Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:43, реферат
Идеология рассматривала должностные нарушения и мздоимство как антихристианские действия, полагая, что правда выше права. К. Анциферов, указав на запреты как форму борьбы с коррупцией (мы бы сказали — превентивные запреты) и снисходительность к высшим сословиям, не объяснил причины положения. До реформ 30-х гг. XVI в. узкая группа аристократии была практически единственным конгломератом управления страной и пользовалась громадным авторитетом. Смещение за мздоимство с занимаемых должностей выглядело в правосознании позорнее открытых репрессий.
Умысел на государево здоровье наказуется наравне с оконченным деянием, умысел на жизнь господина - наравне с покушением. Воинский устав расширяет наказание за умысел в преступлениях против Величества; Морской устав распространяет это правило и на общие преступления: "все убийцы и намеренные к тому будут казнены смертью". Покушение на госуд. преступление наказуется по Уложению как совершение, при некоторых общих преступлениях - снисходительнее. Воинский устав различает покушения оконченные и неоконченные, смягчая наказания за последние, если деяние доведено до конца по желанию самого преступника. Что касается до соучастия в преступлении, то
Уложение различает: 1) главных виновников, интеллектуальных и физических, причем последние наказывались иногда легче (холопы, действовавшие по научению господ), иногда строже (подьячий - строже дьяка за составление неверного судного списка), иногда одинаково; 2) пособников - "товарищей", которым назначается то меньшее наказание, то одинаковое с главными виновниками ("подвод" и "поноровка"), и 3) прикосновенных лиц, которые подлежат также весьма различным наказаниям: пристанодержательство ("стан" и
"приезд") наказуется как разбой; покупка и хранение краденого ("поклажея")
- тюрьмой или только
отдачей на поруки; неоказание
помощи в случае опасности
от преступников - кнутом; отказ от
ловли преступников - пеней; недонесение
играет важную роль при
Воинский устав
также знает все эти формы
участия, но в большинстве случаев
устанавливает одинаковые наказания
для разных соучастников. В связи
с изменением общих воззрений
на наказание и преступление, иное
значение получают и отдельные виды преступлений
Постепенно выдвигаются на первый план
деяния, направленные против церкви и
государства.
Воинский устав
ставят на первое место преступления
против веры и церкви. В законе предусмотрены
такие преступления, как чародейство,
идолопоклонничество, богохульство, непосещение
церкви и т.д. Многие преступления против
веры вели к смертной казни и телесным
наказаниям.
Далее следуют преступления
политические, особенно подробно перечисленные
в Воинском уставе, преступления по
службе, против порядка управления,
против общественного порядка и
спокойствия и т. д. На первое место
среди них было поставлено всякое
выступление против жизни, здоровья,
чести государя. Подробно говорилось
об измене (вооруженное выступление
против государя, тайная переписка
и тайные переговоры с неприятелем,
открытие пароля и т.д.) Специальная
глава (17) посвящена такому преступлению,
как возмущение и бунт. За политические
преступления была установлена, как
правило, смертная казнь.
Преступления против
частных лиц стоят на самом
последнем месте.
Имущественные преступления
предусмотрены в гл. 21 Артикула. К
ним относятся, в частности, кража,
грабеж – явное похищение чужого
имущества, совершенное путем вооруженного
насилия или без него. Определены
такие составы, как утайка чужого
имущества, отданного на сохранения,
присвоение находки, повреждение и
истребление чужой
Воинский устав был прогрессивным шагом в процессе кодификации и унификации как уголовного права России в целом, так и военно-уголовного наказания в частности. Однако он имел ряд существенных недостатков, поскольку отличительными свойствами наказания в петровскую эпоху были: а) отсутствие индивидуализации наказания, в силу чего нередко карались близкие родственники преступника; б) крайняя неопределенность законодательных формулировок, в результате чего невозможно было определить вид наказания (например: «под опасением жестокого наказания», «под опасением государева гнева и жестокого истязания», «быть в казни», - Устав воинский, артикул 78); в) отсутствие равенства всех перед законом, что объяснялось сословным духом эпохи (нижние чины могли быть подвергнуты любому наказанию, а в отношении высших чинов телесные наказания не применялись); г) мучительность уголовных наказаний (законодательство Петра I абсолютизировало и исключительную меру наказания - смертную казнь). Так, из
209 артикулов Устава
воинского смертную казнь
Заключение
Самым известным
памятником древнерусского права, содержащим
нормы уголовных наказаний и
порядок их исполнения, является "Русская
Правда". Ее предписания основывались
на обычаях и сложившейся практике
наказания за совершенные преступления.
В ней упоминается о смертной
казни как о мере наказания. В
то же время этот свод законов исключает
физическое воздействие на людей
в качестве меры наказания.
В Псковской судной
грамоте смертная казнь предусматривалась
как мера наказания по пяти видам
преступлений: за воровство в церкви,
конокрадство, государственную измену,
поджог, кражу, совершенную в третий
раз.
Судебники 1497 и 1550 гг.
предусматривали применение смертной
казни уже по 10 видам преступлений.
Таким образом, система наказаний
в процессе их исполнения по судебнику
стала приобретать более
Соборное Уложение
1649 г пошло по пути дальнейшего
наращивания устрашающего начала наказания
и процесса его исполнения, ярко
выраженной мести преступнику за
совершенное деяние. Ведущими видами
наказания являлись смертная казнь,
телесные наказания, в том числе
членовредительские, тюремное заключение
и ссылка.
Артикул Воинский Петра
I содержал перечень воинских преступлений
и устанавливал меры наказания за
эти преступления. За многие виды преступлений
предусматривались жестокие наказания
- битьё кнутом, шпицрутенами, ссылка
на каторгу или смертная казнь.
В общем развитие уголовного права указанного периода характеризовалось процессом закрепления привилегий феодалов. В рассматриваемых юридических документах открыто провозглашался принцип неравноправия различных классов феодального общества.
Информация о работе Преступления и наказания во времена сословно-представительной монархии