Раскол Русской православной церкви в XVII в. Движение старообрядцев

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 13:42, контрольная работа

Краткое описание

Реформа патриарха Никона, которая спровоцировала раскол в Русской православной церкви в XVII веке, явилась важнейшим событием в истории православия на Руси. Реформа должна была уничтожить разночтение в богослужебных книгах и различия в церковных обрядах. Не было единодушия лишь в вопросе, что взять за основу реформы – переводы византийских богослужебных книг на старославянский язык, сделанные в 1453 году, или греческие тексты. По личному указанию Никона были сделаны новые переводы греческих текстов, при этом в них появились разночтения с древними славянскими переводами. Это послужило формальным основанием для раскола.

Оглавление

I . Истоки возникновения раскола…................................................................. 4
1. Введение................................................................................................................. 3
Ситуация в государстве в 40-60-х г. XVII века....................................... 4
2. Русская православная церковь накануне раскола.............................................. 5
II. Раскол Русской православной церкви в XVII веке..................................... 7
1. Избрание Никона патриархом............................................................................. 7
2. Начало реформ...................................................................................................…8
3. Дальнейшее расширение раскола..................................................................... 10
4. Борьба с расколом церкви................................................................................. 11
III. Движение старообрядцев......................................................................…..14
1. Возникновение старообрядчества..................................................................... 14
2. Основные течения старообрядчества................................................................ 14
3.Движение старообрядчества от раскола до наши времен.................................15
Заключение............................................................................................................. 17 Список литературы…...................................................................................... ..… 18
Приложение ........................................................................................................... 19
1. Патриарх Никон...................................................................................................19
2. Протопоп Аввакум.............................................................................................. 21

Файлы: 1 файл

3.история.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

Царю Алексею Михайловичу иногда приходилось браться за перо и в письмах просить Никона быть помягче к тому или иному вельможе, который имел несчастье прогневать патриарха.

2. Начало реформ

Чрезмерно сильная воля и жажда деятельности Никона не давали ему покоя, ему хотелось совершить что-нибудь необычайное. Он хотел быть творцом, строителем, но воспитание, полученное Никоном, «осудило его на слишком узкий кругозор». Ему негде было приобрести и усвоить ясных и сильных убеждений о необходимости просвещения, о научном образовании.

Он получил воспитание у желоводского монаха, ограничивался чтением кое-каких церковных книг в плохих переводах, часто непонятных. Никон поневоле усвоил грубость окружавшей его среды и перенес её с собой на патриарший престол.

У Никона благочестие не шло дальше соблюдения обрядности. Таков был идеал церкви по Никону.

«Ревнители благочестия» поначалу совсем не опасались вновь избранного патриарха, ибо были с ним коротко знакомы и принадлежали к числу его единомышленников. Так же как и они, Никон был сторонником введения единогласия и сам в начале своего патриаршества крестился двумя перстами. Но Епифаний Славинецкий не терял времени даром: через некоторое время он сумел убедить Никона, что его друзья не правы и исправлять церковные книги все-таки необходимо. «Достойно и праведно исправлять, сообразно старым харатейным и греческим спискам».

Никон передает типографию и дело исправления книг Епифанию Славинецкому с его «киевскою братиею» и греку Арсению Суханову.

В Великий пост 1653 г. Никон в особой «памяти» (меморандуме) предписал своей пастве принять троеперстие. Тогда же в Москву прибыл горячий поклонник (а после столь же горячий противник) Никона - антиохийский патриарх Макарий, и в стране было официально объявлено о введении троеперстия, а те, кто продолжал употреблять при молитве двоеперстие, были преданы церковному проклятию.

Между тем, у Никона появились враги: «то были отставленные справщики, которых самолюбие было сильно задето». Они говорили, что он поддаётся «наущениям киевлян, зараженных латинской ересью». Горячими противниками Никона становятся протопоп Иван Неронов его и друг, юрьевский протопоп Аввакум, живший в его доме, во время пребывания в Москве. Неронов оставлял пока вопрос об исправлениях в стороне и «нападал» на Никона за его жестокость. «Патриарх, мучитель, терзает свою братию членов церкви, творит над ними поругание, одних расстригает, других проклинает», писал Неронов своим друзьям.

Интересно, что именно отношение к своим бывшим друзьям ярче всего характеризует Никона как личность. Позднее, когда Иван Неронов, сосланный Никоном, решил примириться с нововведениями, он был немедленно прощен - Никон отнесся к нему великодушно. Его интересовало лишь беспрекословное подчинение своей патриаршей власти. Но те, кто, как протопоп Аввакум, не пожелали поступиться своей совестью и склониться перед властью Никона, продолжали оставаться в ссылках.

3. Дальнейшее расширение раскола.

Выступления Нерона, Аввакума и других защитников «старой веры» получили поддержку в различных слоях русского общества.

Раскол начал приобретать общенациональный размах. В него вовлекались широкие массы верующих, официальная церковь и церковная власть. Большая часть низшего духовенства, менее образованная, видевшая в реформе церкви ущемление своих интересов и прав, полностью встала на сторону защитников «старой веры». Своими действиями они влияли на широкие массы прихожан, которые тоже становились яростными защитниками «старой веры». Взаимное ожесточение в религиозной борьбе дошло до того, что знаменитый Соловецкий монастырь на Белом море не только отказался принять «еретические» никонианские книги, но и оказал открытое вооруженное сопротивление церковной и гражданской власти. Соловецкие монахи на царское требование подчиниться дерзко ответили: «Вели, государь, на нас свой царский меч прислать и от сего мятежного жития преселити нас на оное безмятежное и вечное житие». В 1668 г. началась 8-ми летняя вооруженная борьба соловецких монахов с царскими стрельцами.

В раскольное движение включались многочисленные массы горожан, (посадских людей). Призывы сторонников «старой веры» получали поддержку и среди представителей светской знати, в том числе - и в окружении царя.

В скором времени, после начала церковных реформ, стало отчётливо просматриваться образование двух сторон раскола. Первую сторону составляли сторонники реформ, которую возглавляла официальная церковь во главе с патриархом и царем. Вторую сторону составляли, в основном, широкие народные массы и низшее звено церковных деятелей.

По существу, это противостояние двух сторон привело к отделению новой, послереформенной, поддерживаемой официальной властью в лице царя, церкви от представителей старой церкви, которых стали называть раскольниками. Сами себя раскольники стали называть старообрядцами.

4. Борьба с расколом церкви 

С первых дней проявления раскола, на неподчинение низших служителей церкви реформе, патриарх Никон ответил применением к ним суровых насильственных мер. Жестоко были наказаны лидеры раскола протопопы Аввакум и Иван Неронов. Многие служители церковного культа были сосланы, многих лишили сана, заточили в монастырь. Представителей раскола из других слоёв населения также подвергли жестоким наказаниям. Их ссылали в Сибирь, приговаривали к смертной казни.

На защиту церковных реформ встал и царь Алексей Михайлович. Однако окружению царя, в лице недовольных патриархом бояр, удалось очернить Никона в глазах Алексея Михайловича. Отношения патриарха и царя резко испортились, царь стал всячески избегать встреч со своим бывшим наставником и другом.

В 1658 г. раздраженный патриарх, написав царю: «отхожу ради твоего гнева», внезапно покинул Москву и удалился в Новоиерусалимский Воскресенский монастырь (в 40 верстах от Москвы). Никон при этом не отказался от патриаршества, оставив русскую церковь без высшего руководителя в такое тяжелое время. Это ненормальное положение сохранялось на протяжении 8-ми лет.

В 1666-67 г. в Москве состоялся великий церковный собор с участием двух восточных патриархов Паисия Александрийского и Макария Антиохийского и нескольких греческих епископов. Собор выслушал жалобы царя  на патриарха Никона, объяснения самого Никона, и признал Никона виновным в том, что он «вверенную ему паству самовольно остави без всякого понуждения и нужды» и тем внес смуту и расстройство в церковную жизнь. В наказание великий собор лишил Никона патриаршего сана и сослал простого монаха Никона на жительство в Ферапонтов Белозерский монастырь.

Церковные исправления, произведенные Никоном, собор одобрил, а «еретиков и раскольников» предал «анафеме» и отлучил от церкви.

Великий церковный собор 1666-67 года своим решением официально закрепил послереформенную церковь – «официальной и государственной». Старообрядцы-раскольники были отлучены от официальной государственной церкви, стали её врагами, и собор принял решение ликвидировать их силой.

Принятие такого решения собором и особенно предание старообрядчества «анафеме», церковному проклятию, вызвало новое обострение противостояния официальной церкви со старообрядцами.

Этот этап раскола совпал с периодом крестьянских бунтов в России. В Крестьянской войне под руководством Болотникова, Степана  Разина, Василия Уса на Дону лозунги «борьбы за старую веру» стали широко использоваться вдохновителями бунтов.

Соловецкое восстание 1668-1676 годов было раскольническим восстанием в защиту «старой веры». Соловецкие монахи были твердо убеждены, что измена старой вере означала измену «Церкви и Самому Богу». Поэтому они писали: «Лучше нам временною смертью умереть, нежели вечно погибнуть. И если нас предадут огню и мукам или на части рассекут, мы и тогда не изменим апостольскому преданию вовеки». Монахи не согласились признать приехавших из Москвы архимандритов. В этой борьбе монахов монастыря поддерживали многочисленные беглые люди из стрельцов, крестьян, казаков.

В ответ на все просьбы и мольбы соловецких иноков царь послал в Соловецкий монастырь стрелецкую команду, чтобы силой «заставить убогих старцев принять новые книги». Иноки не пустили к себе стрельцов и закрылись в обители за толстыми каменными стенами, готовясь к защите. Царские войска осаждали Соловецкий монастырь в течение восьми лет, с 1668 по 1676 г. Наконец, в ночь на 22 января 1676 г., в результате предательства «одного из братии, нового иуды», стрельцы ворвались в обитель, и началась страшная расправа с жителями монастыря. Было замучено до 400 человек: одних повесили, других порубили на плахах, третьих утопили в проруби. Были такие, которых вморозили в лед или подвесили на крючьях, подцепив за ребра. Лишь 14 человек  уцелели в тот роковой день. Тела убитых монахов не хоронили полгода, пока не пришел царский указ – предать их земле. Разгромленный и разграбленный Соловецкий монастырь был заселен присланными из Москвы монахами, принявшими новую правительственную веру и новые книги.

Отделение последователей раскола от  официальной  церкви  породило  с  их стороны  новые  формы  борьбы. Борьба  эта  по-прежнему  продолжается   под знаменем сохранения старых обрядов, старой веры, «древлего благочестия» но в ней появляются новые черты. Старообрядцы не  признают   новых  богослужебных книг, новых обрядов. С  целью  сохранения  «старой  веры»  многочисленные  представители старообрядчества  стали   покидать   места   своего   проживания   и  организовывать в глухих местах или на окраинах России  свои  общины, скиты, тайные секты, монастыри и т. д. Массовый уход в глухие места, Сибирь, Поволжье, районы Севера, на южные окраины государства и даже  в другие государства. В наиболее фанатичных общинах старообрядцев широкое  распространение получила  практика  «огненных  крещений»  (самосожжений)  под  видом спасения  души.  Но раскольничество с  самого  начала  и  особенно  позднее  не  было единым.  Оно   всё   более   и   более   становилось   неоднородным, распадающимся на отдельные общины, секты, «корабли» и  т.  д.  Этому способствовала большая их изолированность друг от друга и всё  более возрастающая  роль  лидеров  общин,  скитов,   монастырей,   которые вырабатывали свою местную религиозную практику.

III. Движение старообрядцев.

1. Возникновение старообрядчества.

Старообрядчество как религиозно-общественное движение возникло в России в середине XVII века в связи с проводившейся патриархом Никоном религиозной реформой. Отделение старообрядцев-раскольников от официальной церкви происходило под призывы о сохранении старой веры, старинных обрядов, «древлего благочестия». Преследуемые со стороны официальных властей и церкви, старообрядцу уходят в отдаленные районы России, где создают собственные, обособленные от «никониян» общины. Старообрядцы не признают исправленных церковных богослужебных книг, новых икон, троеперстия вместо двуперстия и т.д. В некоторых общинах создаются старообрядческие школы – «грамотицы».

Старообрядчество с самого его возникновения не было единым движением. К концу XVII – началу XVIII в. движение старообрядцев распадается на множество течений, получивших название «толков» и «согласий».

2. Основные течения старообрядчества.

К концу XVII столетия, раскольничество постепенно становится неоднородным.  Оно  распадается  на  множество «толков» и «согласий».

Наиболее известные из них - поповщина и беспоповщина.

Поповцы  признали  необходимость  духовенства   (своих   священников)   и проведения  всех  церковных  таинств  по  старой   вере.   Основные   районы распространения поповщины – Керженские леса, Стародубье, Дон, Кубань.

Беспоповцы отрицали  необходимость церковной иерархии (иметь  своих  священников  (попов))  и отвергали проведения некоторых церковных таинств. Распространение получили в основном на севере Российского государства.

3. Движение старообрядчества  от раскола до наших времен

По мере того, как старообрядческие общины втягивались в рыночные отношения, в них росло предпринимательство. Из среды старообрядцев вышло множество купцов. Постепенно, с течением времени, большинство старообрядческих «согласий» утратили свою оппозиционность по отношению к официальной церкви и царской власти. Особенно это относится к поповщине, из которой вышло много купцов и предпринимателей.

В 1800 году часть старообрядцев-поповцев пошла на соглашение с официальной церковью. Сохранив свою обрядность, они стали подчиняться местным епархиальным архиереям.

Поповцы не пожелавшие пойти на соглашение, создали свою церковную организацию, которую в середине 19 века возглавил боснийский архиепископ Амвросий. Центром старообрядческой организации он сделал Белокриницкий монастырь.

В 1853 году была создана Московская старообрядческая архиепископия, ставшая вторым таким центром. Часть общины поповцев, которые принимали «беглых» попов (перешедших к ним из господствующей церкви), стали называться «беглопоповщиной». Они не признавали Белокриницкую иерархию.

К концу 17 века вокруг Выговской общины сложился наиболее умеренный в беспоповщине, поморский толк.

На северо-западе России распространилась «федосеевщина», порвавшая с «поморянами».

В первой половине 18 века от поморского толка отделились «филипповцы», которые проповедовали необходимость самоуморений и самосожжений.

В 1971 году Поместный Собор Русской православной церкви принял решение о более лояльном и терпимом отношении к старообрядцам. Однако эта мера не привела к их примерению с ортодоксальным православием.

До наших дней существуют три основных ветви «Древлеправославного старообрядчества»: Белокриницкая иерархия, беглопоповское согласие и поморское согласие.

 

Заключение.

Церковный раскол затронул все слои населения России, проник в политику  государства того периода.

Движение раскола и борьба с ним господствующих классов  России сопоставима с религиозными войнами Запада.

Раскол оставил на теле России глубокие, незаживающие рубцы. В  результате борьбы с расколом погибли тысячи людей,  в  том  числе  и  дети.  Перенесены тяжелые муки, исковерканы судьбы тысячи людей.

Информация о работе Раскол Русской православной церкви в XVII в. Движение старообрядцев