Политические пратии в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 05:54, контрольная работа

Краткое описание

Теоретические и практические проблемы правового регулирования политических партий относятся к числу приоритетных и традиционно находятся в центре внимания как зарубежной, так и отечественной юридической и политической науки.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………
Партия как разновидность политических сил………………………….
Признаки политических партий…………………………………………
Типология партий и их функции…………………………………………
Типы партии: критерии классификации……………………………..
Функции партий………………………………………………………..
Российская модель партийной системы: история и современность……
История формирования многопартийной системы в России……….
Особенности становления современной партийной системы в России. Федеральный закон «О политических партиях»…………..
Основные дискуссионные проблемы, связанные с законом о политических партиях…………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………………….

2
3
4
6
6
9
11
11
13
19
23
24

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

Содержание

 
Введение………………………………………………………………………
  1. Партия как разновидность политических сил………………………….
  2. Признаки политических партий…………………………………………
  3. Типология партий и их функции…………………………………………
    1. Типы партии: критерии классификации……………………………..
    2. Функции партий………………………………………………………..
  4. Российская модель партийной системы: история и современность……
    1. История формирования многопартийной системы в России……….
    2. Особенности становления современной партийной системы в России. Федеральный закон «О политических партиях»…………..
    3. Основные дискуссионные проблемы, связанные с законом о политических партиях…………………………………………………

Заключение…………………………………………………………………….

Список  использованной литературы……………………………………….

 
2

3

4

6

6

9

11

11 

13 

19

23

24

 

 

Введение.

    Теоретические и практические проблемы правового регулирования политических партий относятся к числу приоритетных и традиционно находятся в центре внимания как зарубежной, так и отечественной юридической и политической науки.

    На  современном этапе развития Российской Федерации данные проблемы приобретают особую актуальность в силу того, что под влиянием проводимых в стране преобразований, сопровождающихся углублением экономического кризиса, уровень эффективности осуществления связи между государством и обществом политическими партиями остается удручающе низким. Во время экономического кризиса политические партии должны максимально точно представлять перед государством интересы той группы общества, выразителями стремлений которой они являются, а также доводить до своих сторонников смысл проводимых экономических реформ.

    Особое  значение данная проблема приобретает  с точки зрения осуществления  правового регулирования положения  политических партий. Данное правовое регулирование должно не только решать задачи развития партийной системы, поставленные государством, но и учитывать особенности статуса партий, которые являются общественными объединениями, и в этом качестве, свободны выбирать методы своей деятельности в соответствии с уставными целями. В Российской Федерации правовое регулирование также должно быть направлено на формирование партий как таковых, поскольку российская практика пошла по пути создания большого количества политических движений, практически игнорируя такую форму политического участия как партии. Большинство же партий, которые все-таки действуют в настоящее время, характеризуются организационной слабостью и элитностью интересов, которые они представляют. Поэтому научное исследование правового статуса политических партий имеет большое значение для разрешения практических и законодательных проблем развития данного явления в нашем обществе.

 

     1.Партия  как разновидность  политических сил.

     На  политической сцене действуют различные  политические силы, причем одни из них  действуют открыто, осуществляя  различные политические акции и  их называют реальными, а другие предпочитают скрытые формы реализации групповых интересов, и их называют латеральными (скрытыми): это лобби (от англ. lobby - кулуары), т.е. группы давления на депутатов парламента; заинтересованные группы1; клиентеллы, т.е. объединения единомышленников вокруг видного политического деятеля (рис.1). 
 
 
 

       
 
 
 
 
 

      Среди реальных политических сил, открыто  действующих на политической сцене, самой влиятельной являются партии. С точки зрения представительства и выражения групповых и индивидуальных интересов политические партии выступают в качестве главных элементов гражданского общества. Трудно представить себе общество, его политическую систему без взаимодействия партий и партийных группировок. Следовательно, политические силы, возникая в гражданском обществе, выражая и представляя интересы его групп, являются связующим звеном между государством и гражданским обществом.

     2.Признаки политической партии.

     Не  всякую группу людей, представляющих общие  интересы, можно назвать партией, Признаки, отличающие партию от других политических сил, сформулировали американские ученые Дж. Лапаломбара и М. Вейнер в работе «Политические партии и политическое развитие»2.

     Они выделили четыре признака партии.

     1. Партия - это организация, т.е. достаточно длительное по времени объединение людей. Долговременность действия организации позволяет отличать ее от клиентеллы, фракции, клик, которые возникают и исчезают вместе со своими вдохновителями и организаторами.

     2. Наличие устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные связи с национальным руководством.

     3. Цель партии - завоевание и осуществление власти. Стремление к реализации власти позволяет отличать партии от групп давления. Как уже отмечалось, партии ставят целью завоевание власти на выборах, осуществление власти посредством работы партийных депутатов в парламенте и правительстве; группы давления не стремятся к захвату власти, а пытаются воздействовать на нее, оставаясь вне ее сферы.

     4. Обеспечение народной поддержки, начиная от голосования и кончая активным членством в партии. По этому признаку партии отличаются от политических клубов, которые не участвуют в выборах и парламентской деятельности.

     Вероятно, набор конституирующих признаков  партии, выделенных указанными авторами, мог бы быть дополнен, например, пятым, идеологическим критерием: партия является носителем определенной идеологии, мировоззрения.

     Определение Дж. Лапаломбары и М. Вейнера оказалось  достаточно практичным, поскольку позволяет  объяснить логику политических изменений  на основе тех ролей и функций, которые выполняют различные политические силы и прежде всего партии.

     Современное понимание партии несколько отличается от определения ее Дж. Лапаломбарой и М. Вейнером. Наиболее удачным же является определение Р.-Ж. Шварценберга: «Политическая партия - это непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и па местном уровнях, нацеленная на получение и отправление власти и стремящаяся с этой целью к народной поддержке»3.

     За  достаточно долгий период своей деятельности политические партии существенно изменили мир политики, создав новые возможности влияния граждан на власть. Дело в том, что прежде права избирателей «заканчивались» вместе с завершением выборов. Избранный кандидат вовсе не был обязан подчиняться воле своих избирателей, он считался просто представителем общества. С образованием же партий депутат не пользуется никакой инициативой, а передает волю партии, опирается на ее поддержку. Поскольку партии организованны, они оказались многократно эффективнее в вопросах мобилизации общественного мнения, представительства и реализации политических интересов социальных групп.

 

     3.Типология партий и их функций.

     3.1.Типы партии: критерии классификации.

     Мир политических партий чрезвычайно разнообразен, поэтому попытки типологизировать их достаточно условны. Однако они имеют целью более глубокое проникновение в природу партий и их возможности.

     Общепризнанной  и наиболее удачной считается  ныне классификация М. Дюверже, основанная на различиях в структуре партий и организации их внутренней жизни. Он выделял кадровые и массовые, партии4. Кадровые партии возникали тогда, когда избирательное право еще было ограниченным. В замкнутом политическом пространстве кадровые партии являлись средством выражения политических интересов господствующих классов, прежде всего буржуазии. Деятельность их была нацелена на победу на выборах.

     Для этого они стремились не к увеличению численности своих рядов, а к  объединению элит, которые могли  бы влиять на избирателей.

     Основной  структурный элемент кадровых партий - комитеты. Комитет создается по территориальному принципу, его численность, как правило, невелика. Он имеет постоянный состав активистов, обновляющийся в случае необходимости путем кооптации и не стремящийся к расширению своих рядов. Комитеты представляют собой сплоченные, авторитетные группы, обладающие навыками работы среди населения. Их основное назначение проведение и организация предвыборных кампаний. Члены комитета подбирают кандидатов для выборов в органы власти, изучают общественное мнение, симпатии и интересы избирателей, их ожидания и требования, помогают лидерам в формировании предвыборных программ. Деятельность комитетов обычно имеет "сезонный" характер: резко активизируется в преддверии и ходе избирательной кампании в парламент или местные органы власти и затухает после ее окончания. Комитеты автономны и слабо связаны между собой. Вся их деятельность концентрируется вокруг кандидата на выборный пост.

     Кадровую  партию идеологические вопросы волнуют  постольку, поскольку они могут  помочь их кандидатам. В партиях с построенными на таких принципах первичными организациями отсутствует система членства с соответствующей регистрацией и регулярной уплатой членских взносов, что дало основание М. Дюверже назвать их кадровыми. Европейские либеральные и консервативные партии в большинстве своем являются кадровыми партиями.

     Массовые  партии возникают с введением  всеобщего избирательного права. Это  партии нового типа, имеющие массовый характер, ориентирующиеся на политическое воспитание масс и формирование элит, вышедших из народа. Первичные организации партии строятся как по территориальному, так и по производственному принципу, но в отличие от комитетов являются открытыми для новых членов. Более того, первичные организации массовых партий заинтересованы в пополнении своих рядов. Это связано с тем, что сама партия существует за счет членских взносов. Увеличение численности партии, необходимость заниматься финансовыми вопросами привели к формированию в структуре этих партий соответствующих органов, стремящихся к распространению своего влияния и ведущих учет и контроль расходования финансовых средств. Возникла сложная иерархическая структура подчинения первичных организаций и громоздкая система управления. Партийная дисциплина, призванная укреплять единство партии, распространяется не только на рядовых членов, но и на парламентариев. М. Дюверже выделил три типа массовых партий: социалистический, коммунистический и фашистский.

     Произошедшие  изменения в экономической, социальной и культурной сферах западных обществ  послужили основанием американскому политологу Дж. Сарторри дополнить классификацию М. Дюверже новым типом партии - партии избирателей5. Партии избирателей стремятся выражать общенациональные интересы, не связанные с какой-то идеологией, отстаивают идеи солидарности, согласия и прогресса. Подобная тенденция присуща европейским социал-демократическим партиям, республиканской партии США и так далее (рис.2).

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Помимо  представленной классификации М. Дюверже  и Дж. Сарторри, существует и другая, согласно которой партии по отношению к правящему режиму подразделяются на правящие и оппозиционные. Правящие партии - это партии, победившие на выборах и сформировавшие правительство. Возможна одна такая партия или коалиция партий. Через своих представителей (премьера и министров правительства) партия осуществляет собственный политический курс.

     К оппозиционным партиям относятся  те партии, которые по результатам  выборов лишены возможности осуществлять правительственные функции. Оппозиционные  партии не стремятся изменить конституционный строй, разрушить существующую политическую систему. 

Информация о работе Политические пратии в РФ