Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 04:17, контрольная работа
Война 1941-1945 гг. оказалась серьезной проверкой не только для всего
советского народа, но и для самого государства, которое вынуждено было
перестраиваться на военный лад. 22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О военном положении», и 29 июня ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли директиву к партийным и советским органам, в которой была изложена программа мероприятий по борьбе с фашистскими захватчиками. В период войны сохранили свои полномочия высшие органы государственной власти и управления СССР: Верховный Совет и его Президиум, Совет Народных Комиссаров, отраслевые, а также республиканские органы власти и управления, местные советские органы. Созданные временные чрезвычайные органы власти и управления, включая Государственный Комитет Обороны (ГКО), в своей деятельности опирались на аппарат Советов и других конституционных органов. Но война внесла свои коррективы в организацию и порядок работы государственного аппарата. Она, в частности, помешала проведению в предусмотренные законом сроки очередных выборов в Советы всех ступеней. В результате призыва в армию были нарушены сроки созыва сессий Советов. Усилилось значение исполнительных органов Советов. Часто практика выборов заменялась системой назначений. Президиум Верховного Совета СССР и президиумы
2.4. Принятия
Иваном 4 царского титула.
В 1533 г. умер Василий
III, оставив наследником
16 января 1547 г.
Иван IV был торжественно коронован
как царь всея Руси. Во время
торжественной службы
Он приблизил
к себе честных и добрых советников
Сильвестра и Адашева и занялся
внутренними делами. Царь созвал выборных
в 1550 году на первый Земский собор, которым
утвержден первый царский Судебник,
в следующем году издано соборное
постановление для духовенства, названное
Стоглавым. В 1550 году был принят новый
Судебник. В начале 60-х годов XVI века Избранная
рада прекратила свое существование, и
Иоанн IV перешел к самодержавной форме
правления.
2.5. Принятия
императорского титула
Петра I.
В первой четверти
XVIII в. в России проведены реформы в области
управления. Основной смысл этих преобразований
заключается в создании административной
системы, проникнутой идеей централизма
и всецело подчиненной верховной власти.
Россия стала абсолютной монархией. В
1708 – 1710гг. была проведена реформа органов
власти на местах – областная реформа.
Причиной ее был подъем классовой борьбы
горожан и крестьян, на плечи которых вся
тяжесть реформ. Во главе Петербургской
и Азовской губернии стояли генерал-губернаторы
Меньшиков и Ф. Апраксин. Остальными управляли
губернаторы, в руках которых находились
вся полнота административно-полицейской
и судебной власти. Губернаторы также
ведали сыском беглых крестьян, производили
рекрутские наборы, обеспечивали провиантом
рекрутские полки, ведали сбором налогов.
Губернская реформа нанесла удар по приказной
системе. Многие приказы прекратили свое
существование, их обязанности перешли
к губернской администрации. Указом 22
февраля 1711г. был учрежден новый государственный
орган – Правительствующий сенат. Все
его члены были назначены царем из числа
его непосредственного окружения (Трое
являлись представителями знати – князья
М.В. Долгорукий, Г.И. Волконский, П.А. Голицын,
трое бывшие члены Боярской думы и трое
из дворян). Все назначения отставки сенаторов
происходили по именным царским указам.
Сенат не прерывал своей деятельности
и был постоянно действующим государственным
органом. Сенат учреждался в качестве
коллегиального органа, в компетенцию
которого входило: отправление правосудия,
решение финансовых вопросов, общие вопросы
управления торговлей и другими отраслями
хозяйства. Таким образом, Сенат был высшим
судебным, управленческим и законосовещательным
учреждением, которое выносило на рассмотрение
различные вопросы для законодательного
разрешения монархом. Указом от 27 апреля
1722г. «О должности Сената» Петр 1 дал подробные
предписания по важным вопросам деятельности
Сената, регламентируя состав, права и
обязанности сенаторов, установил правила
взаимоотношений Сената с коллегиями,
губернскими властями и генерал-прокурором.
Структура Сената складывалась постепенно.
С начала Сенат состоял из сенаторов и
канцелярии, позже в его составе сформировалось
два отделения: Расправная палата – по
судебным делам, и Сенатская контора по
вопросам управления. У Сената была своя
канцелярия, которая делилась на несколько
столов: секретный, губернский, разрядный,
фискальный и приказный. До учреждения
Сенатской конторы она была единственным
исполнительным органом Сената. В состав
Расправной палаты входили два сенатора
и назначаемые Сенатом судьи, которые
ежемесячно подавали в Сенат рапорты о
текущих делах, штрафах и розысках. Приговоры
Расправной палаты могли быть отменены
общим присутствием Сената. Сенатская
контора в Москве учреждена 12 января 1722г.
«для управления и исполнения указов».
В ее состав входили: сенатор, два асессора,
прокурор. Основной задачей Сенатской
конторы было недопущение текущих дел
московских учреждений к Правительствующему
Сенату, в том числе исполнение непосредственно
полученных из Сената указов, контроль
исполнения указов, посылаемых Сенатом
в губернии. У Сената были вспомогательные
органы, в составе которых не было сенаторов,
такими органами были рекетмейстер, герольдмейстер,
губернские комиссары. В 1720г. при Сенате
была учреждена должность ради «приема
челобитен», получившая название рекетмейстера,
в обязанности которого входил прием жалоб
на коллегии и канцелярии. В 1722г. последовало
назначение на должность герольдмейстера,
в обязанности которого входило составление
списков всего государства, дворян, наблюдением
за тем, чтобы от каждой дворянской фамилии
в гражданской службе было не более 1/3.
Учреждение института фискалов и прокуратуры
в системе органов государственной власти
в I четверти XVIII в. было одним из явлений
связанных с развитием абсолютизма. Указами
от 2 и 5 марта 1711г. предполагалось «учинить
фискалов во всяких делах». Фискалитет
состоял при Сенате, который «ведал фискалов».
Одновременно фискалы были и доверенными
лицами царя. Последний назначал обер-фискала,
который приносил присягу царю и был ответственен
перед ним. Указ от 17 марта 1714г. наметил
компетенцию фискалов: проведывать про
все, что «к вреду государственному интересу
быть может»; докладывать «о злом умысле
против персоны его величества или измене,
о возмущении или бунте», «не вкрадываются
ли в государство шпионы», а также борьба
со взяточничеством и казнокрадством.
Основной принцип определения их компетенции
– «взыскание всех безгласных дел». После
учреждения Юстиц-коллегии фискальные
дела перешли в ее владение и попадали
под контроль Сената, а с учреждением должности
генерал-прокурора фискалы стали подчиняться
ему. В 1723г был назначен генерал-фискал,
который был высшим органом для фискалов,
он имел право требовать к себе любое дело,
его помощником был обер-фискал. Первым
законодательным актом о прокуратуре
был указ от 12 января 1722г.: «быть при Сенате
генерал-прокурору и обер-прокурору, также
во всякой коллегии по прокурору…». А
указом от 18 января 1722г. учреждены прокуроры
в провинциях и надворных судах. Если фискалы
находились частично в ведении Сената,
то генерал-прокурор и обер-прокуроры
подлежали суду самого императора. Прокурорский
надзор распространялся даже на Сенат.
Указ от 27 апреля 1722г. «О должности генерал-прокурора»
устанавливал его компетенцию, в которую
входило: присутствие в Сенате и осуществление
контроля над фискалами. 1717-1719 годы были
подготовительным периодом становления
новых учреждений – коллегий. До 1719г. президенты
коллегий должны были сочинять регламенты
и не вступать в дела. Образование коллегий
вытекало из предшествующего приказного
строя, т.к. большинство коллегий создавалось
на базе приказов, и являлись их правопреемниками.
По указу 14 декабря 1717г. было создано 9
коллегий: Военная, Берг, Ревизион, Иностранных
дел, Адмиралтейская, Юстиц, Камер, Штатс-контор,
Мануфактур. Всего к концу первой четверти
XVII в. Существовало 13 коллегий, которые
стали центральными государственными
учреждениями, формируемыми по функциональному
принципу. Генеральный регламент коллегий
(1720г.) устанавливал общие положения управления,
штаты и порядок делопроизводства. Присутствие
коллегии составляли: президент, вице
– президент,4-5 советников, 4 асессора.
Штат коллегии состоял из секретарей,
нотариуса, переводчика, актуариуса, копиистов,
регистраторов и канцеляристов. При коллегиях
состоял фискал (позднее прокурор), который
осуществлял контроль над деятельностью
коллегий и подчинялся генерал-прокурору.
Коллегии получали указы только от монарха
и Сената и имели право не исполнять указы
последнего, если они противоречили указам
царя.
3. Литература.
1. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история: популярный очерк. М., 1992,с.28-32,278-283.
2. Хрестоматия по истории России. Авт.-сост. Орлов А.С. и др. М., 2001,с. 170-171, документы № 9.13.