Политические пратии в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 05:54, контрольная работа

Краткое описание

Теоретические и практические проблемы правового регулирования политических партий относятся к числу приоритетных и традиционно находятся в центре внимания как зарубежной, так и отечественной юридической и политической науки.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………
Партия как разновидность политических сил………………………….
Признаки политических партий…………………………………………
Типология партий и их функции…………………………………………
Типы партии: критерии классификации……………………………..
Функции партий………………………………………………………..
Российская модель партийной системы: история и современность……
История формирования многопартийной системы в России……….
Особенности становления современной партийной системы в России. Федеральный закон «О политических партиях»…………..
Основные дискуссионные проблемы, связанные с законом о политических партиях…………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………………….

2
3
4
6
6
9
11
11
13
19
23
24

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

     Одновременно  с этим Законом определены органы, наделенные функцией контроля за деятельностью  партий. Согласно первоначальной редакции Закона, «регистрирующие органы» (т.е. осуществлявшие государственную регистрацию  подразделения Министерства юстиции РФ) должны были осуществлять контроль за соблюдением партиями законодательства РФ, а также за соответствием деятельности партий положениям, целям и задачам, предусмотренным их уставами, а налоговые органы – осуществлять контроль за источниками доходов партий, размерами получаемых ими денежных средств и уплатой налогов.

     Закон также установил санкции к  партиям за нарушение ими федерального законодательства в виде возможности  приостановления их деятельности и  ликвидации партии.

     Так, в случае нарушения партией или ее структурным подразделением действующего законодательства РФ после вынесенных ей регистрирующими органами двух письменных предупреждений об устранении нарушений их деятельность может быть приостановлена на срок до шести месяцев по решению соответственно Верховного Суда РФ или суда субъекта РФ на основании заявления регистрирующего органа. В случае неустранения нарушений  в установленный решением суда срок, послуживших основанием для приостановления ее деятельности, партия или ее региональное отделение могут быть ликвидированы на основании заявления регистрирующего органа решением того же суда.

     Кроме того, партия или ее региональное отделение  могут быть ликвидированы на основании  заявления регистрирующего органа решением соответствующего суда по следующим основаниям:

      - если ее деятельность направлена  на подрыв безопасности государства,  создания вооруженных формирований, разжигания социальной, расовой  или религиозной розни, а также  в случае создания структурных  подразделений не по территориальному  принципу и в случаях нарушения ею запрета на деятельность в государственных органах, Вооруженных Силах и т.п.;

      - при отсутствии необходимого  числа членов.

     Для ликвидации партии предусмотрены еще  два основания:

      - отсутствие региональных отделений  с необходимой численностью в более чем половине субъектов РФ;

      - неучастие партии в выборах  в течение 5 лет подряд.

     При этом Закон установил критерии, позволяющие  признать партию участвовавшей в  выборах. Политическая партия должна была считаться участвующей в выборах  в одном из следующих случаев проведения голосования на выборах за:

     а) выдвинутый ею (или избирательным  блоком, в состав которого она входит) и зарегистрированный федеральный  список кандидатов в депутаты Государственной  Думы;

     б) выдвинутых ею (или избирательным блоком, в состав которого она входит) и зарегистрированных кандидатов в депутаты Государственной Думы не менее чем в 5% одномандатных избирательных округов;

     в) выдвинутого ею (или избирательным  блоком, в состав которого она входит) и зарегистрированного кандидата на должность Президента РФ;

     г) выдвинутых ею (в том числе в  составе избирательного блока) и  зарегистрированных кандидатов на должность  высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего  исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не менее чем в 10% субъектов РФ;

     д) выдвинутых ею (в том числе в  составе избирательного блока) и  зарегистрированных кандидатов (списки кандидатов) в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов  РФ не менее чем в 20% субъектов РФ;

     е) выдвинутых ею (в том числе в  составе избирательного блока) и  зарегистрированных кандидатов (списки кандидатов) на выборах в органы местного самоуправления более чем  в половине субъектов РФ. 
 
 
 
 

     4.3.Основные дискуссионные проблемы, связанные с законом о политических партиях.

    Принятие  Федерального закона «О политических партиях» сопровождалось острыми дискуссиями. Наиболее существенными положениями нового закона, вызывающими критику, были и остаются:

    - запрет  региональных и межрегиональных партий;

    - жесткие  требования к численности политической  партии;

    - сложный  бюрократический порядок регистрации  партий;

      - государственное финансирование  партий в зависимости от итогов  выборов в Государственную Думу.

     По  мнению ряда экспертов, запрет региональных и межрегиональных партий противоречит природе федеративного государства. Отмечается, что население субъектов РФ как часть многонационального российского народа, участвующее в выборах региональных органов государственной власти, является самостоятельным субъектом политического процесса и в таком своем качестве имеет право на политическое объединение для полноценного участия в выборах и в политической жизни своих регионов в целом.

     Что касается установления в законе требований о минимальной численности партий, то отмечается, что по общепринятой в политологии классификации партии делятся на кадровые и массовые. Установив минимум в 10 тыс. членов, российское законодательство обязало все политические партии быть массовыми, в то время как существовавшие на тот момент российские партии являлись в основном кадровыми. Тем самым закон вынудил партии имитировать массовость. По мнению политологов, главным сущностным признаком массовой партии является наличие регулярно собираемых членских взносов, составляющих основу финансовой самостоятельности партии. Как показала практика, большинство партий и после вступления в силу нового закона не собирают членские взносы, и это можно считать одним из признаков имитации ими массовости.

     Отдельной проблемой при наличии требований о минимальной численности партий становится проверка соблюдения этих требований. Возложение обязанности такой проверки на органы государственной власти (а иного варианта нет) таит опасность нарушений политических прав граждан, вмешательства государства в деятельность партий, создания государственными органами неравных условий для функционирования различных партий. Эта проблема остро проявилась в последние годы, о чем будет подробно сказано ниже.

     Вопросы запрета региональных партий и установления минимальной численности партий были предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. В постановлении от 1 февраля 2005 г. № 1-П, принятом по жалобе Балтийской республиканской партии, Конституционный Суд РФ признал данные положения закона не противоречащими Конституции РФ6. В решении Суда отмечено, что «такое структурирование политического пространства направлено против дробления политических сил, появления множества искусственно создаваемых (особенно в период избирательных кампаний) малочисленных партий, деятельность которых рассчитана на непродолжительное время и которые в силу этого не способны выполнить свое предназначение в качестве общественного объединения в политической системе общества». Далее Суд отметил, что «создание региональных политических партий – поскольку они стремились бы к отстаиванию преимущественно своих, сугубо региональных и местных, интересов – могло бы привести к нарушению государственной целостности и единства системы государственной власти как основ федеративного устройства России».

     Вывод Конституционного Суда состоял в  том, что «регулирование, по которому статус политической партии могут получить только общенациональные (общероссийские) политические общественные объединения, не только направлено на достижение такой  конституционно значимой цели, как формирование в стране реальной многопартийности, на правовую институционализацию партий в качестве важного фактора становления гражданского общества и стимулирование образования крупных общенациональных партий, но и необходимо в целях защиты конституционных ценностей, прежде всего обеспечения единства страны в современных конкретно-исторических условиях становления демократии и правового государства в Российской Федерации. Указанное ограничение носит временный характер и с отпадением породивших его обстоятельств должно быть снято». Правда, эксперты отметили, что «формирование реальной многопартийности», «правовая институционализация партий» и т.п. не входят в число целей, во имя которых, согласно части 3 статьи 55 Конституции РФ, разрешается ограничивать права и свободы человека.

     В отношении минимальной численности  партии Конституционный Суд отметил, что «федеральный законодатель призван  урегулировать эти вопросы таким  образом, чтобы, с одной стороны, численный состав и территориальный масштаб деятельности политических партий не были чрезмерными и не посягали на само существо (основное содержание) права граждан на объединение, а с другой – чтобы они были способны выполнять свои уставные задачи и функции именно в качестве общенациональных (общероссийских) политических партий, т.е. в конечном счете должен руководствоваться критерием разумной достаточности, вытекающим из принципа соразмерности». Поэтому Суд сделал вывод, что установление количественных критериев «само по себе не противоречит Конституции Российской Федерации». Однако затем Суд отметил, что «эти количественные критерии могут приобрести неконституционный характер в том случае, если результатом их применения окажется невозможность реального осуществления конституционного права граждан на объединение в политические партии, в том числе если – в нарушение конституционного принципа многопартийности – на их основании будет создана лишь одна политическая партия».

     Однако  это решение касалось ранее действовавшей  нормы о минимуме в 10 тыс. членов и не может автоматически распространяться на новую норму о минимуме в 50 тыс. членов, тем более что эта новелла привела к значительному сокращению числа зарегистрированных политических партий.

     В отношении порядка создания и  регистрации политических партий отмечалось, что предусмотренный законом механизм направлен на создание партий не путем постепенного аккумулирования местных инициатив (т.е. снизу вверх), а путем фактического найма региональных структур федеральными органами партии (т.е. сверху вниз), когда форсированное наращивание численности в авральном порядке становится важнее постепенного и естественного построения политических сетей. В результате этот механизм изначально препятствует формированию партий как сплоченных команд на ценностно-идеологической основе.

     Немаловажным  является и то, что государственное  финансирование партий в дополнение к их жесткой иерархической структуре  усиливает тенденцию к бюрократизации и олигархизации партий. Исследователи  партийных систем неоднократно отмечали, что руководство партий имеет естественную тенденцию принимать олигархическую форму. Внутри практически каждой партии постепенно образуется настоящий правящий класс, «внутренний круг», куда нелегко проникнуть. Эти проблемы имеют место и в развитых демократических странах. Но в этих странах стремятся выработать дополнительные институты и механизмы, призванные ослабить внутрипартийную олигархию. К таким механизмам относятся избирательные системы, позволяющие гражданам влиять на состав избранных от партии депутатов (открытые списки, панаширование, персонализированная смешанная система и др.), большая самостоятельность региональных отделений и т.п. Российское же законодательство подобные механизмы не содержит.

 

    Заключение.

      Политические  и избирательные реформы, проводимые в Российской Федерации в 2001–2008 гг., привели к существенному увеличению значимости партий в политической системе страны. С 2003 г. не менее половины составов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ избираются по партийным спискам. На выборах депутатов Государственной Думы введена полностью пропорциональная избирательная система, и уже обозначилась тенденция переноса этой системы на выборы более низкого уровня. Так, 11 марта 2007 г. полностью по пропорциональной системе прошли выборы Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, Московской областной Думы, Народного Собрания Республики Дагестан, в Волгоградской области 9 октября 2005 г. только по партийным спискам прошли выборы горсовета города Волжский.

      Очевидно, что возрастание роли партий в избирательной системе страны, превращение их в единственный вид избирательного объединения делают центральным вопрос о том, в какой степени система политических партий в стране обеспечивает избирательные права граждан. Ведь чем сильнее роль партий в избирательной системе, тем важнее становится то, насколько демократически устроены сами партии, и до какой степени они независимы от государства. Выдвигая кандидатов по округам и тем более при выдвижении партийных списков, партии превращаются в посредников между кандидатами и избирателями. Прежде чем быть избранным избирателями, кандидат должен быть избран партией, избиратели же фактически ратифицируют этот выбор. В итоге, вопрос о свободе создания политических партий и соблюдении равенства прав, как между членами различных партий, так и между партиями становится вопросом обеспечения конституционных принципов народовластия, равенства прав и обязанностей граждан.

     Список  использованных материалов.

  1. Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях».
  2. Федеральный закон от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ “О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц».
  3. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 112-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».
  4. Федеральный закон от 23 июня 2003 г. № 85-ФЗ «О внесении изменения в статью 36 Федерального закона «О политических партиях» и внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
  5. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 169-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу законодательных актов РСФСР».
  6. Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 168-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях».
  7. Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 168-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях».
  8. Федеральный закон от 28 декабря 2004 г. № 183-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с образованием Федерального казначейства».
  9. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации».
  10. Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. № 202-ФЗ «О внесении изменений в статью 18 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в Федеральный закон «О политических партиях».
  11. Федеральный закон от 12 июля 2006 г. № 106-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка выдвижения кандидатов на выборные должности в органах государственной власти».
  12. Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления ограничений на осуществление некоммерческими организациями пожертвований политическим партиям, их региональным отделениям, а также в избирательные фонды, фонды референдума».
  13. Постановление Конституционного Суда РФ от 1 февраля 2005 г. N 1-П  "По делу о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 3 и пункта 6 статьи 47 Федерального закона "О политических партиях" в связи с жалобой общественно-политической организации "Балтийская республиканская партия".
  14. Политология. Хрестоматия: Пособие для вузов, юридических и гуманитарных факультетов. – М., 2000.
  15. Политология. Энциклопедический словарь. - М., 1993.
  16. Политология, Энциклопедический словарь (под ред. А. И. Аверьянова), М., 1993 г.
  17. Политологический словарь (под ред. В. Ф. Халипова) М., 1995 г.
  18. Россия: партии, выборы, власть (под ред. В. Н. Краснова), М., 1996 г.
  19. Шварценберг Р.-Ж. Политическая социология. - М., 1992. Ч. 3.
  20. ИА ROSBALT (http://www.rosbalt.ru)
  21. Официальный сайт ЦИК РФ (www.cikrf.ru  ).

Информация о работе Политические пратии в РФ