Причины распада СССР

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 22:09, реферат

Краткое описание

В настоящее время среди историков нет единой точки зрения на то, что явилось основной причиной распада СССР, а также на то, возможно ли было предотвратить или хотя бы остановить процесс распада СССР. Среди возможных причин называют следующие:

•центробежные националистические тенденции, присущие, по мнению некоторых авторов[4], каждой многонациональной стране и проявляющиеся в виде межнациональных противоречий и желания отдельных народов самостоятельно развивать свою культуру и экономику;
•авторитарный характер советского общества (гонения на церковь, преследование КГБ диссидентов, принудительный коллективизм, господство одной идеологии, идеологическая зашоренность, запрет на общение с заграницей, цензура, отсутствие свободного обсуждения альтернатив (особенно важно для интеллигенции));
•растущее недовольство населения из-за перебоев с продовольствием и самыми необходимыми товарами (холодильники, телевизоры, туалетная бумага и т. д.), нелепые запреты и ограничения (на размер садового участка и т. д.), постоянное отставание в уровне жизни от развитых стран Запада;

Файлы: 1 файл

История2.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

В декабре 1991г., после окончательного распада СССР, РСФСР стала независимым государством и была признана мировым сообществом  в качестве правопреемника СССР. В  апреле 1992г. было изменено официальное  название республики. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика переименовалась в Российскую Федерацию - Россию. Наименования «Российская Федерация» (РФ) и «Россия» признавались равнозначными.

Новой России досталось  тяжелое наследство в области  территориального устройства. Управление страной было жёстко централизованно, каждую мелочь региона или города надо было решать в Москве. Интересы регионов были полностью подчинены общегосударственным целям, а если между ними возникали противоречия, то интересами регионов без колебания пренебрегали. Между тем страна по мере своего развития и роста становилась слишком сложной по своей территориальной структуре.

После падения  тоталитарного государства центробежные силы вырвались наружу. Они привели  к развалу СССР, а затем стали  угрозой целостности России. Автономные республики и административно-национальные образования стала объявлять себя самостоятельными субъектами. Ослаблению влияния центра на регионы, потере управляемости экономики из единого центра, укреплению республиканско-региональных элит способствовали реализуемые в 1991-1992гг. принципы государственного управления, согласно которым федеральные органы власти и управления ответственны лишь за экономические проблемы, только координируют хозяйственную деятельность, не должны в условиях «саморегулирующегося рынка» заниматься государственным управлением экономикой, планированием. Поиск оптимальной модели национально-государственного устройства РФ был сложным. Он вёлся в острых дискуссиях и спорах с сепаратистски настроенными политическими элитами автономных образований. 31 марта 1992г. в Кремле большинством субъектов Российской Федерации был подписан Федеративный договор. Он состоял из трёх отдельных договоров:

Договора о  разграничении предметов ведения  и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти суверенных республик в составе РФ;

Договора о  разграничении предметов ведения  и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти краёв, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга РФ;

Договора о  разграничении предметов ведения  и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти автономной области, автономных округов  в составе РФ. С заключением Федеративного договора удалось избежать распада России.

Таким образом, подписание Федеративного договора стало серьёзным шагом на пути сохранения единства Росси.

8.12.1991. - "Беловежский  сговор" – разрушение  СССР и вместе  с ним расчленение  территории исторической России  

Беловежский путч

8 декабря 1991 г. в Беловежской  пуще был совершен антигосударственный  акт трех коммунистических начальников.  Ельцин, Кравчук и Шушкевич (при  активном участии Бурбулиса, Гайдара,  Шахрая, Козырева, Илюшина), не имея  на то никаких законных полномочий и в нарушение итогов мартовского референдума, подписали соглашение, что «Союз ССР как субъект международного права и как геополитическая реальность прекращает свое существование». Путчисты провозгласили "Содружество Независимых Государств" с признанием искусственных большевицких границ между ними как государственных. Госсекретарь Бурбулис о цели Беловежского путча сказал: «Да неужели Вы не понимаете, что теперь над нами уже никого нет!».

Ельцин в своей  книге "Записки президента" так  описывает свои чувства в момент расчленения исторической России: «Вдруг пришло ощущение какой-то свободы, легкости... Я почувствовал сердцем: большие  решения надо принимать легко...»  Большое и легкое решение было отпраздновано большим застольем. В своих воспоминаниях Буш отметил, что Ельцин позвонил ему прямо из охотничьего домика в Беловежской пуще и заявил: «Горбачев еще не знает этих результатов... Уважаемый Джордж... это чрезвычайно, чрезвычайно важно. Учитывая уже сложившуюся между нами традицию, я не мог подождать даже десяти минут, чтобы не позвонить Вам».

12 декабря Верховный  Совет РСФСР ратифицировал Беловежские  соглашения – так же незаконно,  ибо не имел на то полномочий. В голосовании участвовало 196 человек (76% всех членов ВС), 185 проголосовали "за" (включая почти всех коммунистов), лишь 6 человек были против: С.Н. Бабурин, Н.А. Павлов, В.Б. Исаков, И.В. Константинов, С.А. Полозков, П.А. Лысов. В ВС Украины против проголосовали три депутата, в Белоруссии один – А.Г. Лукашенко.

После Беловежского соглашения за пределами "Российской Федерации" оказались 25 миллионов  русских (это по паспорту, а по самосознанию вместе с малороссами и белорусами – вдвое больше), ставших иностранцами на родной земле; оказался разделенным также осетинский народ; вопреки их воле были отделены абхазы. Права разделенных и отделенных народов никак не были обговорены расчленителями. Они вообще действовали в нарушение существовавшего законодательства и Хельсинкского Акта (1975) о неизменности государственных границ. Этот принцип был не раз подтвержден, как, например, на аналогичном совещании в Вене в 1989 году. Но тут его нарушило само правительство Российской Федерации – в ущерб русским интересам – из личных эгоистичных соображений.

После этого  путча западные демократии поддержали на всей территории бывшего СССР явно нелегитимные режимы бывших вождей КПСС. Все они перекрасились в демократов, самоутверждаясь на антирусской  националистической идеологии –  с поощрения США. Шеварднадзе захватил власть в Грузии при прямой поддержке ЦРУ посредством переворота против законно избранного президента-антикоммуниста З. Гамсахурдиа, убив сотни человек. И Москва поддержала все эти родственные по происхождению режимы, продолжая дотации им (прежде всего поставками дешевых энергоносителей) – несмотря на репрессии этих режимов против русского населения на своих территориях.

25 декабря 1991 г. Горбачев ушел с поста  президента СССР. В виде отступных  он выдвинул список, который «практически  весь состоял из материальных требований. Пенсия в размере президентского оклада с последующей индексацией, президентская квартира, дача, машина для жены и для себя, но главное – Фонд... бывшая Академия общественных наук, транспорт, оборудование. Охрана». Все это Горбачев получил. 26 декабря верхняя палата Верховного Совета СССР – Совет республик – приняла декларацию о прекращении существования СССР как государства. Так развал СССР стал одновременно и разрушением исторической территории Российской державы - удерживающего Третьего Рима.

Конституционный кризис в сентябре – октябре 1993 г .

    В результате открытого противостояния властей внутриполитический кризис в стране крайне обострился, что  вынудило Президента распустить Съезд народных депутатов и Верховный Совет РФ Указом от 21 сентября 1993 г .

    Указ  № 1400 от 21.09.93 "О поэтапной конституционной  реформе в Российской Федерации", в частности, постановляет: прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации. До начала работы нового двухпалатного парламента Российской Федерации — Федерального Собрания Российской Федерации — и принятия им на себя соответствующих полномочий руководствоваться указами Президента и постановлениями Правительства Российской Федерации, назначить выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации на 11 – 12 декабря 1993 года.

    Конституционной комиссии и Конституционному совещанию представить к 12 декабря 1993 года единый согласованный проект Конституции Российской Федерации в соответствии с рекомендациями рабочей группы Конституционной комиссии.

    Указ  временно, до принятия Конституции, вводил в действие Положение о федеральных органах власти на переходный период, подготовленное на основе проекта Конституции, одобренного Конституционным совещанием 12 июля 1993 г . В действие также вводилось Положение о выборах депутатов Государственной Думы, разработанное народными депутатами и Конституционным совещанием, а кроме того, приостанавливалась деятельность Конституционного Суда РФ и, по существу, временно вводилось президентское правление.

    Эти меры были вызваны тем, что Верховный  Совет РФ и Съезд народных депутатов  систематически, в течение всего 1993 г ., предпринимали попытки узурпировать в своих руках всю полноту законодательной, исполнительной и судебной власти. К тому же конституционная реформа в Российской Федерации была фактически свернута, поскольку Верховный Совет РФ заблокировал решение Съездов народных депутатов Российской Федерации о принятии новой Конституции.

    Съезд народных депутатов отказался сложить  свои полномочия. В своем Постановлении "О политическом положении в  Российской Федерации в связи  с государственным переворотом" от 24 сентября 1993 г . он квалифицировал действия Президента как попрание Конституции, совершение государственного переворота и установление режима личной власти. При этом съезд заявил, что "действия граждан по защите конституционных органов власти, преодолению последствий государственного переворота расцениваются как исполнение общественного и государственного долга" [5, 45]. Конституционный кризис фактически перерос в конституционную войну. В тот же день Президиум Верховного Совета, ссылаясь на ст. 121-6 Конституции, объявил о немедленном прекращении полномочий Президента РФ Ельцина Б. Н. и их передаче вице-президенту Руцкому А. В. Верховный Совет РФ оценил действия президента как государственный переворот.

    В целях выхода из политического кризиса Председатель Конституционного суда РФ В. Зорькин предложил принять решение об одновременных перевыборах президента и парламента и о пересмотре закона о выборах и полномочиях федеральных органов власти на переходный период с приостановлением исполнения Указа Президента РФ от 21 сентября "О поэтапной конституционной реформе в РФ" и основанных на нем последующих актов президента.

    Конституционный Суд, признав Указ Президента РФ № 1400 неконституционным, высказался за отрешение  Президента от должности. Были отстранены старые и назначены новые руководители "силовых" министерств, а в Уголовный Кодекс введена статья, карающая (вплоть до смертной казни) за антиконституционную деятельность, невыполнение решений высшего органа государственной власти и воспрепятствование его деятельности.

    Региональными органами представительной власти РФ также был предпринят ряд шагов, направленных на то, чтобы заставить  противоборствующие стороны принять  компромиссное политическое решение. 24 сентября представители Советов 2-х республик, 3-х округов и 24-х областей приняли заявление, в котором выдвинули следующие требования в адрес федеральных органов власти:

·                          президенту Б. Ельцину —

§                     отменить Указ № 1400 от 21 сентября и другие нормативные акты, основанные на нем;

§                     восстановить в стране в полном объеме конституционную законность по состоянию на 21 сентября 1993 года;

·                          Съезду народных депутатов РФ — немедленно назначить одновременные всенародные выборы президента и Верховного Совета на 12 декабря 1993 г ., для чего обеспечить в двухнедельный срок принятие необходимых законодательных актов;

·                          правительству РФ — отменить цензуру в СМИ, возобновить выпуск закрытых газет и журналов, прекратить блокирование объективной информации о положении в стране на радио и телевидении, предоставить эфир представителям субъектов федерации для изложения позиций их органов власти и Верховного Совета [8, 13].

    По  их мнению, гарантами соблюдения этих требований могли бы выступить не органы федеральной представительной и исполнительной властей, непосредственно вовлеченные в конфликт, а некий федеральный совет, состоящий из руководителей органов представительной и исполнительной власти субъектов федерации, а также Конституционный суд РФ.

    Авторы  заявления предупредили органы исполнительной и законодательной власти, что  в случае невыполнения настоящих  требований в срок до 28 сентября 1993 года субъекты РФ оставляют за собой  право принять решительные меры экономического и политического воздействия, включая организацию общероссийской политической забастовки, проведение в согласованные сроки в субъектах федерации местных референдумов, приостановление перечисления налогов в федеральный бюджет.

    Оппозиция находила основания для своих  требований в Конституции, которую  сама же приспособила к своим интересам, а Президент РФ опирался на поддержку  избирателей и субъектов Федерации, полагая, что противоречивая и устаревшая Конституция уже не может служить базой для разрешения разногласий двух ветвей власти. При таких подходах неудивительно, что каждая сторона конфликта рассматривала действия другой стороны как мятеж, государственный переворот. Конституционная законность, таким образом, была подорвана с двух сторон и утратила свою нейтральность.

Информация о работе Причины распада СССР