Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:13, курсовая работа
В наши дни мировое сообщество определяет содержание нового образования, разрабатываются и внедряются новейшие технологии обучения, постоянно совершенствуется образовательный процесс. Этому способствуют многие важные факторы: всевозрастающий объем знаний, умений и навыков, необходимых школьникам, результаты исследований природы детства, опыт работы учебных заведений разных стран. Кроме того, мировому образованию необходимо соответствовать новому уровню производства, науки, культуры. А значит, обновление системы образования является актуальной, неизбежной задачей. Но для того, чтобы это обновление прошло успешно, необходимо учитывать
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1
1.1 Жизнь и педагогические труды П. Наторпа
1.2 Понятие «социальная педагогика» по П. Наторпу
1.3Процесс воспитания с позиции П. Наторпа
ГЛАВА 2
2.1 Влияние взглядов П. Наторпа на развитие социальной педагогики в России
2.2 Переплетение современных и прошлых идей в социальной педагогике
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Пишущему эти строки выпало на долю большое счастье быть учеником Наторпа в старом марбургском университете. Часы, проведенные в его аудитории и семинарии, навсегда останутся для меня и, знаю, для всех, кто сидел подле учителя в станах упраздненного Реформацией доминиканского монастыря, - предметом дорогих воспоминаний. Все мы чувствовали глубокое обаяние этой цельной, сильной нравственной личности. В Наторпе не было и тени той важности, которою проникнуты многие немецкие профессора: он был прост, как только может быть прост человек, вся цель жизни которого в неустанном искании истины, ненарушаемом никакими мелкими, пустыми соображениями житейского порядка. Во всей его фигуре, в выражении серьезного лица, в блестящих глазах, пытливо глядевших сквозь очки, выражалась его энергичная, всегда вперед стремившаяся индивидуальность. Те же черты в прекрасном стиле его сочинений, с трудом поддающихся переводу и утрачивающих в нем своеобразие своего языка. Свои лекции он читал быстро, - может быть, слишком быстро даже и не для иностранцев, каким был я, - и без каких бы то ни было ораторских приемов, но они были насыщены содержанием, и за каждой чувствовалась громадная работа мысли. Эрудиция его была поистине необъятна. Кто хотел бы в этом убедиться, пусть заглянет только в перечень литературы, использованной им для «Логических основ точных наук», а между тем, это только одна из многих написанных им книг!
Он был большим знатоком музыки и серьезным музыкантом, написавшим довольно много произведений для камерной музыки. Свои досуги он наполнял музыкой. Тот же строгий ритм, что проникал все его существо, лежал в основе этого музыкального исполнения. Однажды в Марбург приехал знаменитый маннгеймский симфонический оркестр. В тот вечер Наторп прекратил семинарий за полчаса до срока, сказав слушателям со своей милой, застенчивой улыбкой: «Давайте кончим: не хочется пропускать такого прекрасного концерта» [2]. Не случайно в молодости он колебался в выборе между философией и музыкой… Быть может, в музыкальности его натуры следует искать объяснение изящества архитектоники его философских построений.
В январе 1924 года
Наторп праздновал свое семидесятилетие.
Через восемь месяцев его не стало.
Окончились пятьдесят лет научных
и философских исканий, пятьдесят
лет напряженной деятельности. Жизнь
не прошла даром: целые поколения
соотечественников и
1.2 Понятие «социальная педагогика» по П. Наторпу
Еще
в трудах Т.Мора, Ж.-Ж.Руссо, Р.Оуэна,
Ш.Фурье, И.Г.Песталоцци, Т.Кампанеллы,
А.Дистервега содержатся положения
о социальной природе воспитания,
об оптимальных условиях взаимодействия
подрастающего ребенка и
Но к началу XX века социальным проблемам воспитания становится тесно в рамках традиционной педагогики. Они начинают обсуждаться и исследоваться в различных направлениях наук о человеке. Прав был В.И.Вернадский, говоря о том, что проблемы, вышедшие за пределы одной науки, неизбежно создают новые области знания.
Термин “социальная
педагогика” ввел в научный оборот
Наторп в своем произведении «Социальная
педагогика». Первые две части этой
книги представляют собой философские
рассуждения с неокантианских позиций
и характеризуют
В третьей части П. Наторп в общих чертах изложил теорию домашнего воспитания, теорию школы и теорию «свободного самовоспитания».
К концу XIX века
понятие «социальная
Необходимо отметить,
что слово “социальный” может
употребляться в различных
Разные оттенки
понятия “социальный” вошли в
совокупности в слово “социальная
педагогика” и используются различным
образом в повседневном научно-публицистическом
и научном языке в течение
последних десятилетий для
- нейтральное
отношение к выделению
- оценочное отношение
к выделению некоего вида “
- оценочное отношение
к новой педагогической
Когда Наторп в
1890-х годах в ходе научных дискуссий
разворачивал понятие “социальная
педагогика”, он не мог предвидеть
ее будущего развития. Для него она
все также оставалась связанной
с областью социальной философии. Его
понимание социальной педагогики как
“воспитание в обществе, через
общество и для общества” подрывало
господствующий до сих пор традиционный
взгляд на воспитание как процесс, в
сущности, ограничивающийся интеракцией
между двумя людьми. Наторп взял
на себя смелость установить социальный
закон развития. Но это также означало
и решительную критику существующих общностей,
таких, какими они являются, и рассмотрение
данного социального состояния как переход
от прошлых социальных порядков, которые
давно уже несостоятельны, к грядущим,
которые еще только заявляют о себе. [6]
1.3 Процесс воспитания с позиции П. Наторпа
Воспитание, как, стоя на позиции социальной педагогики, утверждал П.Наторп, имеет своей задачей «привести индивида к воссоединению с обществом, таким образом, за объективной и социальной точкой зрения должно оставаться всегда преобладающее значение».
Не оперируя
еще понятием «социализация» (оно
вошло в обиход науки только в
середине XX века), П. Наторп ставит в
центр своей социально-
Но функции социальной и индивидуальной жизни, с точки зрения П.Наторпа, всегда параллельны, становление активной самопроизвольности, истинной индивидуальности не только не противоречит влияниям человеческой общности, а напротив, «возвышение к общности есть расширение своего "Я"».[11]
Решающую роль
в качестве своеобразной психологической
предпосылки социализации личности
(«свободного самовоспитания в общности»)
П.Наторп отводит воле, считая ее особым
видом познания, «практическим познанием».
Со степенью развития воли он связывает
и ступени активности личности («влечение»,
«воля в тесном смысле» и «разумная
воля»), ее нравственность как главную
добродетель, а также добродетели
в сфере разума («истины»), влечений
(«меры») и справедливость как социальную
добродетель. Благодаря воле человек,
«хотя и несовершенный, но все-таки
предназначенный для
Не случайно
поэтому П. Наторп ищет обоснование
«социальных организаций» для воспитания
воли и в качестве таковых рассматривает
«дом» (то есть семью), школу и «свободное
самовоспитание». С современных
позиций особенно интересна его
интерпретация «свободного
Поэтому люди, получившие
такое воспитание и «самовоспитание
в духе общности», обязательно, как
считает П. Наторп, станут оплотом
мира и демократии в обществе, предупредят
и устранят все возможное для
социальных конфликтов и революций.
Ведь если общество бережно относится
к каждому человеческому
Но именно альтруизм
позволил П. Наторпу наполнить свою
концепцию такой мерой
Воплощение идей социализации в практике западного образования происходило на волне «свободной школы». Это не случайно. В конце XIX -- начале XX веков практически во всех странах Западной Европы установился государственный контроль над школами и утвердилось требование воспитания законопослушных граждан. Государственная школа успешно решала эту задачу, но в ущерб свободному социальному развитию личности ребенка.
Поэтому
в начале XX века как альтернативные
государственной системе в
ГЛАВА 2 Влияние взглядов П. Наторпа.
2.1 Влияние взглядов П. Наторпа на развитие социальной педагогики в России
Особую
актуальность социально-педагогические
подходы обретают в России со второй
половины XIX - начала XX веков, что соответствовало
общемировой тенденции