Другой проблемой,
не менее серьезной для России,
является Китай. Россия и Китай имеют
общую границу длиной около 4200 км. Ряд
экспертов считают, что прогресс Китая
в экономике представляет угрозу для России
в форме постепенной китаизации редко
заселенных областей Сибири и Дальнего
Востока, тем более, что разрыв демографического
потенциала между двумя странами огромен
(Россия - 154 млн человек, Китай - 1,3 млрд.).
По некоторым данным, в этом регионе России
нелегально находится около 200 тысяч китайцев.
В связи с этим одной из насущных задач
является ограничение китайской экспансии.
Отношения России
с Японией упираются в проблему Курильских
островов (Итуруп, Кунашир, Шикотан, Хабомаи).
Япония хочет присоединить их к своей
территории и на этих условиях согласна
подписать мирный договор с Россией. Россия
не отрицает наличие территориальной
проблемы между двумя странами, но возвращение
Южных Курил не расценивается как удовлетворение
законных претензий Токио.
Российско-американские
отношения характеризуются неустойчивостью.
В результате распада СССР США
и Запад в целом ничего не потеряли,
а в России и бывших союзных республиках
разразился экономический кризис, распались
союзнические связи, начался вывод советских
войск из Центральной и Восточной Европы
и Афганистана, потребовавший огромных
средств. Россия не является для США равноправным
партнером, но нужна им в первую очередь
как противовес Китаю. Расширение НАТО,
означающее приближение к непосредственным
границам России, - это, безусловно, давление
на нее. Поэтому все предложения о партнерстве
необходимо рассматривать с точки зрения
необходимости и выгоды для России.
В последнее
время США занялись перестройкой
структуры безопасности в Евразии
и в Европе, в частности. Россия
рассматривает это как ущемление
ее государственных интересов, т.к.
необходимо время, чтобы разобраться
насколько разумна подобная перестройка,
отвечает ли она требованиям государственного
суверенитета, праву этнических групп
на самоопределение и т.п. В связи с этим
основное требование к партнерским отношениям,
к которым призывают США, заключается
в том, чтобы действия США и НАТО не были
направлены на разрушение территориальной
целостности России и ее интеграции в
рамках СНГ.
Известно, что
вплоть до середины XXв. одним из главных
стремлений мировых держав было сохранение
их влияния на обширных территориях
в целях обеспечения контроля
над ресурсами. Это поддерживало существование
колониальных империй. Начиная с середины
XX в., по мере развития процесса деколонизации
стратегия великих держав меняется. Развитые
государства стремятся установить контроль
над потоками информации, товаров, услуг,
капиталов и рабочей силы, нежели над территориями.
Борьба за сферы влияния велась в основном
с помощью геоэкономических стратегий.
Для России геоэкономическая стратегия
означает, в первую очередь, переход на
обдуманную, преимущественно экспортно-ориентированную
модель развития внешнеэкономических
связей, которая, со временем, даст ей рычаги
влияния на мировые процессы. Экспортно-ориентированная
модель развития страны предполагает,
что страна-экспортер ориентируется в
экспорте и импорте на страны-лидеры. Этот
путь прошла Япония, и сегодня проходит
Китай.
На Россию оказывается
своего рода геоэкономическое "давление",
т.к. она находится в окружении
экономической Триады мира - на западе
Европейский Союз, на востоке - Япония
и тесно связанные с ней
индустриальные страны Азиатско-Тихоокеанского
региона, на юго-востоке - Китай. Такая
расстановка сил получила название системы
Больших пространств (сфер). Обозначенные
Большие пространства в начале XXIв. трансформируются
и взаимодействуют под влиянием всеобщего
процесса глобализации. Геополитика взаимодействия
в сочетании с процессами глобализации
финансов, транснационализации самых
различных секторов экономики, создания
переплетающихся в пределах всего геопространства
стратегических альянсов между ТНК и т.п.
превращается в геоэкономику.
В связи с
этим для России актуальна не только
реформа армии для повышения
ее боеспособности, но прежде всего
принятие серьезных решений в
области геоэкономики. России предстоит
решать проблему перевода внешнеэкономических
связей на геоэкономические стратегии,
основным содержанием которых является
транснационализация экономики. Современное
мировое хозяйство - это не только совокупность
экономик национальных государств, связанных
между собой обменом товарами и факторами
производства, но и воспроизводственные
цепи открытого типа в рамках многих государств
и межгосударственных группировок. У многих
высокоразвитых стран, использующих геоэкономические
стратегии, все больше стираются грани
между внутренней и внешней экономикой.
Как и куда впишется Россия, зависит от
многих факторов, в том числе от воли и
аналитических способностей российских
политиков.
Таким образом,
геополитическое влияние России
в мире в значительной мере определяется
ходом ее экономического развития,
стратегией в выборе геоэкономических
сфер и четко сформулированным геополитическим
кодом, соответствующим реальному экономическому,
социальному, политическому и культурному
потенциалу страны.
Геополитика в
России сегодня переживает свой ренессанс.
Этот интерес вполне объясним, т.к. современный
этап всемирной истории характеризуется
серьезными сдвигами в сложившемся равновесии
и требует принятия целого ряда неотложных
политических решений. Изменение соотношения
сил на мировой арене сопровождается крушением
всего международного порядка, сложившегося
после Второй мировой войны. В этой ситуации
самым значимым событием стал развал СССР
и социалистического лагеря, что явилось
закономерным фактором исторического
процесса. С распадом СССР произошли качественные
изменения в структуре международных
отношений, изменилось геополитическое
и геостратегическое положение правопреемницы
СССР - России. Мировую геополитическую
ситуацию России следует рассматривать
в двух аспектах:
· военном (военностратегическом);
· геоэкономическом.
Характерной чертой
сегодняшней России как бывшей супердержавы
стало ее ослабление практически во всех
областях политики, экономики, социальной
сферы и культуры, но, одновременно, Россия
остается второй в мире, после США, ядерной
державой. Текущая ситуация напоминает
передел мира, хотя, в отличие от предыдущих
его проявлений, нынешнее положение отличается
иной основой взаимодействия силовых
полей. Вот как это выглядит сегодня.
НАТО продвигается
к границам России с запада и фактически
контролирует бывшую сферу влияния
СССР. Руководство НАТО объявило Закавказье
и Среднюю Азию сферой своей ответственности.
В регионах Закавказья и Средней Азии
геополитическую активность проявляет
также Турция. Утверждение в этом регионе
Турции не приемлемо для России. Но в то
же время Россия должна развивать отношения
с Турцией как с черноморской державой.
Это необходимо также и потому, что существуют
проекты российско-турецких газопроводов.
Вновь для России возникла проблема пользования
проливами Босфор и Дарданеллы. Определенные
политические круги Турции вновь возратились
к доктрине "Черное море - турецкое море",
используя экологический фактор риска
прохода российских танкеров. Подобные
запреты являются нарушением международной
конвенции, принятой в Монтрё (Швейцария)
в 1936г., согласно которой черно*морские
страны проводят через проливы корабли
без ограничений при соблюдении установленных
условий; проход военных кораблей нечерноморских
стран ограничен по классу, тоннажу и сроку
пребывания в Черном море.
Другой проблемой,
не менее серьезной для России,
является Китай. Россия и Китай имеют общую
границу длиной около 4200 км. Ряд экспертов
считают, что прогресс Китая в экономике
представляет угрозу для России в форме
постепенной китаизации редко заселенных
областей Сибири и Дальнего Востока, тем
более, что разрыв демографического потенциала
между двумя странами огромен (Россия
- 154 млн человек, Китай - 1,3 млрд.). По некоторым
данным, в этом регионе России нелегально
находится около 200 тысяч китайцев. В связи
с этим одной из насущных задач является
ограничение китайской экспансии.
Отношения России
с Японией упираются в проблему
Курильских островов (Итуруп, Кунашир,
Шикотан, Хабомаи). Япония хочет присоединить
их к своей территории и на этих
условиях согласна подписать мирный
договор с Россией. Россия не отрицает
наличие территориальной проблемы между
двумя странами, но возвращение Южных
Курил не расценивается как удовлетворение
законных претензий Токио. Российско-американские
отношения характеризуются неустойчивостью.
В результате распада
СССР США и Запад в целом ничего не потеряли,
а в России и бывших союзных республиках
разразился экономический кризис, распались
союзнические связи, начался вы*вод советских
войск из Центральной и Восточной Европы
и Афганистана, потребовавший огромных
средств. Россия не является для США равноправным
партнером, но нужна им в первую очередь
как противовес Китаю. Расширение НАТО,
означающее приближение к непосредственным
границам России, - это, безусловно, давление
на нее. Поэтому все предложения о партнерстве
необходимо рассматривать с точки зрения
необходимости и выгоды для России.
В последнее
время США занялись перестройкой
структуры безопасности в Евразии
и в Европе, в частности. Россия
рассматривает это как ущемление
ее государственных интересов, т.к. необходимо
время, чтобы разобраться насколько разумна
подобная перестройка, отвечает ли она
требованиям государственного суверенитета,
праву этнических групп на самоопределение
и т.п. В связи с этим основное требование
к партнерским отношениям, к которым призывают
США, заключается в том, чтобы действия
США и НАТО не были направлены на разрушение
территориальной целостности России и
ее интеграции в рамках СНГ.
Известно, что
вплоть до середины XXв. одним из главных
стремлений мировых держав было сохранение
их влияния на обширных территориях в
целях обеспечения контроля над ресурсами.
Это поддерживало существование колониальных
империй. Начиная с середины XX в., по мере
развития процесса деколонизации стратегия
великих держав меняется. Развитые государства
стремятся установить контроль над потоками
информации, товаров, услуг, капиталов
и рабочей силы, нежели над территориями.
Борьба за сферы влияния велась в основном
с помощью геоэкономических стратегий.
Для России геоэкономическая стратегия
означает, в первую очередь, переход на
обдуманную, преимущественно экспортно-ориентированную
модель развития внешнеэкономических
связей, которая, со временем, даст ей рычаги
влияния на мировые процессы. Экспортно-ориентированная
модель развития страны предполагает,
что страна-экспортер ориентируется в
экспорте и импорте на страны-лидеры. Этот
путь прошла Япония, и сегодня проходит
Китай.
На Россию оказывается
своего рода геоэкономическое "давление",
т.к. она находится в окружении
экономической Триады мира - на западе
Европейский Союз, на востоке - Япония
и тесно связанные с ней индустриальные
страны Азиатско-Тихоокеанского региона,
на юго-востоке - Китай. Такая расстановка
сил получила название системы Больших
пространств (сфер). Обозначенные Большие
пространства в начале XXIв. трансформируются
и взаимодействуют под влиянием всеобщего
процесса глобализации. Геополитика взаимодействия
в сочетании с процессами глобализации
финансов, транснационализации самых
различных секторов экономики, создания
переплетающихся в пределах всего геопространства
стратегических альянсов между ТНК и т.п.
превращается в геоэкономику.
В связи с
этим для России актуальна не только
реформа армии для повышения
ее боеспособности, но прежде всего
принятие серьезных решений в области
геоэкономики. России предстоит решать
проблему перевода внешнеэкономических
связей на геоэкономические стратегии,
основным содержанием которых является
транснационализация экономики. Современное
мировое хозяйство - это не только совокупность
экономик национальных государств, связанных
между собой обменом товарами и факторами
производства, но и воспроизводственные
цепи открытого типа в рамках многих государств
и межгосударственных группировок. У многих
высокоразвитых стран, использующих геоэкономические
стратегии, все больше стираются грани
между внутренней и внешней экономикой.
Как и куда впишется Россия, зависит от
многих факторов, в том числе от воли и
аналитических способностей российских
политиков.
Таким образом,
геополитическое влияние России в мире
в значительной мере определяется ходом
ее экономического развития, стратегией
в выборе геоэкономических сфер и четко
сформулированным геополитическим кодом,
соответствующим реальному экономическому,
социальному, политическому и культурному
потенциалу страны.
РСФСР являлась
крупнейшей союзной республикой
СССР и занимала свыше 3/4 территории
страны, в ней проживало более
половины её населения. Как и другие
союзные республики, РСФСР имело
свою Конституцию, свои органы государственной
власти и управления - Верховный Совет
РСФСР, Президиум Верховного Совета РСФСР,
Совет Министров РСФСР, министерства и
ведомства. В то же время государственность
РСФСР была в значительной степени номинальной.
В отличие от других республик её государственные
структуры не дополняли пирамиду власти
и являлись часто лишним звеном, без которого
легко можно было обойтись, поэтому в РСФСР
не создавались многие органы, имевшееся
в других союзных республиках.
Непосредственно
затронули РСФСР политические процессы
поздней перестройки и децентрализации
государственного управления. Весной
1990г. в РСФСР были образованы новые органы
государственной власти - Съезд народных
депутатов РСФСР и постоянно действующий
Верховный Совет РСФСР. 12 июня 1990г. на I
Съезде народных депутатов РСФСР была
принята Декларация о государственном
суверенитете РСФСР.
17 марта 1991г.
на республиканском референдуме
большинство россиян высказались
за введение в РСФСР поста
президента. 12 июня 1991г. состоялись
первые президентские выборы, которые
принесли победу Б.Н. Ельцину. После провала
попытки государственного переворота
в августе 1991г. реальные рычаги государственной
власти оказались в руках республик, в
том числе и РСФСР. Учреждения, предприятия
и организации переходили из общесоюзного
в республиканское подчинение.