Раскол Русской православной церкви в XVII в. Движение старообрядцев

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 13:42, контрольная работа

Краткое описание

Реформа патриарха Никона, которая спровоцировала раскол в Русской православной церкви в XVII веке, явилась важнейшим событием в истории православия на Руси. Реформа должна была уничтожить разночтение в богослужебных книгах и различия в церковных обрядах. Не было единодушия лишь в вопросе, что взять за основу реформы – переводы византийских богослужебных книг на старославянский язык, сделанные в 1453 году, или греческие тексты. По личному указанию Никона были сделаны новые переводы греческих текстов, при этом в них появились разночтения с древними славянскими переводами. Это послужило формальным основанием для раскола.

Оглавление

I . Истоки возникновения раскола…................................................................. 4
1. Введение................................................................................................................. 3
Ситуация в государстве в 40-60-х г. XVII века....................................... 4
2. Русская православная церковь накануне раскола.............................................. 5
II. Раскол Русской православной церкви в XVII веке..................................... 7
1. Избрание Никона патриархом............................................................................. 7
2. Начало реформ...................................................................................................…8
3. Дальнейшее расширение раскола..................................................................... 10
4. Борьба с расколом церкви................................................................................. 11
III. Движение старообрядцев......................................................................…..14
1. Возникновение старообрядчества..................................................................... 14
2. Основные течения старообрядчества................................................................ 14
3.Движение старообрядчества от раскола до наши времен.................................15
Заключение............................................................................................................. 17 Список литературы…...................................................................................... ..… 18
Приложение ........................................................................................................... 19
1. Патриарх Никон...................................................................................................19
2. Протопоп Аввакум.............................................................................................. 21

Файлы: 1 файл

3.история.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

В целом, движение раскола  –  реакционное  движение.  Оно  препятствовало прогрессу, объединению земель России в  единое  государство. 

В тоже  время раскол показал стойкость, мужество народа России  в  отстаивании своих  взглядов,  веры,  (сохранение  старинного  уклада  жизни,   порядков, установленных предками).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Гумилев Л.Н. «От Руси до России: очерки этнической истории», изд. «Рольф, Москва, 2000. 10 с.

2.   Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Москва: Изд-во Эксмо, 2004. 1024 с.

3. Пушкарев С.Г. «Обзор Русской Истории»,  изд. «Наука», Москва, 1991. 390с.

4. Сапожникова Н.Д., Коноплева Л.А. Отечественная история. IX-XX вв. Уч. пособие.-Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2003. 527с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

1. Патриарх Никон.

 

Никон (1605-1681). Светское имя Никита Минов.

Родился в семье мордовского крестьянина в селе Вельдеманово  Нижегородского края.

Самостоятельно научился чтению.

В 19 лет стал священником в своем селе.

В  1635 г. ушел в Соловецкий  монастырь и постригся в монахи.

С  1643  года – игумен Кожеозерского монастыря.

В 1646 году приезжает в Москву, где представляется молодому царю Алексею Михайловичу.

Патриарх Никон


 

На Алексея Михайловича Никон производит сильнейшее впечатление своей величественной наружностью, красноречием и славой подвижника.

В 1646 г. по настоянию царя Никон поставлен архимандритом Новоспасского монастыря в Москве, где и примкнул к влиятельному «Кружку ревнителей благочестия».

С  1648  года – митрополит Новгородский (2-я по важности должность в церковной иерархии).

В 1650 г., участвуя в подавлении Новгородского восстания, проклял всех без разбора жителей Новгорода, чем только сплотил и ожесточил их.

В 1652 году, после смерти патриарха Иосифа, по желанию и настоянию царя, Никон возведен в сан патриарха Московского и всея России.

В 1652 г. получил от царя Алексея Михайловича огромную власть и аналогичный царскому титул «Великого Государя».

В 1653 г. начинает реформы в Русской православной церкви.

В 1654 г. царь Алексей Михайлович уезжает на войну с Речью Посполитой и поручает патриарху все управление государством и попечение над царской семьей.

Никон активно участвует в решении вопросов политической жизни России. Склоняет царя к прекращению войны с Польшой и к началу войны со Швецией в Прибалтике. Потерпев неудачу в этой кампании, царь ставит провал в вину патриарху.

Никон выдвинул лозунг «священство выше царства» вызвав тем самым гнев царя.

Окончательный разрыв происходит в 1658.

Никон оставляет патриарший престол и удаляется в Новоиерусалимский Воскресенский монастырь, в надежде на то, что царь его скоро вернет.

Этого не происходит, царь приказывает ему оставаться в монастыре.

В 1664 г. самовольно приезжает в Москву и пытается снова занять патриарший престол. Царь высылает его обратно.

В 1666-67 г. решением Великого Церковного Собора лишен сана патриарха и выслан в Ферапонтов Белозерский монастырь.

В 1681 году царь Федор Алексеевич разрешает ему вернуться в Новоиерусалимский монастырь по дороге в который Никон умирает.

 

 

 

2. Протопоп Аввакум

Аввакум Петрович (1620/21 — 14.04.1682).

Сын сельского  священника.

Протопоп Аввакум является одним из основателей старообрядчества, писателем.

В 1646 — 1647, находясь в Москве, был связан с «кружком ревнителей благочестия» и стал известен царю Алексею Михайловичу.

Протопоп Аввакум. Фрагмент иконы 17 в.


В 1652 году - протопоп в городе Юрьевце Повольском, затем священник Казанского собора в Москве. Во главе ревнителей «старого благочестия» Аввакум ведет жестокую борьбу с Никоном. Называет его в своих писаниях «предтечей Антихриста», «Никоном носатым и брюхатым, борзым кобелем, отступником и еретиком».

В 1653 году за резкое выступление против церковной реформы Никона с семьёй был сослан на 10 лет в Тобольск, а затем в Даурию.

Резкие выступления против Никона привлекли к Аввакуму многочисленных сторонников, в том числе и  представителей знати (например, боярыню Морозову).

В 1663 году царь Алексей Михайлович вызывает его в Москву с целью примирить с официальной церковью. Но Аввакум не отказывается от догм старой веры и своих взглядов и продолжает настойчивую борьбу с церковными нововведениями. В челобитной царю, он обвиняет Никона в ереси.

В 1664 году был сослан в Мезень.

В 1666 его вызвали в Москву и на церковном соборе расстригли, предали анафеме и в 1667 сослали в Пустозерский острог. В Пустозерском остроге заточен в земляной сруб.

Во время 15-летнего пребывания в сыром земляном срубе Аввакум не прекращал идейной борьбы. Здесь он написал главные свои произведения: «Книгу бесед», «Книгу толкований», «Житие» (между 1672 и 1675) и др. Аввакум был выдающимся писателем своего времени. Его «Житие» является одним из замечат. произведений древне-русской литературы.

По указу царя Федора Алексеевича в 1681 г. вместе с ближайшими сподвижниками Аввакум был сожжён в срубе.

Закончил свою жизнь с твердыми убеждениями в своей вере и правоте.

Это был талантливый и образованный человек своего времени. Неистовый Аввакум – называли его в народе.

 

 

 


 



Информация о работе Раскол Русской православной церкви в XVII в. Движение старообрядцев