Раскол Русской православной церкви в XVII в. Движение старообрядцев

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 13:42, контрольная работа

Краткое описание

Реформа патриарха Никона, которая спровоцировала раскол в Русской православной церкви в XVII веке, явилась важнейшим событием в истории православия на Руси. Реформа должна была уничтожить разночтение в богослужебных книгах и различия в церковных обрядах. Не было единодушия лишь в вопросе, что взять за основу реформы – переводы византийских богослужебных книг на старославянский язык, сделанные в 1453 году, или греческие тексты. По личному указанию Никона были сделаны новые переводы греческих текстов, при этом в них появились разночтения с древними славянскими переводами. Это послужило формальным основанием для раскола.

Оглавление

I . Истоки возникновения раскола…................................................................. 4
1. Введение................................................................................................................. 3
Ситуация в государстве в 40-60-х г. XVII века....................................... 4
2. Русская православная церковь накануне раскола.............................................. 5
II. Раскол Русской православной церкви в XVII веке..................................... 7
1. Избрание Никона патриархом............................................................................. 7
2. Начало реформ...................................................................................................…8
3. Дальнейшее расширение раскола..................................................................... 10
4. Борьба с расколом церкви................................................................................. 11
III. Движение старообрядцев......................................................................…..14
1. Возникновение старообрядчества..................................................................... 14
2. Основные течения старообрядчества................................................................ 14
3.Движение старообрядчества от раскола до наши времен.................................15
Заключение............................................................................................................. 17 Список литературы…...................................................................................... ..… 18
Приложение ........................................................................................................... 19
1. Патриарх Никон...................................................................................................19
2. Протопоп Аввакум.............................................................................................. 21

Файлы: 1 файл

3.история.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение 

«Российский государственный профессионально-

педагогический университет»

Институт психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНА РАБОТА

по курсу «Отечественная история»

Раскол Русской православной церкви в XVII в.

Движение старообрядцев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                         Выполнил: Опарина А.А

                                                                            студент группы:

                                                                            Проверил:                 

 

                                                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург, 2013

 

Содержание

  I . Истоки возникновения раскола…................................................................. 4

1. Введение................................................................................................................. 3

Ситуация в государстве в 40-60-х г. XVII века....................................... 4

2. Русская православная церковь  накануне раскола.............................................. 5

II. Раскол Русской православной церкви в XVII веке..................................... 7

1. Избрание Никона патриархом............................................................................. 7

2. Начало реформ...................................................................................................…8

3. Дальнейшее расширение раскола.....................................................................  10

4. Борьба с расколом церкви.................................................................................  11

   III. Движение старообрядцев......................................................................…..14

1. Возникновение старообрядчества..................................................................... 14

2. Основные течения старообрядчества................................................................ 14

3.Движение старообрядчества от раскола до наши времен.................................15

Заключение.............................................................................................................  17 Список литературы…...................................................................................... ..… 18

Приложение ...........................................................................................................  19

1. Патриарх Никон...................................................................................................19

2. Протопоп Аввакум.............................................................................................. 21

 

 

 

Введение.

Реформа патриарха Никона, которая спровоцировала раскол в Русской православной церкви в XVII веке, явилась важнейшим событием в истории православия на Руси. Реформа должна была уничтожить разночтение в богослужебных книгах и различия в церковных обрядах. Не было единодушия лишь в вопросе, что взять за основу реформы – переводы византийских богослужебных книг на старославянский язык, сделанные в 1453 году, или греческие тексты. По личному указанию Никона были сделаны новые переводы греческих текстов, при этом в них появились разночтения с древними славянскими переводами. Это послужило формальным основанием для раскола.

Все нововведения, предложенные реформаторами во главе с Никоном, касались обрядовой стороны, а не существа православия. Однако у них  сразу нашлись ярые противники. На лозунг главного из них - протопопа Аввакума: «Как жили наши отцы и деды, так и мы должны жить», горячо откликнулись воинствующие религиозные деятели из духовенства, которые яростно защищали патриархальный быт и старые церковные обряды, старинные духовные книги, а также верующие, не принявшие изменения привычных обрядов.

В произошедших затем событиях ярче всех проявились  позиции царя Алексея Михайловича, патриарха Никона и  протопопа Аввакума.

Эти исторические личности оказали огромное влияние на развитие и дальнейший ход истории раскола.

В результате цепи трагических событий, произошедших во второй половине XVII века, церковь закрепила за собой роль государственной церкви (официальной), тесно срослась с монархическим строем России и стала опорой самодержавия и выразителем его интересов.

Последствия этого раскола православной церкви оказали значительное влияние на весь дальнейший ход истории государства российского.

 

I. Истоки возникновения раскола

1. Ситуация в Российском государстве  в 40-60-х г. XVII века.

В 40-60-х годах XVII века, накануне раскола, в Российском государстве правил царь Алексей Михайлович. Царь Алексей вступил на престол в 16-ти летнем возрасте. Главную роль в управлении государством играл его воспитатель, боярин Борис Иванович Морозов (1590-1661), который руководил приказами Большой казны, Стрелецким, Аптекарским, Новой четью. Стремясь увеличить доходы казны, Морозов сократил жалованье служилым людям и ввёл высокий косвенный налог на соль. Морозова окружали многочисленные приказные дельцы, своекорыстные и самоуправные, которые угнетали, притесняли и раздражали московское население. В итоге, летом 1648 года в Москве вспыхнул бунт. Мятежники, явившись к царю, потребовали казни Морозова и ряда других чиновников. Но царь укрыл боярина в своем дворце, «отпросил» его от казни и отправил в фиктивную ссылку в Кириллов монастырь. Нескольких чиновников из окружения Морозова москвичи «миром убили», «и в те поры всякие люди пошли по всей Москве боярских дворов грабить и жечь».

В ряде челобитных, обращенных к царю, москвичи, жалуясь ему на произвол, насилие и злоупотребления приказных чиновников, требовали, чтобы управление и суд в Московском государстве были поставлены на основу закона, известного всем. Дело в том, что в то время законы и указы царя не публиковались и были известны только приказным дельцам, которые, пользуясь этим, ловко манипулировали ими по своему усмотрению. На совещании царя с боярами и высшим духовенством было решено законы «написати и изложити, по его государеву указу, общим советом, чтобы Московского государства всяких чинов людем, от большего и до меньшего чину, суд и расправа была во всяких делах всем ровна». Заседавший в 1648-1649 годах Уложенный собор рассмотрел и утвердил предложенный ему проект кодекса, получившего впоследствии название «Соборное Уложение 1649 г.». Уложение было скреплено подписями высшего духовенства (начиная от патриарха), бояр и выборных людей (всего 315 подписей), - «чтобы то все Уложенье впредь было прочно и неподвижно». Новое Уложение напечатали в количестве 2000 экземпляров и разослали по всему государству.

Соборное Уложение 1649 г., с одной стороны, было шагом вперед, т.к. стремилось поставить суд у управление в государстве на прочное и «неподвижное» основание закона, но с другой стороны, прикрепляло крестьян к владельцам, посадских людей к тяглым посадским общинам и этим усиливало и укрепляло тот «тягловый» строй, который так тяжело давил на низшие слои населения.

То и дело в государстве всыхивали мятежи. В 1650 г. в Новгороде и Пскове вспыхнули серьезные мятежи. Новгородский мятеж утих сравнительно скоро, а вот Псковский продолжался несколько месяцев.

В 1654 г. началась война с Польшей за Малороссию. Это принесло населению новые тяготы.

Правительство, остро нуждаясь в деньгах для ведения войны, в 1656 г.приступило к чеканке медных денег. Медные деньги выпускались по цене серебряных, что очень быстро привело к падению их стоимости. Началась страшная дороговизна, от которой жестоко страдали низшие слои московского населения. Летом 1662 г. в Москве произошел серьезный «медный бунт», и в 1663 г., медные деньги отменили и из оборота изьяли.

2. Русская православная  церковь накануне раскола

В XVII столетии Россию ждали события, потрясшие духовную основу государства - Церковь. Как и всегда, при всеобщем увлечении борьбой за власть, дела более прозаические: хозяйственные нужды, забота о просвещении, культуре и тому подобное - не то чтобы игнорировались, но поневоле уходили на второй план. Жизнь же - прежде всего проза, то есть обычай, обиход, традиция, а Смута ввергла страну в большой беспорядок, даже в хаос.

Беспорядок обнаружился и в Церкви, которая не смогла выполнить роль «духовного врача», хранителя нравственного здоровья народа. Естественно, что после Смуты реформа Церкви стала самой насущной проблемой. Остро стоял вопрос о так называемом многогласии. В храмах Великороссии для экономии времени практиковались одновременные службы разным святым и разным праздникам, ибо службы были очень длинные и «выстаивать их целиком московитам было недосуг: то в Орду надо ехать, то в Тверь, а то с татарами сшибка». В предшествующие времена многогласие никого не волновало. Иначе взглянули на него в эпоху бунтов и самозванцев: теперь казалось, и в этом был резон, что прихожане выходят из-под влияния Слова Божьего. Это надлежало исправить.

Однако конфликтная ситуация этим не исчерпывалась. Конфликт только разрастался. Его обусловили различия в московском и греческом обряде, прежде всего в перстосложении: великороссы крестились двумя перстами, греки - тремя. Эти различия привели к спору об исторической правоте.

Фактически спор свелся к выяснению вопроса о том, появился ли русский церковный обряд (двуперстие, «осьмиконечный» крест, богослужение на семи просфорах, сугубая «аллилуйя», хождение «посолонь», то есть по солнцу, при совершении обрядов и так далее) в результате искажения невежественными переписчиками богослужебных книг или нет.

Доказано (в частности, Е. Е. Голубинским - самым авторитетным историком Церкви), что русские вовсе не исказили обряд и что в Киеве при князе Владимире крестились двумя перстами - точно так же, как крестились в Москве до середины XVII в. Дело в том, что в эпоху христианизации Руси в Византии пользовались двумя уставами: Иерусалимским и Студийским, которые в обрядовом отношении разноречили. Восточные славяне приняли и соблюдали первый; у греков, а вслед за ними и у других православных народов, в том числе у малороссов, возобладал второй.

Вообще следует сказать, что обряды - это не догматы. Догматы должны быть святы и нерушимы, обряды же могут меняться, что на Руси происходило не раз, и притом без особых потрясений. Например, при митрополите Киприане: в 1551 г. Стоглавый собор понудил псковичей, употреблявших троеперстие, вернуться к двуперстию.

Но к середине XVII в. обстоятельства радикально изменились. Уходила в прошлое «светлая Русь» с ее относительным единством в мировоззрении и поведении людей. Стране предстоял троякий выбор: изоляционизм (путь Аввакума); создание теократической вселенско-православной империи (путь Никона); вхождение в «концерт» европейских держав (выбор Петра), с неизбежным подчинением Церкви государству.

II. Раскол Русской православной церкви в XVII веке.

1. Избрание Никона патриархом

Появившиеся в Москве еще до присоединения Украины киевские монахи, самым замечательным из которых был Епифаний Славинецкий, стали настаивать на исправлении церковной службы и книг в соответствии со своими представлениями.

В этот острый момент умер патриарх Иосиф (1652). Нужно было избрать нового патриарха; без патриаршего благословения в ту пору на Москве никакого государственного, а уж тем более церковного мероприятия провести было невозможно. Сам царь Алексей Михайлович, человек благочестивый и набожный, был сильно заинтересован в скорейшем избрании патриарха и хотел видеть на патриаршем престоле своего «собинного друга» - новгородского митрополита Никона, которого очень ценил и с которым всегда считался.

Будущий патриарх московский Никон был человеком крайне тщеславным и властолюбивым. Происходил он из мордовских крестьян и в миру носил имя Никиты Минича.

Сделав головокружительную карьеру, Никон прославился твердым нравом и суровостью, характерной не столько для церковного иерарха, сколько для светского властителя.

Имея огромное влияние на царя и власть над боярами и руководствуясь принципом «Божее выше царева», Никон задумал узаконить свои права, получив власть в государстве, равную царской.

Вопрос об избрании Никона на патриарший престол был решен заранее, так как многие бояре поддержали желание царя и в пользу кандидатуры Никона высказались в своих посланиях православные патриархи Востока: константинопольский, иерусалимский, антиохийский и александрийский.

Никон, конечно, знал об этом, но, желая иметь абсолютную власть, прибег к давлению. Во время процедуры поставления в патриархи он в присутствии царя демонстративно отказался принять знаки патриаршего достоинства. Все были потрясены.

Никон отрекался до момента, пока, наконец, 22 июля сам царь Алексей Михайлович, окруженный боярами и бесчисленным народом, в Успенском соборе, перед мощами св. Филиппа, стал кланяться Никону в ноги и со слезами на глазах умолял его принять патриарший сан. И тогда Никон сурово спросил, «будут ли меня почитать, как архипастыря и отца верховнейшаго и дадут ли мне устроить церковь?». Лишь получив царское слово и согласие на это всех присутствовавших, Никон согласился взять символ патриаршей власти - посох первого жившего в Москве русского митрополита Петра.

25 июля 1652 г. Никон стал патриархом  и получил от царя огромную  власть и аналогичный царскому  титул «Великого Государя».

Никон в соответствии с духом времени не всегда был сдержан, распоряжаясь своей властью, не только по отношению к людям Церкви, но и по отношению к князьям и боярам.

Информация о работе Раскол Русской православной церкви в XVII в. Движение старообрядцев