Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 05:54, контрольная работа
Теоретические и практические проблемы правового регулирования политических партий относятся к числу приоритетных и традиционно находятся в центре внимания как зарубежной, так и отечественной юридической и политической науки.
Введение………………………………………………………………………
Партия как разновидность политических сил………………………….
Признаки политических партий…………………………………………
Типология партий и их функции…………………………………………
Типы партии: критерии классификации……………………………..
Функции партий………………………………………………………..
Российская модель партийной системы: история и современность……
История формирования многопартийной системы в России……….
Особенности становления современной партийной системы в России. Федеральный закон «О политических партиях»…………..
Основные дискуссионные проблемы, связанные с законом о политических партиях…………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………………….
2
3
4
6
6
9
11
11
13
19
23
24
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение…………………………………………………… Список использованной литературы………………………………………. |
2 3 4 6 6 9 11 11 13 19 23 24 |
Введение.
Теоретические и практические проблемы правового регулирования политических партий относятся к числу приоритетных и традиционно находятся в центре внимания как зарубежной, так и отечественной юридической и политической науки.
На современном этапе развития Российской Федерации данные проблемы приобретают особую актуальность в силу того, что под влиянием проводимых в стране преобразований, сопровождающихся углублением экономического кризиса, уровень эффективности осуществления связи между государством и обществом политическими партиями остается удручающе низким. Во время экономического кризиса политические партии должны максимально точно представлять перед государством интересы той группы общества, выразителями стремлений которой они являются, а также доводить до своих сторонников смысл проводимых экономических реформ.
Особое
значение данная проблема приобретает
с точки зрения осуществления
правового регулирования
1.Партия как разновидность политических сил.
На
политической сцене действуют различные
политические силы, причем одни из них
действуют открыто, осуществляя
различные политические акции и
их называют реальными, а другие предпочитают
скрытые формы реализации групповых интересов,
и их называют латеральными (скрытыми):
это лобби (от англ. lobby
- кулуары), т.е. группы давления на депутатов
парламента; заинтересованные группы1;
клиентеллы, т.е. объединения единомышленников
вокруг видного политического деятеля
(рис.1).
Среди реальных политических сил, открыто действующих на политической сцене, самой влиятельной являются партии. С точки зрения представительства и выражения групповых и индивидуальных интересов политические партии выступают в качестве главных элементов гражданского общества. Трудно представить себе общество, его политическую систему без взаимодействия партий и партийных группировок. Следовательно, политические силы, возникая в гражданском обществе, выражая и представляя интересы его групп, являются связующим звеном между государством и гражданским обществом.
2.Признаки политической партии.
Не всякую группу людей, представляющих общие интересы, можно назвать партией, Признаки, отличающие партию от других политических сил, сформулировали американские ученые Дж. Лапаломбара и М. Вейнер в работе «Политические партии и политическое развитие»2.
Они выделили четыре признака партии.
1. Партия - это организация, т.е. достаточно длительное по времени объединение людей. Долговременность действия организации позволяет отличать ее от клиентеллы, фракции, клик, которые возникают и исчезают вместе со своими вдохновителями и организаторами.
2. Наличие устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные связи с национальным руководством.
3. Цель партии - завоевание и осуществление власти. Стремление к реализации власти позволяет отличать партии от групп давления. Как уже отмечалось, партии ставят целью завоевание власти на выборах, осуществление власти посредством работы партийных депутатов в парламенте и правительстве; группы давления не стремятся к захвату власти, а пытаются воздействовать на нее, оставаясь вне ее сферы.
4. Обеспечение народной поддержки, начиная от голосования и кончая активным членством в партии. По этому признаку партии отличаются от политических клубов, которые не участвуют в выборах и парламентской деятельности.
Вероятно,
набор конституирующих
Определение Дж. Лапаломбары и М. Вейнера оказалось достаточно практичным, поскольку позволяет объяснить логику политических изменений на основе тех ролей и функций, которые выполняют различные политические силы и прежде всего партии.
Современное понимание партии несколько отличается от определения ее Дж. Лапаломбарой и М. Вейнером. Наиболее удачным же является определение Р.-Ж. Шварценберга: «Политическая партия - это непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и па местном уровнях, нацеленная на получение и отправление власти и стремящаяся с этой целью к народной поддержке»3.
За достаточно долгий период своей деятельности политические партии существенно изменили мир политики, создав новые возможности влияния граждан на власть. Дело в том, что прежде права избирателей «заканчивались» вместе с завершением выборов. Избранный кандидат вовсе не был обязан подчиняться воле своих избирателей, он считался просто представителем общества. С образованием же партий депутат не пользуется никакой инициативой, а передает волю партии, опирается на ее поддержку. Поскольку партии организованны, они оказались многократно эффективнее в вопросах мобилизации общественного мнения, представительства и реализации политических интересов социальных групп.
3.Типология партий и их функций.
3.1.Типы партии: критерии классификации.
Мир
политических партий чрезвычайно разнообразен,
поэтому попытки
Общепризнанной и наиболее удачной считается ныне классификация М. Дюверже, основанная на различиях в структуре партий и организации их внутренней жизни. Он выделял кадровые и массовые, партии4. Кадровые партии возникали тогда, когда избирательное право еще было ограниченным. В замкнутом политическом пространстве кадровые партии являлись средством выражения политических интересов господствующих классов, прежде всего буржуазии. Деятельность их была нацелена на победу на выборах.
Для этого они стремились не к увеличению численности своих рядов, а к объединению элит, которые могли бы влиять на избирателей.
Основной структурный элемент кадровых партий - комитеты. Комитет создается по территориальному принципу, его численность, как правило, невелика. Он имеет постоянный состав активистов, обновляющийся в случае необходимости путем кооптации и не стремящийся к расширению своих рядов. Комитеты представляют собой сплоченные, авторитетные группы, обладающие навыками работы среди населения. Их основное назначение проведение и организация предвыборных кампаний. Члены комитета подбирают кандидатов для выборов в органы власти, изучают общественное мнение, симпатии и интересы избирателей, их ожидания и требования, помогают лидерам в формировании предвыборных программ. Деятельность комитетов обычно имеет "сезонный" характер: резко активизируется в преддверии и ходе избирательной кампании в парламент или местные органы власти и затухает после ее окончания. Комитеты автономны и слабо связаны между собой. Вся их деятельность концентрируется вокруг кандидата на выборный пост.
Кадровую партию идеологические вопросы волнуют постольку, поскольку они могут помочь их кандидатам. В партиях с построенными на таких принципах первичными организациями отсутствует система членства с соответствующей регистрацией и регулярной уплатой членских взносов, что дало основание М. Дюверже назвать их кадровыми. Европейские либеральные и консервативные партии в большинстве своем являются кадровыми партиями.
Массовые партии возникают с введением всеобщего избирательного права. Это партии нового типа, имеющие массовый характер, ориентирующиеся на политическое воспитание масс и формирование элит, вышедших из народа. Первичные организации партии строятся как по территориальному, так и по производственному принципу, но в отличие от комитетов являются открытыми для новых членов. Более того, первичные организации массовых партий заинтересованы в пополнении своих рядов. Это связано с тем, что сама партия существует за счет членских взносов. Увеличение численности партии, необходимость заниматься финансовыми вопросами привели к формированию в структуре этих партий соответствующих органов, стремящихся к распространению своего влияния и ведущих учет и контроль расходования финансовых средств. Возникла сложная иерархическая структура подчинения первичных организаций и громоздкая система управления. Партийная дисциплина, призванная укреплять единство партии, распространяется не только на рядовых членов, но и на парламентариев. М. Дюверже выделил три типа массовых партий: социалистический, коммунистический и фашистский.
Произошедшие изменения в экономической, социальной и культурной сферах западных обществ послужили основанием американскому политологу Дж. Сарторри дополнить классификацию М. Дюверже новым типом партии - партии избирателей5. Партии избирателей стремятся выражать общенациональные интересы, не связанные с какой-то идеологией, отстаивают идеи солидарности, согласия и прогресса. Подобная тенденция присуща европейским социал-демократическим партиям, республиканской партии США и так далее (рис.2).
Помимо представленной классификации М. Дюверже и Дж. Сарторри, существует и другая, согласно которой партии по отношению к правящему режиму подразделяются на правящие и оппозиционные. Правящие партии - это партии, победившие на выборах и сформировавшие правительство. Возможна одна такая партия или коалиция партий. Через своих представителей (премьера и министров правительства) партия осуществляет собственный политический курс.
К
оппозиционным партиям