Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:43, реферат
Идеология рассматривала должностные нарушения и мздоимство как антихристианские действия, полагая, что правда выше права. К. Анциферов, указав на запреты как форму борьбы с коррупцией (мы бы сказали — превентивные запреты) и снисходительность к высшим сословиям, не объяснил причины положения. До реформ 30-х гг. XVI в. узкая группа аристократии была практически единственным конгломератом управления страной и пользовалась громадным авторитетом. Смещение за мздоимство с занимаемых должностей выглядело в правосознании позорнее открытых репрессий.
До бунта Разина значение сословного фактора в проблеме убийств занимало государство меньше, нежели идеологические аспекты так называемых
«родственных» убийств.
В специальной главе Уложения
«сословные» убийства представлены
в виде посягательства на жизнь господина
и госпожи. Но значительно больше
занимают законодателя убийства «родственные»
и начинается глава XXII с многочисленных
ситуаций по убийствам родителей. В
основе этого лежит целиком
Таким образом, при
укреплении сословных подходов, Уложение
1649 г. сохранило принцип всеобщности
защиты личности и даже крепостническая
политика не разрушила религиозных основ
карательной доктрины. Жизнь принадлежала
Богу, изменить это правило светская власть
не могла.
В ином ключе развивалась правовая защита других компонентов личности — чести и телесной неприкосновенности. Конечно, учитывая меньшую тяжесть этих посягательств в сравнении с убийствами, законодатель назначил менее тяжкие кары, но суть дела в другом. Здесь главенствующее место занимают чисто сословные принципы защиты личности, без всякой религиозной подоплеки. Честь и телесное здоровье — принадлежность тварного мира. Щепетильное отношение к чести прямо ведет к гордыне, к эгоцентризму, к греху, чем и отличались, например, местнические родовые споры. Имело место господство чисто прагматических штрафных кар, которые в конце концов и представляют собой модифицированный эквивалент собственности. В XV — ХУП вв. побои, увечья, оскорбления постепенно эволюционизировали к множественности наказаний: тюремному заключению, телесным карам, штрафам. Но торжествовал в этом многообразии открыто сословный подход и штрафы, которые зависели только от сословной принадлежности, получив окончательное закрепление в Уложении 1649 г. В системе штрафов за бесчестье и телесные повреждения проявлялась связь собственности с материальным бытием, связь личности через денежный эквивалент и тварное существование с огромным значением собственности.
Важнейший принцип
русского права XV — XVII вв. заключался во
взаимосвязи ценности личности через
ее сословное выражение в
Рассматриваемые кодексы
карают посягательства на собственность
денежными эквивалентами. Но церковные
кражи (святотатство) наказывались смертью,
поскольку собственность
Судебник 1550 г. сохраняет
эти принципы, ужесточая выплаты
посредством правежей и поручительств.
Санкции за имущественные преступления
«лихих» всегда предусматривали
имущественно-финансовые взыскания. Ни
опричная политика, ни Смута не поколебали
сословно-имущественных принципов защиты
собственности, в Уложении 1649 г. они еще
более укрепились. Кодекс усложнил защиту
личности и собственности посредством
расширения тюремного заключения и телесных
кар, но штрафы, конфискации, материальные
взыскания с учетом сословного статуса
лица были очень часты.
Интересный аспект
защиты частной собственности
Уложение 1649 г. впервые
допускается убийство вора не только
в момент совершения кражи, но и во
время погони за ним, а также в
случае оказания сопротивления при
поимке.
Право собственности
трактуется широко: кража – это
и ловля рыбы в чужом пруду,
и расхищение имущества во время
стихийных бедствий.
В рассматриваемый
период получают дальнейшее развитие
понятия субъективной стороны преступлений.
Закон разделяет преступников на
главных и второстепенных (соучастников).
Отдельно квалифицировались пособники,
попустители и укрыватели.
Уложение 1649 г. знает
деление преступлений на умышленные,
неосторожные и случайные. За неосторожные
действия совершивший их наказывается
так же, как и за умышленные действия. Здесь
сохраняется архаический принцип объективного
вменения: наказание следует не за мотив
преступления, а за его результат.
Итак, общей особенностью
развития уголовного права для указанного
периода явилось, во-первых, смещение
акцентов в сторону ужесточения
наказания, а во-вторых – дальнейшая
регламентация государственных
преступлений. В вышеперечисленных
законодательных актах как
Глава III. Усиление уголовной
репрессии абсолютистского
В период реформ Петра
I и последующего их развития были сделаны
попытки кодификации военно-
Артикул представлял собой своеобразный комплексный боевой, военно- административный, военно-уголовный и уголовно исполнительный кодекс России.
Кроме того, Устав Воинский был законодательным актом, который включал в себя независимые друг от друга наказания различных видов. Ввиду очевидного совершенства и большей полноты артикулов по сравнению с Уложением царя
Алексея Михайловича
(1649 г.), Петр I приказал руководствоваться
артикулами во всех судах.
В данном юридическом
документе основные воззрения на
наказание и преступление существенно
изменяются, в связи с постепенным
усилением государственной
Исключительное внимание
было уделено законодателем
Эта новая точка
зрения на наказание не вытесняет
вполне старого начала возмездия
или воздаяния злом за зло, свойственного
мести. На эту почву прежде всего становится
и государственный суд: "кто кого убьет,
онаго кровь паки отмстить".
Цели, намечаемые наказанием, определяются исключительно государственными и общественными интересами, в угоду которым преступник всецело приносится в жертву. Они могут быть сведены к следующим: 1) ограждение общества от преступников полным их истреблением ("чтобы лихих людей извести"), или изувечением их, чтобы предупредить возможность совершения новых преступлений (например, виновным в подделках подьячим отсекали пальцы, "чтобы впредь к письму были непотребны"), или, наконец, изъятием преступников из среды общества в тюрьму или в ссылку. 2)
Устрашение преступников и всех граждан от совершения преступных деяний тяжестью и жестокостью наказаний: "да и прочие страх примут таковая не творити", "чтобы на то смотря другим неповадно было так чинить". 3)
Извлечение материальных
выгод из имущества и личных сил
преступника - конфискации, денежные пени
и эксплуатация труда преступников
со времени введения каторжных работ
при Петре. Первые две цели по существу
требовали самых жестоких наказаний,
которые и процветали в Петровском
законодательстве. Воинский устав в
122 статьях назначает смертную казнь;
отдельные указы угрожают смертною
казнью за самые ничтожные поступки,
например, за хитрость и нераденье,
за поклепные иски и пр. Несомненно, что
во многих указанных случаях имелась в
виду только угроза. Кроме того, следует
учесть, что сама по себе строгость уголовного
закона в силу исторических причин не
повлекла массовых казней после принятия
Устава. В то время шло интенсивное строительство
городов, страна участвовала в нескольких
войнах, а смертные приговоры зачастую
заменялись принудительным трудом на
возведении всякого рода фортификационных
сооружений и гражданских объектах («извлечение
выгод из преступника»). Нельзя не отметить
и того факта, что нередко назначенные
при Петре I наказания отменялись актами
о помиловании по случаю военных побед,
заключения мира со Швецией в 1722 г. и т.д.
Устанавливая наказания, законодательство
петровского периода, преследовало цели
привлечение осужденных на многочисленные
государственные стройки и т.д.
Кроме смертной казни, ряд изувечивающих наказаний и наказание кнутом
(так называемая
торговая казнь) и равносильное
нередко квалифицированной смертной казни,
достаточно обрисовывают, какими способами
предполагалось достигнуть цели устрашения.
Особенности карательной
системы Петровского
, но не определяется
размер наказания. Например: "учинить
наказание, что государь
Однако уже в то время в законе появляются такие виды наказаний, которые в общих чертах напоминают цивилизованные формы уголовной репрессии
(ссылка, изгнание со службы, публичное извинение, политическая смерть, тюремное заключение). Это в основном связано с главенством введенной Петром
I сословной и персональной
подсудности, последняя из
Понятие о преступлении
тоже постепенно изменяется. Оно начинает
считаться деянием, не только причиняющим
вред отдельным лицам, но грозящим опасностью
государству и обществу, а потому
перестает быть делом личным или
семейно-родовым и становится делом
государевым и земским. Преследование
преступлений, зависевшее раньше от инициативы
частных лиц, теперь становится обязанностью
органов государства. Сначала государство
преследует небольшой круг деяний, признаваемых
более важными; это "лихие дела" -
душегубство, разбой, кража с поличным,
- совершаемые "лихими людьми" или
профессиональными преступниками. В этих
названиях сказывается еще материальный
взгляд на преступление и преступника;
но затем все более и более преобладающее
значение получает чисто формальный взгляд
на преступление, возникший и упрочившийся
под влиянием церковных учений. В преступлении
церковь видела прежде всего грех, нарушение
божественного закона, и называла преступников
"забывателями страха Божия". Отсюда
естественно вытекало понятие о преступлении
как о нарушении закона светского, который,
прежде всего, должен служить поддержкой
церковного учения церкви. Вина преступника
оказывалась, таким образом, двойственной:
перед Богом и перед властью.
Воинский устав
весьма мало привносит в субъективную
сторону преступления. Вопрос о вменении
стоит в зависимости еще от
некоторых специальных условий,
внешних и субъективных. К числу
первых относятся необходимая оборона
и крайняя необходимость. В Воинском
уставе оборона значительно
К числу субъективных условий вменения, известных московскому праву из
Градских законов,
относятся малолетство (аще 7 лет отрок)
и явно болезненное психическое состояние
(бесные), устраняющие наказание даже при
убийстве. Воинский устав упоминает еще
о состоянии аффекта и служебной ревности,
как об обстоятельствах, смягчающих наказание.
Информация о работе Преступления и наказания во времена сословно-представительной монархии