Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 13:42, контрольная работа
Реформа патриарха Никона, которая спровоцировала раскол в Русской православной церкви в XVII веке, явилась важнейшим событием в истории православия на Руси. Реформа должна была уничтожить разночтение в богослужебных книгах и различия в церковных обрядах. Не было единодушия лишь в вопросе, что взять за основу реформы – переводы византийских богослужебных книг на старославянский язык, сделанные в 1453 году, или греческие тексты. По личному указанию Никона были сделаны новые переводы греческих текстов, при этом в них появились разночтения с древними славянскими переводами. Это послужило формальным основанием для раскола.
I . Истоки возникновения раскола…................................................................. 4
1. Введение................................................................................................................. 3
Ситуация в государстве в 40-60-х г. XVII века....................................... 4
2. Русская православная церковь накануне раскола.............................................. 5
II. Раскол Русской православной церкви в XVII веке..................................... 7
1. Избрание Никона патриархом............................................................................. 7
2. Начало реформ...................................................................................................…8
3. Дальнейшее расширение раскола..................................................................... 10
4. Борьба с расколом церкви................................................................................. 11
III. Движение старообрядцев......................................................................…..14
1. Возникновение старообрядчества..................................................................... 14
2. Основные течения старообрядчества................................................................ 14
3.Движение старообрядчества от раскола до наши времен.................................15
Заключение............................................................................................................. 17 Список литературы…...................................................................................... ..… 18
Приложение ........................................................................................................... 19
1. Патриарх Никон...................................................................................................19
2. Протопоп Аввакум.............................................................................................. 21
В целом, движение раскола – реакционное движение. Оно препятствовало прогрессу, объединению земель России в единое государство.
В тоже время раскол показал стойкость, мужество народа России в отстаивании своих взглядов, веры, (сохранение старинного уклада жизни, порядков, установленных предками).
Список литературы
1. Гумилев Л.Н. «От Руси до России: очерки этнической истории», изд. «Рольф, Москва, 2000. 10 с.
2. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Москва: Изд-во Эксмо, 2004. 1024 с.
3. Пушкарев С.Г. «Обзор Русской Истории», изд. «Наука», Москва, 1991. 390с.
4. Сапожникова Н.Д., Коноплева Л.А. Отечественная история. IX-XX вв. Уч. пособие.-Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2003. 527с.
Приложение
1. Патриарх Никон.
|
Никон (1605-1681). Светское имя Никита Минов. Родился в семье мордовского крестьянина в селе Вельдеманово Нижегородского края. Самостоятельно научился чтению. В 19 лет стал священником в своем селе. В 1635 г. ушел в Соловецкий монастырь и постригся в монахи. С 1643 года – игумен Кожеозерского монастыря. В 1646 году приезжает в Москву, где представляется молодому царю Алексею Михайловичу. |
Патриарх Никон |
На Алексея Михайловича Никон производит сильнейшее впечатление своей величественной наружностью, красноречием и славой подвижника.
В 1646 г. по настоянию царя Никон поставлен архимандритом Новоспасского монастыря в Москве, где и примкнул к влиятельному «Кружку ревнителей благочестия».
С 1648 года – митрополит Новгородский (2-я по важности должность в церковной иерархии).
В 1650 г., участвуя в подавлении Новгородского восстания, проклял всех без разбора жителей Новгорода, чем только сплотил и ожесточил их.
В 1652 году, после смерти патриарха Иосифа, по желанию и настоянию царя, Никон возведен в сан патриарха Московского и всея России.
В 1652 г. получил от царя Алексея Михайловича огромную власть и аналогичный царскому титул «Великого Государя».
В 1653 г. начинает реформы в Русской православной церкви.
В 1654 г. царь Алексей Михайлович уезжает на войну с Речью Посполитой и поручает патриарху все управление государством и попечение над царской семьей.
Никон активно участвует в решении вопросов политической жизни России. Склоняет царя к прекращению войны с Польшой и к началу войны со Швецией в Прибалтике. Потерпев неудачу в этой кампании, царь ставит провал в вину патриарху.
Никон выдвинул лозунг «священство выше царства» вызвав тем самым гнев царя.
Окончательный разрыв происходит в 1658.
Никон оставляет патриарший престол и удаляется в Новоиерусалимский Воскресенский монастырь, в надежде на то, что царь его скоро вернет.
Этого не происходит, царь приказывает ему оставаться в монастыре.
В 1664 г. самовольно приезжает в Москву и пытается снова занять патриарший престол. Царь высылает его обратно.
В 1666-67 г. решением Великого Церковного Собора лишен сана патриарха и выслан в Ферапонтов Белозерский монастырь.
В 1681 году царь Федор Алексеевич разрешает ему вернуться в Новоиерусалимский монастырь по дороге в который Никон умирает.
2. Протопоп Аввакум
Аввакум Петрович (1620/21 — 14.04.1682). Сын сельского священника. Протопоп Аввакум является одним из основателей старообрядчества, писателем. В 1646 — 1647, находясь в Москве, был связан с «кружком ревнителей благочестия» и стал известен царю Алексею Михайловичу. |
|
Протопоп Аввакум. Фрагмент иконы 17 в. |
В 1652 году - протопоп в городе Юрьевце Повольском, затем священник Казанского собора в Москве. Во главе ревнителей «старого благочестия» Аввакум ведет жестокую борьбу с Никоном. Называет его в своих писаниях «предтечей Антихриста», «Никоном носатым и брюхатым, борзым кобелем, отступником и еретиком».
В 1653 году за резкое выступление против церковной реформы Никона с семьёй был сослан на 10 лет в Тобольск, а затем в Даурию.
Резкие выступления против Никона привлекли к Аввакуму многочисленных сторонников, в том числе и представителей знати (например, боярыню Морозову).
В 1663 году царь Алексей Михайлович вызывает его в Москву с целью примирить с официальной церковью. Но Аввакум не отказывается от догм старой веры и своих взглядов и продолжает настойчивую борьбу с церковными нововведениями. В челобитной царю, он обвиняет Никона в ереси.
В 1664 году был сослан в Мезень.
В 1666 его вызвали в Москву и на церковном соборе расстригли, предали анафеме и в 1667 сослали в Пустозерский острог. В Пустозерском остроге заточен в земляной сруб.
Во время 15-летнего пребывания в сыром земляном срубе Аввакум не прекращал идейной борьбы. Здесь он написал главные свои произведения: «Книгу бесед», «Книгу толкований», «Житие» (между 1672 и 1675) и др. Аввакум был выдающимся писателем своего времени. Его «Житие» является одним из замечат. произведений древне-русской литературы.
По указу царя Федора Алексеевича в 1681 г. вместе с ближайшими сподвижниками Аввакум был сожжён в срубе.
Закончил свою жизнь с твердыми убеждениями в своей вере и правоте.
Это был талантливый и образованный человек своего времени. Неистовый Аввакум – называли его в народе.
Информация о работе Раскол Русской православной церкви в XVII в. Движение старообрядцев