Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 04:17, контрольная работа
Война 1941-1945 гг. оказалась серьезной проверкой не только для всего
советского народа, но и для самого государства, которое вынуждено было
перестраиваться на военный лад. 22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О военном положении», и 29 июня ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли директиву к партийным и советским органам, в которой была изложена программа мероприятий по борьбе с фашистскими захватчиками. В период войны сохранили свои полномочия высшие органы государственной власти и управления СССР: Верховный Совет и его Президиум, Совет Народных Комиссаров, отраслевые, а также республиканские органы власти и управления, местные советские органы. Созданные временные чрезвычайные органы власти и управления, включая Государственный Комитет Обороны (ГКО), в своей деятельности опирались на аппарат Советов и других конституционных органов. Но война внесла свои коррективы в организацию и порядок работы государственного аппарата. Она, в частности, помешала проведению в предусмотренные законом сроки очередных выборов в Советы всех ступеней. В результате призыва в армию были нарушены сроки созыва сессий Советов. Усилилось значение исполнительных органов Советов. Часто практика выборов заменялась системой назначений. Президиум Верховного Совета СССР и президиумы
2.2. Возникновение
государственности
у славян. Общественно-политическое
устройство Киевской
Руси.
Расселение славян
на Русской равнине. «Прародиной» всех
славянских племен современные ученые
считают Центральную Европу. Вопрос
о месторасположении славян до Великого
переселения народов является дискуссионным.
Территорию «прародины» помещали в Среднем
Подунавье, между Одером и Вислой, между
Вислой и Днепром, в Припятском Полесье
и др. По-разному датировалось и время
выделения славян из общего массива индоевропейских
народов – от III тысячелетия до н. э. до
последних веков I тысячелетия н.э. В VI-VIII
вв. расселение славян происходило по
трем основным направлениям: на юг – на
Балканский полуостров; на запад – в Среднее
Подунавье и междуречье Одера и Эльбы;
на восток и север по Восточноевропейской
равнине. Соответственно, произошло деление
славян на три ветви – южную, западную
и восточную. Славяне заселили огромную
территорию – от Пелопоннеса на юге до
Финского залива и р. Невы на севере, от
Альпийских гор, средней Эльбы и Ютландского
полуострова на западе до Верхней Волги,
Средней Оки и Верхнего Дона на востоке.
Расселяясь по обширным просторам Русской
равнины, славяне сталкивались с проживавшими
здесь другими племенами (балтскими, финно-угорскими,
ирано-язычными), ассимилировали их, но
при этом менялись и сами приобретали
новые навыки, элементы материальной культуры.
В ходе расселения у славян происходило
разложение родоплеменного строя и формирование
новых славянских общностей. На территории,
составившей в будущем Киевскую Русь,
насчитывалось более 10 славянских союзов
племенных княжеств. Основой хозяйства
славян, в том числе восточных, было пашенное
земледелие. Применялись пахотные орудия
с железными рабочими частями – рало (в
южных областях), соха (на севере). Подчиненную
роль в хозяйстве играли скотоводство,
охота, рыболовство, бортничество. Хозяйственной
ячейкой была преимущественно малая семья.
Семьи объединялись в соседскую (территориальную)
общину – вервь. Расселение ускорило выделение
знати. Повсеместное распространение
пашенного земледелия с использованием
железных орудий труда создавало возможность
получения продукта для содержания господствующего
социального строя и воинов – дружину.
Дружинный слой существовал у славян уже
в VI-VII вв., а к IХ в. он выдвинулся на ведущие
позиции в обществе. Возникновение государства.
Норманская и антинорманская версии. С
момента зарождения отечественной исторической
науки длится спор о возникновении и характере
Древнерусского государства. Важный исторический
источник - древнейшая русская летопись
«Повесть временных лет» содержит рассказ
летописца о призвании новгородскими
словенами на княжение варяжских (норманнских)
князей Рюрика, Синеуса и Трувора. Со временем
историки пришли к мнению о вымышленности
двоих братьев-варягов – Трувора и Синеуса
(на древнешведском языке эти слова означают
– «с домом и дружиной»), признав историческую
достоверность личности Рюрика. Факт призвания
варягов, его трактовка и оценка долгое
время делили историков на сторонников
норманнской версии происхождения древнерусского
государства и ее противников – норманистов
и антинорманистов. Первые считали призвание
варягов началом древнерусской государственности,
логически завершая эту версию утверждением
о неспособности славян самостоятельно
создать свое государство и их исторической
отсталости от европейского (германского)
мира. Оппоненты норманистов отстаивали
самостоятельное историческое творчество
славянских народов и обнаруживали элементы
славянской государственности еще в «доваряжскую
эпоху». В качестве аргументов указывали
на существование развитых племен и союзов
племен; существование власти князей –
племенных вождей; участие населения в
решении сложнейших задач обороны территории
и управления. Сегодня не существует крайнего
противостояния сторонников и противников
норманской версии происхождения Древнерусского
государства. Речь идет о степени варяжского
(норманнского) влияния на процесс становления
государственности. Подавляющее большинство
историков считают, что решающим это влияние
признать нельзя хотя бы потому, что варяги
по своему политическому, культурному
и экономическому развитию находились
не на высшей по сравнению со славянами
ступени развития. Вместе с тем нельзя
не признать, что варяги принесли на славянскую
почву особые отношения князя и дружины,
рождение династии Рюриковичей, правившей
российским государством вплоть до конца
ХVI в. Общественно-политическое устройство
Киевской Руси. Не менее спорным остается
вопрос о характере древнерусского государства
– Киевской Руси. После княжения Рюрика
в Новгороде началась экспансия варягов
на юг. Сначала его дружинники Аскольд
и Дир освободили полян от уплаты дани
хазарам и остались править Киевом, а в
882 г. родственник Рюрика Олег убил дружинников
и объединил русскую землю от Новгорода
до Киева, сделав последний своей столицей.
Эта дата является отправной точкой в
истории русского государства. Впоследствии
Олегу удалось объединить под своей рукой
все славянские племена, обложив их данью.
Дань собиралась путем полюдья. Единицами
обложения служили дым (т.е. крестьянский
двор), рало и плуг (в данном случае – земельная
площадь, соответствующая возможностям
одного крестьянского хозяйства). Со временем
местное княжение ликвидировалось и представитель
киевской династии назначался в качестве
князя-наместника. В основном этот процесс
завершился в конце Х в. Структура государства
оформилась при князе Владимире, который
в девяти крупнейших центрах Руси посадил
на княжение своих сыновей: в Новгороде
(земля словен) – Вышеслава, позже Ярослава,
в Полоцке (кривичи) – Изяслава, Турове
(дреговичи) – Святополка, в земле древлян
– Святослава, во Владимире-Волынском
(волыняне) – Всеволода, Смоленске (кривичи)
– Станислава, Ростове (земля финноязычного
племени меря) – Ярослава, позже Бориса,
в Муроме (финноязычная мурома) Глеба,
Тмутаракани (русское владение на Таманском
полуострове) – Мстислава. В отечественной
исторической науке остается спорным
вопрос о характере древнерусского государства.
Долгое время господствовала точка зрения,
что возникшая в 1Х в. Киевская Русь – раннефеодальная
монархия со всеми характерными для нее
признаками. Высшее должностное лицо в
государстве – князь (монарх). Альтернативная
точка зрения современных историков заключается
в том, что первой формой древнерусской
государственности считается республиканская
форма правления по типу греческих полисов
– городов-государств. Чтобы оценить каждую
из этих версий остановимся на системе
управления государственными делами в
Киевской Руси. Система «Князь – дружина
- вече». Князь, как правило, Рюрикович,
поэтому и вся русская земля постепенно
стала рассматриваться как собственность
династии Рюриковичей. История оставила
нам генеалогическое древо этого рода,
по которому легко проследить последовательность
правления первых князей и особенности
их правления. Первые киевские князья
стремились укрепить Землю Русскую. При
князе Святославе Игоревиче – внуке легендарного
Рюрика – Русь освободилась от зависимости
со стороны Хазарского каганата и стала
признаваться как военная держава. Владимир
Святославович предпринял ряд реформ,
крестил Русь, Ярослав Владимирович (Мудрый)-
даровал первый свод древнерусских законов
(«Русская правда») сделал Русь уважаемой
далеко за пределами. Каждый из этих князей,
как и их потомки, пришли на киевский престол
дорогой кровавых междоусобиц, а подчас
и братоубийственной войны. Причиной этому
был несовершенный порядок занятия Киевского
престола – лествица, предусматривавший
наследование по горизонтальной линии.
С другой стороны, в Киевской Руси принцип
наследования власти своеобразно сочетался
с принципом ее выборности. Источники
подтверждают стремление киевских князей
посадить своих сыновей во всех крупных
центрах Руси. Однако примет или нет население
княжеского ставленника зависело не от
воли князя, а от согласия населения, выраженного
на вече. Известно немало примеров изгнания
князей и, наоборот, приглашения их на
княжение. Отношения князей со своим старшим
киевским родственником напоминали характерные
для феодальных обществ отношения сюзеренитета-вассалитета.
По мере развития экономики, политического
усиления отдельных территорий – уделов
и укрепления позиции местных князей,
усложнялись их отношения со старшим Киевским
князем. Урегулирование спорных вопросов
между ними происходило как и в Европе
на феодальных съездах, самый известный
из которых – Любечский съезд. Непременным
атрибутом древнерусской государственности
была княжеская дружина. Она выполняла
не только функцию княжеской гвардии,
ее генерального штаба, но и функцию княжеской
администрации. Старшие, наиболее опытные
дружинники – бояре – получали от князя
право сбора дани с части территорий и
позже превратились в крупных феодальных
собственников. Младшая дружина – отроки
– кормились с княжеского стола. Дружина
приходила с князем и, в случае его изгнания,
уходила вместе с ним. Князь был первым
среди равных в отношениях со своей дружиной.
По-разному оценивают историки роль вече
в Древней Руси. Одни считают это институтом
республиканской формы правления, другие
– пережитком системы военной демократии.
В любом случае признается важная роль
вече в политической жизни и государственном
управлении. Вече принимало решение об
избрании или изгнании князя, с ним советовался
князь по вопросам внутренней и внешней
политики, развития торговых отношений
и т.д. Внешняя политика древнерусских
князей. Киевская Русь была крупнейшей
державой в Восточной Европе. В IХ в. ее
наиболее опасным противником был Хазарский
каганат. Зависимость некоторых восточнославянских
союзов племенных княжеств от Хазарии
была ликвидирована только к середине
Х в. Важным направлением русской внешней
политики были отношения с Византийской
империей – наиболее могущественным государством
Восточного Средиземноморья и Причерноморья.
Эти отношения отличались неустойчивостью:
процветающие торговые связи сменялись
военными конфликтами. В 907 г. киевский
князь Олег привел (морем и берегом) к столице
Византии многочисленное войско, в состав
которого, кроме киевской дружины, вошли
отряды воинов из зависимых от Киева славянских
союзов и наемники-варяги. В результате
похода был заключен выгодный для Руси
договор. Победные походы русских князей
повышали авторитет государства и укрепляли
его могущество. Политика киевских князей
на юге отличалась как союзническими отношениями
с отдельными печенежскими племенами,
так и военными конфликтами. Древнерусское
общество в зеркале «Русской правды».
До сих пор мы вели речь, главным образом,
о политической истории Киевской Руси,
об укреплении княжеской власти над населением,
об отношениях Древнерусского государства
с соседями. Что же представляло собой
общество Древней Руси? В каких отношениях
между собой состояли жители? Летописные
повествования лишь эпизодически обращают
на это внимание. Особенности общественного
устройства Руси отражены в древнейшем
своде законов – «Русской правде». Наряду
с «Русской правдой» важными памятниками
законодательства являются княжеские
уставы и сборники церковных установлений.
Каково же древнерусское общество по Русской
правде? Прежде всего в этом документе
сделаны первые шаги по ограничению кровной
мести, а в Правде Ярославичей месть вообще
запрещена и заменена штрафом – вирой.
Основным населением Киевской Руси были
свободные общинники, которых «Русская
правда» называет «людьми». Для лично
зависимого населения вотчин, а также
для рабов-слуг использовались термины–
челядь и холопы. Их неполноправное положение
было закреплено юридически: за убийство
холопа уплачивался всего лишь штраф в
5 гривен. Особую категорию составляли
смерды. Наиболее вероятно, что это – категория
полувоенного, полукрестьянского населения,
зависимого от князя. Но распространено
и мнение, что смерды – лично свободное
сельское население, обязанное данью.
Во второй половине ХI в. появляется категория
закупов – людей, вступающих в зависимость
от землевладельца за долги и вынужденных
работать на господина до выплаты суммы
долга. Их правовое положение было промежуточным
между свободными людьми и холопами. Главное
же отличие закупа от холопа состояло
в том, что у него было свое хозяйство.
Таким образом, по своему положению закуп
напоминает, скорее, феодально-зависимого
крестьянина, нежели раба: он несвободен,
но владеет средствами производства. Упоминаются
в Русской Правде также рядовичи, жизнь
которых защищалась минимальным пятигривенным
штрафом. По-видимому, так называли людей,
не пошедших в холопство и заключивших
«ряд» – тиунов, ключников, мужей рабынь.
По мере складывания к концу Х в. структуры
единого государства формируется разветвленный
аппарат управления. В качестве должностных
лиц государственной администрации выступали
представители дружинной знати. При князьях
действовал совет (дума), состоявший из
верхушки дружины. Из числа дружинников
князь назначал посадников – наместников
в городах; воевод – предводителей различных
военных отрядов; тысяцких – высших должностных
лиц; сборщиков поземельных податей –
данников; судебных чиновников – мечников,
вирников, емцев, подъездных; сборщиков
торговых пошлин – мытников, мелких должностных
лиц – биричей, метельников. Из состава
дружины выделяются и управители княжеского
вотчинного хозяйства – тиуны (с ХII в.
они включаются в систему государственного
управления). Изучение имеющихся источников
породило две основные концепции, по-разному
трактующие вопросы политического, социального
и экономического устройства древнерусского
общества. Большинство историков относят
Киевскую Русь к раннефеодальным государствам.
Согласно этой концепции, крупная феодальная
собственность на землю складывалась
на Руси в IХ-ХII вв. В виде княжеских, боярских
вотчин и церковных владений. Земли феодалов
обрабатывались трудом зависимых крестьян
(их категории названы выше). Согласно
концепции дофеодального характера общественного
строя Киевской Руси, социально-экономическую
основу древнерусского общества составляло
общинное землевладение и свободные крестьяне-общинники.
Существовало и частное землевладение
– вотчины князей, бояр, церкви с использованием
труда как рабов, так и полусвободного
населения. Принятие христианства на Руси.
Завершающий этап становления Киевской
Руси, ее расцвет связаны с княжением Владимира
Святого и Ярослава Мудрого. При сыне Святослава
Владимире 1 все земли восточных славян
объединились в составе Киевской Руси.
Мудрость великого князя состояла в том,
что он стремился укрепить государство
с помощью веры, общей для всех. Религия
у славян была языческой. Они поклонялись
богам, различным явлениям природы и глубоко
чтили культ предков. Природа считалась
одушевленной. При Владимире произошло
одно из величайших событий многовековой
истории – Русь приняла христианство.
Выбор состоялся не сразу. Вначале Владимир
попытался использовать в качестве объединяющей
силы распространенное на Руси язычество,
создав пантеон шести основных языческих
богов во главе с Перуном. Однако скоро
выяснилось, что таким путем проблемы
не решить. Соседние с Киевской Русью государства
исповедовали религии, основу которых
составлял монотеизм, т.е. вера в единого
Бога. В Византии господствовало христианство,
в Хазарии – иудаизм, в Волжской Булгарии
– ислам. Изучив сущность каждой из религий,
Владимир сделал выбор в пользу православия,
хорошо известного на Руси. Так, византийские
источники сообщают, что крещения русов
происходили уже в 60-х – 70-х гг. IХ в. (княгиня
Ольга и часть русской знати). Сама дата
крещения киевлян остается спорной. Историки
называют разные годы. Но все же традиционно
принятие христианства Русью датируется
988 годом (это дата крещения самого Владимира).
Процесс введения христианства на Руси
был трудным (в Новгороде, например, через
кровавые столкновения) и длительным (вплоть
до ХVI в.). Была учреждена русская митрополия,
которая подчинялась константинопольской
патриархии. В важнейших городах – Новгороде,
Полоцке, Чернигове, Переяславле, Белгороде,
Ростове в конце Х-Х1 вв. создаются епископства.
Православное духовенство на первых порах
было греческим, Богослужебные и иные
книги поступали в основном из Болгарии,
которая стала христианской страной на
столетие раньше. Объявив на Руси новую
государственную религию, Владимир не
жалел средств на строительство храмов.
Возведя и украсив первый каменный храм
в честь Богородицы в Киеве, князь пожаловал
ему на вечные времена десятую часть всех
богатств своих и доходов, собираемых
в казну с городов и земель русских – церковную
десятину. Впоследствии князья, утверждая
свое величие, соревновались в красоте
и монументальности возводимых ими соборов.
Наряду с храмами строились монастыри,
в которых обосновались религиозные общины
монахов или монахинь. Принятие христианства
открывало широкие перспективы для развития
контактов с Европой. Перенесение небесной
и церковной иерархии на земные порядки
укрепляло власть князя и феодалов. Происхождение
княжеской власти прочно увязывалось
с божьей волей. «Нет власти не от Бога»
– учило духовенство. Церковь требовала
от князя высокой ответственности за правление,
а от народа – безоговорочного ему повиновения.
Вместе с православием на Русь пришли
письменность, школы, суды, новые законы.
В русском обществе появился новый институт
-церковь, которая опекала нищих, больных,
убогих, а также положительно повлияла
на крепость семейных отношений славян,
воздействовала на их нравственность.
Единая религия укрепила объединение
восточнославянских и финно-угорских
племен в мощную державу. В русскую культуру
вливались новые творческие направления:
каменное строительство, иконопись, фресковая
живопись. Через посредничество Византии
Русь прикоснулась к традициям античного
мира. Несмотря на активное, вплоть до
насаждения силой, внедрение православия
на Руси, противникам никогда не удавалось
истребить его. Новая религия стала опорой
государственной власти на Руси. В самые
тяжкие времена единая вера спасала государство
Русское: заставляла его раздробленные
земли тянуться друг к другу, сплачивая
народ в единую мощную силу для отражения
многочисленных врагов.
2.3. Политическая
раздробленность русских
земель и последствия
децентрализации (ХI -
нач. ХIII вв.).
Причины княжеских
усобиц. Согласно общепринятой точке
зрения, в середине ХI-начале ХII вв. Древнерусское
государство вступило в новый этап своей
истории – эпоху политической раздробленности.
Начальную фазу этого процесса относят
к моменту смерти Ярослава Мудрого, когда
Русь практически была поделена между
его тремя сыновьями – Изяславом (он получил
Киев и Новгород), Святославом (Чернигов)
и Всеволодом (Переяславль и Ростовская
земля). Вначале князья, помня завет отца
о дружбе, старались жить в мире и чтить
старшего брата Изяслава. Но вскоре между
ними, а затем и их потомками, возникли
конфликты и усобицы, длившиеся почти
сто лет. Ожесточенная борьба велась за
киевский престол. Внутренние распри дополнялись
половецкими набегами, разоряющими русские
земли. Со смертью в 1093 г. последнего из
Ярославичей – Всеволода в соответствии
с лествичными порядком престолонаследия
власть над Киевом перешла к старейшему
в роду Святополку II Изяславичу (1093-1113
гг). Он оказался неумелым правителем,
стремившимся из всего извлечь личную
выгоду, не сумел противостоять половцам
и справиться с усобицами. Созванный по
инициативе переяславского князя Владимира
Мономаха в 1097 г. Любечский съезд русских
князей продемонстрировал их временное
единство. Однако, провозглашенный там
принцип наследования князьями земель
своих отцов: «кождо да держит отчину свою»,
был воспринят не как объединение Руси,
а скорее, как разделение на наследственные
владения различных ветвей княжеского
рода. Вспыхнувшее в Киеве восстание (после
смерти Святополка) побудило киевских
бояр пригласить на великокняжеский престол
авторитетного князя Владимира Мономаха
(годы правления: 1113-1125). В годы его правления
единство Руси было отчасти восстановлено,
поскольку авторитет Мономаха среди других
князей был бесспорен, а ослушников он
жестоко карал. Некоторое время удавалось
удерживать единство русских земель и
сыну Владимира Мономаха - Мстиславу I
Великому (1125-1132 гг.). После смерти Мстислава
Киевская Русь окончательно распалась
на полтора десятка княжеств-государств.
Наступил период, получивший название
периода раздробленности или удельного
периода. В ХIV в. количество удельных княжеств
достигало 250. Таким образом, причинами
раздробленности Киевской Руси являются:
формирование феодальных отношений, при
которых появляются крупные земельные
владения (боярские вотчины), вызывающие
стремление бояр к самостоятельности
и укреплению своей власти; ослабление
центральной власти (киевского князя).
В условиях, когда княжеский род разветвился,
а отношения между преемниками запутались,
необходима была новая организация власти,
соответствующая новому соотношению сил;
отсутствие прочных экономических связей
между землями, господство натурального
хозяйства вели к децентрализации государства;
упадок значения торгового пути «из варяг
в греки», выполнявшего объединяющую функцию
бегство населения в северо-восточные
земли как результат непрерывных нападений
со стороны кочевников. Последствия децентрализации
русских земель. Распад Киевской Руси
привел к существенным изменениям политического,
экономического, культурного характера.
Образовавшиеся самостоятельные княжества
признавали на первых порах власть Великого
князя Киевского, но она была скорее номинальной.
Киев стал первым среди равных княжеств-государств.
Вскоре другие земли догнали и даже опередили
его в своем развитии. Отношения между
князьями регулировались существо Единое
государство («Русская земля») распадается
на образования, получившие название «земли».
Отношения между ними регулировались
существовавшим тогда обычным правом
и заключавшимися между ними соглашениями.
Со второй половины ХII в. выделяются сильные
княжества, правители которых становятся
«великими», «старейшими» в своих землях.
Титулом великого князя величали теперь
не только киевских, но и князей других
русских земель. Политическая раздробленность
не означала разрыва связей между русскими
землями, не вела к полной разобщенности.
Оставались едиными религия, язык, правовые
нормы «Русской Правды». В результате
дробления в качестве самостоятельных
выделились княжества, названия которым
дали стольные города: Киевское, Черниговское,
Переяславское, Муромское, Рязанское,
Ростово-Суздальское, Смоленское, Галицкое,
Владимиро-Волынское, Полоцкое, Новгородская
и Псковская земли и др. В удельной Руси
домонгольского периода во многих сферах
общественной жизни наблюдался прогресс.
Осваивались новые неплодородные земли,
где развивалось хлебопашество, бурно
развивались ремесла (около 60 специальностей).
Развитие ремесла сопровождалось бурным
ростом городов, развитием местных рынков.
Если в Киевской Руси было около 20 городов,
то в удельной – более 300. Удельные князья,
став хозяевами земель, выступали в качестве
организаторов строительства новых городов,
укрепления их крепостями. Децентрализация
позволила лучше приспособить политическое
устройство земель к местным условиям.
В одних землях великокняжеская власть
установилась в монархической форме (Владимиро-Суздальское,
Галицко - Волынское княжества), другие
стали боярскими феодальными республиками
(Новгород, Псков). Самым ярким свидетельством
поступательного развития Руси в это время
служит расцвет ее культуры. Таким образом,
политическая раздробленность – закономерный
этап развития Древней Руси. Децентрализация
дала простор новым тенденциям: экономической
самостоятельности областей, их подъему,
развитию самосознания, культуры. Вместе
с тем разрушение единого государства
сделало Русь беззащитной перед грозным
монгольским нашествием, что привело к
тяжелым последствиям. Особенности развития
Владимиро-Суздальского, Галицко - Волынского
княжеств и Новгородской республики. В
конце ХII – нач. ХIII вв. На Руси определились
три основных политических центра, каждый
из которых оказывал решающее влияние
на политическую жизнь в соседних с ними
землях и княжествах: для Северо-Восточной
и западной Руси – Владимиро-Суздальское
княжество; для южной и юго-западной Руси
– Галицко-Волынское княжество; для северо-западной
Руси – Новгородская феодальная республика.
Владимиро-Суздальское княжество стало
независимым во время правления сына Владимира
Мономаха – Юрия Долгорукого (1132-1157гг).
Географическое расположение (удаленность
от степных районов и контроль над волжским
торговым путем) способствовали притоку
беженцев с южных княжеств и быстрому
экономическому развитию. На фоне этих
особенностей формировалась сильная княжеская
власть. Земля рассматривалась как собственность
князя, а ее население, включая бояр –
в качестве ее слуг, что вело к становлению
княжеско-подданических отношений. Преемник
Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский
(1157-1174 гг..) энергично укреплял собственную
власть и государственность. Он перенес
столицу во Владимир, способствовал развитию
культуры и постоянно стремился распространить
свою власть на другие земли, одержав в
1169 г. победу над Киевом. Жестокость и самовластие
князя порождали заговоры вокруг него.
В 1174 г. бояре Кучковичи ворвались ночью
в княжеские покои и изрубили Андрея Юрьевича
мечами. Междоусобная борьба за княжеский
стол завершилась победой его сводного
брата Всеволода Большое Гнездо, прозванный
так за многочисленность семейства. Всеволод
подавил боярскую оппозицию, укрепил княжескую
власть. Время его правления – расцвет
Владимиро-Суздальской земли. В нач. ХIII
в. Владимирская Русь распалась на уделы:
Владимирский, Ярославский, Ростовский,
Угличский, Переяславский, Юрьевский и
Муромский. В них утвердились потомки
Всеволода. Княжества Северо-Восточной
Руси в ХIV-ХV вв. стали основой формирования
Московского государства. Галицко - Волынское
княжество, располагавшееся на юго-западе
русских земель, возникло в результате
объединения сильных Галицкого и Волынского
княжеств. Особенности расположения: соседство
с польским и венгерским государствами,
правители которых активно вмешивались
во внутренние дела этих княжеств, наличие
влиятельного местного боярства, ведшего
борьбу за власть не только между собой,
но и с князьями. Здесь имелись тучные
черноземы, обширные лесные массивы и
значительные залежи каменной соли. На
территории этого княжества возникли
крупные города: Галич, Владимир - Волынский,
Холм, Берестье (Брест), Львов, Перемышль
и др. Земли княжества находились в относительной
безопасности от кочевников. Объединение
Галицкого и Волынского княжеств произошло
в 1199 г. при волынском князе Романе Мстиславиче.
В 1203 г. он захватил Киев и принял титул
великого князя. Образовалось одно из
крупнейших государств Европы. Здесь так
же, как и на северо-востоке Руси, установилась
сильная великокняжеская власть. Сын Романа
Мстиславича Даниил, заняв в 1240 г. Киев,
сумел объединить Юго-Западную Русь и
Киевскую землю. В дальнейшем Галицко-Волынское
княжество было разорено татаро-монголами,
а спустя 100 лет оказалось в составе Литвы
(Волынь) и Польши (Галич). Новгородская
земля занимала огромную территорию от
Ледовитого океана до верховья Волги,
от Прибалтики до Урала. Она избежала участи
разорения от набегов кочевников. Громадный
земельный фонд находился в руках местного
боярства, выросшего из родоплеменной
знати. Значительное развитие получили
охота, рыболовство, солеварение, производство
железа. Город находился на перекрестке
торговых путей, связывающих Западную
Европу с Русью, а через нее – с Востоком
и Византией. Новгородом владел тот из
князей, кто держал киевский престол. В
результате восстания в 1136 г. боярство
сумело выйти победителем в борьбе за
власть. Новгород стал боярской республикой
Высшим государственным органом Новгородской
республики было вече. Некоторые историки
полагают, что вече – собрание не всего
мужского населения, а собрание только
владельцев городских усадеб. Вече принимало
законы, утверждало договоры, рассматривало
вопросы войны и мира, избирало городские
власти: посадника, тысяцкого, выдвигало
кандидатуру на должность архиепископа.
Вече приглашало князя, который возглавлял
дружину. Он принимал присягу на верность
новгородским традициям, с ним заключался
договор. Жителям Новгородской земли удалось
отбить натиск немецко-шведской агрессии
в 40-х годах ХIII в. Не смогли захватить город
и монголо-татары, хотя тяжелая дань и
зависимость от Золотой Орды сказались
на дальнейшем развитии этого региона.
2.4. Русь
между Западом и Востоком.
Рассмотрев причины
и последствия раздробления раннесредневекового
Русского государства, мы пришли к выводу,
что этот процесс был естественным.
Европа также пережила полосу распада
раннесредневековых государств, раздробленности,
локальных войн, чтобы затем развился
процесс образования
2.5. Древнерусская
культура в IХ – нач.
ХIII вв.
В Древней Руси
сформировалась высокая самобытная
культура. Ее истоки: славянская культурная
традиция и благотворное влияние
Византии. Древнейший пласт русской
духовной культуры устное народное творчество,
былинный эпос. Мифологическая поэзия
восточных славян представлена свадебными
и пиршественными песнями, похоронными
причитаниями, пословицами. В Х-ХI вв.
начали складываться былины киевского
цикла – о защитниках Русской земли богатырях
Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше
Поповиче. Важнейшим явлением культуры
Руси стали летописи. Записи о крупных
событиях, возможно, начали делать еще
в конце IХ в. Еще до принятия христианства
на Руси была некая письменность, образцы
которой сохранились на обломках глиняной
посуды, камнях. С начала Х в. преобладающее
распространение получила «кириллица»-
система славянского письма. После крещения
Руси центрами письменности, книжного
дела стали возникшие монастыри, при которых
создавались школы и библиотеки. О широком
распространении письменности среди всех
слоев общества свидетельствуют многочисленные
находки берестяных грамот в Новгороде
и др. городах. Становление письменности
обусловило создание и развитие древнерусской
литературы. Появились оригинальные сочинения
русских авторов: «Слово о законе и благодати»
митрополита Илариона, в котором прославляется
вхождение Руси в семью христианских народов
благодаря князьям Владимиру и Ярославу;
«Изборники» князя Святослава – собрание
религиозных, философских и поучительных
текстов. Каменное строительство на Руси
началось лишь с конца Х века, причем вначале
в камне возводились только церкви. Первая
каменная церковь (Десятинная) была заложена
в Киеве в 989г. Огромное влияние на храмовое
зодчество оказала византийская архитектура:
в русских землях стали распространяться
церкви крестово-купольного типа. К наиболее
замечательным памятникам этого времени
относятся соборы св. Софии в Киеве, Новгороде
и Полоцке. Взяв достижения византийских
зодчих за основу, русские мастера творчески
переработали и обогатили их. Древнерусская
живопись также находилась под влиянием
Византии. Церкви богато украшались фресками,
мозаиками, иконами. В наиболее освещенной
части храма располагались мозаичные
полотна. Однако уже в ХII в. искусство мозаики
умирает, уступая место более близким
для русичей фреске и иконописи. Первые
иконы были привезены из Византии. Среди
них – икона «владимирская Богоматерь».
В ХII в. появились и собственные древнерусские
иконы. Очагами развития культуры на Руси
были города. Некоторые русские города
вроде Киева, Новгорода, Галича вошли в
число центров европейского значения.
В городах значительно развилось ремесло,
появились мастера различных специальностей.
Кругозор горожан был шире, чем у сельских
пахарей. Грамотность горожан подтверждается
большим количеством новых археологических
находок. В городах процветало художественное
ремесло. Мастера золотых и серебряных
дел украшали оружие, рукописные книги,
столовую утварь, одежду и создавали исключительной
красоты драгоценные украшения для женского
убора. Таким образом, русская культура
IХ – ХIII вв. отличается некоторыми особенностями.
- Во-первых, для нее характерна замедленность
темпов развития. - Во-вторых, характерной
чертой культуры этого времени является
традиционализм. Народ-земледелец стремился
следовать устоявшемуся опыту, образцам.
- В-третьих, отличительной чертой средневековой
культуры является господство религиозного
мировоззрения. - В-четвертых, для этого
периода характерно накопление знаний,
но научного объяснения многие факты и
явления еще не получили. Несмотря на определенные
отличия в развитии Руси по сравнению
с западноевропейскими странами, русская
культура формировалась и развивалась
в общем русле европейской культуры. Этому
способствовали однотипность социально-экономического
развития Руси и европейских стран, сходство
социальной структуры и общие христианские
ценности.
2.6. Великокняжеская
власть при Иване 3.
Став из «великого
князя» «государем всея Руси», Иван III
этим титулом подчеркивал, что отныне
существует не Москва, Рязань, Тверь, Ярославль
и т. д., а Русь, т. е. Русское государство.
И действительно, его княжение было тем
отрезком времени, в течение которого
в основных чертах складывается государство
великорусской народности. Москва перестает
быть центром княжества и становится столицей
государства. Укрепление национального
государства при Иване III в свою очередь
было обусловлено созданием централизованной
власти, установившей систематическую
феодальную эксплоатацию крестьянства,
власти, способной организовать борьбу
с внешним врагом и ликвидировать феодальную
раздробленность. Эта централизованная
власть, власть «государя всея Руси» и
«самодержца» опиралась на хорошо организованную
военную силу и государственный аппарат.
Иван III старается подчеркнуть все эти
перемены. Следствием возвеличения княжеской
власти и результатом заимствования византийских
придворных обычаев было, прежде всего,
изменение его титула. Он уже не Иван, а
Иоанн, «божией милостью государь всея
Руси и великий князь Владимирский, и Московский,
и Новгородский, и Псковский, и Тверской,
и Югорский, и Пермский, и Болгарский и
иных». В ряде грамот Иван именуется «царем
всея Руси» и «самодержцем». «Самодержцем»
и «царем» он стал со времен падения татарского
ига (1480), так как до сего времени русские
князья получали свои владения «из рук»
хана, который и был «царем». Большое значение
в укреплении авторитета княжеской власти
имел брак с Софьей Палеолог. Софья была
очень хитрой, умной, настойчивой и властолюбивой,
и многие особенности придворной жизни
при Иване III были результатом ее энергичной
деятельности. Софья, привыкшая к пышности
и блеску византийского двора, была недовольна
порядками, царившими при дворе Ивана,
при которых влиятельное боярство чувствовало
себя в княжом дворце довольно свободно.
Софья старалась насадить свои, т. е. византийские,
порядки, и ее желания в этом отношении
совпали со стремлениями Ивана. Пышность,
придворный церемониал, «византийское
благолепие» двора Ивана, раболепство,
преклонение перед царем — все это в значительной
мере результат влияния Софьи и греков,
приехавших вместе с ней в Москву. Преобразился
и Московский Кремль — резиденция Ивана
III. Иноземные мастера строят церкви и
другие каменные здания. При Иване вводится
ряд новых придворных чинов: постельничий,
сокольничий, ясельничий, санничий и т.
д., складывается придворная иерархия.
«Государь всея Руси» почитается как наместник
бога. Иван, став мужем «царевны царегородской»,
почитался теперь и как глава восточно-христианского,
«истинно православного» мира. И московские
книжники начали старательно доказывать
«божественность» царской власти. В начале
XVI века духовенство сложило легенду о
том, что Рюрик, потомками которого были,
по летописным преданиям, Московские князья,
— четырнадцатое поколение от Прусса,
брата известного римского императора
Августа. Таким образом, род русских князей
начали выводить ни много, ни мало, как
из... Рима. Вспоминали и о Владимире Мономахе,
внуке византийского императора Константина
Мономаха, которого якобы дед «благословил»
царской короной. (29) Сыну Ивана, Василию
III, инок псковского Елеазарова монастыря
Филофей писал, что все христианские царства
сошлись в одном его царстве, что во всем
мире остался он один, православный государь,
а Москва — третий и последний Рим. Два
Рима (Рим и Византия) пали из-за вероотступничества,
а «древлее благочестие» сохранилось
лишь в Москве, где «божьей милостью» правит
русский православный царь. Четвертому
же Риму не быть. Так создавалась церковниками-книжниками
идеология самодержавия. Ореол «божественности»
окружает Ивана, его чтут, как земное божество,
как царя и самодержца, преемника и наследника
некогда могучей и грозной Византии. Иван
III, подчеркивая свои права на византийское
наследство, которое так помогло укреплению
авторитета его власти, вводит даже древнеримский,
позднее византийский герб — двуглавого
орла.