Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 09:21, контрольная работа
Целью работы является анализ причин распада СССР, анализ геополитических последствий распада СССР, рассмотрение политического и экономического развития России с 1991 по 2008гг. Что же касается источников, в качестве основных были использованы рекомендованные учебные пособия, а именно Согрин В.В. Политическая история современной России, Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: учебное пособие, История России. Курс лекций. В 2-х томах / Под ред. Б.В. Личмана(Том 1), История России. ХХ век / Отв. ред. В.П. Дмитренко.
Для того, чтобы понять процессы, происходившие в СССР и приведшие к его распаду, а в дальнейшем и к образованию нового государства, необходимо рассмотреть особенности развития этого государства, форму правления в СССР, государственный режим, форму административно-территориального устройства а так же некоторые другие проблемы советской государственности.
Введение…………………………………….……………………… 3
1 Поиск путей обновления советского общества во второй половине 80-х гг. Начало перестройки............................................
4
1.1 Советский союз в первой половине 80-х годов........................ 4
1.2 Начало перестройки. 1985-й - «Больше социализма!»…………. 6
2 2 Распад СССР и его геополитические последствия…………………………………………………………
13
2.1 Причины распада СССР……………………………………….. 13
2.2 Последствия распада СССР…………………………………… 14
3 Политическое и экономическое развитие России (1991 – 2008 гг.)…………………………………………………………………… 22
Заключение………………………………………………………….….28
Список используемой литературы……………………………………29
В течение первых месяцев существования СНГ лидеры основных союзных республик рассматривают вопрос о формировании единых вооружённых сил СНГ, однако этот процесс развития не получил. Все бывшие советские республики отзывают призывников, проходящих службу на территории других республик, и приступают к формированию национальных армий.
Первое военное ведомство
появилось в РСФСР в
Собственное министерство обороны РСФСР учреждено 19 августа 1991 временно, 9 сентября 1991 упразднено. Также власти РСФСР предпринимали во время путча 1991 года попытки учреждения Российской гвардии , формирование которой было поручено президентом Ельциным вице-президенту Руцкому.
Предполагалось сформировать 11 бригад численностью 3-5 тыс. чел. каждая. В ряде городов, в первую очередь в Москве и Санкт-Петербурге, начался приём добровольцев; в Москве этот набор был прекращён 27 сентября 1991, к этому времени комиссия московской мэрии успела отобрать в предполагаемую Московскую бригаду национальной гвардии РСФСР около 3 тыс. чел.
Был подготовлен проект соответствующего указа президента РСФСР, вопрос проработан в ряде комитетов Верховного Совета РСФСР. Однако соответствующий указ так подписан и не был, и формирование национальной гвардии было прекращено.
Вооружённые силы РСФСР образованы указом президента РФ Бориса Ельцина от 7 мая 1992 года. В соответствии с этим указом вновь создаётся министерство обороны РФ.
23 мая 1992 года в соответствии с этим указом министр обороны Павел Грачёв издаёт приказ № 16.
Вывод частей Советской Армии закончен в 1994.
На момент распада СССР на территории Украины находились три военных округа, численностью до 780 тыс. военнослужащих. В их состав входили многочисленные соединения Сухопутных Войск, одна ракетная армия, четыре воздушных армии, армия ПВО и Черноморский Флот.
24 августа 1991 Верховная
Рада принимает постановление
о подчинении Украине всех
Вооружённых Сил СССР, находящихся
на её территории. В их число
входили, в частности, 1272 межконтинентальные
баллистические ракеты с
В настоящее время Вооружённые Силы Украины (укр. Збройні сили України) насчитывают до 200 тыс. чел. Ядерное оружие вывезено в Россию.
Формируются по призыву.
На момент распада СССР на территории республики располагался Белорусский военный округ численностью до 180 тыс. военнослужащих. В мае 1992 округ распущен, 1 января 1993 всем военнослужащим предложено присягнуть Республике Беларусь, либо уволиться.
На текущий момент Вооружённые Силы Беларуси насчитывают до 72 тыс. чел, разделяются на армию, авиацию и внутренние войска. Ядерное оружие вывезено в Россию. Формируются по призыву.
Летом 1992 Министерство Обороны Азербайджана выдвинуло ультиматум ряду частей и соединений Советской Армии, дислоцированных на территории Азербайджана, передать вооружение и военную технику республиканским властям во исполнение указа президента Азербайджана. В результате к концу 1992 Азербайджан получил достаточно техники и оружия, чтобы сформировать четыре мотопехотные дивизии.
Формирование Вооружённых Сил Азербайджана проходило в условиях карабахской войны. Несмотря на военную и экономическую помощь Турции (так, на стороне Азербайджана воевало до 2 тыс. моджахедов) и экономическую блокаду Нагорного Карабаха, Азербайджан потерпел поражение; определённую роль сыграла поддержка, оказанная Россией армянской стороне.
Формирование национальной армии началось с января 1992. На 2007 год состоит из Сухопутных войск, ВВС, войск ПВО, и пограничных войск, и насчитывает до 60 тыс. чел. Тесно взаимодействует с армией территории с неурегулированным статусом Нагорный Карабах (Армия Обороны Нагорно-Карабахской Республики, до 20 тыс. чел), и миротворческим российским контингентом до 5 тыс. чел].
В связи с тем, что на момент распада СССР на территории Армении не оказалось ни одного военного училища, офицеры национальной армии обучаются в России.
Первые национальные вооружённые формирования существуют уже на момент распада СССР (Национальная Гвардия, основанная 20 декабря 1990, также военизированные формирования Мхедриони). Источником оружия для разнообразных формирований становятся части и соединения распадающейся Советской Армии. В дальнейшем формирование грузинской армии происходит в обстановке резкого обострения грузино-абхазского конфликта, и вооружённых столкновений между сторонниками и противниками первого президента Звиада Гамсахурдиа.
На 2007 год численность Вооружённых Сил Грузии доходит до 28,5 тыс. чел., разделяются на Сухопутные войска, ВВС и ПВО, ВМС, Национальную гвардию.
Первоначально правительство
объявляет о намерении
В настоящее время насчитывает до 74 тыс. чел. в регулярных войсках, и до 34,5 тыс. чел. в военизированных формированиях. Состоит из Сухопутных войск, Сил воздушной обороны, Военно-морских сил и Республиканской гвардии, четыре региональных командования (Астана, Запад, Восток и Юг). Ядерное оружие вывезено в Россию. Формируется по призыву, срок службы 1 год.
Статус бывшего Черноморского флота СССР был урегулирован только в 1997 году с разделом между Россией и Украиной. Несколько лет он сохранял неопределённый статус, и служил источником трений между двумя государствами.
Примечательна судьба единственного советского полноценного авианосца Адмирал Флота Кузнецов — он был достроен к 1989 году. В декабре 1991 ввиду своего неопределённого статуса прибыл из Черного моря и присоединился к российскому Северному флоту, в составе которого остаётся по сей день. При этом все самолёты и лётчики остались на Украине, повторное укомплектование произошло только в 1998.
Строящийся одновременно с «Адмиралом Кузнецовым» авианосец «Варяг» к моменту распада СССР находился на готовности 85 %. Продан Украиной Китаю.
В результате распада СССР число ядерных держав увеличилось, так как на момент подписания Беловежских соглашений советское ядерное оружие дислоцировалось на территории четырёх союзных республик — России, Украины, Белоруссии и Казахстана.
Совместные дипломатические усилия России и Соединённых Штатов Америки привели к тому, что Украина, Белоруссия и Казахстан отказались от статуса ядерных держав, и передали России весь военный атомный потенциал, оказавшийся на их территории.
В 2002 году вступает в силу новый Закон «О гражданстве Российской Федерации», устанавливающий гражданство в соответствии с этими вкладышами. В 2004, как отмечалось выше, проводится замена советских паспортов на российские.
С распадом СССР территория Калининградской области, включённая в состав СССР после Второй мировой войны и на 1991 год административно входившая в состав РСФСР, вошла также в состав современной Российской Федерации. Вместе с тем она оказалась отрезана от остальных областей РФ литовской и белорусской территорией.
В начале 2000-х годов, в связи с намечаемым вхождением Литвы в Евросоюз, а затем — в Шенгенскую зону, статус транзитного наземного сообщения Калининграда с остальными территориями РФ стал вызывать определённые трения между властями РФ и Евросоюза.
3 Политическое
и экономическое развитие
В декабре 1991 г . Российская Федерация вместе с другими республиками бывшего Союза вступила на путь самостоятельного существования.
Первым шагом реформ стала либерализация цен с января 1992 года на большинство товаров и продуктов. Цены возросли за 6 месяцев в 10–12 раз. Все сбережения населения моментально обесценились. Большинство населения тем самым оказывалось за чертой бедности – не случайно реформа была определена в народе «грабительской».
Либерализация цен вызвала резкий рост тарифов на перевозку, цен на энергию, сырье и т. д. Началось сокращение спроса на многие товары и виды продукции. В сельском хозяйстве повышение цен на горючее, технику, стройматериалы вызвало рост цен на зерно и овощи, а подорожание кормов вело к сокращению поголовья скота, к падению производства мяса и молока. Отечественные сельхозпродукты стали дороже импортных, что вело к свертыванию всего агропромышленного комплекса.
В декабре 1992 года VII съезд народных депутатов России потребовал отставки правительства Е. Гайдара. Новым главой правительства был утвержден В.С. Черномырдин.
Следующим этапом реформ стала приватизация государственных предприятий. Концепция приватизации была разработана Госкомимуществом России во главе с А. Чубайсом. Согласно ей было проведено акционирование государственных предприятий, 51% акций распределялись между работниками предприятий, а остальные поступали в открытую продажу: каждому россиянину выдавался приватизационный чек (ваучер), стоимостью в 10 тысяч рублей (сумма была определена исходя из оценки имущества российских предприятий на 1 января 1992 г. в 1 трлн. 400 млрд. руб.) С 1 января 1993 г. на ваучер можно было приобрести акции любого предприятия. По всей стране создавались чековые инвестиционные фонды, задачей которых была аккумулирование средств населения и обеспечение инвестиции в производство. В социальном плане приватизации преследовалась цель: «создание класса собственников». Однако, вследствие инфляции, ваучеры полностью обесценились. Многочисленные инвестиционные фонды, собиравшие ваучеры у населения, один за другим объявляли себя банкротами. Фактически произошел бесплатный раздел бывшего государственного имущества между чиновниками, непосредственно осуществлявшими приватизацию, представителями бывшей партийной и хозяйственной номенклатуры. Приватизация все более принимала криминальный характер.
Этап ваучерной приватизации завершился в 1994 г. Удалось создать слой крупных частных собственников.
Второй этап приватизации начался в 1995 году. Цель его была в «создание эффективного собственника». От ваучерной приватизации перешли к денежной. К этому времени расслоение общества резко усилилось. К началу 1994 года доходы 10% наиболее обеспеченных в 11 раз превышали доходы такой же доли наименее обеспеченных. На этом этапе продажа акций предприятий осуществлялась по определенному графику на аукционах. Доходы от денежной приватизации оказались ниже, чем ожидалось. Государственные чиновники активно лоббировали интересы тех или иных банковских структур.
К началу 1996 года темпы спада производства снизились, но лишь за счет экспортно-ориентированных отраслей сырьевой и перерабатывающей промышленности. Новые собственники приватизированных предприятий резко сократили объемы вложений в долгосрочные программы развития производства.
Информация о работе Распад СССР и его геополитические последствия