, которая стала главным содержанием деятельности немецко-фашистского государства. Внутренняя и внешняя политика нацистской Германии, ее экономика, официальная наука и культура, система начального, среднего и высшего образования, спорт, вся гигантская пропагандистская машина были направлены на форсированную милитаризацию страны. Правящие круги фашистской Германии готовились к тотальной войне сознательно, планомерно, невиданными темпами, с исключительной целеустремленностью, дьявольской энергией. Являясь председателем союза германских промышленников, Г. Крупп представил Гитлеру проект реорганизации промышленности страны, чтобы ускорить перевооружение рейхсвера. Его фирма одна из первых приступила к массовому производству военной продукции. «Вместо грузовиков на конвейерах появились танки, а тысячи стальных болванок заготовленных в предшествующие годы... стали превращаться в орудийные стволы. На кильских судоверфях Крупп начал широкое строительство подводных лодок, минных тральщиков и эсминцев...Крупные военные заказы от правительства получили и другие концерны, способные наращивать производство вооружения. Среди монополистических объединений, немало сделавших для перестройки промышленности уже в первый год фашистской диктатуры, выделялся концерн Флика. В апреле 1933 г. глава крупнейшей фирмы Тиссен по прямому поручению Гитлера провел совещание с представителями авиационной промышленности, на котором было принято решение резко увеличить производство боевых самолетов всех типов — от одноместных истребителей до крупных бомбардировщиков. В июле 1933 г. обсуждался вопрос о производстве танков и выборе наиболее правильных технических решений при разработке моделей, предназначенных для массового выпуска. О темпах роста военной промышленности Германии можно судить по данным выпуска самолетов. В 1931 г. их было произведено лишь 13, в 1933 г.— 368, в 1935 г.— 3183. В первые три года фашистской диктатуры вступило в строй более 300 военных заводов, в том числе 55 — 60 авиационных, 45 автомобильных и бронетанковых, 70 военно-химических, 15 военно-судостроительных и 80 артиллерийских.

Особое внимание уделялось развитию тяжелой промышленности, являвшейся фундаментом всей военной экономики. С 1932 по 1939 г. производство средств производства в Германии почти утроилось. Расширение разработки залежей руд (хотя и низкого качества) позволило увеличить производство железа, меди, свинца и других металлов. Значительно увеличился железнодорожный подвижной состав. Резко возрос автомобильный парк: к 1 июня 1939 г. в Германии (включая оккупированную Австрию) насчитывалось около 2 млн. машин3. В связи с непосредственной подготовкой к войне промышленные предприятия из крупных центров перемещались в более безопасные в стратегическом отношении районы, наращивались производственные мощности, внедрялись техническая рационализация и новые виды сырья. Основные отрасли промышленности переводились на производство военной продукции, что отражено в таблице 1. По данным германского института экономических исследований (ФРГ), с 1933 по 1939 г. включительно военное производство в стране увеличилось в 10 раз, а самолетостроение — почти в 23 раза.

Таблица 1

Доля военной продукции в промышленном производстве Германии (в процентах)

Доля военной продукции

1936г

1939г

Во всей промышленности

8

23

в металлургической

6

29

в металлообрабатывающей

11

45

в машиностроительной

13

43

 

Военные успехи фашисткой Германии в первый период войны были в значительной мере обусловлены тем, что её противники, обладавшие суммарно более высоким промышленно-экономическим потенциалом, не смогли объединить свои ресурсы, создать единую систему военного руководства, выработать единые эффективные планы ведения войны. Их военная машина отставала от новых требований вооружённой борьбы и с трудом противостояла более современным методам её ведения. По подготовке, боевой выучке и технической оснащённости немецко-фашистский вермахт в целом превосходил вооружённые силы западных государств. Недостаточная военная подготовленность последних была связана главным образом с реакционным довоенным внешнеполитическим курсом их правящих кругов, в основе которого лежало стремление договориться с агрессором за счёт СССР.

К концу 1-го периода войны блок фашистских государств в экономическом и военном отношении резко усилился. Большая часть континентальной Европы с её ресурсами и экономикой оказалась под контролем Германии. В Польше Германия захватила основные металлургические и машиностроительные заводы, угольные рудники Верхней Силезии, химическую и горнодобывающую промышленность - всего 294 крупных, 35 тыс. средних и мелких промышленных предприятий; во Франции - металлургическую и сталелитейную промышленность Лотарингии, всю автомобильную и авиационную промышленность, запасы железной руды, меди, алюминия, магния, а также автомобили, изделия точной механики, станки, подвижной железнодорожный состав; в Норвегии - горнодобывающую, металлургическую, судостроительную промышленность, предприятия по производству ферросплавов; в Югославии - медные, бокситовые месторождения; в Нидерландах, помимо промышленных предприятий, золотой запас на сумму 71,3 млн. флоринов. Общая сумма материальных ценностей, награбленных фашистской Германией в оккупированных странах, составила к 1941 9 млрд. фунтов стерлингов. К весне 1941 на немецких предприятиях работало более 3 млн. иностранных рабочих и военнопленных. Кроме того, в оккупированных странах было захвачено всё вооружение их армий; например, только во Франции - около 5 тыс. танков и 3 тыс. самолётов. Французскими автомашинами гитлеровцы в 1941 укомплектовали 38 пехотных, 3 моторизованных, 1 танковую дивизии. На германской железной дороге появилось свыше 4 тыс. паровозов и 40 тыс. вагонов из оккупированных стран. Экономические ресурсы большинства государств Европы были поставлены на службу войне, прежде всего - готовившейся войне против СССР.

Требования к военной экономике Германии в конце 1942 — первой половине 1943 г. определялись военно-политическими целями руководства гитлеровского рейха, условиями и характером вооруженной борьбы, напряжение которой непрерывно нарастало. Опыт предшествовавших кампаний подсказывал верховному главнокомандованию вермахта (ОКВ), что удержание рубежей, достигнутых летом и осенью 1942 г. на советско-германском фронте, будет сопряжено с большими трудностями, людскими и материальными потерями

Одновременно в Германии осуществлялись меры по мобилизации военно-экономических ресурсов, перераспределению промышленных мощностей, запасов сырья, топлива, электроэнергии в интересах военной промышленности. Усиливался процесс централизации военной экономики, контроль над ней передавался предпринимательским организациям

Слияние государственного аппарата и предпринимательских организаций привело к тому, что предприниматель воплощал в себе и государственного деятеля, и частное лицо. Воротилы промышленности стали «вождями хозяйства» («виртгпафтсфюрерами»). К ним присоединились и руководящие деятели нацистской партии. К концу 1942 г. 150 крупнейших акционерных обществ (2 процента всего их количества) располагали почти половиной капитала этих обществ. В начале 1943 г. последовало распоряжение Шпеера о слиянии мелких и средних предприятий с крупными 3, что еще более ускоряло и углубляло процесс концентрации экономической мощи в руках крупнейших монополий. Все это наносило чувствительные удары по интересам «среднего сословия», приводило к более быстрой экспроприации мелких собственников, усилению эксплуатации широких масс немецкого народа

Военная экономика Германии, опиравшаяся на ресурсы и промышленный потенциал почти всей капиталистической Европы, не испытывала сколько-нибудь значительных трудностей в обеспечении основными видами сырья и материалов. За счет ресурсов и производственных мощностей оккупированных территорий и стран, а также поставок из союзных и нейтральных государств покрывалось свыше трех четвертей железорудного баланса рейха, полностью — потребности в бокситах и почти полностью — в легирующих металлах (хроме, никеле, вольфраме, титане, ванадии, молибдене). Подавляющая доля спроса на цветные металлы также удовлетворялась за счет ввоза их из оккупированных территорий, союзных и нейтральных стран. Для обеспечения промышленности в 1942 г. было выработано 43,4 млрд. квт-ч электроэнергии, что покрывало потребности производства на 95—96 процентов

Военная экономика Германии опиралась на мощную металлургическую базу. В 1942 г. она дала 25,1 млн. тонн чугуна и 32,1 млн. тонн стали. Производство металла росло за счет захваченных Германией стран и областей, в том числе Австрии, Судетской области, западных земель Польши, Лотарингии, Люксембурга, протектората Чехии и Моравии и Польского генерал-губернаторства. В 1942 г. с этих территорий было получено около 10 млн. тонн чугуна и почти 12 млн. тонн стали. Среднемесячное производство чугуна в этом году составило 2,1 млн. тонн, а в первом и втором кварталах 1943 г.— 2,3 млн. тонн. Некоторый подъем наблюдался в выплавке стали. Если в 1942 г. ежемесячно в среднем выплавлялось 2,67 млн. тонн, то в первом и втором кварталах 1943 г.— соответственно 2,98 и 2,85 млн. тонн.

2 ИВИ. Документы и материалы, ф. 239, on. 98, д. 544, л. 2; Промышленность Германии в период войны 1939—1945 гг. Перевод с немецкого. М., 1956, стр. 73; W. В1еуег. Staat und Monopole im totalen Krieg, S. 174.

Однако и такой прирост не удовлетворял растущих потребностей. Увеличилось также производство алюминия: в 1942 г. 420 тыс. тонн, в 1943 г.— 432 тыс. тонн 1.

Важнейшую роль в развитии военной экономики Германии играло машиностроение, значительная часть мощностей которого была переключена на производство вооружения и боеприпасов. Широко использовались машиностроительные предприятия оккупированных стран; оттуда изымалось станочное оборудование. Поступали станки и из нейтральных государств. Численность станочного парка Германии в конце 1942 г. превысила 2 млн. единиц. Выпуск продукции станкостроения составил в этом году 165,9 тыс. металлообрабатывающих станков и машин, главным образом автоматов, полуавтоматов, тяжелых станков специального назначения и кузнечно-прессового оборудования.

Если после приказа Гитлера от 10 января 1942 г. основной упор делался на выпуск вооружения для сухопутной армии, то последующие события на советско-германском фронте и морских коммуникациях привели к соответствующей корректировке военного производства. В январе 1943 г. на заседании центральной плановой комиссии Шпеер заявил, что для успешного продолжения войны в первую очередь необходимо увеличить производство самолетов, танков, подводных лодок 3.

Самолетостроение в стоимостном выражении продолжало занимать значительную долю, составляя в конце 1942 г. 36,3 процента общей стоимости произведенного вооружения и военных материалов. Всего за 1942 г. авиационная промышленность Германии и присоединенных территорий выпустила 14,7 тыс. военных самолетов всех типов 4, из них 3880 самолетов в последнем квартале. В первом квартале 1943 г. их производство возросло до 5513. Выпускались в серийном производстве бомбардировщики Ю-87, Ю-88, Хе-111, Хе-117, истребители Ме-109е, Ме-109ф и ФВ-190. Меньше строилось бомбардировщиков До-217, ФВ-200, двухмоторных тяжелых истребителей Ме-110. Расширялось производство штурмовика «Хен-шель-129а», предназначавшегося для непосредственной поддержки пехоты и борьбы с танками. Самолет имел бронированную кабину, три 20-мм пушки и два пулемета. В 1942 г. выпуск истребителей в общем производстве самолетов превысил 33 процента, а бомбардировщиков — составил около 30 процентов. Следует отметить, что каждая монополия настаивала на выпуске выгодного ей типа самолетов. Во второй половине 1942 г. военно-воздушные силы фашистской Германии понесли тяжелые потери. Однако возросший объем производства авиационной промышленности позволил не только восполнить их, но и увеличить самолетный парк

В 1942 г. значительно возросло производство танков, рост продолжался и в 1943 г. В январе Гитлер потребовал довести ежемесячный выпуск

1 По уточненным данным: The Effects of Strategic Bombing on the German War Economy. Washington, 1945, p. 252, 260; Statistisches Handbuch von Deutschland. 1928-1944. Miinchen, 1949, S. 288; G. Janssen. Das Ministerium Speer. Deutsch-lands. Rustling im Krieg, S. 76, 326, 389.

2 Statistisches Handbuch von Deutschland. 1928—1944, S. 312; ИВИ. Документы и материалы, ф. 239, on. 98, д. 543, л. 16.

3 W. Вlеуеr. Staat und Monopole im totalen Krieg, S. 74.

4 Промышленность Германии в период войны 1939—1945 гг., стр. 99, 270.

танков до 1500 машин, а в марте приказал увеличить расходы на танкостроение вдвое. Этой отрасли были предоставлены особые преимущества в обеспечении сырьем, рабочей силой и т. д. Однако новая программа оказалась невыполненной. За первые три месяца 1943 г. бронетанковая промышленность выпустила всего 1737 танков и штурмовых орудий. Это объяснялось трудностями перевода производства с одних типов танков на другие. Если в 1942 г. главное место занимал выпуск танков T-III, то теперь выпускались в основном танки T-IV, с более мощным вооружением. Были пущены в серийное производство танки T-VI («Тигр»), Первые 77 машин этого типа были изготовлены еще в 1942 г.1. В первом квартале 1943 г. их выпуск составил всего 104 единицы. Тогда же были изготовлены первые 77 танков T-V («Пантера»). С весны 1943 г. на базе шасси танков Т-Ш и T-IV выпускались 105- и 150-мм штурмовые орудия, было завершено конструирование самоходного орудия — истребителя танков — «Фердинанд». Промышленность освоила выпуск 88-мм самоходных противотанковых пушек. Новые танки обладали большей броневой защитой и более совершенным вооружением.

Информация о работе Развитие машиностроения в Германии во время второй мировой войны