Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 00:02, доклад
Руководство взяло курс на активизацию внутренний и внешний политики СССР, на восстановление и укрепление авторитета партии и государственной власти внутри общества и на международной арене. Впервые новый курс был провозглашен в апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС затем конкретизирован на XXVII съезде КПСС (1986 г.) и воплотился в план 12-й пятилетки (1986-1990 г.г.). Он получил название «курса на ускорение социально - экономического развития страны».
Приведем наиболее
распространенные объяснения, которые
предлагают исследователи.
· СССР создавался в
1922 г. как федеративное государство.
Однако с течением времени он все
более превращался в
· СССР создавался на
основе признания права наций
на самоопределение, федерация строилась
не по территориальному, а национально-территориальному
принципу. В Конституциях 1924, 1936 и 1977гг.
содержались нормы о
· сложившийся в СССР
единый народнохозяйственный комплекс
обеспечивал экономическую интеграцию
республик. Однако по мере нарастания
экономических трудностей хозяйственные
связи начали разрываться, республики
проявляли тенденции к самоизоляции, а
центр оказался не готов к подобному развитию
событий;
· советская политическая
система базировалась на жесткой
централизации власти, реальным носителем
которой было не столько государство,
сколько Коммунистическая партия. Кризис
КПСС, утрата ею руководящей роли, ее
распад с неизбежностью вели к
распаду страны;
· единство и целостность
Союза в значительной степени
обеспечивалась его идеологическим
единством. Кризис коммунистической системы
ценностей создал духовный вакуум,
который был заполнен националистическими
идеями;
· СССР в последние
годы своего существования, привел к
ослаблению центра и усилению республик,
их политических элит. Национальные элиты
были по экономическим, политическим,
личным мотивам заинтересованы не столько
в сохранении СССР, сколько в его
распаде. «Парад суверенитетов» 1990г. ясно
показал настроения и намерения,
национальных партийно-государственных
элит.
Значение столь
масштабных событий определяется временем.
С момента распада СССР прошло
более 10 лет, историки и политики, граждане
государств, возникших на месте СССР,
находятся во власти эмоций и еще
не готовы к взвешенным, обоснованным
выводам.
Отметим поэтому
очевидное. Распад СССР привел к возникновению
независимых суверенных государств; коренным
образом изменилась геополитическая ситуация
в Европе и во всем мире; разрыв хозяйственных
связей стал одной из главных причин глубокого
экономического кризиса в России и других
странах - наследниках СССР; возникли серьезные
проблемы, связанные с судьбой русских,
оставшихся за пределами России, национальных
меньшинств в целом. Становление новой
российской государственности. Процесс
становления новой российской государственности
начался принятием Верховным Советом
РСФСР Декларации о суверенитете России
(1990) и выборами первого российского президента
(12 июня 1991). С распадом СССР (декабрь 1991)
статус Российской Федерации как независимого
суверенного государства стал юридической
и фактической реальностью. Период становления
российской государственности завершился
12 декабря 1993 г., когда на всенародном референдуме
была принята Конституция Российской
Федерации и окончательно демонтирована
советская политическая система. Рождение
современного Российского государства
было драматическим, крайне болезненным
и сложным процессом.
Для нас, российских
граждан, естественно, особо стоит
вопрос о месте и роли России в
мировом сообществе в контексте
тех судьбоносных для нее сдвигов
в раскладе геополитических сил,
которые произошли за последние
годы. Само географическое месторасположение
России на бескрайних просторах евразийского
континента на стыке различных цивилизаций,
культур, стран и народов, грандиозность
ее пространств и исходящие от
нее силы притяжения и отталкивания,
потенциальные последствия для
геополитических контуров современного
мира ставят множество императивных
вопросов. Что есть Россия: просто один
из нормальных членов мирового сообщества?
Особое жизненное пространство, расположенное
на стыке Востока и Запада и
принадлежащее им обоим? Мир миров?
Особая цивилизация в ряду других
равновеликих цивилизаций?
Перечень вопросов
можно продолжить. Парадокс в том,
что как положительные, так и
отрицательные ответы на все эти
вопросы можно считать верными
и неверными одновременно. Очевидно,
что вопросы эти сложные и
поиск ответов на них - большая
и многоплановая проблема, требующая
самостоятельного исследования.
Россия оказалась
в эпицентре глобальных перемен
и стала крупнейшей зоной нестабильности.
Крушение СССР и вызванный им тотальный
кризис, несомненно, нанесли мощный
удар по самой российской государственности,
подорвали привычный порядок, инфраструктуру
менталитета. Очевидно, что переживаемые
ею кардинальные изменения потребуют
от России концентрации поистине титанических
усилий, которые, хотя и временно, не
могут не блокировать или, во всяком
случае, ослабить ее активность на мировой
арене, заставить де-факто, если не де-юре,
сократить свои внешнеполитические
обязательства.
Тем не менее, при
всех трудностях и пертурбациях, переживаемых
Россией, нельзя сказать, что для
нее уже наступил вечер. Глубоко
заблуждаются те, кто отводит России
место и роль чуть ли не на обочине
мировой политики, считая, что она
скатывается на уровень второразрядного
или даже третьеразрядного государства
(нередко о ней говорят и
как о «третьемирской стране»).
Хочу выразить свое
несогласие и с теми авторами (казалось
бы, оптимистически смотрящими на перспективы
ее развития), которые отводят России
статус своего рода «естественного путепровода»
торгово-экономических и
Совершенно непонятно,
почему, на каком основании Россия
может и должна стать неким
«форпостом христианского мира»
только в исламский мир. А как
же тогда с буддийским, конфуцианским,
индуистским, синтоистским или восточноазиатским,
южноазиатским мирами, не менее обширными,
чем мусульманский мир? Ведь очевидно,
что Россия, по меньшей мере, тремя фасадами
выходит на внешний мир: западным, обращенным
к евроамериканскому миру; южным, обращенным
к весьма разнородному исламскому миру,
и восточным - к Азии и АТР.
Почему именно мост,
форпост или что-нибудь иное в
таком же роде, а не самостоятельное
геополитическое пространство со своими
специфическими интересами, реализующимися
по всем азимутам на всех направлениях
сжавшейся до единого пространства
планеты. В то же время Россия не
может быть «мостом» между Западом
и Востоком в традиционном понимании
этого слова просто потому, что
синтез евроамериканской, азиатской и
ближневосточной цивилизаций происходил
в ситуации фактической самоизоляции
России на началах относительного политико-идеологического,
информационно-технологического автаркизма.
В создавшихся ныне
условиях перед Россией стоит
задача заново сформулировать свои политические
цели, адекватные новым реальностям,
заново определить свои интересы в
области национальной безопасности.
Концепция национальной безопасности,
как известно, базируется, прежде всего,
на связке «государство - внешняя среда».
Однако положение России в настоящее
время таково, что именно внутреннее состояние
во многом определяет важнейшие параметры
ее геополитической безопасности. Один
из главных источников опасности подрыва
национальных интересов России находится
внутри самой России.
М.С.Горбачев стал, по
сути дела, первым руководителем страны,
осознавшим, что внутренняя угроза безопасности
России по своей значимости и возможным
последствиям значительно превосходит
внешнюю угрозу. Речь идет, прежде всего,
о необходимости достижения экономической,
социальной, политической и идеологической
стабильности внутри страны. Защищенность
и стабильность государства можно считать
обеспеченными, если гарантирована его
внешняя и внутренняя безопасность. К
тому же именно успехи или неудачи на внутреннем
фронте, в конечном счете, будут определять
вес и влияние России как в постсоветском
пространстве, так и в мире в целом. Поэтому
в концепциях национального интереса
и национальной безопасности высший приоритет
должен быть отдан решению комплекса внутренних
проблем.
Так почему же «перестройка»
так и не достигла своей цели,
а основные задачи оказались невыполненными?
Ответ прост: всё дело в самой
системе социализма и в её главном
оплоте - КПСС. Итог всех стран, переживших
социалистическую революцию, т.е. устранение
частной собственности и
Отдельно необходимо
сказать о КПСС. Если на первых демократических
митингах лозунги в адрес этой
партии носили полушутливый характер:
«Партия, дай порулить!», «Пусть живёт
КПСС на Чернобыльской АЭС!», то начиная
с 1990 г. лозунг становится непреклонным
и жестким: «Долой КПСС!». Сочетается
ли такое требование с демократией, плюрализм
и принципом многопартийности? Да, безусловно!
Необходимо точно понять историческую
ответственность РСДРП - ВКП(б) - КПСС. Ответственность
за самое главное, что она совершила:
- за первородный
грех ленинской партии - убийство
едва родившейся российской
- за гражданскую
войну, унесшую миллионы
- за коллективизацию,
которая перебила хребет не
только крестьянству, но и всему
народу;
- за построение
по воле партии и под её
мудрым руководством
- за более чем
полвека, проведенные людьми в
этом рабстве, которое
- за то, что когда
античеловечность этого режима обнаружилась
с полной очевидностью, именно партия
десятки лет продляла его существование,
пока дотла не разорила и не испоганила
страну.
Этой партией совершены
такие преступления, которые во всей
истории сопоставимы только со злодеями
партии Гитлера. Разница в том, что
там был Нюрнбергский процесс, а
у нас, к сожалению, нет.
Покаялись ли коммунисты
в своем соучастии, по крайней
мере, моральном? Ответ можно найти
в статье лидера российских коммунистов
начала 90-х годов И.К. Полозкова: «Разговоры
о нашем общем грехе, призывы к общему
покаянию звучат, по меньшей мере, фальшиво.
Миллионам коммунистов, прожившим свою
жизнь честно, покаяние не нужно». Интересно,
о каких же миллионах честных коммунистов
идёт речь. О палачах, тюремщиках и сексотах;
о казенных журналистах и псевдописателях,
травивших Ахматову, Пастернака, Солженицына;
об академиках, обливавших грязью Сахарова;
о гебистах, отправлявших всю совесть
нации в лагеря и психушки; о стратегах
вторжения в Афганистан и в Чехословакию;
о партийных работниках разного уровня,
возводивших на трон Брежнева, Андропова
и Черненко; о так называемых рядовых коммунистах,
«единодушно поддерживавших и одобрявших»,
образцово послушных конечных исполнителях
«великой руководящей роли?» Если бы эти
рядовые коммунисты в один прекрасный
день вышли бы из КПСС, то с неё сразу бы
осыпался весь её партийный грим, и уже
давно бы во всей своей неприглядности
обнажилась гигантская машина подавления
народа, оглупления его и командования
им. Нет, эта публика, за единичными исключениями,
каяться отнюдь не расположена. Напротив,
оправившись от кратковременного испуга,
она и сегодня с восхитительной наглостью
говорит о «прекрасном советском времени»
и заявляет претензии на свою прежнюю
«авангардную» роль.