Прусская конституция 1850 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:12, реферат

Краткое описание

Целью данного исследования является – исследование Прусской конституции 1850 года и её законодательной, исполнительной, судебной власти.
Для достижения данной цели нужно решить следующие задачи:
Рассмотреть роль прихода к власти Бисмарка;
Выявить рабочие политические партии Германии;
Проанализировать конституционную хартию Пруссии 1850 г.;
Исследовать первые конституции германских государств.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
3
КОСТИТУЦИОННЫЙ КРИС В ПРУССИИ
1.1 Приход к власти Бисмарка
8
Рабочие политические партии Германии
13
2. КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКАНОДАТЕЛЬСТВО ГЕРМАНИИ
2.1 Конституционная хартия Пруссии 1850 г.
16
2.2 Первые конституции германских государств
21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
27

Файлы: 1 файл

Прусская конституция 1850-курсовая.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прусская  конституция 1850

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

3

  1. КОСТИТУЦИОННЫЙ КРИС В ПРУССИИ

1.1 Приход  к власти Бисмарка

8

    1. Рабочие политические партии Германии

13

2. КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКАНОДАТЕЛЬСТВО ГЕРМАНИИ

2.1 Конституционная хартия Пруссии 1850 г.

16

2.2 Первые конституции германских государств

21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

25

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

27


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Как дань революции в  Конституции Пруссии декларируются  права и свободы, перечень которых  был более обширным, чем в прежних конституциях: равенство перед законом, уничтожение сословных привилегий и преимуществ, доступность всех общественных должностей, личная свобода, неприкосновенность личной собственности, жилища, свободы слова (с запрещением цензуры), собраний, союзов (сопровождаемые ссылками на необходимость "соблюдения общественной безопасности" и возможность их временного запрещения) и пр. Подробная регламентация всех этих прав и свобод должна была быть осуществлена текущим законодательством, которое так и осталось неразработанным.

Эти пробелы заполнялись  впоследствии правительственными распоряжениями, например от 1863 г., согласно которому административные органы получили право запрещать  газеты и журналы после двух предупреждений, "если их направленность подвергала опасности общественное благополучие". Такую "направленность" усматривали, например, в действиях лиц, которые осуждали военную политику правительства.

Значительное место  в конституции традиционно было уделено развитию школьного образования. Провозглашалась свобода "науки и преподавания", бесплатное обучение в публичных начальных школах. Государство при этом гарантировало выделение необходимых средств для их содержания. Предоставлялось также право учреждать частные школы и руководить ими всем лицам, могущим доказать "нравственную, научную и техническую способность" к этому. Вместе с тем Конституция предписывала строгий государственный надзор за школами с целью пресечения всякого вольнодумства. Учителя публичных школ наделялись правами и обязанностями государственных чиновников со всеми вытекающими из этого последствиями.

Политика прусского  правительства в сфере образования  преследовала цели создания эффективно действующего бюрократического аппарата и грамотной современной армии. Ее преимущества и проявились в войне  с Австрией 1866 г., в которой по признанию многих историков "победил грамотный прусский солдат".

Армии в Конституции 1850 г. уделялось особое внимание. Высшее командование ею принадлежало королю. В ст. 34-39 закреплялась всеобщая воинская повинность, право короля в случае войны созывать народное ополчение, использовать армию для подавления внутренних беспорядков, издавать постановления о воинской дисциплине. Было постановлено также, что статьи Конституции, посвященные основным правам и свободам, будут применяться в войсках лишь настолько, насколько они "не противоречат военным законам и требованиям военной дисциплины". Более детальное рассмотрение многочисленных армейских запретов, вместе с уставами и пр., должно было стать предметом особых законов и правительственных распоряжений. Так как они были к тому времени уже педантично разработаны текущим законодательством и правительственными распоряжениями Пруссии, их впоследствии фактически без изменений ввели в право Германской империи.

Последующие титулы (III-VI) Конституции посвящены высшим органам государственной власти, схема которых, компетенция и взаимоотношения мало чем отличались от соответствующих разделов других октроированных германских хартий.

Личность короля также  провозглашалась неприкосновенной (но не священной), в его руках сосредоточивались командование армией, назначение правительства, и прежде всего министра- президента, ответственного перед ним, всех высших гражданских и военных должностных лиц, право объявлять войну и мир, заключать договоры (торговые договоры, возлагающие обязательства государства на частных лиц, подлежали одобрению палат). По этой же схеме определялись отношения короля и палат в сфере законодательства, исходящей из формулы "законодательная власть осуществляется совместно королем и обеими палатами". Предусматривалось и право короля на издание особых распоряжений (под ответственность государственного министерства), "когда этого требовало сохранение общественной безопасности или устранение необычных бедствий, если палаты не заседали". Королю вверялся контроль над двухпалатным ландтагом, в том числе право его досрочного роспуска, с оговорками, что выборы в новый ландтаг должны быть проведены в 60- дневный срок, а созыв палат - в 90-дневный срок.

Конституция Пруссии  формально предусматривала строгую государственную финансово- налоговую дисциплину, требовала ежегодного утверждения законом бюджета, взимания налогов, податей, займов только на основании законов, обязательного одобрения палатами всех расходов сверх установленных бюджетом, отчета правительства по использованию бюджетных средств, пересмотра и уничтожения всех привилегий в области налогов  и пр. Эти статьи, принципиально отличающиеся от соответствующих статей баденской Конституции, свидетельствовали о более высоком уровне конституционной разработки одного из важнейших требований всех буржуазных революций.

Специфические черты  прусской Конституции 1850 г. нашли отражение  и в особых способах формирования нижней палаты ландтага. Согласно указу  короля 1849 г., перенесенному впоследствии в Конституцию 1850 г., все избиратели нижней палаты (верхняя "палата господ" формировалась королем) делились на три курии (разряда) по размеру уплачиваемых прямых государственных налогов. Каждый разряд в целом платил третью часть общей суммы налогов и выбирал третью часть выборщиков, которые в свою очередь и выбирали депутатов.

Это позволяло имущим, "самостоятельным лицам", то есть тем "кто не был ограничен в  распоряжении своим имуществом, не был душевнобольным, расточителем или  находящимся под арестом", или 3% населения Пруссии, избирать такое же число выборщиков, как и 70% избирателей третьей курии. Несмотря на массовое движение за отмену этой избирательной системы, особенно в начале XX в., она продолжала существовать в Пруссии до Ноябрьской революции 1918 г.

Конституция не предусматривала  иных гарантий ее соблюдения, кроме  принесения членами обеих палат и государственными чиновниками присяги верности и повиновения королю и Конституции. Ни король, ни армия не присягали в соблюдении конституции.

Актуальность темы обусловлено тем, что Германия является государством, которое первым выдвинула идею построения правового государства и неуклонно и последовательно шла к её реализации.

Исторический  период с конца XVIII и до конца XIX вв. ознаменовался для Германии небывалой волной кодификаций, которая коснулась практически всех сфер общественной жизни. К основным факторам, которые явились историко-политическими и социально-экономическими предпосылками унификации германского права в указанный период, следует отнести в первую очередь эволюцию государственного строя Германии, в результате которой «пёстрый конгломерат» множества государственных образований, превратился в единое национальное государство. Значительную роль сыграло также перерождение феодального общества в капиталистическое, появление классов, заинтересованных в образовании сильного государства, построенного на началах действующего права. Быстрый экономический рост требовал безотлагательного принятия законов, способствующих развитию предпринимательства. Благоприятную среду для формирования единой законодательной базы создало основанное на принципах либерализма и демократии философское и правовое мышление. В обществе созрели необходимые предпосылки для крупномасштабного реформирования в области права, а также появились и окрепли социальные слои, кровно заинтересованные в приспособлении законодательства к новым условиям, и прослойка юристов, имеющих познания и опыт для участия в законодательных работах.

Объект  исследования – Прусская конституция 1850 года.

Предмет исследования – процесс законодательной, исполнительной, судебной власти в Прусской конституции 1850 года.

Целью данного исследования является – исследование Прусской конституции 1850 года и её законодательной, исполнительной, судебной власти.

Для достижения данной цели нужно решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть роль прихода к власти Бисмарка;
  2. Выявить рабочие политические партии Германии;
  3. Проанализировать конституционную хартию Пруссии 1850 г.;
  4. Исследовать первые конституции германских государств.

Теоретическую основу исследования составили труды отечественных ученых, затрагивающие различные аспекты исследуемой проблемы, а именно таких юристов как: Д. Л. Златопольский, Ж. И. Овсепян, В. Г. Графский, О. А. Омельченко и многие другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. КОСТИТУЦИОННЫЙ КРИС В ПРУССИИ

1.1 Приход  к власти Бисмарка

 

В 50-х и 60-х  годах XIX-го века экономика германских государств заметно продвинулась по капиталистическому пути. Особенно быстро промышленный переворот происходил в Баварии, Тюрингии, на западе Пруссии и в северо-западных королевствах и герцогствах. Крупное фабричное производство завоевывало в эти десятилетия позиции во всех отраслях германской промышленности. Оно еще не вытеснило полностью старую, основанную на ручном труде мануфактурную промышленность, но его роль год от года становилась все более значительной. В Пруссии мощность паровых машин за 1846 — 1858 гг. увеличилась более чем в 5 раз. За тот же период более чем удвоилось число механических ткацких станков во всей Германии. Быстро увеличивалась добыча каменного угля, возрастали производство чугуна и выплавка стали. Широкий размах приобрело железнодорожное строительство: длина железнодорожной сети достигла в 1867 г. 15,7 тыс. км (в 1847 г. она составляла 4,3 тыс. км). Наблюдался также рост банков и акционерных компаний. В Пруссии лишь за четыре года — с 1853 по 1857 г. — акционерный капитал новых банков достиг 600 млн. марок. В Баварии в эти же годы было основано 44 акционерных компании с капиталом более чем в 145 млн. марок. [1, с. 55]

Однако при  сравнительно высоком подъеме капиталистических форм хозяйства в промышленности в одном из самых больших государств Германского союза — Пруссии (самой крупной была Австрийская империя) и еще ряде герцогств перемен в аграрном секторе экономики почти не наблюдалось. 3 марта 1850 г. в Пруссии все же был принят закон о выкупе и регулировании отношений между помещиками и крестьянами, который, отменяя безвозмездно небольшое число мелких феодальных повинностей, устанавливал выкупы основных феодальных платежей и повинностей крестьянства по чрезвычайно высокой цене.

Денежные средства, полученные помещиками от крестьян, ускорили превращение помещичьих имений в  капиталистические хозяйства. Этому  способствовали и высокие хлебные  цены на мировом рынке в 50-х годах, и большая доходность разведения картофеля, который юнкеры — крупные помещики Восточной Пруссии — использовали для производства водки, получившей широкий сбыт. В юнкерских хозяйствах стали все шире применяться наемный труд и машинная техника. [2, с. 90]

Часть крестьянства сумела в новых условиях выжить и образовать новых помещиков — гроссбауэров. Но основная масса была вынуждена покидать деревню и искать себе работу в городе, что способствовало новому толчку развития капитализма в Германии.

В создавшихся  условиях с новой силой перед национальной буржуазией вставал вопрос об объединении близких по культуре, языку и экономическому развитию германских государств в одно централизованное. В условиях того времени были объективно возможны два пути объединения сторон Германского союза.

Революционный путь выбрала радикальная часть  дворян, не нашедших себя в новых  условиях, чьи интересы смыкались  с интересами беднейших слоев  населения — наемных неквалифицированных  рабочих и безземельных крестьян. Этот путь предполагал уничтожение путем революции экономического и политического могущества прусского юнкерства и прусской военщины.

Другой путь избрали новый зажиточный класс  — преуспевающая буржуазия, а  также немецкая прусская аристократия, предлагая объединение Германии «сверху», путем династических войн с целью объединения германских государств под главенством прусской или австрийской монархии. Между двумя самыми крупными немецкими государствами — Пруссией и Австрией шла борьба вокруг вопроса о том, кто из них возглавит объединение германских народов.

В годы революции 1848 — 1849 гг. во многих германских государствах были введены конституции, однако после  поражения революции практически  везде они были отменены или заменены на новые. Согласно введенной в 1850 г. конституции, в Пруссии образовывался парламент — ландтаг, состоящий из двух палат: палаты господ, члены которой назначались королем преимущественно из числа крупных помещиков-аристократов, высших чиновников, генералов, и палаты представителей, которая избиралась на основе избирательной системы, предоставлявшей большие права богатым слоям общества, тем, кто выплачивает в казну большие налоги. [3, с. 34]

В конце 50-х годов  в германских странах заметно  оживилась политическая жизнь. В 1859 г. во Франкфурте-на-Майне был основан  Национальный союз, объединивший либералов различных немецких государств и провозгласивший своей целью создание единого германского государства. В 1861 г. группой прусских либералов была создана Прогрессивная партия, выдвинувшая ряд демократических требований (всеобщее избирательное право, ответственное правительство, свобода печати, свобода политических объединений, полное и бесплатное освобождение крестьян).

Информация о работе Прусская конституция 1850 года