Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 12:41, реферат
Целью работы является рассмотрение исторического политического портрета Петра I.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: рассмотреть политический портрет Петра.
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Петр I как политик, организатор и полководец ……………………………...5
2. Политический портрет Петра I ………………………………………………11
Заключение ………………………………………………………………………17
Список использованной литературы …………………………………………..18
Однако сторонниками Милославских был подготовлен мятеж стрельцов, преследовавший цель - изменить решение о передаче престола младшему царевичу Петру, которому было девять лет в обход старшего царевича - шестнадцатилетнего, но нездорового, почти слабоумного Ивана. 15 мая 1682 г., когда вспыхнул стрелецкий бунт, девятилетний Петр был выведен на крыльцо перед кровожадной толпой и видел, как ловили на копья толкаемых вниз с этого крыльца сторонников Нарышкиных. Современные врачи затрудняются поставить точный диагноз болезни Петра, проявлявшейся в течение его жизни неоднократно, но все соглашаются, что это результат детских впечатлений когда на глазах мальчика-царя озверевшие стрельцы убивали его родственников и приближенных.
Личность Петра формировалась под влиянием многих обстоятельств. Следствием бунта стало двоевластие Петра и Ивана, но фактически власть находилась в руках их старшей сестры по линии Милославских, Софьи Алексеевны. Семья Нарышкиных была вынуждена покинуть Кремль и переселиться в подмосковное село Преображенское, в загородный дворец Алексея Михайловича. Петр оказался вдали от церемонного Кремля, свободе его никто не препятствовал, он сам выбирал себе друзей и общался с ними, не придерживаясь этикета. Петр не получил должного по статусу образования и воспитания, он научился лишь читать и писать, и потом всю жизнь будет заниматься самообразованием. Избавившись от чопорности прежнего этикета, господствовавшего в Кремле, но не успев усвоить утонченных нравов западноевропейского высшего общества, Петр часто отличался грубыми шутками, буйным разгулом, потехами самого низкого свойства, как, впрочем, и трудолюбием, любознательностью, организованностью, рационализмом и неутомимостью8.
Страшные впечатления детства не забылись, юность тоже проходила в тревоге - Софья не оставляла надежд сохранить за собой власть. Довольно рано он нашел альтернативу миру московских традиций, которого боялся и который ненавидел. Неподалеку от Преображенского находилась Немецкая слобода, привлекавшая Петра. Там он нашел необычный мир и новых друзей. Особого интереса к делам государственным Петр в то время не проявлял, предпочитая «военные потехи», которые постепенно превращались в настоящие военные учения. Видную роль в «потешных» военных играх юного царя играли шотландец генерал Патрик Гордон и швейцарец полковник Франц Лефорт. В это время в его жизнь входит будущий «светлейший князь», а пока торговавший на базаре пирогами Александр Меншиков. Петру было 17 лет, когда мать женила его на Евдокии Лопухиной, которая, однако, не смогла завоевать его сердца. Первой настоящей любовью стала дочь виноторговца из Немецкой слободы Анна Монс.
В 1689 г. разразился династический кризис, связанный со вступлением Петра в дееспособный возраст. Группировке Нарышкиных удалось победить Милославских. Софью удалили из Кремля в Новодевичий монастырь. Началось самостоятельное правление Петра, которое он формально разделял с братом - слабым и болезненным Иваном Алексеевичем. Иван V ни во что не вмешивался и умер в 1696 г., не достигнув тридцатилетнего возраста.
Первое время Петр по-прежнему занимался военными учениями и морскими маневрами на Переяславском озере, где были построены первые корабли, которые станут затем любимым детищем Петра в годы его бурного царствования. А пока здесь закладывалась его неистребимая потребность вывести Россию к морю, сделать ее морской державой. Государственные дела он передоверил матери - царице Наталье. И лишь после ее смерти в 1694 г., собственно и начинается деятельность Петра как государственного человека и самодержца.
Первый крупный государственный акт, совершенный Петром, относится к сфере внешнеполитической. В 1695 г. он организовал военный поход в традиционном для России направлении - на юг, к берегам Азовского и Черного морей. Целью предпринятых действий был Азов - крупнейшая турецкая крепость в устье Дона. Первый азовский поход закончился, неудачно, но именно здесь произошло становление Петра как государственного деятеля. Историк С.Соловьев заметил, что с азовской неудачи начинается царствование Петра Великого. Потерпев поражение, он сделал все, чтобы обеспечить успех второго похода.
Отведя армию, Петр занялся подготовкой к новой осаде: В районе Воронежа были устроены верфи, на которые по приказу царя согнали 26 тысяч плотников. К весне 1696 г. на воду было спущено 23 галеры, 2 корабля, 4 брандера и 1300 больших лодок-стругов. К Азову подтянулась 40-тысячная армия, состоявшая из регулярных и стрелецких полков, отрядов донских и запорожских казаков. Летом 1696 г. Азов был взят. Крепость была восстановлена, а в новой построенной крепости Таганроге оборудована удобная гавань для российского флота.
Но это не решило проблемы выхода к Черному морю. Для дальнейшей борьбы с Турцией необходимо было укрепить союз с европейскими, государствами и перенять европейскую «науку побеждать». В 1697 г. Петр снаряжает в Европу «великое посольство» в составе 250 человек. Во главе посольства ставит Франца Лефорта и двух русских дипломатов - Федора Головина и Прокофия Возницына. Сам Петр входил в посольство инкогнито под именем Петра Михайлова.
Пребывая за границей в составе «великого посольства», Петр осознал действительную разницу между Россией и европейскими держава и, необходимость реформирования своей страны. Кроме того, ему стало ясно, что Австрия втягивалась в войну за «испанское наследство», оставшееся после смерти бездетного короля Испании Карла II, и будет плохим союзником против Турции. Но можно было найти союзников для действий на севере пробив Швеции. Петр заключил антишведский союз с Польшей, Саксонией и Данией и подписал мир с Турцией. Однако пребывание Петра за границей пришлось срочно прервать, так как в Москве вновь взбунтовались стрельцы. К его возвращению в августе 1698 г. бунт уже был подавлен, а инициаторы казнены. Но Петр подозревал, что корни мятежа еще остались. По его приказанию началось новое расследование9.
Царь сам присутствовал при пытках подозреваемых, добиваясь их признания о причастности к мятежу царевны Софьи. Проявив необыкновенную даже для России жестокость, Петр выместил свою ненависть к стрельцам, отомстил за свой детский ужас и пережитые испытания сторицей. Было обезглавлено, повешено и четвертовано 799 стрельцов; их трупы не убирали в течение пяти месяцев, устрашая столичных жителей и прежде всего приверженцев Милославских. Этим шагом Петр психологически сломил возможное сопротивление его будущим деяниям. Воистину на Руси царь имел право на любые деяния, и ужаснувшаяся страна покорно приняла реформы, имевшие целью изменить ход ее развития.
Петр был сыном своей страны и своего времени. Европейская философия утверждала, что человек может все, потому что «знание - сила». Российская традиция утверждала - царь имеет право на любые действия, ибо он представитель Бога на Земле. Петровские реформы не осуществлялись, как иногда кажется, по заранее составленному плану. Первоначально была только поставлена цель - преодолеть отсталость России.
Определяющим в преобразовании России стало ее участие в Северной войне. Война со Швецией стала сердцевиной балтийского направления внешней политики России. В 1699 г., втайне от молодого шведского короля Карла XII, был создан Северный союз России, Польши, Саксонии и Дании.
В 1700 г. Саксония, чьим курфюрстом (правителем) был польский король Август II, открыла военные действия, осадив Ригу - опорный пункт шведского владычества на восточном побережье Балтики. А в августе того же года, заключив мир с Турцией, в войну со Швецией вступила Россия.
Первый этап войны был очень
тяжелым. Россия потерпела ряд не
удач, в том числе и поражение
под Нарвой в ноябре 1700 г. Судя по
всему, Петр надеялся на легкую победу,
видимо, его дезориентировала
небольшая численность защитников
Нарвы, которых было не более
1500 человек. Против них он выставил 10-тысячную
армию. Между тем
Карл посадил свои войска на корабли, переплыл
Балтику и, высадившись в районе Пярну,
неожиданно ударил по русским, обратив
их в
бегство. Поражение было сокрушительным.
В плену оказались десять
генералов и почти таит» генералов и почти все старшие
офицеры
Точно подготовленные, обладающие соответствующими знаниями и умонастроениями. Петр очень заботился о распространении научных питий, заводил общеобразовательные и технические школы. До Петра и России вообще не было светского образования, если не считать единтвенную Славяно-греколатинскую академию в Москве. При нем образование из рук церкви перешло в руки светского государства, находилось под его покровительством и выполняло государственный заказ на кадры.
В 1701 г. в Москве была открыта школа математических и навигационных наук, в 1707 г. - медицинское училище при Московском госпитале, в 1712 г. начала работу инженерная школа. Разные частные школы, инженерное училище, Морская академия были открыты в Петербурге.
Школы открывались не только в столицах,
но и в провинции. При чаводах в Карелии и на Урале
были организованы первые в России
горные школы, где готовили мастеров для
металлургической промышленности.
Во многих городах возникали школы: цифирные
- для горожан, епархиальные - для
духовенства, гарнизонные - для солдатских
детей.
В 1714 г. появился известный указ о том, «чтобы учить дворянских детей цифири и геометрии, и положить штраф такой, чтоб невольно будет жениться, пока сему не выучится». Учеба в школе приравнивалась к государственной службе, обязательной для дворян.
В начале XVIII в. в России были заложены основы системы естественнонаучного и технического образования. Развернулась работа по изучению истории, географии, природных богатств России. В 1725 г. (правда, уже после смерти Петра) в Петербурге была открыта Академия наук.
Под влиянием обучения, которое велось на иностранных языках иностранными учителями, формировалась новая система понятий, часто не имевших эквивалента в русском языке. Поэтому язык, особенно в элитных кругах, претерпел большие изменения, наполнился иностранными словами и речевыми оборотами. Сам Петр, не получивший хорошего образования в детстве, был чрезвычайно любознательным человеком и учился всю жизнь. Он заботился о покупке за границей книг, коллекций, необходимых приборов и инструментов. Знаменитая «кунсткамера» начиналась благодаря покупкам, сделанным царем во время путешествий. Воспитание русского общества было любимым занятием Петра в ^последние годы его жизни. Делал он это со свойственной ему энергией и строгостью10.
Европейский стиль поведения внедрялся в повседневный обиход высших слоев общества, вытесняя русский традиционный жизненный уклад.
Заключение
Подводя итог на основании всего выше изложенного следует сказать, что военные реформы Петра I действительно сделали огромный вклад в развитии государства. Благодаря такому императору, Россия возвысилась. Политика Петра I была подчинена совершенно определенной цели - созданию мощного обороноспособного государства, с интересами которого должны были бы считаться ведущие европейские страны. Характер преобразований определялся, во-первых, теми процессами, которые начали развиваться в стране во второй половине XVII в., во-вторых, неудачами России в первый период ее войны со шведами, в-третьих, привязанностью Петра к европейским идеям, порядкам и образу жизни. Из вышесказанного следует, что в России в первой четверти XVIII в. сформировалась мощная военно-бюрократическая система и наверху громоздкой пирамиды власти находился император. В продолжение всей своей истории Россия стремилась к свободному морю, как лишенное света растение стремится к солнцу. Русь родилась на волнах - в варяжской ладье - ее национальная политика не могла не быть политикой в первую очередь морской. Щит Олега на вратах Царьграда является символом этой политики и сопряженной с нею великодержавности. «Морская традиция» была оставлена в упадочную пору русской государственности. В середине XIV века западный наш враг утвердился на Финском заливе, превратив «Варяжское Море» в шведское внутреннее озеро. «Русское Море» стало турецким внутренним озером. Россия была отрезана от обоих своих морей - северного и южного.
Тем самым, личность Петра встает перед нами во весь свой гигантский рост - со всеми ее достоинствами и недостатками. Достоинства проявились в области внешней политики и на войне, недостатки отразились на внутренней политике. Самые две капитальные ошибки великого преобразователя, сыгравшие печальную роль в дальнейшем ходе русской истории явились: чрезмерное форсирование европеизации и «вавилонское пленение» Церкви.
Список использованной литературы
1 Керсновский А.А. История русской армии. Т.1. «От Нарвы до Парижа 1700-1814г.г.». М.: «Голос», 1992. С. 19.
2 Стешенко Л.А. История государства и права России: Академ, курс: В 2 т./ Л.А. Стешенко, Т.М. Шамба. М.: Изд-во НОРМА, 2003. С. 291.
3 Керсновский А.А. История русской армии. Т.1. «От Нарвы до Парижа 1700-1814г.г.». М.: «Голос», 1992. С. 20.
4 Сизиков М.И. История государства и права России с конца XVII до начала XIX в.: Учеб. Пособие./ М.И. Сизиков. М., 1998. С. 198.
5 Сизиков М.И. История государства и права России с конца XVII до начала XIX в.: Учеб. Пособие./ М.И. Сизиков. М., 1998. С. 199.
6 Сизиков М.И. История государства и права России с конца XVII до начала XIX в.: Учеб. Пособие./ М.И. Сизиков. М., 1998. С. 200.
7 Стешенко Л.А. История государства и права России: Академ, курс: В 2 т./ Л.А. Стешенко, Т.М. Шамба. М.: Изд-во НОРМА, 2003. С. 292.
8 История государственного управления в России: Учебник./ Под общ. ред. Р.Г. Пихои, М.: Изд-во РАГС, 2001. С. 196.
9 История государственного управления в России: Учебник./ Под общ. ред. Р.Г. Пихои, М.: Изд-во РАГС, 2001. С. 197.