Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 10:45, реферат
В 30-е годы XX века на православную веру, казалось, обрушились все темные силы: церковные службы были запрещены, взрывали моршанские храмы, расстреливали и сажали в тюрьмы священников, монахов и просто верующих людей. Но духовные традиции в городе не прерывались: со всех сторон на постоянное жительство в Моршанск приезжали священники, монашествующие и миряне, гонимые за веру. Они вливались в большую духовную семью. Семья эта жива и поныне. Традиции ее свято хранятся и передаются из поколения в поколение.
Введение 2
Корни и истоки 4
Верхоценская волость 6
От Морши до Моршанска 7
Первые страницы летописи города Моршанска 9
Моршанский караван 15
Ярмарки и благотворительность 24
Список литературы 29
Среди православных бытовала легенда о том, как один дивный старец, живший в то время в лесу на месте бывшей Мамонтовой пустыни, пришел в Моршанск и попросил в купеческой лавке воды. Ему подали кружку с керосином, словно глумясь над словами апостола о том, что Божьи избранники могут даже яд пить и оставаться невредимыми. Старец выпил керосин, и в ту же минуту Бог явил свой гнев на купеческий город.
Пожар начался в 4 часа пополудни 25 мая 1875 года: солдатка Акулина Ширшова недоглядела за самоваром. П. П. Карцев, командир дивизии, стоявшей в Тамбовской губернии, в своих воспоминаниях рассказывает: «Пожар этот представлял нечто ужасное, не поддающееся никакому описанию. Довольно большой город со многими каменными постройками исчез в течение каких-нибудь трех часов.
Пламя, показавшееся в одной из пригородных слобод, разом охватило несколько улиц. Горело всё: церкви, ограды, дома, заборы, мостики, сады, тумбы - горела земля. Пламя охватывало так быстро, что в воздухе образовался как бы огненный вихрь, захватывающий дыхание, так что многие падали и ползком искали спасения... целая семья, бросившаяся в сад, сгорела или, вернее, задохнулась под собственной яблоней. Офицер, бежавший через Соборную площадь, был сбит с ног и опален раскаленным листом кровельного железа. Спасти что-либо оказалось немыслимым, так как все выносимое из домов на площади, улицы и даже в сады там же загоралось.
Многие люди бросали в Цну наиболее ценное имущество и пытались вместе с ним спастись в реке, другие были вынуждены бросить все и спасаться за рекой в лесу. Утверждали, что горела даже река, - это плыли по ней разные вещи: сундуки, одежда. Даже в воде все продолжало гореть, создавая впечатление, что горит вода. Ликвидировать пожар такой силы не было возможности. Сильный ветер способствовал распространению пожара. В близлежащих селах видели, как ветер проносит над ними обгоревших галок, тряпки, бумаги. Было также видно, как за реку и в поле относило горевшие стропила и головни».
Вот как описывали эту трагедию «Тамбовские епархиальные ведомости»: «От Моршанска, от обширного, почти сплошь каменного, красивого города, этого поистине городка - «Москвы уголка», осталась какая-нибудь десятая доля - домов сто, большею частью деревянных и ветхих, на окраине города, в соседстве с пригородными слободами. Из этой сотни - домов каменных, домов, что называется, хороших, там и сям уцелело не более десятка, да и то поврежденных, без надворных строений. Правительственные, общественные здания - все уничтожено.
Несгораемые, по человеческим понятиям, здания, каменные с крышами, крытыми железом, без окон, специально построенные как кладовые - все уничтожено. Крыши были снесены ураганом чудовищной силы, открылись деревянные перекрытия, и все сгорело, а стены растрескались и развалились.
Люди, пытавшиеся спрятаться от огня в подвалах, погребах, на огородах, погибали от удушья, некоторые пытались бежать из города и, мечась по улицам в поисках свободного прохода, погибали в пламени». Пожар был виден из села Черкасовского за более чем 90 верст от пылавшего города.
Моршанск выгорел полностью: в центре остались тюрьма и торговые ряды, а по всему городу - только 111 домов, в том числе банк и уездное училище. Всего сгорело около 2 тыс. домов и построек. Церкви были спасены. Сильно пострадала лишь великолепная пятиглавая Никольская церковь, у которой обрушилась колокольня и две главы. Убыток от пожара составил не менее 10 млн. рублей. Погибли около 200 человек. 27 мая отпевали в соборе 36 сгоревших и в Никольской церкви 9 сгоревших (хоронили почти всегда без гробов), но каждый день находили новые трупы и совершали похороны. Десятки тысяч жителей остались без крова и средств к существованию. Начались пожертвования деньгами, хлебом, вещами. Из Тамбова, Ряжска, Рязани прибыло много вагонов с булками, ржаным хлебом и прочими продуктами. Множество крестьян и мещан ушли из города. Купцы и чиновники расселились по уцелевшим пригородным слободам, в вокзальных постройках Ряжско-Моршанской железной дороги. Бессемейные жили на вокзале, а некоторые семейства поселились в товарных вагонах, кладовых, подвалах под землей, крытых тарантасах.
Деятельность всех присутственных мест, кроме почты и телеграфа, остановилась. По распоряжению правительства для выяснения причин пожара в Моршанск были командированы «с особыми полномочиями» сенатор Половцев и генерал Корево, но ничего особенного они не обнаружили.
О трагедии известно было даже в странах Европы: о ней много писали русские и иностранные газеты; фотоснимки с пожарища помещались в журналах. И. С. Тургенев выступал на благотворительных концертах во Франции в фонд моршанских погорельцев. В Моршанске был создан Комитет помощи погорельцам под председательством В. Г. Безобразова. В комитет входил и протоиерей Лука Воскресенский.
Император Александр II, бывавший в Моршанске со своим учителем В. А. Жуковским, лично откликнулся на беду. Сначала он пожертвовал 3 тыс. рублей, а затем - еще 30 тыс. рублей. Моршанцы отслужили благодарственный молебен и отправили благодарственную телеграмму царю. Впоследствии, в память об этом событии, на ул. Почтовой был построен Александровский приют для детей-сирот (ныне детская больница и поликлиника).
Командированный царем сенатор Половцев лично контролировал расходование государственных денег. Перед отъездом он передал в зонд еще 10 тыс. рублей, из которых 1 тысячу - на нужды духовенства. Материальную помощь городу оказали и члены Императорской Фамилии. Многим моршанцам были даны пособия на строительство домов. Помещик Петрово-Солово, владевший мельницей на Цне, согласился спустить воду, чтобы облегчить доставку леса в город.
Старожилы
считают, что город восстановился
довольно быстро - за 10 лет. В июне 1875
года появилось предложение
Моршанск XIX века жил на широкую ногу, шумной, рыночной жизнью, так непохожей на наши представления о провинциальной. На Успенье в городе бывала ярмарка. Крестьян на нее съезжалось великое множество. Все улицы, прилегающие к базарной площади, были заполнены подводами с товаром. На ярмарке продавали овощи, глиняную и ярко раскрашенную деревянную посуду, галантерейные товары, игрушки, лошадей, коров, свиней, овец, кур и гусей. Живность мычала, ржала, хрюкала, кудахтала, создавая вокруг невероятный переполох. Торговля животными занимала ту половину площади, где сейчас располагается рынок, а также прилегающие улицы. Другая половина (площадь разделялась Покровской церковью) была праздничной. Там, где сейчас находится здание администрации, устанавливали качели-лодочки, карусель, площадку для выступлений клоунов и фокусников; приезжал зверинец.
На
ярмарке продавали дешевые
Моршанские крестьяне были одеты по-особому: женщины - в поневах или широких цветных юбках, обшитых внизу разноцветными лентами, в облегающих кофточках с оборками, кружевами, в ярких платочках; девушки - обязательно с косой, увитой лентой, с бантом, с длинными бусами в несколько .рядов. Мужчины - в розовых и красных косоворотках, новых жилетах, картузах, начищенных сапогах. Была на ярмарке мордва в национальных костюмах с вышивкой бисером на груди. Они обычно торговали деревянными игрушками.
Женщины пели, щелкали семечки, так что под ногами было мягко от скопившейся шелухи. Мужчины и парни играли на гармошках и балалайках. Мальчишки приходили с дудками, свистульками, пугачами. Было шумно, весело, празднично. Ярмарка проводилась в Моршанске до середины 70-х годов XX века. Одна из жительниц Моршанска Т. Климова вспоминает о ярмарке с большим восторгом: «Сейчас рынок какой-то чужой, там чужой товар, а тогда было все свое, родное. В каждой раскрашенной игрушке чувствовалось тепло крестьянских рук».
Во второй половине XIX века в Моршанске, как и в других городах области, было открыто множество благотворительных заведений, основанных частными лицами. В это время должность городского головы занимали богатейшие в городе купцы: С. А. Смесов, И. П. Попов, а в начале XX века - А. И. Рымарев.
В городе существовало попечительство о бедных, председателем которого был городской голова, а попечителями - крупнейшие купцы и промышленники, а также священники.
Городская богадельня во имя святых Константина и Елены, называемая в народе «Соборной», располагалась на улице Набережной (ныне Свободная, 25). Здание было украшено церковными главами, которые в настоящее время уничтожены. Председателем совета богадельни был городской голова, членами совета - купцы А. В. Наплеков, Т. И. Васильев, И. В. Попов.
Городской сиротский дом имени святой Марии Магдалины располагался на углу улиц Тамбовская и Никольская (в этом большом двухэтажном здании долгое время была школа № 2, теперь - школа коррекции).
В марте 1881 года было принято решение в память о трагической гибели Императора Александра II построить в Моршанске церковь и детский приют при ней. Строительство велось попечением моршанского купца Емельяна Захаровича Платицына, который пожертвовал 70 тысяч рублей из 100 тысяч, потребовавшихся на строительство. Храм освятили в 1883 году во имя благоверного князя Александра Невского, небесного покровителя покойного Государя. Первым его священником был отец П. Воздвиженский, вторым и последним - отец Д. Ястребов Приют взяла под свое покровительство Императрица Мария Феодоровна.
В начале XX века председателем приютского совета значился титулярный советник В. И. Афремов (владелец магазина, в здании которого долгое время располагался «Детский мир»), Афремов торговал продуктовыми и промышленными товарами; его покупателями считались горожане среднего достатка. Директором приюта в 1916 году был В. И. Холуянов, имевший литографическое производство в доме Грачевского.
Богадельни содержали жены купцов Е. А. Каверина и М. А. Фанталова. Каверины имели помимо одного из самых фешенебельных магазинов Моршанска (сейчас его здание занимает музей) двухэтажные дома по улице Почтовой (Пушкинской). В одном из них, видимо, и была богадельня.
В городе действовало попечительское общество о крестьянском приюте трудолюбия при слободе Базево (Рогатный, Школьный переулки).
Богатые благотворители (Платицыны, Поповы, Смесовы, Каверины, А. Рымарев, К. Тюлюкин, В. Афремов, Т. Васильев, Г. Белоусов, В. Михайлов, Г. Кожин и другие) активно участвовали в строительстве и украшении церквей. Купцы даже оспаривали друг у друга честь обустройства того или иного храма. Так, в 1909 году М. И. Попов решил провести электричество и вентиляцию в Покровской (Вознесенской) церкви. На это нужно было разрешение консистории. От других приходов также стали поступать подобные прошения. Сохранился отзыв благочинного города отца Иоанна Моршанского, который просил разрешить устроить электрическое освещение, «чтобы не охладить внимания и интереса к святым храмам».
Согласно
«Положению о церковноприходских школах»,
вышедшему в 1886 году, священники Моршанска
были обязаны открывать в своих приходах
церковноприходские школы и школы грамоты.
К 1914 году в Моршанске были открыты Александро-Невская,
Вознесенская, Никольская и Соборная (мужская
и женская) школы, а также тюремная и пригородные
школы (Базевская, Барашевская, Коршуновская,
Дубиневская).
Информация о работе Первые страницы летописи города Моршанска