Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:13, курсовая работа
В наши дни мировое сообщество определяет содержание нового образования, разрабатываются и внедряются новейшие технологии обучения, постоянно совершенствуется образовательный процесс. Этому способствуют многие важные факторы: всевозрастающий объем знаний, умений и навыков, необходимых школьникам, результаты исследований природы детства, опыт работы учебных заведений разных стран. Кроме того, мировому образованию необходимо соответствовать новому уровню производства, науки, культуры. А значит, обновление системы образования является актуальной, неизбежной задачей. Но для того, чтобы это обновление прошло успешно, необходимо учитывать
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1
1.1 Жизнь и педагогические труды П. Наторпа
1.2 Понятие «социальная педагогика» по П. Наторпу
1.3Процесс воспитания с позиции П. Наторпа
ГЛАВА 2
2.1 Влияние взглядов П. Наторпа на развитие социальной педагогики в России
2.2 Переплетение современных и прошлых идей в социальной педагогике
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1
1.1 Жизнь и
педагогические труды П.
1.2 Понятие «социальная педагогика» по П. Наторпу
1.3Процесс воспитания с позиции П. Наторпа
ГЛАВА 2
2.1 Влияние взглядов
П. Наторпа на развитие
2.2 Переплетение современных и прошлых идей в социальной педагогике
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
В наши дни мировое сообщество определяет содержание нового образования, разрабатываются и внедряются новейшие технологии обучения, постоянно совершенствуется образовательный процесс. Этому способствуют многие важные факторы: всевозрастающий объем знаний, умений и навыков, необходимых школьникам, результаты исследований природы детства, опыт работы учебных заведений разных стран. Кроме того, мировому образованию необходимо соответствовать новому уровню производства, науки, культуры. А значит, обновление системы образования является актуальной, неизбежной задачей. Но для того, чтобы это обновление прошло успешно, необходимо учитывать национальные особенности каждой страны и те перемены в образовании, которые произошли ранее и принесли свой вклад в развитие мировой педагогики.
Конец XIX века отмечен
вступлением крупнейших стран Западной
Европы и США в такую стадию
общественно-экономических
Основными поворотными моментами в истории школы явились создание в последней трети XIX века национальных систем народного образования, поиски направления и путей реформирования самой школы. Эти годы были отмечены усилением централизации управления и финансирования школ, продлением сроков начального образования, созданием промежуточных между начальным и средним звеном дополнительных школ, ставших в конечном счете тупиковыми профессиональными учебными заведениями.
В каждой из национальных систем образования возникали и свои проблемы: в США - резкое отставание сельской школы от городской, не отвечающие требованиям времени учебные планы и программы средней школы; в Англии - децентрализация народного образования, переполненность массовых школ, крайний утилитаризм начального образования, традиционализм классического среднего образования; в Германии - сохранявшиеся догматизм и вербализм в содержании и методах обучения, интенсивное вмешательство церкви в дело народного просвещения; во Франции - заметное отставание от других западноевропейских стран в области развития профессионального образования. Но, в общем, перед всеми этими странами стояла одна и та же задача - привести школу в соответствие с экономическими и политическими требованиями эпохи.
Поиски путей перестройки школы происходили в атмосфере дискуссий по проблемам человека, его воспитания и образования. В орбиту общественного интереса наряду с традиционными объектами изучения - школы и семьи - начало входить изучение трудовой деятельности учащихся, досуга, личностных отношений. Это были внешние факторы, влиявшие на изменение характера школьной практики. Но существовали еще и факторы, связанные с развитием педагогической науки, - введение под влиянием позитивизма новых методов изучения педагогических проблем, усиление тенденции к дифференциации отраслей педагогического знания, обострение взаимной критики представителей различных философско-педагогических направлений.
Многочисленные
концепции и течения в
Среди этих течений наиболее известными были движения сторонников «свободного воспитания», «трудовой школы», «школы действия», «социальной педагогики», «прагматической педагогики», «прогрессивного воспитания» и так далее.
Весьма трудным представляется дать классификацию всех этих течений, поскольку в их концепциях были и общие идеи, и специфические, присущие каждому из них особенности. Кроме того, существовала путаница в терминологии, сохраняющаяся и поныне, подмена педагогики другими отраслями знания, представление одной и той же теории в разной интерпретации, создававшее иллюзии новых подходов. Поэтому все приведенные выше названия направлений реформаторской педагогики следует понимать достаточно условно. Однако основная идея, объединявшая педагогов-реформаторов, состояла в том, чтобы сделать школу местом подготовки самостоятельных, инициативных и деловых людей, умеющих творчески использовать полученные в школе знания в практической деятельности.
Этому во многом
способствовали социальные взгляды
немецкого философа и педагога Пауля
Наторпа, именно он является основоположником
такой отрасли общей
Исходя из этого, цель исследования - это выявление особенностей влияния социальных взглядов Пауля Наторпа на развитие социальной педагогики в России.
Объектом исследования является социальное воспитание Пауля Наторпа, и влияние его взглядов на развитие социальной педагогики в России.
Предметом исследования являются особенности влияния социальных взглядов Пауля Наторпа на развитие социальной педагогики.
Задачи исследования:
изучить теоретический материал по теме;
определить наиболее важные даты в жизни и творчестве Пауля Наторпа;
рассмотреть понятие
«социальная педагогика» в
рассмотреть понятия «индивид», «общность», «воспитание» в трактовке П.Наторпа;
определить актуальность социальных взглядов Пауля Наторпа для современной педагогики.
Воспитание людей
нового типа, разрешение противоречий
между узкой специализацией и
общим развитием учащихся, необходимость
развития творческого потенциала личности
учащегося и повышение
ГЛАВА 1
1.1 Жизнь и педагогические труды П. Наторпа
Пауль Наторп родился
24 января 1854 года в Дюссельдорфе в
семье пастора. Окончив гимназию,
он поступил в Берлинский университет,
откуда перешел в Бонн и, наконец,
в Страсбург. Предметом его занятий
вначале была классическая филология:
от философии, как он пишет в своей
автобиографии, написанной для сборника
«Современная немецкая философия», его
отпугнуло на первых порах преподавание
этой науки с берлинской кафедры.
Наряду с классической филологией он
занимался математикой и
Мы не можем
остановиться здесь на изложении
философских взглядов мыслителя; напомним
только основный идеи его педагогической
системы. Быть может, лучше всего
центральная мысль Наторпа
Вот почему «истинное
образование по существу исключительно
трудовое образование… Песталоцци навсегда
останется правым в том, что в
деле, в непосредственном труде и
в упражнении глаза и руки соединяются
действительно рассудок и воля».
В этом направлении должно строиться
воспитание как домашнее, так и
школьное, которому Наторп придавал большее
значение, чем первому, так как
оно, разумеется, гораздо больше способствует
развитию в ребенке и подростке
сознания общественности или, выражаясь
термином «Социальной педагогики»
[11], в общности. Но на школе низшей,
средней и высшей, не должно останавливаться
воспитание и образование человека:
«мы должны всегда оставаться учащимися».
Вот почему Наторп печатно и в
публичных лекциях выступал горячим
проповедником широкой
Правы те, кто утверждает, что должно произойти очень глубокое, доходящее до корней человеческого существования, радикальное в этом отношении превращение человеческих отношений, чтобы оно могло совершить великое дело преобразования, положить конец этой необычайно тягостной действительной войне, оказывающей пагубное влияние на физическую, интеллектуальную и моральную сторону, а также внутренней войне общественных классов друг против друга, ввести и удержать на продолжительное время царство истинного человечества, чистой обоюдной человечности. Мы действительно де должны утрачивать этой благодарной надежды, этого вечно истинного требования социализма. Я сам не хотел бы жить без нее».
Этой надежде не изменил философ до последних дней, как ни тяжки были физически и нравственно десять трудных лет войны и революции. Мыслитель-теоретик, почти семидесятилетний старик, он с юношеской энергией и страстью развивал свои идеи в последних своих книгах: «У меня не было выбора писать их или не писать, я должен был их писать, - говорит он в упомянутой выше автобиографии, - они возникали из меня едва ли не так же, как музыкальные произведения, которые время от времени врываются ко мне, не постучавшись в дверь, и до тех пор не отпускают меня, пока я не заставлю себя нанести их на нотную бумагу» [8].