Распад СССР: объективные и субъективные факторы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:51, контрольная работа

Краткое описание

Дезинтеграционные процессы начались в Советском Союзе уже в середине 1980-х гг. В этот период в условиях ослабления идеологического диктата и всевластия КПСС, появился кризис национально-государственного устройства страны. Оказалось, что в стране имеется немало этнических конфликтов, которые в обстановке гласности всплыли на поверхность (например, грузино-абхазский, армяно-азербайджанский). В республиках набирали силу националистические движения, которые отчасти поддерживались республиканским руководством, опасавшимся за свою судьбу в свете неопределенных перспектив КПСС. В ряде республик обострились отношения между титульными нациями и русскими.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 44.90 Кб (Скачать)

Другим непосредственным поводом развития событий стал указ российского Президента от 20 июля 1991 г. о департизации в РСФСР госучреждений, нанесший по монополии КПСС сильный удар. На местах началось вытеснение партноменклатуры из областных структур и замена ее новым.

Накануне подписание нового союзного договора в отсутствие Президента СССР М.С. Горбачева, находившегося в это время на отдыхе в Форосе, утром 19 августа телевидение и радио объявили о создании Государственного Комитета по Чрезвычайному Положению (ГКЧП), в который вошли вице-президент Янаев, премьер-министр Павлов, председатель КГБ Крючков, ряд других ответственных работников. ГКЧП заявил о своем намерении восстановить порядок в стране и предотвратить развал Союза. В стране вводилось чрезвычайное положение, закрывались демократические газеты, ужесточалась цензура.

Введением чрезвычайного  положения «гэкачеписты» рассчитывали вернуть страну назад: ликвидировать  гласность, многопартийность, коммерческие структуры. В обращении «К советскому народу» ГКЧП объявлял себя истинным защитником демократии и реформ, щедро  обещал в кратчайший срок облагодетельствовать все слои советского общества –  от пенсионеров до предпринимателей.

Главные события этих дней развернулись в Москве. 19 августа  в столицу были введены танки  и бронетранспортеры, которые перекрыли  основные магистрали города. Был объявлен комендантский час. Однако эти действия вызвали обратную реакцию. Путчисты просчитались в главном – за годы перестройки советское общество сильно изменилось. Свобода стала  для людей высшей ценностью, окончательно исчез страх. Большая часть населения  страны отказалась поддержать неконституционные  методы выхода из кризиса. К вечеру 19 августа десятки тысяч москвичей  устремились к Дому Советов РСФСР  горожанам обещалось предоставить земельные участки.

Сопротивление мерам ГКЧП возглавил Б.Н. Ельцин и руководство России. Они организовали своих сторонников на митинги протеста, строительство баррикад у здания парламента. Войска, введенные в Москву, отказались стрелять в народ. В условиях фактического бездействия ГКЧП сторонникам Ельцина удалось довольно быстро переломить ситуацию в свою пользу. 22 августачлены ГКЧП были арестованы.

Анализ событий 19–21 августа 1991 г. показывает, что на их исход повлияли не столько силовые факторы или правовая обоснованность позиций сторон, сколько чувство политической ситуации, умение собрать в нужный момент и в нужном месте своих сторонников и поставить противника в такие условия, в которых даже численное или силовое превосходство не принесет ему победу.

Одна из главных целей  ГКЧП состояла в том, чтобы «надавить» на российское руководство, заставить  сесть за стол переговоров и сформулировать приемлемые для сохранения СССР и  вывода страны из кризиса условия  будущего Союзного договора. При этом его лидеры не без оснований рассчитывали на неприятие большинством населения  М.С. Горбачева и отсутствие массовой устойчивой политической базы у Ельцина, а также на подвластные им, союзным руководителям, КГБ, МВД и СА СССР. Однако они недооценили информационно-политическую и организационную «отмобилизованность», бескомпромиссность позиции, готовность оппонентов идти «до конца», а также неприятие населением военного вмешательства.

Тбилисский, бакинский и  вильнюсский «синдромы», когда армия  использовалась против экстремистов, но была подвергнута хуле за то, что  было поднято оружие против «мирного населения», затрудняли и даже делали практически невозможным ее привлечение  длч активных действий в Москве. Но в тех случаях применению Вооруженных  сил все же предшествовали крупные  провокации, в столице же все приобретало  вид «верхушечной разборки». В ГКЧП победила позиция тех, кто предлагал  привлечь армию для оказания психологического давления. Как позже говорил маршал Д.Т. Язов, он согласился войти в Комитет с твердой оговоркой, что армии будет отведена роль пассивной давящей силы. Нежелание силовых структур (армии, КГБ, МВД) участвовать в политических «разборках», активное неприятие ГКЧП рядом высокопоставленных военных во многом предрешили исход начавшегося 19 августа противостояния.

В ночь с 20 на 21 августа произошел  инцидент, которому было суждено оказать  значительное влияние на развитие политической си туации. При странных обстоятельствах  погибли три молодых человека из числа «защитников» Белого дома.

Последовавшее позже расследование  этих событий показало, что случившееся  было, скорее, даже», – не несчастным случаем, а результатом заранее продуманной провокации. Тем не менее факт пролития крови «мирных» жителей находящимися в подчинении ГКЧП военными стал последней каплей, которая предрешила конец колебаний и без того неустойчивых сторонники Комитета, позволив российскому руководству начать развернутое политическое наступление на своих противников и одержать полную и безоговорочную победу.

Утром 21 августа Коллегия Министерства обороны СССР высказалась  за вывод войск из Москвы и отмену повышенной готовности.

Августовские события  и победа российского руководства  способствовали резкому ускорению  развития политических процессов и  изменению расстановки сил в  стране. Коммунистическая партия, скомпрометировавшая  себя участием членов ее высших органов  в перевороте, была запрещена. Президент  СССР Горбачев по сути стал выполнять  декоративную роль. Большинство республик  после попытки переворота отказалось от подписания Союзного договора. В  повестку дня стал вопрос о дальнейшем существовании СССР.

В попытках избавиться от дискредитированного  центра в декабре 1991 г. в Минске встретились лидеры России, Украины и Белоруссии и заявили о прекращении действия Союзного договора 1922 г. и намерении создать Содружество Независимых Государств (СНГ). Оно объединило 11 бывших союзных республик (без Грузии и государств Прибалтики.

2. Распад СССР  и «парад суверенитетов»

распад политический парад  суверенитет

После августовского кризиса  сложилась ситуация, когда принимаемые  лидерами решения определялись не Конституцией и законами СССР, а реальным соотношением сил и по-разному понимаемой «политический  целесообразностью». Республиканские  органы власти действовали уже без  оглядки на союзный Центр. Выступление  ГКЧП стало удобным поводом для  отказа от серьезных интеграционных предложений. С' конца августа начался  набиравший все большие темпы  демонтаж союзных политических и  государственных структур. На этом основании некоторые историки полагают, что в действительности Советский  Союз «умер» сразу после августа, продолжая формально существовать до конца года.

Сразу после упразднения  ГКЧП Президент РСФСР Б.Н. Ельцин приостановил деятельность КПСС на территории Российской Федерации, а в ноябре 1991 г. запретил ее вовсе, что неизбежно повлекло за собой ликвидацию КПСС как единой общесоюзной партии. После этого процесс раздробления СССР стал необратимым. Уже в августе три прибалтийские республики заявили о своем выходе из СССР. Президент М.С. Горбачев подписал указ о признании этого выхода.

Очередной съезд народных депутатов СССР (конец августа  – начало сентября 1991 г.) объявил о самороспуске.

М.С. Горбачев, отказавшись от поста генерального секретаря ЦК КПСС, продолжал бороться за Союзный договор, получая ограниченную поддержку лишь от лидеров Белоруссии, Казахстана и среднеазиатских республик. В сентябре по инициативе Горбачева началась проработка идеи образования вместо СССР Союза суверенных государств, который должен был представлять собой фактически конфедерацию, но с институтом единой президентской власти (весьма урезанной). По сути это была последняя попытка центра, агонизирующего под мощным давлением рвущихся к безраздельной власти республиканских правящих элит, предотвратить бесконтрольный развал СССР и неизбежные при таком повороте событий бедствия и страдания миллионов простых людей во всех концах бывшего Союза.

М.С. Горбачев пытался начать новые переговоры с республиками, но большинство их руководителей после событий августа 1991 г. отказались от подписания договора. На Украине был проведен новый референдум, на котором большинство населения высказалось за независимость.

24 августа 1991 г. ВС УССР провозгласил Украину независимым демократическим государством, заявив, что с этого момента

действующими на территории являются лишь Конституция, законы, постановления  и другие акты законодательства республики. В тот же день о своей независимости  заявила Белоруссия, 27 августа это  сделала Молдавия, 30-го – Азербайджан, 31-го – Киргизия и Узбекистан. Грузинский лидер 3. Гамсахурдиа выступил с требованием, чтобы мировое сообщество фактически и юридически признало независимость  Грузии. Верховные Советы Латвии, Литвы  и Эстонии еще 20–21 августа объявили о своей независимости и восстановлении конституций, действовавших до 1940 г. Независимость трех последних Россия признала уже 24 августа

Распад Советского Союза  подтолкнул «парад суверенитетов» бывших автономных республик и даже автономных областей в России. Осенью 1991 г. все автономные республики провозгласили себя суверенными государствами.

Августовские события  коренным образом изменили соотношение  сил в стране. Б.Н. Ельцин стал народным героем, предотвратившим государственный переворот. М.С. Горбачев потерял практически всякое влияние. Б.Н. Ельцин один за другим брал в руки рычаги власти. Был подписан его указ о запрете КПСС, руководство которой обвинили в подготовке переворота. М.С. Горбачев вынужден был согласиться с этим, подав в отставку с поста Генерального секретаря. Началось реформирование структур КГБ.

8 декабря 1991 г. лидеры России, Украины и Белоруссии (Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук, С.С. Шушкевич) объявили о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств(СНГ). Этот акт вошел в историю как <Беловежское соглашение>. 21 декабря к СНГ присоединились поставленные перед свершившимся фактом руководители еще восьми республик (Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизстан, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан), санкционировав темсамым кончину Союза.

Ликвидация СССР автоматически  означала ликвидацию органов бывшего  Союза. Был распущен Верховный Совет  СССР, ликвидированы союзные министерства. В декабре 1991 г. ушел в отставку с поста президента М.С. Горбачев. Советский Союз прекратил существование.

3. Последствия  распада СССР

3.1 Экономические  последствия

1. В экономической области  распад СССР привел к развалу  большей части традиционных связей  между хозяйственными субъектами  в бывших республиках и резкому  сокращению производства. Разрушение  этих связей было также предопределено  различиями в сроках, глубине  и масштабности рыночных преобразований, изменении структуры цен и  т.п. в постсоветских государствах. Резко возросла экономическая  и социальная цена реформ в  экономике для всех государств.

Отделение среднеазиатских  республик устранило один из традиционных рисков ускоренной модернизации: аграрное перенаселение на фоне постиндустриальной невозможности использования избыточных трудовых ресурсов.

2. Распад СССР значительно  уменьшил как в России, так  и в других государствах СНГ  возможности для экономического  маневра финансовыми, производственными,  природными и другими ресурсами  вследствие обособления экономик  и повсеместного экономического  кризиса.

В этой ситуации Россия проиграла  меньше других в силу сравнительной  мощи и диверсифицированности своей  экономики, а главное – относительной  самодостаточности ее экономического потенциала. «Освобождение» России от, как правило, менее подготовленных к введению рыночных отношений республик, возможно, несколько облегчило ее переход к этим отношениям (мы не даем оценок стратегии этого перехода).

3. Россия в ряде отношений  выиграла как от того, что постепенно  отпала необходимость субсидировать  бывшие советские республики, так  и от изменения структуры цен.

Вместе с тем накопление крупного – и имеющего тенденцию  к безвозмездности – долга  за российские энергоресурсы и иную продукцию со стороны Украины  и некоторых других республик  показывает, что Россия в ряде отношений  продолжает играть роль донора на бывшем советском пространстве без особых экономических или политических выгод для себя.

4. Менее гарантированным  стал доступ России к внешним  рынкам потребителей ее энергоресурсов. Осложнилась ситуация с доступом  к морским портам

5. Государственная территория  сократилась на четверть, население  – на половину. Обострилась проблема  неразвитости инфраструктуры, в  особенности в новых приграничных  областях страны. Увеличилась разность  ресурсного и воспроизводственного  потенциалов. Первый оценивается  в 27 трлн. долларов, в несколько  раз превосходя потенциал США.  Второй – на 87% ниже американского  (по объему ВВП 1995 г.).

6. На несколько лет  стал затрудненным доступ на  рынки сопредельных государств (часть  из них утрачена безвозвратно), что стоило России значительных  потерь в виде недополученных  доходов, а также имело серьезную  социальную цену из-за временной  утраты возможности снабжать  внутренний российский рынок  относительно более дешевыми  потребительскими товарами из  стран бывшего СССР (например, некоторыми  продовольственными товарами, в  особенности сезонными овощами,  фруктами и т.п.).

3.2 Политические  последствия

1. В политической сфере  распад СССР положил начало  долговременному процессу изменения  мирового и региональных балансов  сил: экономических, политических, военных. Вся система международных  отношений стала менее стабильной  и менее предсказуемой. Отодвинулась  угроза возникновения мировой, в том числе ядерной войны, однако повысилась вероятность локальных войн и вооруженных конфликтов.

2. Резко уменьшились политический  потенциал и влияние России  по сравнению с СССР, ее способность  отстаивать свои интересы. Сохранив 4/5 территории СССР, она имеет  немногим более половины населения  бывшего Союза, контролирует не  более половины союзного валового  национального продукта 1990 г. и сохранила около 60% его оборонной промышленности.

3. Возникла проблема меньшинств, живущих вне своих национальных  отечеств. Их численность в результате  процессов миграции последних  десяти лет составляет около  50–55 млн. человек, в т. ч. 20–25 млн. русских. Защита их интересов методами традиционной дипломатии в долгосрочном плане практически невозможна и требует иных, комплексных стратегий.

Информация о работе Распад СССР: объективные и субъективные факторы