Распад СССР

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 21:04, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе будут выяснены и описаны различные мнения об объективных и субъективных причинах распада огромной страны, а также вероятны ли были другие варианты событий. Будет рассмотрен весь ход событий, который можно системно упорядочить на этапы. События каждого этапа необходимо соотносить с причинами, их вызвавшими, видеть причинно-следственные связи в различных сферах: социальной, государственного аппарата, экономики и т.д. Для объемного раскрытия темы нужно проследить взаимодействие бывших территорий СССР после распада, что поможет также при анализе результатов этого события. На основании всего приведенного материала можно будет сформулировать те последствия, которые принес распад СССР в мировом и локальном контекстах.

Оглавление

Введение………………………………………..…………………..…..….…3
ГЛАВА 1 Предпосылки и причины распада…………….…….5
гЛАВА 2 Ход событий……………………………………..………….…9

2.1 Отделение территорий
2.1.1 Парад суверенитетов
2.1.2 Отделение независимых республик
2.2 Трансформация властных структур
2.3 Роль ГКЧП
2.4 Беловежское соглашение
гЛАВА 3 НОВЫЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ..…20
глава 4 Последствия распада ссср………………………...….23
Заключение……………………………………………………...………..26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...…...……28

Файлы: 1 файл

Курсовая вариант 3.doc

— 76.89 Кб (Скачать)

По итогам выборов в Верховный  Совет  БССР Белорусскому народному фронту удалось сформировать фракцию из 37 человек в парламенте республики. Фракция БНФ не могла в одиночку и при парламентском меньшинстве рассчитывать на сильное влияние при сильной прокоммунистической власти, но она стала центром объединения всех демократических и либеральных сил. Фракция инициировала принятие декларации о государственном суверенитете БССР 27 июля 1990. Двадцать пятого августа 1991 года - через несколько дней после провала августовского путча в Москве - белорусский парламент придал этой декларации официальный статус конституционного закона, фактически провозгласив независимость.

Про крупнейшую же Республику СССР нет смысла писать в этой главе. Россия была центральной, системообразующей силой СССР, и нельзя сказать об ее отделении, скорее об отделении остальных республик от нее. Не зря после развала Союза Россия официально приняла статус преемницы СССР, как оно фактически и является. Но если провести параллель между шагами к независимости в союзных республиках и событиями, де-юре подобными, в России, то кратко история их такова:

12 июня 1990 года Первый Съезд народных  депутатов РСФСР принял Декларацию  о государственном суверенитете  РСФСР, а ровно год спустя, 12 июня 1991 года, состоялись первые в истории России всенародные прямые открытые выборы президента.[9]

Декларация  утвердила приоритет Конституции  и Законов РСФСР над законодательными актами СССР, однако еще не отделила страну от союзных республик.

Очевидно, что отделение разных территорий проходило в немного разной обстановке. В некоторых случаях именно реакция центральной власти на попытки добиться суверенитета и непродуманные попытки реформ сделали отделение неизбежным.

 

 

 

ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР

Советский союз все таки был не просто союзом стран, а единым интегрированным  организмом. Поэтому хотелось бы отметить и некоторые внутренние процессы, происходившие при распаде, постепенную  эволюцию государственных органов под влиянием происходящего.

Я уже писала о том, что была введена  должность президента СССР и упразднена руководящая и направляющая роль партии, а так же создана многопартийность, продолжу о развитии после этих событий.

IV Съезд народных депутатов СССР 26 декабря 1990 г. упразднил Совет  Министров СССР. Взамен был учрежден  Кабинет министров в качестве  исполнительного и распорядительного  органа. Он формировался президентом  и подчинялся непосредственно  ему.

Одновременно  формировались бюрократические  структуры президентской системы  правления: был учрежден пост вице-президента СССР, созданы Высшая государственная  инспекция, подчиненная президенту, Совет Безопасности при президенте, Совет Федерации, который из совещательного органа при президенте становился самостоятельным (под руководством президента). На тот момент в качестве его функции был определен контроль деятельности высших органов государственного управления Союза и республик. Для выполнения отдельных поручений и замещения Президента СССР в случае его отсутствия или невозможности осуществления им своих обязанностей союзный Съезд учредил пост вице-президента, на который, по настоянию М.С. Горбачева, был избран Г.И. Янаев.

Таким образом, Президент СССР (бывший одновременно Генеральным секретарем ЦК КПСС) выводился  из-под контроля партии. Ее Политбюро  и ЦК были сразу практически отстранены от участия в выработке решений об управлении страной, что сделало разделение страны неизбежным, поскольку с фактическим устранением единственной централизованной властной системы и одновременно идеологической опоры терялись всякие надежды на исправление причин, приведших к кризису. Упразднение номенклатуры вместе с лишением КПСС правовых оснований для влияния на политику союзных республик освободило от контроля местные группы управленцев, «национальные элиты». Государственный аппарат СССР превращался в сложный конгломерат групп и кланов с противоречивыми интересами.

IV Съезд народных депутатов РСФСР, прошедший 21-25 мая 1991 года принял закон «О Президенте РСФСР»[9]. В законе было закреплено положение - «Президент - глава исполнительной власти». Он имел право назначать членов правительства, в чем было заложено принципиальное противоречие между двумя конституционно высшими органами государственной власти в России - съездом и президентом. Это противоречие в дальнейшем усугубило конституционный кризис в РСФСР, связанный с суверенизацией и накоплением противоречий и нестыковок. Вместе с тем Съезд усилил позицию главы России на переговорах по реформированию СССР.

В июне 1991 г., в соответствии с принятыми  дополнениями к Конституции РСФСР, в России состоялись выборы первого Президента России. Им стал Борис Николаевич Ельцин, личность которого уже упоминалась и еще будет упоминаться, так как этот человек сыграл одну из главных ролей при распаде СССР.

 

 

 

 

РОЛЬ ГКЧП

Однако и после всех событий, говорящих о невозможности сохранения прежнего государственного строя, тем  более силовыми методами, в рядах коммунистической партии оставалось сильное консервативное крыло. Не мне судить, кто преобладал среди них – искренние идеологи или меркантильные, жаждущие власти политики. Свидетельства очевидцев дают разные мнения. Однако цель они видели в сохранении единого государства и восстановлении прежнего партийного контроля. Именно они предприняли попытку государственного переворота, известную также как «августовский путч». Эти события заняли всего три дня, но были насыщены событиями, имевшими значительные последствия.

Началось  все с того, что 17 августа состоялась встреча будущих членов ГКЧП (Государственный комитет по чрезвычайному положению) на объекте "АБЦ" - закрытой гостевой резиденции КГБ. Было принято решение ввести чрезвычайное положение с 19 августа, сформировать ГКЧП, в ультимативной форме потребовать от Горбачева подписать указы, соответствующие целям комитета или уйти в отставку и передать полномочия вице-президенту Геннадию Янаеву. Бориса Ельцина, который имел большой политический вес среди противников консерватизма, планировалось задержать на аэродроме "Чкаловский" по прилёте из Казахстана, где он в тот момент находился для беседы с министром обороны Язовым, дальше действовать в зависимости от результатов переговоров.

В ГКЧП вошли  вице-президент СССР Геннадий Янаев, премьер-министр СССР Валентин Павлов, министр внутренних дел СССР Борис Пуго, министр обороны СССР Дмитрий Язов, председатель КГБ СССР Владимир Крючков, первый зампред Совета обороны СССР Олег Бакланов, председатель Крестьянского союза СССР Василий Стародубцев, президент Ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, строительства, транспорта и связи СССР Александр Тизяков.[11]

18 августа  представители комитета вылетели  в Крым для переговоров с  Горбачевым, находящимся на отдыхе в Форосе. Горбачев отказывается дать им свое согласие на введение чрезвычайного положения, однако, поскольку этот ответ был вполне ожидаем, заговорщики подготовились к тому, чтобы президент не помешал их планам. В 16.32 на президентской даче были отключены все виды связи, включая канал, обеспечивавший управление стратегическими ядерными силами СССР.[13]

Поскольку провести задержание Ельцина не удалось, после изоляции Горбачёва в Крыму и объявления о создании ГКЧП , он возглавил объединил вокруг себя силы  противодействия заговорщикам и превратил Дом Советов России в центр сопротивления. У Белого дома собрались несколько тысяч граждан, к ним вышел Борис Ельцин. Он зачитал с танка "Обращение к гражданам России", в котором назвал действия ГКЧП "реакционным, антиконституционным переворотом" и не признал их легитимность. Им был издан Указ № 59, где создание ГКЧП было квалифицировано как попытка государственного переворота, а также Указ № 61, которым союзные органы исполнительной власти, включая силовые структуры, были переподчинены президенту РСФСР. Танки на улицах Москвы и сотни тысяч людей характеризуют события этих трех дней. Демократические силы одержали верх и большинство членов ГКЧП были арестованы, а в Москве объявлен траур по погибшим во время беспорядков. До сих пор очевидцы с ужасом вспоминают события тех дней, хаос и разруху на улицах городов, а мы можем видеть фотографии и видеосъемки, похожие на репортажи с передовой.

23 августа  Борис Ельцин подписал указ о приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР, а 6 ноября — о прекращении деятельности КПСС. Поражение путча фактически завершило крах центральной власти СССР, переподчинение властных структур республиканским лидерам и послужило катализатором отделения республик, даже лояльно настроенных по отношению к СССР до этого, и признания уже фактически независимых республик.

 

 

БЕЛОВЕЖСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ

Чтобы обсудить сложившееся положение, С. С. Шушкевич, недавно избранный  председателем Верховного совета Белоруссии, пригласил  Бориса Ельцина и Леонида Кравчука (председатель Верховной рады Украины, позже – первый президент Украины) на правительственную дачу в Вискули (Беловежская пуща) под Брестом. В начале встречи Ельцин передал Кравчуку предложение Горбачева: Украина может внести любые изменения в договор о создании единого государства, но все же подписать его. Ельцин заявил, что подпишет договор только после Кравчука. Кравчук отказался сделать это, ведь фактически для Украины это уже не имело смысла. Судьба СССР была решена. Лидеры трех ключевых республик СССР создавали проекты дальнейшего государственного устройства, которое бы исключило прежнюю систему руководства и самого Горбачева из политической системы будущего союзного государства. Был подготовлен проект Содружества независимых государств (СНГ) — объединения совершенно независимых государств. «Оказывается, все можно решать оперативно, если на дороге нет «бревна», которое называется центр», — заявил Кравчук.[8]

8 декабря  1991 года три политика «оперативно» завершили уничтожение СССР, объявив о прекращении действия договора 1922 года. Юридически это было абсурдно, так как договор 1922 года был поглощен конституцией 1924, а для пересмотра Конституции предполагался совсем другой порядок.

Вообще, о заседании в Беловежской  пуще существует немало легенд. Пожалуй, самая распространённая из них, особенно популярная среди сторонников сохранения Союза, о том, что руководители были не просто не подготовлены для таких решений и некомпетентны, но и весело проводили время, подписав договор в весьма нетрезвом состоянии. Трудно объективно судить о таких слухах. Вокруг любого исторического события обязательно возникают мифы, порой они достоверны, а порой в корне не верны.

После возвращения  из Беларуси Ельцин немедленно сообщил о происшедшем Дж. Бушу и заручился обещанием международного признания акта о ликвидации СССР.

Горбачев  о произошедшем узнал постфактум и, разумеется, не мог спокойно его  принять. Не смирившись с тем, что  его столкнули с политической арены, 9 декабря Горбачев предложил созвать Съезд народных депутатов СССР для обсуждения вопроса об образовании СНГ. «Судьба многонационального государства не может быть определена волей руководителей трех республик», — заявил президент СССР. Но это было не просто решение троих человек. Оно отвечало интересам слишком многих, кто был заинтересован в распаде СССР.

10 декабря  Верховные Советы Украины и  Беларуси ратифицировали соглашение о создании СНГ и денонсировали договор 1922  года «О создании СССР». 12 декабря Верховный Совет РСФСР ратифицировал Соглашение о содружестве независимых государств и денонсировал договор 1922, а также издал постановление о выходе РСФСР из состава СССР[9]. Теперь уже не только фактически, но и юридически советские республики перестали быть единым государством.

После мирового признания этих документов, а также  после присоединения к СНГ большинства бывших республик СССР Михаил Сергеевич Горбачев вынужден был прекратить свои полномочия как президент СССР 25 декабря 1991 года.

Советский Союз перестал существовать.

 

 

НОВЫЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Разумеется, бывшие советские республики не могли в один день стать полностью  отдельными государствами. Получив  на бумаге полную самостоятельность  и независимость, они в дополнение имели и без того кризисную  экономику, все связи в которой  были налажены под нужды единого  государства. Разрыв этих связей означал  бы необходимость создания экономики  каждой страны с фактического нуля. К тому же и общественное сознание было ориентировано на единство, а международные интересы требовали от молодых государств срочно искать союзников. Так что на территории бывшего СССР сразу образовалось сначала СНГ, а потом и множество других союзов.

СНГ (содружество независимых Государств)

После подписания Беловежского соглашения было основано новая межгосударственная структура  – Содружество Независимых Государств. Изначально в нее вошли Россия, Украина и Беларусь, однако планировалось вступление всех бывших советских республик.

13 декабря  1991 года в городе Ашхабад состоялась  встреча президентов пяти центрально азиатских государств, входивших в состав СССР: Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Итогом стало заявление, в котором страны выразили согласие войти в организацию, но при условии обеспечения равноправного участия субъектов бывшего Союза и признания всех государств СНГ в качестве учредителей. Впоследствии президент Казахстана Н. Назарбаев предложил собраться в Алма-Ате для обсуждения вопросов и принятия совместных решений.

В организованной специально для этих целей встрече  приняли участие главы 11 бывших союзных  республик: Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины (из бывших союзных республик отсутствовали Латвия, Литва, Эстония и Грузия). Результатом стало подписание 21 декабря 1991 года Алма-Атинской декларации, в которой были указаны цели и принципы СНГ. В частности, в ней закреплялось положение о том, что взаимодействие участников организации «будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием». Также сохранялось объединённое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием, фиксировалось уважение сторон к стремлению к достижению статуса безъядерного и (или) нейтрального государства, приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства. Констатировался факт прекращения существования СССР с образованием СНГ.

Информация о работе Распад СССР