Первая губернская мужская (1838г.) и губернская женская (1863г.) гимназии в Томске

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 19:48, доклад

Краткое описание

Город был основан в 1604г. С 1783 по 1804г. он стал областным центром в составе Сибирской, а с 1796г. – в составе Тобольской губернии. В1804-1925гг. Томск являлся губернским центром. В 1804 -1925 гг. Томск Является губернским центром. С 1925 по 1930 г. город был окружным центром в составе Сибирского, а с 1930 по 1937 г. в составе Западно-Сибирского края. В течение последующих лет территория бывшего Томского округа входила в состав Новосибирской области. В 1944г. Томск снова стал областным центром.

Файлы: 1 файл

матвеев.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Томский государственный  педагогический университет»

(ТГПУ)

 

 

 

 

Доклад по истории  и образованию Томска

На тему: «Первая  губернская мужская (1838г.) и губернская женская (1863г.) гимназии в Томске»

 

 

 

Выполнила: Шабанова К. С.

студентка  гр. 1191 ФТП

 

Преподаватель:

Матвеев Д. М.

 

 

 

 

 

 

 

Томск – 2012г

Первая губернская мужская гимназия

В развитии образования  Томск, подобно Тобольску, сыграл огромную роль

Город был основан  в 1604г. С 1783 по 1804г. он стал областным  центром в составе Сибирской, а с 1796г. – в составе Тобольской губернии. В1804-1925гг. Томск являлся  губернским центром. В 1804 -1925 гг. Томск Является губернским центром. С 1925 по 1930 г. город был окружным центром в составе Сибирского, а с 1930 по 1937 г. в составе Западно-Сибирского края. В течение последующих лет территория бывшего Томского округа входила в состав Новосибирской области. В 1944г. Томск снова стал областным центром.

Площадь области  составляет 314,3 тыс. кв. км,  численность  населения в 2011 г. – 524 тыс. 300 чел.

С целью облегчения управления учебными заведениями Министерством народного просвещения в 1803 г. было создано шесть учебных округов, центрами которых стали университеты. В соответствии с «Положением об учебном округе» 1835 г. университеты были освобождены от управления учебными округами, и руководство образовательными учреждениями, надзор за их деятельностью перешли в непосредственное ведение попечительского совета во главе с его председателем – попечительского округа. Поскольку до 1888 г. университетов в Сибири не было, то школы этого региона в 1803 – 1835 гг. входили в Казанский учебный округ. В конце XIX – начале XX в. центр Западно-Сибирского учебного округа переместился в г. Томск. В 1918 г. учебные округа в стране были ликвидированы.

Усиления роли области и её центра в культурном развитии региона способствовали их выгодное географическое расположение – в бассейне среднего течения реки Оби в пределах лесной зоны. Сам Томск стал одним из наиболее крупных торговых и транзитных центров Сибири, так как находился на пересечении водных и сухопутных путей (Сибирский тракт). Увеличению темпов роста города способствовали развитие золотопромышленности в 30-е гг. XIXв. и открытие первого в Сибири университета в 1888 г., создание железнодорожной ветки Великой Сибирской магистрали, индустриализация народного хозяйства в годы Советской власти.

Указанные и  некоторые другие факторы обусловили развитие образования в области.

С 1838 г. в Томске начала действовать средняя общеобразовательная  светская, школа – мужская гимназия – вторая в Сибири (после Тобольской). По Уставу 1828 г. в ней устанавливался курс обучения в 7 лет. В учебный план входили закон божий, грамматика, словесность и логика, математика, физика, латинский и греческий, немецкий и французский языки, география и статистика, история, чистописание, черчение и рисование. Основное внимание уделялось на изучение древних латинского и греческого языков, античной литературы и истории. В гимназии, по рассказу Н. М. Ядринцева, устанавливалась суровая система наказания провинившихся учеников. «Расправа, - писал он, - была жёсткая, грубая, секли учеников в прежние времена до 7 класса и секли, как секут крестьян». Положение учащихся Томской гимназии несколько облегчалось тем, что её руководство затруднялось в укомплектовании штата преподавателями древних языков. В связи с этим введение греческого языка здесь на долго задержалось.

Утверждённый 8 декабря 1828 г. Устав гимназий и училищ сопровождался указом государя императора Николая Павловича правительствующему сенату: «Учебные заведения, для образования  юношества в государстве нашем  в разные времена всегда обращали на себя особое внимание. Желая усилить способы их действия и вместе с тем, дать более твердого и единообразия началам, на коих они были основаны, признали мы нужным поручить особенному комитету, под представительством министра народного просвещения учрежденному, обозрить всё, что по опыту и наблюдению может наиболее служить к их усовершенствованию, - составить полные и единообразные уставы, приспособляя к разным степеням и потребностям просвещения и восходя от училищ первоначальных до высших учебных установлений…Сверх существующих ныне гимназий…, и быть в каждой из сибирских губерний по одной гимназии.» В приведённой выдержке из указа коренится точка отправления для учреждения Томской гимназии.

С каждым годом  появлялось всё больше доводов по открытию в Томске среднего-учебного заведения для воспитания и образования сибиряков для прохождения государственной службы и, особенно, для учительского звания. 8 мая 1834г. был подан рапорт на рассмотрение в комитет министров, томского гражданского губернатора «о недостатке учителей» в Томской губернии.

С 1837 г. начинается подготовка к открытию томской гимназии. В делах по отчётности за этот год  выделено государственным казначейством 3970 руб.  30 к., на наём дома и покупку  мебели. На все потребности заведения, с включенными жалованиями всех определённых сюда на службу, выдано в 1838 г. 29331 руб. 12 к. Томский гражданский губернатор генерал-майор Шленёв просил генерал-губернатора Западной-Сибири, князя Петра Дмитриевича Горчакова о предоставлении к открытию гимназии достойных учителей. По распоряжению министра, было напечатано троекратно, приглашение лиц, желающих занять учительские места в «С-Петербурских Ведомостях», с затратой 9 руб. 60 к., оказалось безуспешно. Министр предложил попечителю Казанского учебного округа распорядиться определением в Томск  преподавателей российской грамматики, географии и математики или из способных студентов, окончивших университет или из чиновников, состоящих на учебной службе в этом округе. Губернатор в свою очередь пообещал приготовить помещения и кабинеты к приезду преподавателей, чтоб они не столкнулись с какими либо неудобствами. Помещение было нанято у купчихи Екатерины Хлебниковой, двух-этажный  каменный дом с деревянным флигелем за 2000 руб. в год.

В 11 часов утра 10 декабря 1838 г. в доме Хлебниковой собрались почетнее граждане Томска – губернатор, горный инженер, генерал-майор Фёдор Фёдорович Бегер, духовенство во главе с преосвященным Агапитом, епископом томским и Енисейским. По прочтении Высочайшего указа и предписания министра народного просвещения об открытии гимназии, прочтён молебен с водоосвящением и провозглашением многолетия государю императору и всему Августейшему дому. Первый законоучитель произнёс соответствующую речь. После речи был прочитан список 25 учеников, переведённых из Томского уездного училища в новооткрытые первые два класса гимназии. Из них было штаб-офицерских детей – 2, обер офицерских – 21, канцелярских служителей – 2. Следовательно, образовалось два класса из детей, преимущественно, чиновников разных ведомств.

Директор, Иван Григорьевич Новотроцкий по окончанию  курса в главном педагогическом институте С.-Петербурга, служил в  Иркутской гимназии старшим учителем физико-математических наук, откуда определён в Томск директором училища, а затем и в гимназию.

Законоучитель, священник Павел Андреевич Соболев  по образованию – студент Тобольской семинарии, по духовной службе – ключарь  Томского кафедрального собора и  член консистории.

Тимофей Васильевич Лукин, студент императорского Казанского университета,допущен временно до преподавания латинского языка.

Валерий Александрович  Вешников, удостоенный императорской  академией художеств звания «рисовального  учителя» в гимназиях, определён 20 мая 1838 г. учителем черчения, рисования  и чистописания.

До назначения штатных учителей математики и немецкого языка, преподавание первой поручено учителю Николаю Николаевичу Ихареву, а второго предмета – смотрителю Фёдору Владимировичу Вячеславову.

Классные занятия  начались 11 декабря 1838 г. согласно уставу принятому 8 декабря 1828 г. 2 августа 1839 г. открыт при гимназии пансион, куда на казенное содержание из 25 учеников, было поселено 11 воспитанников, учившихся во II и III классах.

В сохранившихся  рукописях доброжелательного наблюдения Сергеева, «… большинство воспитанников  не умело, как следует держаться: ходили –неплавно, а урывками и не в такт, сидели, развалясь, кланялись неловко (без всякой пропорции в движениях) – не было грации». Таково было время, что мало обращали внимания на внешнюю выправку, ещё более сильнее, чем зрение, поражали слух наблюдателя: живая речь со всеми оттенками провинциализма, - выговор на букву «о», - отрывочность и неправильность в сочетании мыслей у воспитанников, знакомых по училищу с синтаксисом. Постепенно под влиянием школы, недостатки сглаживались. Значительно труднее, но не бесплодно боролись со странным и как бы торговым взглядом на всё в действительной жизни,- с отсутствием высших интересов, знакомых в других местах детей гимназистского возраста и образования,- с недостатком общительности между собой воспитанников, ранее живших особняком.

В определённом уставом порядке шли занятия, ежемесячно составлялись ведомости  об успехах и поведении воспитанников, обнаружившихся в конце учебного года.

Занятия общеобразовательные  для всех предметов гимназийского курса были затруднительны для приходящих учеников по неудобству распределения послеобеденных уроков,а так же тем, что гимназия, помещаясь в домах Хлебниковой и Верещагина, находилась не в центре города. Уроки, после обеда, начинались в 3 часа, а оканчивались в 6. Такое расположение классных занятий давало себя чувствовать при разбросанности воспитанников, живших в отдаленных частях города, нелегко было возвращаться домой, особенно осенью и зимой.

Первая губернская женская гимназия

ОТКРЫТИЕ ГИМНАЗИИ

Газета «Томские губернские ведомости» № 45 от 14 ноября 1858 года писала: «Здесь (в Томске - В.Н.)... совершенно нет женского учебного заведения, соответствующего действительной потребности и доступного всем. Предположено давно уже устроить институт для девиц за счет капитала, пожертвованного одним благотворителем. Поэтому существует Сибирский общественный банк, в котором капитал этот возрос до значительной суммы».

Благотворителем, о котором писалось в газете, был коммерции советник Андрей Попов. В 1836 году, умирая, он пожертвовал 85715 рублей серебром (300000 рублей ассигнациями) на различные благотворительные цели, назначив душеприказчиком своего племянника Степана Попова. Последний решил, что лучше всего на пожертвованные деньги устроить в Томске институт для девиц. Однако быстро выяснилось, что на пожертвованный капитал содержать такое учебное заведение, как институт, было бы невозможно. Поэтому с целью накопления необходимого капитала было испрошено высочайшее разрешение на открытие в Томске Общественного Сибирского Банка с основным капиталом в 300000 рублей. Разрешение было дано, и банк начал функционировать. По его уставу институт предполагалось открыть только тогда, когда капитал возрастет до того уровня, при котором годовые проценты с него будут не менее 21000 рублей серебром. Однако ждать этого оказалось пустым делом, так как деньги и проценты с них постоянно разворовывались. Все же, желая в какой-то мере исполнить волю Степана Попова, а также учитывая настоятельные просьбы томичей об открытии в Томске женского учебного заведения, генерал-губернатор Западной Сибири исходатайствовал Высочайшее разрешение на открытие вместо предполагаемого в Томске института, двух женских гимназий в Томске и Омске. Чтобы увековечить память жертвователя основного капитала, омская гимназия была названа женской гимназией Почетных Граждан Поповых, а томская - Мариинской женской гимназией, в честь жены императора Александра II императрицы Марии Александровны.

Здесь хотелось бы пояснить, почему гимназия была названа именем императрицы. Дело в том, что, начиная с правления Александра I , в обязанности русских императриц входило попечение о женском образовании в России. Милостиво разрешив назвать гимназию своим именем, Мария Александровна стала покровительницей данного учебного заведения. По ее указанию в Петербурге для гимназии был написан портрет Ее Императорского Величества, который затем с большой предосторожностью был доставлен в Томск.

С 27 августа в мужской губернской гимназии начались вступительные экзамены для будущих гимназисток I - IV классов, а 1 сентября 1863 года состоялось торжественное открытие Томской Мариинской женской гимназии. В одной из томских церквей была проведена литургия при большом скоплении народа. Здесь же присутствовали 40 девиц, поступающих в гимназию. Совершал литургию сам епископ. После литургии крестный ход с иконами направился к помещению гимназии. Среди других икон была икона, принесенная из часовни Иверской Божьей Матери. Как сообщали «Томские губернские ведомости»: 
«В стенах гимназии Его Преосвященство Преосвященнейший Порфирий, епископ Томский и Семипалатинский, совершил молебствие и по окончании его окропил святой водой воспитанниц и все комнаты гимназического помещения». 
После молебна выступил директор томских училищ и рассказал историю создания гимназии. Затем выступили преподаватели губернской гимназии Гурьев и Парамонов, которые пожелали успехов новому учебному заведению, готовящему «...для будущих поколений лучших женщин и матерей семейств».

Первой начальницей гимназии стала  Елизавета Фризель, жена томского вице-губернатора, выпускница Смольного института. Был образован попечительский совет гимназии, куда вошел и известный томский миллионер - золотопромышленник Иван Дмитриевич Асташев. Было получено согласие учителей губернской гимназии на ведение предметов в новом учебном заведении. Месячный оклад учителя за преподавание годового курса учебной дисциплины был оценен в 35 рублей серебром.

БУДНИ МАРИИНКИ

Вначале для  гимназии ее попечительский совет нанял  помещение частной квартиры флигеля  жены статского советника Соколова. Пока в гимназии было 4 класса, этого помещения с трудом, но хватало. Однако, после принятия решения о преобразовании ее в шестиклассную, остро встал вопрос о приобретении собственного здания. В 1864 году с публичных торгов было приобретено здание на углу Приюто-Духовского переулка и Духовской улицы. Это кирпичное здание вы уже не увидите, так как осенью 2002 года оно было снесено, а сейчас на его месте построено новое здание школы. 
Дом принадлежал почетной гражданке Шабалиной и был построен в 50-х годах XIX столетия для жилья и торговли. Купив дом, гимназия приняла и лежащий на нем долг в сумме 10728 рублей. Долг был рассрочен на 10 лет, но эту денежную сумму выплатили намного быстрее назначенного срока. Купленное здание потребовало наружной и внутренней отделки, поэтому членам попечительского совета пришлось выложить 14 тысяч рублей серебром. Ремонт был проведен блестяще, и после него «...дом, по справедливости, почитается теперь одним из лучших в городе», как писала в своем отчете дирекция гимназии за 1865 год. В этом же отчете указывалось на необходимость устроить при гимназии пансион для небогатых иногородних девиц. В 1867 году его открыли, но просуществовал он всего год, поскольку содержать его было невыгодно и жили там всего шесть гимназисток.

Информация о работе Первая губернская мужская (1838г.) и губернская женская (1863г.) гимназии в Томске