Предпосылки коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Основные сражения 1942-1943 гг.

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 04:17, контрольная работа

Краткое описание

Война 1941-1945 гг. оказалась серьезной проверкой не только для всего
советского народа, но и для самого государства, которое вынуждено было
перестраиваться на военный лад. 22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О военном положении», и 29 июня ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли директиву к партийным и советским органам, в которой была изложена программа мероприятий по борьбе с фашистскими захватчиками. В период войны сохранили свои полномочия высшие органы государственной власти и управления СССР: Верховный Совет и его Президиум, Совет Народных Комиссаров, отраслевые, а также республиканские органы власти и управления, местные советские органы. Созданные временные чрезвычайные органы власти и управления, включая Государственный Комитет Обороны (ГКО), в своей деятельности опирались на аппарат Советов и других конституционных органов. Но война внесла свои коррективы в организацию и порядок работы государственного аппарата. Она, в частности, помешала проведению в предусмотренные законом сроки очередных выборов в Советы всех ступеней. В результате призыва в армию были нарушены сроки созыва сессий Советов. Усилилось значение исполнительных органов Советов. Часто практика выборов заменялась системой назначений. Президиум Верховного Совета СССР и президиумы

Файлы: 1 файл

История.docx

— 116.23 Кб (Скачать)

1.  Предпосылки коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Основные сражения 1942-1943 гг. 

1.1.  Предпосылка коренного периода в ходе ВОВ. Перестройка государственной аппарата. 

Война 1941-1945 гг. оказалась серьезной проверкой  не только для всего

советского народа, но и для самого государства, которое  вынуждено было

перестраиваться на военный лад. 22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О военном положении», и 29 июня ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли директиву к партийным и советским органам, в которой была изложена программа мероприятий по борьбе с фашистскими захватчиками. В период войны сохранили свои полномочия высшие органы государственной власти и управления СССР: Верховный Совет и его Президиум, Совет Народных Комиссаров, отраслевые, а также республиканские органы власти и управления, местные советские органы.   Созданные временные чрезвычайные органы власти и управления, включая Государственный Комитет Обороны (ГКО), в своей деятельности опирались на аппарат Советов и других конституционных органов. Но война внесла свои коррективы в организацию и порядок работы государственного аппарата. Она, в частности, помешала проведению в предусмотренные законом сроки очередных выборов в Советы всех ступеней. В результате призыва в армию были нарушены сроки созыва сессий Советов. Усилилось значение исполнительных органов Советов. Часто практика выборов заменялась системой назначений. Президиум Верховного Совета СССР и президиумы

Верховных Советов  союзных республик были вынуждены  в течение 1941—1945 гг. неоднократно откладывать проведение очередных выборов и продлевать полномочия соответствующих Советов. Продолжали выполнять свои обязанности избранные в предвоенное время депутаты Верховного Совета СССР, Верховных Советов республик и местных Советов. Естественно, усилилось значение исполнительных органов Советов, ряд исключительных полномочий Советов осуществлялся их исполкомами. Так, исполкомы вышестоящих Советов могли без проведения дополнительных выборов,

путем кооптации  пополнять состав исполкомов нижестоящих  Советов представителями партийно-советского актива. Такая практика имела наиболее широкое применение на освобожденной от врага территории при восстановлении здесь органов Советской власти. Большую роль в восстановлении Советов на освобожденной от врага территории сыграли специально создаваемые для этой цели партийно-советские оперативные группы. По существу практика выборов Советов была заменена системой назначений. Централизация государственного управления, повышение роли исполнительно-распорядительных узко коллегиальных советских органов были в условиях Великой Отечественной войны в известной степени объективно оправданными, так как вытекали из необходимости концентрации руководства всеми силами и ресурсами страны для разгрома врага. Во время войны значительно усилилась интеграция, слияние партийного и государственного руководства различных уровней. Труднейшие задачи военного времени, которые не всегда можно было решить традиционными методами, выполнялись зачастую мерами государственного принуждения. Значительно усилилась деятельность СНК СССР, особенно в области руководства военной экономикой, перемещение промышленных предприятий в восточные районы страны. Большая роль в этом принадлежала Госплану СССР (председатель - Н.А. Вознесенский). Квартальные, месячные и даже декадные планы хозяйствования стали нормой. Осуществлялись меры по более эффективному ис­пользованию наличных кадров и ресурсов, изысканию резервов. При ГКО и Совнаркоме СССР был создан ряд новых органов, в том числе Совет по делам эвакуации, Главснабнефть, Главснабуголь, Главснабгаз, Комитет по учету и распределению рабочей силы, Управление по эвакуации населения, Управление по государственному обеспечению и устройству семей военнослужащих. Информационно-пропагандистскую работу проводило созданное в первые дни войны   Совинформбюро.   Образовался   также   ряд наркоматов, расширялись их права в области финансов, распределения материальных ресурсов, строительства. В центре Президиум Верховного Совета СССР продолжал принимать важнейшие правовые акты. К ним относятся указы о мобилизации в Советскую Армию и о введении военного положения, акты о создании новых, в том числе и чрезвычайных, государственных органов, о структуре Вооруженных Сил, о ратификации международных договоров, связанных с войной и ее завершением, об организации наградного дела и т. п. Суровые условия Великой отечественной войны вызвали к жизни создание и специальных чрезвычайных органов, наделенных особыми полномочиями. Таким высшим чрезвычайным органом в стране был Государственный Комитет Обороны СССР, образованный 30 июня 1941 г. Постановлением Президиума Верховного Совета СССР, Совнаркома и ЦК ВКП(б). В руках ГКО была сосредоточена вся полнота власти в государстве; Никогда еще — ни до, ни после войны — в стране не имелось органа с такими неограниченными полномочиями, просуществовавшего свыше 4 лет и не предусмотренного

Конституцией  СССР. Постановления ГКО имели  силу законов военного времени. Партийные, советские; хозяйственные, военные и общественные организации, все граждане СССР обязаны были неукоснительно выполнять постановления и распоряжения ГКО. Своего большого аппарата сам ГКО не имел, а действовал через партийные, государственные органы и общественные организации. Для оперативного решения вопросов на фронтах, в военно-промышленных наркоматах и ведомствах, во многих республиках, краях и областях, на важнейших предприятиях и стройках учреждались должности уполномоченных ГКО. Они контролировали выполнение постановлений ГКО. При ГКО по необходимости образовывались специальные комитеты и комиссии (например, Транспортный комитет ГКО). В 1941—1942 гг. ГКО создал местные прифронтовые чрезвычайные органы — городские комитеты обороны. Они были образованы в Севастополе, Одессе, Туле, Ростове, Сталинграде, Воронеже — всего более чем в 60 городах. Городские комитеты обороны объединяли партийное руководство, гражданскую и военную власть на местах. Председателями комитетов обороны были первые секретари

обкомов или  горкомов партии, их членами — руководители местных советских и военных органов. На организации государственного управления в годы войны сказывалось и введение в тех или иных районах страны специальных режимов, и, прежде всего в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении». Нормы этого Указа действовали только на территориях, объявленных на военном положении. Дополнительными указами Президиума Верховного Совета СССР военное положение вводилось в большинстве союзных республик, АССР и областей европейской части СССР, в Грузинской ССР и ряде городов Закавказья, на побережьях Черного и Каспийского морей. Фактически в полном объеме режим военного положения устанавливался главным образом в прифронтовых и близких к ним районах. Военное положение было введено также на всех железных дорогах, на морском, речном и воздушном транспорте. В местностях, объявленных на военном положении, все функции органов государственной власти в области обороны, охраны общественного порядка и государственной безопасности передавались военным советам фронтов (округов), армий, а где не было военных советов — высшему командованию соединений. В исключительных случаях вводилось и осадное положение. Его объявляли в важных в военном отношении городах и районах, например, в Москве, Ленинграде, Сталинграде, Туле и некоторых других городах и районах прифронтовой полосы, в условиях непосредственной угрозы захвата их врагом. Осадное положение характеризовалось по сравнению с военным положением еще более жесткой регламентацией режима. В соответствии с ним вводился комендантский час, строго упорядочивалось и контролировалось передвижение транспорта и населения во время воздушной тревоги, усиливалась охрана общественного порядка. Нарушителей порядка в условиях осадного положения могли привлечь к уголовной ответственности с передачей дела военному трибуналу. Провокаторы, шпионы, прочие агенты врага, призывавшие к нарушению порядка, подлежали расстрелу на месте.

Великая Отечественная  война внесла изменения и в  состав, структуру, управление Вооруженными Силами. Была объявлена мобилизация военнообязанных, по которой в первые дни войны было призвано более 5 млн. человек. Начинают формироваться дивизии народного ополчения, добровольческие части, растет число партизанских формирований на захваченной территории. В январе — феврале 1943 г. для личного состава Красной Армии и Военно-Морского Флота были введены новые знаки различия, восстановлены погоны. Было учреждено 9 новых боевых орденов и ряд медалей. Проводится реорганизация управления войсками, перестраивается система органов стратегического и оперативного руководства Вооруженными Силами. Боевой опыт всех родов войск регулярно обобщался и нашел свое четкое отражение в новых уставах и наставлениях. Особо следует сказать о Советской власти на оккупированной фашистами территории. Захватчикам не удалось полностью ликвидировать на оккупированной территории советские государственные органы. В районах, областях и республиках, занятых врагом, сохранялись или создавались партийные и советские органы, опиравшиеся на партизанское и подпольное движение. Летом 1943 г. свыше 200 тыс. кв. км советской земли в тылу врага находилось под полным контролем партизан. Важной особенностью функционирования Советской власти в тылу врага было то, что наряду с ее некоторыми традиционными довоенными органами их роль исполняло также командование партизанских формирований. Война резко повысила общественную опасность всех преступлений и, естественно, потребовала усиления ответственности за их совершение. Появились и новые составы преступлений, специфичные для военного времени.

Особую опасность  представляли преступления государственные: измена, шпионаж, диверсия и др. Распространение ложных слухов каралось тюремным заключением на срок от 2 до 5 лет (по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1941 г.).Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, наказывалось лишением свободы до 10 лет (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 ноября 1943 г.).

Была ужесточена борьба с хищениями государственной  и общественной

собственности, спекуляцией.  

1.2.  Плавная системы производства и распределения. 

Переналадка промышленности на военные цели с быстрым наращиванием общего объема производства по темпам и эффективности превзошла все  ожидания западных экспертов. Объем  валовой продукции промышленности с июня по декабрь 1941 г. уменьшился в 1,9 раза. Но уже в 1943 г. уровень промышленного  производства достиг 90%, а продукции  машиностроения - 142% от уровня 1940 г. Поставки снаряжения и материалов из США по “ленд-лизу” составили около 4% использованных СССР в войне объемов. Они однако были большой подмогой в самые критические моменты - и не столько в форме готовой техники, как особо важными материалами и компонентами (по некоторым из них доля поставок из США достигала 20-30% потребных, а это очень много). К сожалению, американцы удивили после войны: по договору им возвращали технику в отремонтированном и заново окрашенном виде, а они после торжественной приемки здесь же на причале пускали автомобили под пресс, а буксиры топили на виду у советской стороны. И все это - без злого умысла. В оборонной промышленности довоенный уровень был превзойден уже в 1942 г.: СССР превзошел Германию по выпуску танков в 3,9 раза, боевых самолетов в 1,9 раза, орудий всех видов в 3,1 раза. При этом быстро совершенствовалась организация и технология производства: в 1944 г. себестоимость всех видов военной продукции сократилась по сравнению с 1940 г. в 2 раза. Система заготовок и снабжения населения продовольствием (“карточки”) обеспечила армию и тыл приемлемым питанием. Планирование быстро осваивало новые методы: снабжение, подготовка и проведение Сталинградской битвы планировались по программно-целевому методу с линейным программированием (впоследствии за разработку метода академик Л.В. Канторович получил Нобелевскую премию). Устойчивость плановой системы проявилась и в том, что уже с августа 1943 г. Госплан начал разработку пятилетнего плана восстановления народного хозяйства СССР, что помогло возродить экономику в невиданно короткий срок. С начала 1943 г. готовилась и денежная реформа, и СССР смог провести ее (с отменой карточек) уже в 1947 г., намного раньше других стран. Эффективная работа Госбанка, Наркомфина и Госплана позволила сохранить в условиях войны финансовую систему и не допустить гиперинфляции. Снабжение армии и боевые действия надежно финансировались, но дефицит госбюджета был очень небольшим, а в 1944 г. доходы уже значительно превысили расходы. 

1.3.  Советская система науки и техники. 

Государственная система организации науки позволила  с очень скромными средствами выполнить множество проектов с  высоким уровнем творчества и  новаторства, соединяя чисто практические технические разработки с самым  передовым фундаментальным знанием. Примерами служат не только лучшие и оригинальные виды военной техники (танк Т-34, система реактивного залпового  огня “Катюша” и ракеты “воздух-воздух”, автомат Калашникова и т.д.), но и крупные научно-технические программы типа создания атомного оружия. Мобильность и эффективность советской научно-технической системы не укладывалась в западные стандарты. В 1939-1940 гг., показывая свою верность Пакту о ненападении, Германия продала СССР ряд образцов новейшей военной техники и новейших технологий. Гитлер разрешил это, получив от немецких экспертов заверения, что СССР ни в коем случае не успеет освоить их в производстве. Это было ошибкой. Видный этолог, лауреат Нобелевской премии К. Лоренц провел в советском плену два года. Он вспоминает и саму процедуру пленения, и отношение к пленным охраны в полевом и тыловых концлагерях как выражение особого типа советского человека, отмечая попутно жестокое отношение к пленным немцам в английских и американских лагерях. Примеры даже небольших разработок, за которыми стояла высокая наука, можно множить. Так. благодаря новаторским расчетам математиков в СССР была сделана лучшая в мире каска с очень сложной кривизной поверхности, обеспечившей ее наилучшую отражательную способность. 

1.4.  Помощь союзникам. 

Насколько хорошо относились югославы к нам, настолько  холодно к американцам и англичанам. Характерно, что американское и английское командование часто мешало нам в  оказании помощи Народной Освободительной  Армии Югославии (НОАЮ), чиня всякие препоны для того, чтобы мы не могли через базы, расположенные  на занимаемой ими территории доставлять оружие и боеприпасы. Сначала они снабжали Михайловича и его четников, по сути, боровшихся с партизанами. Д. Михайлович был даже назначен эмигрантским югославским представительством в Лондоне военным министром. Но, когда англичане поняли, что перспектив у последнего нет, и помощью четнику они только дискредитируют себя перед югославами, то стали помогать Югославской Народной Освободительной Армии. Сбрасывали ей большое количество взрывчатых веществ, что давало возможность проводить крупные операции по разрушению коммуникаций оккупантов, давали некоторое количество продовольствия, даже обмундирования, но плохо снабжали стрелковым и тем более артиллерийским вооружением. Они хотели иметь не сильную НОАЮ, а партизанские отряды, способные добывать разведывательные данные и совершать диверсии. Снабжая югославов большим количеством взрывчатых веществ, союзники стремились руками югославов проводить значительно больший объем разрушений, чем нужно было для вывода из строя коммуникаций. И действительно, многие железные и автомобильные дороги, разрушенные самими югославами и американской авиацией, вышли из строя на столь длительное время, что некоторые из этих участков приходилось восстанавливать потом нашим войскам, а некоторые рокадные линии югославы не могли восстановить в течение 3 - 5 лет после окончания войны. Англо-американские союзники, помогая НОАЮ, преследовали далеко идущие цели - поставить народное хозяйство страны в возможно большую зависимость от помощи извне. Негативное отношение югославов к союзникам в значительной мере объяснялось варварскими налетами авиации на югославские города. Эти бомбардировки наносили урон населению, народному хозяйству Югославии, и почти не причиняли вреда противнику. О холодности отношения свидетельствует один факт. В ноябре 1944 года я ездил на аэродром в Земун. Находившиеся на нем горожане, ликвидировавшие разрушения, бурно приветствовали советских людей. Американские представители, прибывшие вместе с нами, буквально игнорировались местным населением, хотя ростом они были повыше. Ни одного приветствия в их адрес. Представитель Военной миссии США прокомментировал это так: - Вы братья по крови. Славяне. А мы и им, и вам помогали. Вы и на аэродром-то приехали на американской машине. 

1.5.  Военные трибуналы. 

22 июня 1941 г.  были учреждены военные трибуналы  в районах военных действий  и местностях, объявленных на  военном положении. Они рассматривали  все преступления, совершенные военнослужащими,  а также все дела о преступлениях  против обороны, общественного  порядка и госбезопасности, хищениях  социалистической собственности,  разбоях, убийствах, уклонении от исполнения всеобщей воинской повинности. Жалобы и протесты на приговоры трибуналов не допускались. Лишь о приговорах к высшей мере сообщалось телеграммой председателю Военной коллегии Верховного Суда СССР, и если до истечения 72 часов она не истребовала дело, приговор приводился в исполнение. В 1943 г. было объявлено военное положение на железнодорожном, речном и морском транспорте. Работники транспорта объявлялись мобилизованными до конца войны. По Приказу Наркома обороны СССР от 28 июля 1942 г. в армиях были сформированы по 3-5 заградительных отряда. Они ставились в тылу неустойчивых дивизий и обязаны были в случае паники и беспорядочного отхода расстреливать на месте паникеров и трусов. В публицистике последних лет эта мера представлена как неоправданная жестокость, хотя сведений о расстрелах заградотрядами не приводилось. На деле это была мера психологического воздействия. Она была введена после того, как опыт первого года войны показал, что самые большие потери войска несли при панике и беспорядочном отходе. Во время войны широко использовались такие правовые институты, как военное и осадное положения. Особо строгий правовой режим, осадное положение, вводился при угрозе захвата территории противником (например, оно было введено в Москве 20 октября 1941 г.). 

 1.6. Трудовое право. 

Самые значительные изменения произошли в годы войны  в области трудового права. Изменения, которые вносились в трудовое право в период Великой Отечественной войны, были связаны с обеспечением рабочей силой важнейших участков народного хозяйства и обеспечением вооруженных сил СССР оружием и боеприпасами. Мобилизация мужского населения страны, оккупация немецкими войсками расти территории СССР привели к резкому дефициту рабочей силы. Если в 1940 г. В СССР насчитывалось 33,9 млн. рабочих и служащих, то в 1942 г. их численность упала до 18,4 млн. 15,5 млн. работников оказались либо в армии, либо остались на оккупированных территориях. Между тем потребность в рабочей силе возросла многократно. В этих условиях, советское государство принимает чрезвычайные меры в сфере организации труда, прежде всего, реанимирует опыт политики военного коммунизма и вводит разного рода трудовые повинности. Война поставила перед правовым регулированием труда ряд сложных проблем. В связи с призывом многих миллионов людей в ряды армии и флота особенно острой стала проблема рабочих рук в промышленности, на транспорте, в строительстве и на селе. Это обстоятельство не могло не вызвать к жизни правовых норм, по-новому регулирующих возникновение и прекращение трудовых правоотношений. Хотя, как общее правило, и сохранился порядок добровольного вступления в трудовые отношения, Советское государство было вынуждено обратиться к таким правовым формам обеспечения народного хозяйства кадрами, как трудовая мобилизация и трудовая повинность. В связи с призывом миллионов людей в армию обострилась проблема рабочих рук. Государство было вынуждено обратиться к таким правовым формам, как трудовая мобилизация и трудовая повинность. Уклонение от мобилизации влекло за собой уголовное наказание. Привлекать к трудовой мобилизации или трудовой повинности можно было мужчин в возрасте от 16 до 55 лет, а женщин – с 16 до 50. В конце 1941 г. были объявлены мобилизованными на период войны рабочие и служащие предприятий промышленности, самовольный уход их с работы приравнивался к дезертирству и наказывался лишением свободы на срок от 5 до 8 лет. Администрации предприятий и учреждений было разрешено применять обязательные сверхурочные работы продолжительностью от 1 до 3 часов в день. Отпуска предоставлялись лишь подросткам до 16 лет. Для остальных работающих они были заменены денежной компенсацией, которая с апреля 1942 г. переводилась в сберегательные кассы в качестве замороженных на время войны вкладов рабочих и служащих. Мобилизация для работы на производстве распространялась на трудоспособное население, не занятое в чреждениях и на предприятиях. По Указу Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1942 г. уклонение от мобилизации влекло за собой уголовное наказание. На основе Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 апреля 1942 г. было также разрешено в напряженные периоды сельскохозяйственных работ производить мобилизацию трудоспособного населения городов и сельских местностей для труда в колхозах, совхозах и МТС. Такая практика в основном сохранилась на долгие годы и после войны. По Указу Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. и на основе Постановления СНК СССР от 10 августа 1942 г. допускалось применение в особо установленном порядке и на срок до 2-х месяцев трудовой повинности для выполнения различных оборонных работ, заготовки топлива, охраны важнейших объектов и др. Привлекать к трудовой мобилизации или трудовой повинности можно было мужчин в возрасте от 16 до 55 лет, а женщин — с 16 до 50. Наряду с этим широко известно массовое добровольное участие подростков и молодежи в труде на благо Отчизны. Оплата труда осуществлялась предприятиями и органами, для которых выполнялись работы в порядке трудовой повинности. Лица, привлекавшийся к трудовой повинности, могли быть использованы не только по месту их постоянного проживания, но и в других местностях. В конце 1941 г. были объявлены мобилизованными на период войны рабочие и служащие предприятий военной промышленности. Самовольный уход их с работы приравнивался к дезертирству и наказывался лишением свободы на срок от 5 до 8 лет. Причем такие дела были отнесены к компетенции трибуналов. В сентябре 1942 г. были переведены на положение мобилизованных рабочие и

Информация о работе Предпосылки коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Основные сражения 1942-1943 гг.