Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 19:48, доклад
Город был основан в 1604г. С 1783 по 1804г. он стал областным центром в составе Сибирской, а с 1796г. – в составе Тобольской губернии. В1804-1925гг. Томск являлся губернским центром. В 1804 -1925 гг. Томск Является губернским центром. С 1925 по 1930 г. город был окружным центром в составе Сибирского, а с 1930 по 1937 г. в составе Западно-Сибирского края. В течение последующих лет территория бывшего Томского округа входила в состав Новосибирской области. В 1944г. Томск снова стал областным центром.
Условия
современной жизни таковы, что
женщинам не менее мужчин приходится бороться за
свое существование. Поэтому право на
высшее образование для современной женщины
есть, помимо прочего, право на самозащиту,
и необходимо, чтобы государство давало
женщинам возможность приобрести какие
угодно знания.
Способность женщин
к изучению высших наук доказана самой
жизнью, твердо установившей, что нет высоты,
которая должна оставаться для женщины
недоступной. Также сама жизнь давным-давно
опровергла доводы противников совместного
обучения мужчин и женщин. Сибирские женские
гимназии переполнены. Число оканчивающих
курс и жаждущих высшего образования с
каждым годом увеличивается, но доступ
к последнему возможет лишь для немногих
счастливиц. Высших женских учебных заведений
в России слишком мало, да и те переполнены:
для сибирской женщины попасть в них труднее,
почти невозможно, за отдаленностью их
от Сибири.
Многие сибирячки,
гонимые жаждой знаний, уезжают за границу
даже из этого самого города, в котором
два высших учебных заведения, далеко
не заполненных студентами, и все-таки
недоступных для женщин. Сколько напрасно
потраченных сил, духовных и физических,
сколько без нужды загубленных молодых
жизней.
В настоящий момент
мы, воспитанницы Томской женской Мариинской
гимназии, питаем надежду, что Совет Томского
технологического института найдет справедливым
открыть свободный доступ в Томский технологический
институт нам, заканчивающим среднее образование.
Получив возможность достигнуть высшего
знания здесь, на родине, мы будем в состоянии
принести интеллектуальному и нравственному
развитию сибирского общества несравненно
больше пользы, чем в настоящих условиях».
Подписали 32 воспитанницы Мариинской гимназии.
После бурного обсуждения о положительном решении насчет приема женщин в институт высказались почти все члены Совета, и было принято решение ходатайствовать перед Министерством народного просвещения о внесении в Государственный совет закона о разрешении приема женщин в высшие учебные заведения, а до законодательного разрешения этого вопроса принимать женщин в Томский технологический институт в качестве вольнослушательниц.
Во исполнение
решения Совета в 1906 г . в институт
было принято 23 женщины, в том числе
несколько выпускниц Мариинской
гимназии.
Как видим, усилиями гимназисток, а также
и других томских женщин, вопрос о получении
ими высшего образования был сдвинут
с мертвой точки, что оказалось одним из
позитивнейших моментов сибирской общественной
жизни того времени.
И НАЧИНАЛСЯ НОВЫЙ ВЕК
Гимназия продолжала
существовать и в XX веке.
В 1902-1903 учебном году число учащихся достигло
в гимназии 1160 человек. Предполагалось,
что с «ростом городского населения и
осознания в нем необходимости женского
образования», эта цифра будет возрастать.
Но в 1907 году число гимназисток уменьшилось
до 971. Эта задержка роста и последующее
уменьшение количества учащихся было
искусственным явлением. Была поднята
планка уровня требований к знаниям на
приемных экзаменах. В 1907 г . экзамен держали
384 девочки, а выдержали его только 264, остальные
120 не прошли испытания, что составило
21 % общего числа поступающих. Процент
достаточно высокий. Затем из 264 оказались
принятыми по конкурсу лишь 168 девочек,
а 96-и было отказано (36 %). Здесь сыграла
свою роль норма учащихся в классе в 40
человек, установленная Министерством
народного просвещения.
Плата за обучение в 1907 г . составляла 50
рублей в год без языков, до 80 рублей с
языками, до 86 рублей с танцами. Но и такая
цена была непосильна для родителей целой
четверти гимназисток. В 1906 учебном году
из 939 учениц плату внесли только 784, из
которых за 99 плата была внесена различными
обществами и частными лицами, за 41 ученицу
- обществом вспомоществования «недостаточным»
ученицам женской гимназии, за 19 - через
госпожу Председательницу родительского
комитета и за 10 учениц - Томским еврейским
обществом. Кроме этого, сама гимназия
освободила от платы за обучение 155 учениц.
Всего оказалось несостоятельными к уплате
денег 254 гимназистки (около 27 % общего
числа). Это можно объяснить тем, что Томская
Мариинская женская гимназия ориентировалась
в своем составе на средний и малосостоятельный
класс городского населения. Следует привести
цифры социального состава гимназии в
сравнении с частной гимназией. Так, в
1903 году в частной гимназии Миркович было
14 % дочерей профессоров и учебного персонала,
железнодорожных служащих - 21 %, чиновников
различных ведомств - 21 %, торгового сословия
- 44 %, при полном отсутствии крестьян и
мещан. В Мариинской гимназии в т1903 г. числилось:
41,3 % дочерей мещан, 37,2 % - дворян и чиновников,
10,7 % купцов, крестьян
- 9,5 %.
Частная гимназия с оплатой 120 рублей в
год становилась недоступной для малосостоятельных
городских и сельских жителей.
Тем более было ценно в тех условиях сохранить
Мариинскую гимназию с прежней оплатой
и способствовать постройке нового здания
для второй женской гимназии.
Петр Макушин еще в 1901 г . в статье «Томская
женская гимназия» («Сибирская жизнь»
№ 212) призывал расходовать прибыль Общественного
Сибирского банка, согласно воле его основателя
А.Я. Попова, прежде всего на содержание
Мариинской гимназии.
Чтобы описать полную картину жизни гимназии
в начале XX века приводим отрывки из сборника
издания «Сибирского Товарищества Печатного
Дела» 1912 года. В нем о гимназии писали
следующее: «Томская Мариинская женская
гимназия, открытая в 1863 году, помещается
в трех зданиях: собственном каменном
здании по Приюто-Духовскому переулку,
в пожертвованном городу купцом Ереневым
деревянном здании по Александровской
улице, в частном деревянном доме Ермолаевой
по Ямскому переулку. Гимназия содержится
на средства города и на плату за обучение;
город дает 18 тысяч рублей из Сибирского
Общественного банка… Это самое переполненное
из всех средних учебных заведений города
Томска». Цифры говорят об этом красноречиво.
«В гимназии 23 класса, в которых обучается
900 учениц»; таким образом, количества
учениц хватило бы на три полных гимназии.
«При гимназии имеется просторная, хорошо
устроенная церковь и пансион на 40 воспитанниц
с платой 250 рублей за пансионерок и 200
рублей за полупансионерок; фундаментальная
библиотека, физический кабинет. Плохо
оборудован естественнонаучный кабинет
и недостаточно пополняется ученическая
библиотека. Но дело это настолько важное,
что стоит преодолеть все затруднения,
чтобы привести библиотеку в нормальное
состояние».
К 1912 году демократизировался
и прием в гимназию. Стали, кроме
дочерей интеллигенции, купцов и чиновников,
принимать девочек из мещанского сословия
(мелкие торговцы, извозчики и т.д.) и даже
рабочих. К этому времени последние составляли
уже значительную часть количества гимназисток.
Среди учительства Томска гимназия котировалась
очень высоко. Попасть в нее считалось
большим шагом в карьере, даже несмотря
на скромное жалованье.
С начала XX века гимназия стала настоящей
кузницей кадров для директорского и инспекторского
корпуса средних учебных заведений Западной
Сибири; из ее преподавателей к 1912 г . вышли
директор Курганской гимназии, директор
Тобольской гимназии Сулима-Грудзинский,
директор Томского учительского института
Успенский, инспектор Томской гимназии
Поляков, инспектор Омской гимназии Борилович.
Из преподавателей Мариинской гимназии
вышел также директор Харбинского коммерческого
училища Борзов.
Революционные бури 1905 г . не
обошли стороной и Мариинскую гимназию.
В бесплатной библиотеке, созданной
П.И. Макушиным, гимназистки старших
классов устроили митинг в поддержку революционных
выступлений рабочих. В ответ на это городское
начальство закрыло гимназию на 4 месяца.
Когда срок карантина «от революционной
заразы» прошел, гимназия вновь заработала
в полную силу.
Последней начальницей гимназии была
Надежда Алексеевна Ржаницына. Маленькая
кругленькая женщина, хотя и отличалась
строгостью, но оставила о себе добрую
память у своих воспитанниц. Под ее руководством
в последние годы существования гимназии
работали, по тем временам, весьма передовые
учителя, которые вели свои дисциплины
живо, интересно, не скатываясь на монотонное
неинтересное изложение темы «От сюда
до сюда». Такими учителями были Анна Владимировна
Ляхова-Королева, преподаватель истории,
преподаватель географии Анна Ивановна
Касаткина, преподаватель литературы
Любовь Александровна Кытманова.
1919 год, когда
Советская власть окончательно
победила в Сибири, стал последним
годом существования
В 1920 году школу закрыли, а в ее здании
долгое время размещались различные фабрично-заводские
школы.