Политические пратии в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 05:54, контрольная работа

Краткое описание

Теоретические и практические проблемы правового регулирования политических партий относятся к числу приоритетных и традиционно находятся в центре внимания как зарубежной, так и отечественной юридической и политической науки.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………
Партия как разновидность политических сил………………………….
Признаки политических партий…………………………………………
Типология партий и их функции…………………………………………
Типы партии: критерии классификации……………………………..
Функции партий………………………………………………………..
Российская модель партийной системы: история и современность……
История формирования многопартийной системы в России……….
Особенности становления современной партийной системы в России. Федеральный закон «О политических партиях»…………..
Основные дискуссионные проблемы, связанные с законом о политических партиях…………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………………….

2
3
4
6
6
9
11
11
13
19
23
24

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

     3.2.Функции партий.

      Роль и  значение политических партий в обществах  с различным уровнем экономического, социального и культурного развития, конкретными историческими и  национальными традициями неодинаковы. Однако можно выделить некоторые общие функций партий (рис.3). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Наиболее  важной является функция согласования и обобщения разнородных интересов  и потребностей различных групп  и индивидов. Затем эти обобщенные интересы формулируются в программах, требованиях, лозунгах и доводятся до властных структур - такова функция представительства интересов. Кроме того партии могут выполнять и правительственные функции, участвуя в разработке, применении и внедрении правил взаимодействия политических институтов, подчиняя или контролируя органы власти.

     Представляя и выражая интересы социальных групп, доводя их до властных органов, партии осуществляют функцию коммуникации, т.е. обеспечивают взаимосвязь власти и общества. Культивируя с помощью средств агитации и пропаганды определенные ценности и стереотипы поведения, политические партии реализуют функцию политической социализации, т.е. функцию передачи политического опыта, традиций, культуры последующим поколениям. Наконец, отбирая лучших кандидатов на руководящие должности, партии способствуют улучшению качественного состава элиты. Так партии осуществляют функцию политического рекрутирования. Однако в тоталитарных системах политические партии могут непосредственно выполнять функцию реализации власти. Обычно это монопольно властвующие партии, которые концентрируют в своих руках весь объем властных функций (как это было в СССР).

 

     4.Российская модель партийной системы: история и современность.

     4.1.История формирования многопартийной системы в России.

     Активный  процесс образования политических партий в конце 80-х - начале 90-х годов XXв. в России, связанный с распадом КПСС, утратой ею политической монополии, стал второй по счету попыткой создания многопартийной системы. Первая попытка  была предпринята в начале XX века.

     Следует отметить, что процесс образования  политических партий и складывания  партийной системы в России начался  несколько позже, чем на Западе, в  конце XIX – начале XX века. Это отражало отставание России в экономическом, технологическом, социальном и политическом развитии. Монархическая система, долгое время господствовавшая в стране, не допускала возникновения ни проправительственных, ни оппозиционных партий.

     Однако  отмена крепостного права, ускоренная индустриализация народного хозяйства, использование рыночных механизмов разрушали прежнюю сословную структуру и формировали институты гражданского общества, в том числе политические партии. Толчок политическому размежеванию общества дала революция 1905-1907гг., во время которой в стране насчитывалось уже более 50 политических партий.

     Партии  радикальной ориентации, стремившиеся к коренным преобразованиям в России, к свержению самодержавия, составляли оппозицию правящему режиму. Среди наиболее крупных партий были Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), Общероссийская партия социалистов-революционеров (эсеры), «Трудовая группа» (трудовики), фракция, возникшая в период деятельности первой Государственной Думы.

     Им  противостоял проправительственный лагерь.

     Проправительственные партии происходили из сословных политических клубов помещиков и дворян типа «Русское собрание», «Монархическая партия». Затем эти клубы трансформировались в политические партии, которые поддерживали самодержавие и олицетворяли идеи русского консерватизма («самодержавие, православие, народность»). Такими партиями были «Союз русского народа», «Союз русских людей».

     Третью  силу представляли политические партии либеральной ориентации, выражавшие интересы зародившейся буржуазии. В силу своей слабости, обусловленной отсутствием многочисленного среднего класса, буржуазные партии пытались найти компромисс с самодержавием, предлагая ему провести некоторые реформы, сохранив институт монархии: принять конституцию, создать парламент, который осуществлял бы законодательные функции и т. д. Среди этих партий следует выделить «Союз 17 октября» (октябристы) и Конституционно-демократическую партию (кадеты).

     Находившийся  в самом начале процесс формирования многопартийной системы в России был прерван Октябрьской революцией 1917 г., после которой в стране установилась однопартийность. Монополия КПСС на власть сохранялась до конца 80-х  годов XX века. Отмена ст. 6 Конституции СССР о руководящей роли Коммунистической партии в обществе создала юридические предпосылки для формирования многопартийности. Принятый в октябре 1990г. Закон СССР «Об общественных объединениях» «вводил» принцип многопартийности в политическую жизнь. С марта 1991 г. началась регистрация партий и общественных организаций. Однако следует отметить, что уже в 1988 г. первой альтернативной партией стал «Демократический союз» (лидер В. Новодворская). Уход с политической сцены КПСС вызвал партийный бум. В стране Министерство юстиции зарегистрировало около 60 партий и движений. В настоящее время их насчитывается более 2 тысяч.

     Казалось  бы, среди политических сил, которые  реально действуют на политической сцене, самыми влиятельными должны быть партии. Однако возникающая многопартийность иллюзорна, поскольку структура и состав партий очень нестабильны, отсутствуют устойчивые связи между ними. Поэтому политическое влияние партий минимально. Образование значительного числа карликовых партий после падения политической монополии КПСС означал переход власти от некогда властвовавшей партии к государственным структурам, депутатским группам. В связи с этим партии в современной России, за редкими исключениями, не являются партиями в строгом смысле слова и не могут выполнять те политические функции, которые призваны выполнять. Это обусловлено особенностями процесса формирования современных партий. 

     4.2. Особенности становления современной партийной системы в России. Федеральный закон «О политических партиях».

     Принятие  Федерального закона «О политических партиях» ставило целью развить закрепленные в Конституции РФ принципы политического многообразия и многопартийности, а также гарантировать право граждан на объединение в политические партии.

     Согласно  Закону, политическая партия является общественным объединением, созданным в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

     В соответствии с Законом одной  из главных задач партии является ее участие в выборах посредством  выдвижения кандидатов в органы государственной  власти и местного самоуправления, формирование указанных органов и участие в их работе. Согласно Закону партия является единственным видом общественного объединения, обладающим правом самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти.

     Законом установлены требования к политической партии: она должна иметь общероссийский статус, т.е. иметь региональные отделения  более чем в половине субъектов  РФ (тем самым был введен запрет на существование межрегиональных и региональных партий), иметь государственную регистрацию и зарегистрированные региональные отделения в более чем половине субъектов РФ, при этом в одном субъекте РФ не может быть более одного регионального отделения.

     Закон установил требования к численности партии: в партии должно было состоять не менее 10 тыс. членов, при этом более чем в половине субъектов РФ она должна была иметь региональные отделения численностью не мене 100, а в остальных – не менее 50 членов. Также закон запретил создание партий по признакам профессиональной, расовой, национальной и религиозной принадлежности. Согласно Закону партия может быть создана только двумя способами: либо на учредительном съезде, либо на съезде путем преобразования в партию общероссийского общественного объединения.

     В отдельных статьях Закона приводится исчерпывающий перечень документов, представляемый в регистрирующие органы для государственной регистрации  партии и ее региональных отделений. В Законе установлено, что регистрирующие органы не вправе требовать от партии представления документов, не предусмотренных данными перечнями.

     Большое внимание в Законе уделяется внутриорганизационной  стороне партийной жизни. Этому  вопросу посвящена отдельная  глава. В ней определены основные принципы деятельности политической партии, ее полномочия, рассмотрены вопросы об уставе и программе партии, членстве в партии, составе партии и ее региональных отделений.

     Определив добровольный и индивидуальный принцип  членства в партии, Закон предоставил  каждому гражданину РФ право состоять только в одной политической партии. При этом члену партии разрешается состоять только в одном региональном отделении партии – по месту постоянного или преимущественного проживания. Закон запретил требовать от граждан РФ, чтобы они при представлении официальных сведений о себе указывали членство в политической партии или отсутствие такового. Согласно Закону, членство гражданина РФ в партии или отсутствие такового не может служить основанием для ограничения его прав и свобод, а также являться условием предоставления ему каких-либо преимуществ.

     Отдельно  в Законе прописаны права партии, в числе которых: свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои взгляды, цели и  задачи; участвовать в выборах  и референдумах; участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления; организовывать и проводить публичные мероприятия; учреждать средства массовой информации и пользоваться на равных условиях государственными и муниципальными средствами массовой информации; создавать объединения и союзы с другими политическими партиями и иными общественными объединениями и ряд других.

     К обязанностям партии закон относит: соблюдать законодательство; ежегодно представлять в регистрирующие органы информацию о численности членов в каждом из региональных отделений, о продолжении своей деятельности с указанием места нахождения постоянно действующего руководящего органа, копии представляемых в налоговые органы сводного финансового отчета партии и зарегистрированных структурных подразделений; сведения о количестве выдвинутых партией, ее структурными подразделениями зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также сведения о зарегистрированных избирательными комиссиями списках кандидатов в депутаты; допускать представителей уполномоченных органов на открытые мероприятия партии; извещать заблаговременно избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.

     Закон предусмотрел государственную поддержку  за счет бюджетных средств для  партий, успешно выступивших на федеральных  выборах. Партии, получившие на выборах депутатов Государственной Думы не менее 3% голосов, должны были в соответствии с первоначальной редакцией Закона ежегодно получать 0,005 МРОТ (т.е. 50 коп.), умноженные на число полученных ими голосов. Партии, получившие менее 3%, но проведшие не менее 12 кандидатов по одномандатным округам, должны были ежегодно получать 0,005 МРОТ, умноженные на число голосов, полученных этими кандидатами. Если бы кандидат от партии был избран Президентом РФ, такая партия должна была получить единовременно 0,005 МРОТ, умноженные на число полученных этим кандидатом голосов. Такое же финансирование было предусмотрено и для успешно выступивших на выборах избирательных блоков; при этом средства должны были распределяться между политическими партиями, входившими в состав блока, в равных долях, если иное не было определено при создании блока.

     Закон устанавливает принцип невмешательства  органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность партий, равно как и не допускает  вмешательство партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц. Отдельно отмечено, что вопросы, затрагивающие интересы политических партий, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием партий или по согласованию с ними.

Информация о работе Политические пратии в РФ