Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 10:45, реферат
В 30-е годы XX века на православную веру, казалось, обрушились все темные силы: церковные службы были запрещены, взрывали моршанские храмы, расстреливали и сажали в тюрьмы священников, монахов и просто верующих людей. Но духовные традиции в городе не прерывались: со всех сторон на постоянное жительство в Моршанск приезжали священники, монашествующие и миряне, гонимые за веру. Они вливались в большую духовную семью. Семья эта жива и поныне. Традиции ее свято хранятся и передаются из поколения в поколение.
Введение 2
Корни и истоки 4
Верхоценская волость 6
От Морши до Моршанска 7
Первые страницы летописи города Моршанска 9
Моршанский караван 15
Ярмарки и благотворительность 24
Список литературы 29
План
Человек, воспитанный на русской классической литературе, при слове «провинция» в первую очередь вспоминает город С. из чеховского «Ионыча», произведения Ф. Решетникова, А. Писемского, Г. Успенского, А. Платонова, Е. Замятина - бездорожье, грязь, скука, ограниченность интересов, узость кругозора, косность взглядов и привычек обывателей. Была ли в действительности такой жизнь российской глубинки?
Моршанск XVIII-XIX веков - небольшой уездный городок Тамбовской губернии. «Географическо-статистический словарь Российской империи» П. П. Семенова содержит данные о работе пристани на реке Цне, с которой ежегодно отправлялись сотни барж купцов «моршанского каравана» - в основном с хлебом и салом - на сумму более 4,5 млн. руб. (1849 г.). Согласно словарю Брокгауза и Ефрона, на моршанских фабриках и заводах трудилось 485 рабочих, и оборот составлял 723718 рублей (1880 г.). До пожара 1875 года в Моршанске было от 200 до 300 мельниц, многие из которых располагались в возвышенной северо-западной части города, что запомнилось писателю В. А. Гиляровскому, в 70-е годы посетившему город с труппой артистов.
Удостоился Моршанск посещения двух царственных особ: будущего царя Александра II с его наставником поэтом В. Жуковским и последнего Российского Императора Николая II. Моршанская земля - родина астронома А. А. Михайлова, директора Пулковской обсерватории, скульптора Е. А. Лансере.
Особым смыслом наполняются страницы прошлого Моршанска, когда узнаешь о его духовном облике.
В одном из самых древних документов о городе, писцовой книге старых сел Верхоценской волости Тамбовского уезда (1688 год), содержатся сведения о Никольской церкви села Морши, о часовне на территории оборонительной крепости на Кашме, о келье старца Никодима, жившего в сосновом лесу.
Моршанские купцы не жалели денег на строительство храмов. Старинный Моршанск - это город многочисленных церквей, составлявших главное украшение великолепного архитектурного ансамбля. В 1857 году в Моршанске был освящен громадный Троицкий собор. В 1904 году в нем молился Император Николай II. По свидетельству соборной певчей Феодосии Чичевой, лицо его было в слезах. В своей речи перед городской знатью Государь сказал, что поражен великолепием собора, особенно иконостаса. Чудесным назвал собор Великий князь Михаил Александрович, посетивший его вместе с царем.
К концу XIX века в Моршанске было 17 храмов: собор, приходские и домовые церкви, часовни. Господь даровал Моршанску юродивых Христа ради, прозорливцев, великих молитвенников за родную землю. К ним постоянно шли люди из разных уголков России. Многим верующим во время войны были известны прозорливые слова схимонахини Херувимы: «Моршанск охраняют четыре столпа православной веры со всех четырех сторон света. Немец его не тронет».
В
30-е годы XX века на православную веру,
казалось, обрушились все темные силы:
церковные службы были запрещены, взрывали
моршанские храмы, расстреливали и сажали
в тюрьмы священников, монахов и просто
верующих людей. Но духовные традиции
в городе не прерывались: со всех сторон
на постоянное жительство в Моршанск приезжали
священники, монашествующие и миряне,
гонимые за веру. Они вливались в большую
духовную семью. Семья эта жива и поныне.
Традиции ее свято хранятся и передаются
из поколения в поколение.
Моршанская земля была заселена с глубокой древности. Обилие в этой местности рыбы, зверя и диких пчел привлекало людей. Крупная река этого региона Цна была естественным водоразделом, отделяющим степь от леса, а также диких и свирепых кочевников - степняков от жителей леса. Как степная, так и лесная полосы будущего Моршанского района были заселены мордвой, мещерой, татарами. Основным населением края надолго стала издревле сформировавшаяся в бассейне реки Цны из местных финно-угорских племен народность - мордва (мокша). Названия местных рек и сел - мордовские. По правому берегу Цны обнаружены городища и могильники древней мордвы (Крюково-Кужновский и Елизавето-Михайловский, расположенные в 5 и 7 километрах от города). Они относятся к VIII-XI векам и свидетельствуют о высокой культуре народа. Мордовские племена занимались подсечным земледелием, скотоводством, рыбной ловлей, бортничеством, различными кустарными ремеслами. Цнинская мордва поддерживала торговые, экономические, культурные связи со своими соседями, в том числе и славянами-вятичами, проживавшими на Рязанщине. Позже эта территория попадет в зону расселения восточных славян. Здесь была окраина русских земель, постоянно подвергавшаяся нашествию кочевников.
В XIII веке освоение этого края было нарушено ордами Батыя, так как земля превратилась в поле брани. Хотя Поценье не входило в территорию Золотой Орды, отдельные татарские князья проникали в мордовские земли, захватывали их в качестве личных феодальных владений. Уже в 1298 году князь Бахмет Ширинский завладел землями по Цне и нижней Мокше. Цнинская мордва в конце XIV века, как видно из русских договорных грамот, считалась уже вассалом рязанских князей и регулярно платила им дань. О проживании русских в бассейне Цны в этот период почти ничего не известно. Лишь в грамоте строителя Шацкого Чернеева монастыря от 1583 года сообщается о старинной русской церкви, стоящей здесь «без пения сто лет». Этот факт косвенно свидетельствует о наличии русского населения в среднем течении Цны в XV веке. Некоторые ученые полагают, что славяне начали селиться здесь в XIII веке, после разгрома ханом Батыем Рязани, когда сорванные несчастьем с родных мест крестьяне бежали в этот глухой край, неся с собой русские обычаи и православную веру. В процессе археологических раскопок, проведенных в первой половине XX века основателем МИХМ П. П. Ивановым, на месте стоянок XIV-XVI веков (в 6 километрах от села Крюково, на Кашме) помимо предметов домашнего обихода и оружия были найдены древние христианские крестики.
Крымские татары, господствовавшие на обширном степном пространстве, начинавшемся за Тулой и Рязанщиной, совершали опустошительные набеги на русские земли, захватывая многочисленных пленных. Не избежала разорения и моршанская земля, все поселения на которой были уничтожены в XV-XVI веках. Но богатая зверем, рыбой и диким медом черноземная земля вновь и вновь манила к себе поселенцев.
Взятие в 1552 году войсками Иоанна IV Казани, а позже - Астрахани привело к изменению политической ситуации на южных и восточных рубежах страны: сложилась благоприятная обстановка для освоения значительных территорий лесостепной зоны, что повлекло за собой строительство новых городов и сел. К этому времени относится строительство на левом притоке Цны реке Шаче города Шацка (в 70 километрах от Моршанска). Шацк стал центром Шацкой провинции, куда вошел и будущий Моршанск.
Во второй половине XVI века в составе Шацкого уезда появилась новая административная единица – Верхоценская волость, принадлежавшая татарам из рода Кудашевых. Она раскинулась на обширной территории от устья реки Цны до ее верховьев. Поселения волости возникали гнездовым методом: от одного крупного селения отпочковывались мелкие. Так появлялись группы поселений. Район Алкужи, например, объединял пять деревень, район Морши - три, Черкино - три. Расстояние между селениями внутри группы исчислялось несколькими километрами. Общая численность населения Верхоценской волости составляла около 10 тыс. человек. Писцы делили население волости на три группы: 1) мордва, 2) новокрещеная мордва и 3) старокрещеная мордва и русские крестьяне. В 1623 году более 60 процентов всего населения волости составляла мордва. Старинным занятием местного населения оставалось бортничество - добыча меда диких пчел. В первой трети XVII века Верхоценская волость превратилась в крупный хозяйственный центр юга России. На территории волости, которая в 1636 году отошла к тамбовскому уезду, имелось 31 поселение, в том числе и село Морша. Население Верхоценской волости часто подвергалось нападению татар. Так, в 1624 году особенно пострадали от татарских набегов села Сокольники и Морша. Они потеряли 30 человек пленными и 10 убитыми. О приближении неприятеля войско оповещали шацкие сторожи, находившиеся в нескольких днях пути от Шацка.
Первые сведения о селе Морша появляются в 1623 году в Шацкой писцовой книге Ф. Чеботова. Там отмечается, что село Морша было вотчиной рязанских архиереев и принадлежало Солотчинскому монастырю. Существует несколько версий образования села. По одной из них, древнее поселение людей находилось северо- восточнее современного города, на стыке дорог, недалеко от места впадения реки Кашмы в Цну. В продолжение 1601-1603 годов на Руси были неурожаи. Это заставило многих крестьян бежать от своих землевладельцев, отказавшихся кормить их в голодные годы. Есть все основания полагать, что часть населения Морши составили беглые крестьяне центральных областей.
Единственной известной летописью села Морши является труд диакона Тимофея, служившего в 1700-х годах в Никольской церкви. Он написал летопись на основании рассказов «некоторых умных людей, отличавшихся выдающимися способностями, обладавших твердой памятью на запоминание исторических фактов», а также «на основании письменных документов». В настоящее время оригинал этого труда утерян. Сохранились лишь выписки из копии летописи, сделанные современным краеведом Иваном Гульшиным, согласно которым на месте нынешнего села не было никаких построек. Люди жили в погребах и ямах, словно звери. Они поклонялись идолам и приносили им в жертву рыб и животных. Главный их идол Чура был сделан из дерева, имел звероподобную голову и шесть рук. Поклонявшиеся ему люди назывались чураями. Однажды пришел из Яблоневой пустыни, расположенной в 18 верстах от Лебедяни, монах Симеон и поселился у чураев, встретивших его доброжелательно. Когда же Симеон начал проповедовать среди них учение Христа, то жрец чураев Морш начал гнать монаха из поселения, видя в нем врага, подрывающего его влияние на чураев. Более благоразумные чураи не принимали в этом участия. Однажды ночью Морш избил Симеона до полусмерти. Утром чураи, узнав об избиении Симеона, стали жалеть страдальца. Внезапно Морш упал на землю и в сильных судорогах скончался. Это произвело на чураев столь сильное впечатление, что после сожжения трупа Морша все 30 жителей крестились у Симеона. Место поселения чураев стало называться Моршев стан.
Позднее на Моршев стан пришли с Волги болдыри - христиане и научили чураев ловить рыбу в реках, волков и лис с помощью ям, белок - силками-капканами. Несмотря на разное происхождение, чураи и болдыри жили дружно. Вскоре болдыри ушли, оставив лишь троих, а вернулись с женами и детьми, и на двенадцати лошадях привезли домашний скарб, сети, бредни, железные рогатины для охоты на зверей, копья, топоры и «буровы для рытья колодцев», привели коров, овец, собак. Они построили себе шесть больших домов, а следующей весной - двенадцать домов поменьше для чураев. Так на месте, где скончался языческий жрец Морш, появилось селение с христианской общиной, получившее название Морша. Сооружен был и храм в честь святителя Николая.
В 1636 году село Морша уже входило в Тамбовский уезд. В 70-е годы в селе насчитывалось 298 дворов, из которых 280 принадлежало тягловым крестьянам (обязанным нести военную и городскую службу), 15 - бобылям (безземельным), 3 - солдатам. Численность мужского населения составляла 923 человека. Общее число жителей приближалось к двум тысячам. Они имели пахотные «оброчные земли во всех трех полях» (выгоны, пастбища). Небольшая часть населения (98 человек) направлялась «на службу Государя на Дон», а солдатские дворы «несли службу по Танбовскому валу».
Село Морша играло в тот период важную оборонительную роль, но к концу XVII века оно потеряло военную значимость и являлось важным пунктом торгово-транспортных операций и сельскохозяйственного производства. В Морше находились судебная изба, кружечный двор и таможенная служба, которая вела досмотр и взимала пошлины с товаров, шедших по реке Кашме с юго-восточных степей к Москве и в обратном направлении.
Стремительному экономическому росту Морши во 2-й половине XVII века способствовало открытие в селе торга. В 1666 году крестьяне и старосты разных сел и деревень обратились с челобитной к царю Алексею Михайлввичу, чтобы он «велел в селе Морша у таможни и. кружечного двора торг построить, чтоб им было где продать и купить и чтоб дать сию Великого Государя грамоту в Тамбов к воеводе...». Государь внимательно отнесся к челобитной и 20 марта 1668 года послал грамоту Т. Я. Хитрово, где указывал «в том месте торг завести вновь».
Необыкновенно предприимчивым народом были жители Морши конца XVII века. Они не только сумели добиться царского разрешения на торговлю, но и для удобства торговых перевозок изменили русло Цны, приблизив реку к городу. Для этого был прорыт глубокий и широкий канал протяженностью несколько километров, на месте которого раньше был небольшой ручей.
В XVIII веке село Морша становится, наряду с городами Козлов и Тамбов, крупным узлом гужевых дорог и речным портом на Цне, из которого уходят сотни барж, груженных хлебом, салом, мясом, медом и промышленными товарами. Чтобы баржи свободно проходили, реку в районе Морши регулярно чистили и углубляли. С появлением санного пути в Моршанск потянулись нескончаемые повозки с хлебом, который везли из окрестных сел и соседних губерний. Привозимый хлеб скупался купцами и с наступлением навигации отправлялся в Петербург, Нижний Новгород, Симбирск и другие города. Его сплавляли через пристань, расположенную рядом с тем местом, где сейчас находится Троицкий собор. Отсюда на 40 километров вплоть до Носины весь берег был занят хлебом. Скот доставляли из Саратовской губернии. Поташ и купорос были местного производства, с реки Челновой. В огромных количествах вывозилось сало. В это время в Моршанске работала одна из мощнейших в России водяных мельниц со сложной системой гидросооружений. Мельница была построена французским инженером Боадебаром и принадлежала графу Кутайсову, бывшему брадобрею Императора Павла I, который получил от царя в подарок моршанские земли в районе теперешней суконной фабрики.
Информация о работе Первые страницы летописи города Моршанска