Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 19:44, контрольная работа
Александр II— император Всероссийский, царь польский и великий князь финляндский (1855—1881) из династии Романовых. Вошёл в русскую историю как проводник широкомасштабных реформ. Удостоен особого эпитета в русской дореволюционной историографии — Освободитель. Это имя дал ему ни кто иной, как борец с российским самодержавием А.И.Герцен. Перед Александром II стояла задача вывести страну из кризиса, отстоять ее пошатнувшийся авторитет в цивилизованном Европейском мире, не бороться с влиянием Европы, а учитывать ее исторический опыт в предстоящих преобразованиях.
Введение
Воспитание и характер Александра II
Политический портрет императора Александра II
Начало правления
Крестьянская реформа
Реформа самоуправления
Судебная реформа
Военная реформа
Реформа образования
Заключение
Список используемой литературы
Содержание
Введение
Александр II— император Всероссийский, царь польский и великий князь финляндский (1855—1881) из династии Романовых. Вошёл в русскую историю как проводник широкомасштабных реформ. Удостоен особого эпитета в русской дореволюционной историографии — Освободитель. Это имя дал ему ни кто иной, как борец с российским самодержавием А.И.Герцен. Перед Александром II стояла задача вывести страну из кризиса, отстоять ее пошатнувшийся авторитет в цивилизованном Европейском мире, не бороться с влиянием Европы, а учитывать ее исторический опыт в предстоящих преобразованиях. Актуальность данной темы обусловлена неугасающим интересом к личности Александра II. Основная цель работы заключается в изучении проведенных им реформ и составление его общего политического портрета, касающегося не только внутренних преобразований в стране, но и внешней политики. Для достижения поставленной цели в данной работе решаются следующие задачи:
- рассмотреть воспитание и характер императора;
- рассмотреть политический портрет Александра II.
Воспитание и характер Александра II
Родился 17 апреля 1818 года в 11 часов
утра в Архиерейском доме Чудова монастыря в Кремле. Старший сын сначала великокняжеской,
а с 1825 императорской четы Николая I и Александры
Федоровны (дочери прусского короля Фридриха-Вильгельма
III), Александр получил хорошее образование.
Наставником его был В. А. Жуковский, воспитателем
— К. К. Мердер, среди учителей — Михаил Михайлович
Сперанский (законодательство), К.
И. Арсеньев (статистика и история), Е. Ф.
Канкрин (финансы), Ф. И. Брунов (внешняя
политика). Получаемые знания подкреплялись многочисленными
путешествиями. В 1837 году по желанию
Николая I он предпринял путешествие по
Европе с образовательной целью. Он объехал
Швейцарию, Австрию, Италию и подолгу задерживался
в Берлине, Веймаре, Мюнхене, Вене, Турине,
Флоренции, Риме и Неаполе. Большую роль
в жизни Александра II сыграло посещение
Дармштадта, где он познакомился с принцессой
Максимилианой-Вильгельминой-
С конца 30-х годов Николай I привлекает Александра к участию в государственных делах – в качестве члена Государственного совета, Сената и Синода, председателя двух секретных комитетов по крестьянскому делу (1846 и 1848 гг.). На время отъезда императора из столицы на Александра возлагались все государственные дела. В 1850 году он принимал участие в военных действиях русских войск на Кавказе. Таким образом, будучи наследником престола, Александр приобрел значительный опыт в военных государственных делах.
На престол Александр II взошел 19 февраля 1855 г. в возрасте 36 лет. Со вступлением его на престол во всех слоях русского общества пробудились надежды на серьезные перемены. По своей натуре Александр II не был реформатором, однако, вступив на престол, он нашел в себе мужество признать крах николаевской системы и необходимость перемен. Уже в первый год его царствования был сделан ряд послаблений, в первую очередь, в сфере образования и печати. Были сняты ограничения, которым подверглись в 1848 году университеты, а также запреты для выезда за границу, разрешен ряд новых периодических изданий. Но среди первостепенных и неотложных задач, вставших перед Александром II, была отмена крепостного права.
На Александра II было совершено несколько покушений : Д. В. Каракозовым, польским эмигрантом А. Березовским 25 мая 1867 в Париже, А. К. Соловьевым 2 апреля 1879 в Петербурге. Для охраны государственного порядка и борьбы с революционным движением была создана Верховная распорядительная комиссия. Но ничто не смогло предотвратить его насильственной смерти. 1 марта 1881 Александр II был смертельно ранен на набережной Екатерининского канала в Петербурге бомбой, брошенной народовольцем Игнатием Иоахимовичем Гриневицким. Александр II скончался 13 марта (1 марта по ст.ст.) 1881 года, в Санкт-Петербурге.
Политический портрет императора Александра II
Начало правления
Перед страной стоял ряд сложных внутри- и внешнеполитических вопросов; финансы были крайне расстроены неудачной Крымской войной, в ходе которой Россия оказалась в полной международной изоляции.
Обладая здравым и трезвым умом, определенной гибкостью, совсем не склонный к фанатизму, Александр, под давлением обстоятельств и не имея никакой программы, начал принимать новые решения, не укладывавшиеся в старую систему и даже прямо противоположные ей. Он встал на путь освободительных реформ не в силу своих убеждений, а как военный человек на троне, осознавший "уроки" Крымской войны, как император и самодержец, для которого престиж и величие державы стояли превыше всего.
3 декабря 1855 года
был закрыт Высший цензурный
комитет. Запрет, наложенный Николаем
1 на печатное слово, был
Одним из важных шагов было заключение Парижского мира в марте 1856 года, что стоило России Черноморского флота. Вскоре после подписания мира упразднены были оставшиеся военные поселения, срок службы в армии сокращен с 25 до 15 лет.
Весной 1856 года Александр II посетил Гельсингфорс (Великое княжество Финляндское), где выступил вуниверситете и сенате, затем Варшаву, где призвал местную знать «оставить мечтания» (фр. pas de rêveries[8]), и Берлин, где имел весьма важную для него встречу с прусским королём Фридрихом Вильгельмом IV (брат его матери), с которым тайно скрепил «двойственный союз», прорвав таким образом внешнеполитическую блокаду России.
В общественно-политической
жизни страны наступила «оттепель».
Высочайшим манифестом императора были
дарованы льготы и послабления ряду
категорий подданных, в частности, декабристам, петр
Крестьянская реформа
Император понимал, что следует действовать осторожно, постепенно подготавливая общество к реформам. Он создал Секретный комитет для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян.
В начале 1858 года в стране впервые заговорили о проблеме отмены крепостного права. Секретный комитет был переименован в «Главный комитет по крестьянскому делу». На последнем заседании Главного комитета председательствовал сам император, он заявил что, вынося проект на рассмотрение Государственного совета, он не потерпит никаких уловок и проволочек, и установил срок завершения рассмотрения 15 февраля. Но и в Государственном совете утверждение проекта проходило непросто. Только при поддержке императора решение меньшинства получали силу закона. Подготовка реформы близилась к окончанию. К 17 февраля 1861 года Государственный совет завершил рассмотрение проекта. Наконец, 19 февраля 1861 г. последовал манифест об освобождении крестьянского населения от крепостной зависимости. Прежде всего, объявлена обязательность для помещика наделить бывших его крестьян пахотной и сенокосной землями в определенных в положении размерах. Во-вторых, объявлена обязательность для крестьян принять надел и держать в своем пользовании в течение первых девяти лет. По прошествии же девяти лет отдельным членам общины предоставлено право как выхода из нее, так и отказа от пользования полевыми землями и угодьями. В-третьих что касается размера крестьянского надела и соединенных с ним платежей, по общим правилам принято основываться на добровольных между землевладельцами и крестьянами соглашениях, для чего заключать уставную грамоту при посредничестве учрежденных положением мировых посредников, съездов их и губернских по крестьянским делам присутствий, а в западных губерниях - и особых поверочных комиссий. Манифест об отмене крепостного права предоставлял крестьянам личную свободу. Отныне их нельзя было продавать, покупать, дарить, переселять по желанию помещика. Крестьяне теперь имели право владения собственностью, свободу вступления в брак, могли самостоятельно заключать договора и вести судебные дела, могли приобретать недвижимое имущество на свое имя, имели свободу передвижения.
Реформа самоуправления
В 1864 г. проводилась Земская реформа. Она состояла в том, что вопросы местного хозяйства, взыскание налогов, утверждение бюджета, начального образования, медицинского и ветеринарного обслуживания отныне поручались выборным учреждениям — уездным и губернским земским управам. Выборы представителей от населения в земство (земских гласных) были двухстепенными и обеспечивали численное преобладание дворян. Гласные из крестьян составляли меньшинство.
Земские учреждения в пределах
своей компетенции могли
- заведование имуществами, капиталами и денежными сборами земства;
- устройство и содержание принадлежащих земству зданий, других сооружений и путей сообщения, содержащихся за счет земств;
- участие в попечении о народном образовании, здравоохранении и др.
В1870 г. Александр II проводит городскую реформу и вводит Городовое положение. В содержании данной реформы указывались основные органы городского (местного) управления, к которым относились:
Городская дума была представительным органом. Заседание городской думы считалось правомочным, если на нем присутствовало не менее одной трети от общего числа гласных. Работой думы руководил городской голова.
Городская управа была исполнительным органом, во главе которой стоял тот же городской голова. Большинство дел в городской управе решались коллегиальным способом по большинству голосов.
К компетенции данных органов относились следующие вопросы:
Таким образом, земская реформа 1864 г. и городская реформа 1870 г. заложили основы современной системы органов местного самоуправления и способствовали социально-экономическому развитию страны.
Судебная реформа
Реформа судопроизводства была объявлена Александром II 20 ноября 1864 года. Центральный элемент реформы – введение суда присяжных заседателей и сословия присяжных поверенных. Реформа обеспечила гласность, состязательность и бессословность судопроизводства. Было осуществлено отделение суда от администрации, включавшее гласность и состязательность судебного процесса, несменяемость судей и судебных следователей, были введены суд присяжных и институт адвокатуры. Вводилось два вида судов – мировой и коронный. В соответствии с Судебными уставами 20 ноября 1864 г. устанавливались следующие либеральные принципы судоустройства и судопроизводства:
- осуществление правосудия только судом;
- независимость судов и судей;
- отделение судебной власти от обвинительной (ст. 3 Устава уголовного судопроизводства);
- несменяемость судей;
- бессословность суда (равенство всех перед судом);
- гласность судопроизводства;
- состязательность;
- самостоятельность судей;
- устность судопроизводства.
Военная реформа
Комплекс реформ, проведенных в период с 1860г. по 1870 г. Основные положения реформ были разработаны военным министром Д. А. Милютиным. С 1862 года вводились военные округа. Центральным элементом реформы стал Манифест о всеобщей воинской повинности и Устав о воинской повинности 1 января 1874 года, которые ознаменовали переход от принципа рекрутского набора в армии к всесословной воинской повинности. Целью военных реформ было сокращение армии в мирное время и одновременно обеспечение возможности её развертывания во время войны.
В результате военных реформ произошло:
- создание сети военных и юнкерских училищ, куда принимались представители всех сословий;
- усовершенствование системы военного управления, введение военных округов (1864 год), создание Главного штаба;
- отмена телесных наказаний в армии;
- введение всеобщей воинской повинности в 1874 году вместо рекрутского набора и сокращение сроков службы;
- создание гласных и состязательных военных судов, военной прокуратуры;
- перевооружение армии и флота;
- разработка и введение в войска новых воинских уставов.
Реформа образования
Среди реформ, осуществленных в либеральную Александровскую эпоху, значительное место занимает перестройка российского образования. В 1864 году было принято «Положение о начальных училищах», утвердившее общедоступность и внесословность начального образования. Согласно положению в России расширялась сеть начальных учебных заведений, которые делились на три вида:
В качестве основной школы вводились гимназии и про