Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 19:48, доклад
Город был основан в 1604г. С 1783 по 1804г. он стал областным центром в составе Сибирской, а с 1796г. – в составе Тобольской губернии. В1804-1925гг. Томск являлся губернским центром. В 1804 -1925 гг. Томск Является губернским центром. С 1925 по 1930 г. город был окружным центром в составе Сибирского, а с 1930 по 1937 г. в составе Западно-Сибирского края. В течение последующих лет территория бывшего Томского округа входила в состав Новосибирской области. В 1944г. Томск снова стал областным центром.
В 1868 году генерал-губернатор
Западной Сибири произвел перемены в
составе попечительского
Дирекция гимназии и ее попечительский
совет заботились о пополнении библиотеки
и учебных пособий по различным предметам.
Так, в 1868 году количество книг в библиотеке
достигло 216 томов и с каждым годом пополнялось.
Помогли гимназии, чем могли, и ее преподаватели.
Так, священник Вакх Гурьев пожертвовал
кабинету естественных наук 250 чучел горных
орлов, привезенных им с Алтая. Долгое
время этот кабинет считался среди томских
учебных заведений самым шикарным и насчитывал
305 чучел различных птиц, не считая других
экспонатов.
Авторитет и значение гимназии росли очень быстро, поскольку, по мнению современников, это было единственное в то время местное учебное заведение «дающее средства женщине без больших издержек стать на ту дорогу, которая одна только может довести ее до уровня общеевропейской цивилизации».
Быстро росла
и численность учащихся, к 1 января
1868 г . здесь уже обучалось 143 девицы
различного вероисповедания и сословия,
а через год их было уже 161. Штат
гимназических преподавателей состоял
из 29 человек.
Из года в год количество девиц в гимназии увеличивалось. В конце каждого
года попечительский совет передавал
в городскую управу сведения о количестве
учениц. Например, 13 октября 1877 г . управа
получила из гимназии следующие сведения
о численности:
- в приготовительном классе |
26 |
- I нормальном |
40 |
- I параллельном |
41 |
- II нормальном |
25 |
- II параллельном |
24 |
- III нормальном |
24 |
- III параллельном |
25 |
- IV |
34 |
- V |
33 |
- VI |
21 |
- VII |
21 |
- VIII |
3 |
Всего в приготовительном, в семи нормальных, трех параллельных и в специальном восьмом классе - 317 учениц.
При чтении этого документа
у людей, не знакомых со спецификой
среднего образования царской России
может возникнуть вопрос: «А что
такое нормальный и параллельный
классы и чем они отличаются друг
от друга?» - Спешим успокоить - ничем! Дело
в том, что в русских гимназиях у классов
не было литеров а, б, в и т.д. Вместо этого
первый класс на параллели назывался нормальным,
а второй - параллельным.
Следует отметить, что специальный VIII
класс готовил преподавателей для начальных
и средних школ Томской губернии из числа
гимназисток, закончивший полный семигодичный
курс обучения.
Здание Мариинской гимназии по красоте фасада и чистоте внутренних помещений было на одном из первых мест в городе, поэтому ее часто ставили в пример другим учреждениям. Чтобы держать марку, ежегодно в каникулярное время исправлялась штукатурка, совершалась побелка стен, потолков и печей, покраска полов, исправление мебели. Ежедневно после ухода учениц мылись полы, стиралась пыль с мебели, окон, печей и дверей. Поэтому неудивительно, что всех высоких гостей томское начальство обязательно старалось привести на экскурсию по зданию гимназии. Ее стены видели даже двух отпрысков династии Романовых. В 1868 г . гимназию посетил Великий князь Владимир Александрович и «...благосклонно принял поднесенные ее воспитанницами рукодельные труды: ковер и подушку». Взамен гимназия получила фотопортрет князя с дарственной надписью. В 1873 г . уже его младший брат Алексей Александрович осчастливил своим посещением юных воспитанниц гимназии. О том, что преподнесли ему и что получили от него, сведений, увы, не сохранилось.
С каждым годом все острее вставала проблема с помещениями для занятий. Количество учениц с каждым годом неизменно увеличивалось, а новых помещений не приобреталось и не вводилось. Правда, в 1882 г . гимназия разместила несколько классов в деревянном доме, пожертвованном городу купцом Ереневым, но проблемы это не решало. С августа 1887 г . при гимназии был повторно открыт пансион, занявший несколько кабинетов второго этажа. К 1 января 1893 года в нем проживало 30 учениц. В пансион принимались девочки всех сословий. Постоянный «нравственный надзор» за воспитанницами осуществляли две надзирательницы. Они обязаны были постоянно находиться при воспитанницах. Под их руководством они могли заниматься чтением, «дозволенными начальством» играми, музыкой, всем, способствующим развитию эстетического вкуса. Прогулки осуществлялись также под надзором надзирательницы. Надо заметить, что и выбором «полезных книг» из гимназической библиотеки занимались все те же надзирательницы. Они же следили за чтением.
В связи с открытием пансиона город выделил деньги для аренды части здания Духовного училища, которое располагалось по Приюто-Духовскому переулку напротив гимназии. Туда были переведены четыре класса (131 ученица).
В сентябре 1885 г
. педагогический совет гимназии рассмотрел
заявление VIII педагогического класса
об их желании избрать для
В 70-х годах
в гимназии появился преподаватель
рисования, художник Александр Эдуардович
Моко. Он открыл свою художественную студию,
устраивал выставки картин. Среди них были
как масляные, акварельные, так и рисунки,
выполненные углем и карандашом. Кроме
пейзажей представлялись этюды этнографического
характера.
В Мариинской гимназии, как и во всех учебных
заведениях Российской империи, была своя
домовая церковь во имя Святой Великомученицы
Марии Магдалины. Она располагалась в
двухэтажном здании гимназии. С гимназической
церковью связана одна интересная история.
Во время строительства пристройки выяснилось,
что не хватает 6,5 тысяч рублей на окончание
работы. Материально помог томский купец
II гильдии Павел Борисович Шумилов. Дал
он эти деньги с простой просьбой. Он хотел,
чтобы на каждой утренней службе поминали
его умерших родителей, а после его смерти
- и его самого. Гимназическое начальство
выполняло его просьбу вплоть до закрытие
Мариинки.
Гимназия жила очень насыщенной внутренней
деятельностью. Часто давались балы, на
которые обычно приглашались юноши из
реального училища и губернской гимназии.
К тому же на сцене зала ставились театральные
спектакли, в которых в начале 90-х годов
XIX века проявилось удивительное дарование
одной из учениц Мариинки – Вареньки Массалитиновой,
дочери томского купца. Она поражала всех
необыкновенным умением изображать старух
в ученических спектаклях и концертах.
Варина одноклассница, дочь известного
сибирского писателя Вера Наумова вспоминала,
что с 10-12 лет за Варварой в гимназии прочно
укоренилось прозвище «комическая старуха».
Впоследствии Варвара Осиповна Массалитинова
стала известной русской - советской театральной
актрисой, много снимавшейся в кино.
Сейчас очень
трудно представить жизнь гимназии
XIX - начала XX века. Немного приподнять
завесу незнания этой темы помогают воспоминания
бывших учениц Маринки, а также материалы
газет того времени. Вот что они
нам рассказали.
1) В гимназии имелся подготовительный
класс, готовивший девочек для поступления
в первый класс, причем юные воспитанницы
должны были иметь возраст не менее 8 лет.
Если же родители хотели определить свою
дочь сразу в первый класс, минуя подготовительный,
то им бы пришлось хорошенько ее подготовить
к вступительным экзаменам. Они заключались
в следующем:
• отличное знание семи основных молитв;
• умение правильно читать и писать по-русски;
• производить четыре действия арифметики с числами от 1 до 100.
Кроме хорошей сдачи экзаменов непременным условием поступления в гимназию было наличие справки, удостоверявшей прививку от оспы.
Хочется несколько слов сказать об успеваемости гимназисток. Из года в год, начиная с 1863 г ., в среднем 12-15% учащихся оставались на второй год. Связано это было, как и в наше время, с тем, что определенная часть девушек приходили на занятия не ради новых знаний, а ради общения. Это отмечал еще наш знаменитый сибирский ученый и общественный деятель Григорий Николаевич Потанин, который 6 месяцев проработал в гимназии учителем естественной истории (биологии) в первый год ее открытия. Молодой преподаватель тщательно готовился к урокам, делая выписки из новых изданий немецких ученых, чтобы юные особы были в курсе всего нового, что происходило тогда в науке, но к его изумлению на все свои старания он получал сонные лица, летающие по классу записки и оживленные разговоры девушек, совершенно не связанные с темой урока.
Все гимназистки с I по VII класс носили коричневые платья. Преподаватели наоборот, ходили в синих платьях и мундирах. У всех воспитанниц были черные шляпки, к которым они прикалывали длинный значок с буквами ТМЖГ. Благодаря ему сразу было видно, что его обладательница является ученицей старейшей городской женской гимназии. Были в Мариинке и свои традиции. На Рождество и Пасху все девочки выстраивались в коридоре на втором этаже, где начальница их поздравляла. Затем заранее выбранные девочки, по одной из каждого класса поздравляли начальницу.
По окончании
гимназии выпускной класс фотографировался вместе
со своими преподавателями. На обратной
стороне фотографии девочки писали друг
другу напутственные строки, пожелания.
Классная наставница также оставляла
напутственные слова гимназисткам. Привожу
пример одной из таких фотографий:
«Шурик! Тебе первой
я открыла душу, в тебе первой я нашла человека,
которому могла довериться. Много было
у нас ссор, пререканий, но все-таки воспоминание
о том времени, когда мы были близки, остается
для меня самым светлым. Помни меня!»
Яна Д.«Милая, дорогая Шурочка! Борись
с жизнью, преодолевай все препятствия
в жизни и верь в светлое будущее...»Классная
наставница.
Традиции Мариинки сплачивали учениц,
и дружба, начавшаяся в стенах гимназии,
часто продолжалась всю оставшуюся жизнь.
ДУШОЙ БОЛЕЮЩИЙ ЗА ГИМНАЗИЮ
Начиная с 1887 г. попечительский совет гимназии
заваливал Городскую Думу прошениями
о выделении средств на пристройку к старому
зданию. Дума, однако, шла только на полумеры,
предлагая часть классов перевести в другие,
в основном ветхие, городские здания. Но
были среди гласных Думы люди, которые
хотели помочь гимназии. Один из них - известный
сибирский просветитель П.И. Макушин -
на одном из заседаний 1895 г . в резких тонах
обвинил своих коллег в рутине по данному
вопросу, которая «...только отдаляет разрешение
назревшего вопроса о расширении главного
гимназического здания». Это выступление
Макушина возымело действие, и Дума просила
попечительский совет гимназии представить
проект и смету на строительство. Проект
и смета на пристройку к зданию гимназии
2-х этажного кирпичного корпуса были выполнены
в том же 1895 году инженером-технологом
Доброхотовым. Проектом было предусмотрено
пристроить кирпичное двухэтажное здание,
«...в коем предполагается разместить в
подвальном этаже шинельную и чайную,
в первом этаже - четыре класса с выходом
в восточный светлый коридор и во втором
этаже - церковь и библиотеку». Стоимость
строительства и отделки пристройки оценивалась
в 27 тысяч рублей. При обсуждении проекта
П.И. Макушин камня на камне не оставил
от предполагаемой сметы, указав на то,
что в ней отсутствовало количество и
цена строительного материала, отсутствовала
сумма заработной платы рабочих. Гласные
Думы организовали по этому поводу строительную
комиссию, которая, в свою очередь, пришла
к заключению, что представленный план,
как составленный очень спешно, требует
серьезной доработки. В конце концов было
принято решение составить новый проект,
который поручили сделать архитектору
П.Ф. Федоровскому. К чести его, с порученным
делом он справился блестяще и представил
не один, а целых два проекта. В обоих проектах
было трехэтажное здание. По первому проекту
в нем получалось семь больших комнат,
одна небольшая, церковь и два коридора,
а по второму - 9 больших комнат, 2 небольших,
2 коридора и церковь.
Комиссией был одобрен первый вариант
проекта, и Городская Дума постановила:
1) представленные сметы на пристройку
к Томской Мариинской женской гимназии
утвердить;
2) к пристройке... приступить в нынешнее
же лето.
Но месяц спустя в Думу вновь поступает
ходатайство о размещении, на утверждение,
все же второго проекта, по которому стоимость
проекта увеличилась всего на 6500 рублей.
Соответственно, при этом общая стоимость
строительства оценивалась в 41301 руб. 96
коп., из них на постройку здания уходило
28125 руб. 19 коп., а на отделку - 12876 руб. 77
коп. Вновь рассмотрев вопрос о пристройке,
Дума постановила: «...их утвердить в пределах
ассигнования на то 34801 руб. 96 коп., а так
как в распоряжении города свободных сумм
нет, то просить... пригласить частных лиц
к пожертвованиям на постройку церкви
в этом же здании в пополнение недостающей
по смете суммы...» Таким благотворителем
стал уже упоминавшийся купец II гильдии
П.Б. Шумилов.
Наконец, 16 апреля 1896 года в 3 часа дня состоялась
закладка фундамента пристройки Томской
Мариинской Женской гимназии Строительство
здания шло на удивление быстро. Уже в
июле (темпы XIX века) приступили к кладке
3-го этажа, и 7 октября 1897 г. строительный
комитет уведомил Томскую Государственную
Думу, что «... здание гимназии в настоящее
время постройкой закончено, внутри отделано
и передано Попечительскому Совету».
Поначалу, после постройки нового здания, надобность в найме учебных площадей у Духовного училища отпала, однако не на долго, поскольку численность гимназисток ежегодно неуклонно увеличивалась.
УЧИТЬ ИЛИ УЧИТЬСЯ?
Как уже говорилось
ранее, 8 класс гимназии готовил учительниц
для уездных начальных школ и
училищ. В 60-80-е годы потребность
в педагогах данного профиля
была очень большая, и Маринка
исправно, каждый год, своими воспитанницами закрывала свободные вакансии.
Однако уже к 90-м годам ситуация резко
изменилась. Новые начальные учебные заведения
открывались с периодичностью в несколько
лет, а желающих получить новые рабочие
места становилось все больше. Среди выпускниц
8-го педагогического класса становилось
все больше безработных, и томскую общественность
это не могло не волновать. В 1894 г. в местной
газете «Томский справочный листок» появилось
следующее объявление: «Внимаю окончивших
курс нашей женской гимназии!
Число молодых особ с гимназическим обучением
год от года увеличивается, почти все они
имеют большое желание приложить свои
знания в качестве учительниц, и многие
из них согласны работать за тариф в 10
рублей в месяц. Но комплект учителей полон,
и молодые силы остаются в бездействии.
А меж тем в нашем городе есть дело большой
важности, требующее молодой энергии и
педагогических знаний».
Далее газета предлагала безработным
молодым девицам организовывать очень
нужные тогда городу детские сады с месячной
платой 5 рублей. Это объявление
в газете еще раз подтверждает, что местной
общественности была не безразличны судьба
гимназисток, ведь окончившие гимназию
пользовались большим вниманием, списки
выпускниц ежегодно публиковались в местной
печати, ими гордились, на них надеялись.
Наступивший XX век, а вместе с ним и промышленная
революция остро поставили вопрос о высшем
женском образовании в России. Ежегодно
перед выбором стать учительницей и учить
детей или попробовать поступить на Бестужевские
курсы и учиться дальше, получая высшее
образование, оказывались сотни юных сибирячек.
Справедливости ради надо сказать, что
и на курсах готовили только учителей.
Да и поступить туда могли в основном обеспеченные
девушки из Центральной России, сибирячкам
оказаться в рядах «бестужевок» было практически
невозможно.
События 1905 и 1906 гг. способствовали еще большему усилению желания гимназисток получить высшее образование и соответствующую квалификацию. В Томске проходили бурные собрания учениц гимназии и ее выпускниц, требовавших, чтобы их допустили в университет и технологический институт.
В адрес технологического
института поступила резолюция
собрания гимназисток старших классов
Маринки с просьбой немедленно ее
рассмотреть.
4 мая 1906 года Совет института под председательством
великого русского (впоследствии советского)
геолога профессора В.А. Обручева рассмотрел
это заявление. Оно настолько интересно,
что приводим его полностью:
«В Совет Томского
технологического института