Памятники в Москве посвященные 1812 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 19:56, доклад

Краткое описание

Храм Христа Спасителя строился с 1839 по 1883 гг. Замысел возведения в Москве грандиозного храма в честь победы над французами и изгнания их из России возник уже в 1812 году, а 12 октября 1813 года была совершена торжественная закладка фундамента храма Христа Спасителя на Воробьевых горах. Величественное здание первоначально планировалось строить по проекту архитектора А.Л.Витберга, победившему в конкурсе.

Файлы: 1 файл

Памятники в Москве посвященные 1812 года.docx

— 58.87 Кб (Скачать)

В 19992001 мост был вновь перестроен, так как состояние несущих арок и дорожной плиты требовало их немедленной замены. Исследование быков показало, что они слишком слабы, чтобы нести стальную арочную или бетонную балочную конструкцию. Поэтому было выбрано самое лёгкое (во всех смыслах) решение — стальная балка с ортотропной плитой проезжей части. Мост сохранил клейновские обелиски и портики, но полностью утратил свою арочную сущность. Балки «замаскированы» криволинейными фартуками из листовой стали, имитующими несущие арки (аналогичная обманка применена при реконструкции Новоспасского моста).

Бородинский мост соединяет  Смоленскую площадь и Большую  Дорогомиловскую улицу. В конце XVIв  мост назывался Дорогомиловским, и  долгое время был «живым», т.е. составленный из скрепленных между собой бревен, положенных на воду. По Дорогомиловскому мосту торжественно въезжала будущая  московская царица Марина Мнишек, для  встречи которой были сооружены  первые в Москве триумфальные ворота. Мост переустроили в 1787-1788гг. проложив по нему деревянную мостовую,- длиной он был более 180м, а шириной 8,5м. 
По этому мосту прошли русские войска 2 сентября 1812г., покидавшие город по решению военного совета, состоявшегося за день до того в подмосковном селе Фили. Войска в полном порядке и в тишине покидали Москву, и по этому же мосту полки Наполеоновской армии вошли в город. 
А название «Бородинский» мост получил в дни празднования 25-летия битвы под Бородино. В 1868 г. Вместо деревянного моста построили металлический по проекту инженера В.К. Шпейера (открытый 17 марта 1868г.), а к столетию Бородинской битвы заменили его мостом инженера Н.И. Осколкова и архитектора Р.И. Клейна, который придал оформлению мемориальный характер: на обелисках были помещены имена героев Отечественной войны, поставлены колоннады в память триумфальной победы русских войск над Наполеоном. В 1951-1953 году мост расширили и устроили под ним проезды по набережной, так же поставили и изображение ордена Кутузова, учрежденный во время Великой Отечественной войны, и мемориальные доски с именами военачальников и партизан.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Георгиевский зал  Большого Кремлевского дворца

Около 5 часов вечера 2 сентября 1812 г. отряды наполеоновской армии заняли Кремль. Первыми в него вступили польские уланы. За ними через Троицкие и Боровицкие ворота в Кремль входила конница авангарда. 
Гарнизон Кремля составила французская гвардия. Гвардейцы разместились лагерем прямо на кремлевских площадях. Вечером здесь запылали бивуачные костры, в которых солдаты жгли мебель, выброшенную прямо из окон Сената. 
В Кремлевском дворце, построенном архитектором В.В.Растрелли в 1749—1753 гг., Наполеон занял парадные покои русских императоров. 
Через шесть недель враги были вынуждены уйти из Москвы. При отступлении они разрушили в Кремле часть зданий; от взрывов и возникшего пожара значительно пострадал и Кремлевский дворец. К 1817 г. он был наспех восстановлен и даже надстроен, но вскоре пришел в полное запустение. 
В 1838 г. группа русских архитекторов под руководством профессора К.А.Тона приступила с сооружению нового Большого Кремлевского дворца. Строительство продолжалось 11 лет. Парадные залы дворца посвящены высшим русским военным орденам. Благодаря этим залам дворец стал не только императорской резиденцией, но и памятником ратным подвигам сынов России. 
Самый значительный по величине и самый роскошный по убранству — Георгиевский зал. Длина его 61 м, ширина — 20,5 м, высота 17,5 м. Лепные знаки ордена в форме креста помещены на стенах. Зал назван так в честь ордена Георгия Победоносца, учрежденного в 1769 г. Тематика отделки посвящена победам русской армии ХV—XIX вв. 
В феврале 1807 г. был утвержден причисленный к ордену Святого Георгия знак отличия. Им награждали нижних чинов за боевые заслуги и проявленную храбрость. Георгиевскими знаками отличия награждались и войсковые части. 
На беломраморных мемориальных досках Георгиевского зала начертаны золотом имена героев — георгиевских кавалеров — и прославленных воинских частей, награжденных знаками отличия этого ордена. Памятные доски укреплены на стенах зала между витыми колоннами. 
Среди многих фамилий воинов и названий полков, экипажей, батарей есть немало имен участников Отечественной войны 1812 г. М.И.Кутузов в декабре 1812 г. был награжден высшей степенью ордена, М.Б.Барклай де Толли стал полным георгиевским кавалером в 1832 г. 
Решение поместить имена георгиевских кавалеров на мраморных досках Георгиевского зала было принято 11 апреля 1849 г. На них и сегодня можно прочесть свыше 11 тысяч фамилий офицеров, награжденных разными степенями ордена с 1769 по 1885 г. 
На досках можно увидеть фамилии М.И.Кутузова, М.Б.Барклая де Толли, Л.Л.Беннигсена, И.Ф.Паскевича, И.И.Дибича, генерала М.А.Милорадовича, генерала А.П.Тормасова, генерал-лейтенанта П.П.Коновницына. 
Больше всего наград было вручено за Бородинское сражение. Их получили, например, генерал-лейтенант А.И.Горчаков, генерал-майор В.Г.Костенецкий, полковник Н.М.Бороздин, полковники И.С.Леонтов, К.Ф.Толь и др. 
Не перечислить имена отличившихся в боях Отечественной войны 1812 г. и награжденных георгиевским крестом генералов, полковников, командиров подразделений, тысяч героев, чьи имена навечно останутся на мраморных досках. 
Георгиевский зал, ставший памятником героям-победителям, связан с важнейшими событиями современности. Он принимал участников парада Победы в 1945 г. и покорителей космоса. Здесь вручают правительственные награды.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Мемориал 1812 года у Поклонной  горы

Триумфальная арка

В середине 1814 г. к торжественной встрече возвратившихся из Западной Европы после победы над Наполеоном I русских войск у Тверской заставы (в конце нынешней 1-й Тверской-Ямской улицы) была сооружена деревянная Триумфальная арка. Но памятник быстро ветшал, и через 12 лет, в 1826 г., было решено заменить деревянную Триумфальную арку каменной. 
Составление проекта поручили архитектору Осипу Ивановичу Бове. Помощниками Бове были талантливые скульпторы Иван Петрович Витали и Иван Тимофеевич Тимофеев. Они выполнили большинство работ по рисункам архитектора. 
Торжественная закладка арки состоялось 17 августа 1829 г. В основании будущего памятника была доска с надписью: «Сии фриумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 г. и возобновления сооружением великолепных памятников и зданий первопрестольного града Москвы, разрушенного в 1812 г. нашествием галлов и с ними двунадесяти языков». 
Постройка Триумфальных ворот — первого и единственного в Москве памятника арочного типа, сооруженного после войны 1812 г., — растянулась на 5 лет из-за недостатка денежных средств. Только 20 сентября 1834 г. состоялось открытие этого своеобразного памятника. 
У Тверской заставы ансамбль Триумфальных ворот простоял 102 года. В 1936 г. площадь Белорусского вокзала, на которой возвышалась арка, решили перепланировать и расширить для разгрузки транспортной магистрали (бывшей улицы Горького — Ленинградского проспекта — Ленинградского шоссе). 
Триумфальная арка была разобрана, богатое скульптурное убранство арки 38 лет хранилось в филиале Музея архитектуры имени А.В.Щусева (на территории Донского монастыря). 
В 1966 г. было принято решение о восстановлении Триумфальной арки на новом месте — задача не из легких. Архитекторам, художникам и инженерам предстояло по сохранившимся обмерам, рисункам и фотографиям воссоздать первоначальный облик памятника, восполнив утраченные элементы декора. 
Скульпторы-реставраторы, тщательно изучив архивные материалы, готовили гипсовые слепки и формы деталей, которые предстояло отливать заново. Было подготовлено более 150 моделей — точных копий каждого восстанавливаемого элемента арки. Опытные мастера художественного литья по гипсовым формам вновь отливали отдельные фигуры, утраченные части воинских доспехов и гербы старых русских городов, а также рельефы с воинскими атрибутами. 
Немало потрудились над отливками и чеканщики. Большое мастерство потребовалось для того, чтобы из разрозненных деталей собрать рельефы с изображениями древних воинов, пирамиды из воинских доспехов, воссоздать утраченные фрагменты чугунной одежды Триумфальных ворот. 
6 ноября 1968 г. замечательное творение Бове обрело вторую жизнь. 
Лицевой стороной сооружение обращено к въезду в столицу. Основу памятника составляет однопролетная арка с шестью парами свободно стоящих 12-метровых чугунных колонн коринфского ордера. Колонны были заново отлиты по образцу единственной сохранившейся старой колонны. Между каждой парой колонн размещены литые фигуры воинов в античных мантиях, но в древнерусских кольчугах, со щитами и копьями. 
Над фигурами воинов укреплены горельефы: «Изгнание французов» (изображен рукопашный бой на фоне зубчатой кремлевской стены) и «Освобождение Москвы» (русская красавица, опирающаяся левой рукой на щит с древним московским гербом, на котором Георгий Победоносец, поражающий дракона, правую руку протягивает императору Александру I, одетому в богатое платье римского цезаря). По всему периметру карниза помещены гербы административных районов России, население которых участвовало в борьбе с агрессором. 
Поверх арки — колесница Славы с шестеркой коней. В колеснице стоит крылатая богиня Победы с высоко поднятым в правой руке лавровым венком. 
Над проезжей частью по обеим сторонам арки помещены мемориальные доски с надписями. Одна включает слова М.И.Кутузова, обращенные к русским воинам в конце 1812 г. На другой повторен текст закладной доски. Имена создателей, история сооружения и возобновления арки записаны на памятной чугунной доске, установленной под сводом арки. 
Стены арки облицованы белым камнем. Общая высота сооружения — 28 м.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Кутузовская изба

На шестой день после Бородинского сражения русская  армия по Можайскому тракту подошла  к пригородам Москвы и расположилась  лагерем вдоль ее западной границы, на участке протяженностью около 4 километров — от Поклонной горы до Воробьевых гор. Местность пересекалась глубокими  оврагами, которые мешали передвижению конницы и артиллерии. Большой  помехой была и Москва-река, имевшая  в этом месте крутые, обрывистые берега. Позиция была открыта с  правого фланга, но ее можно было обойти с левого. Это создавало  опасность окружения русской  армии. 
В первой половине дня 1 сентября М.И.Кутузов сам осмотрел позицию и нашел ее невыгодной для сражения. Вернувшись в главную квартиру, размещенную в деревне Фили, в двух километрах от Дорогомиловской заставы, главнокомандующий распорядился созвать к 5 часам дня совет. 
В то время деревня Фили насчитывала только семь изб. В избе крестьянина Андрея Савостьяновича Фролова и расположилась штаб-квартира главнокомандующего. 
На совете обсуждался главный вопрос: «Ожидать ли нападения в невыгодной позиции или уступить неприятелю Москву?» 
Кажется, никто, кроме Кутузова, по-настоящему не понимал создавшейся обстановки. Только он один видел, что сегодняшнее отступление — это завтрашняя победа. 
Было уже поздно, когда Кутузов закрыл заседание военного совета словами: «С потерею Москвы не потеряна Россия. Первою обязанностью поставляю сохранить армию и сблизиться с войсками, идущими к нам на подкрепление. Самым уступлением Москвы приготовим гибель неприятелю. Из Москвы я намерен идти по Рязанской дороге. Знаю, ответственность обрушится на меня, но жертвую собою для блага Отечества. Приказываю отступать». 
В журнале военных действий от 1 сентября 1812 г. записано о военном совете в Филях: «Сей день пребудет вечно незабвенным для России». 
Военному совету в Филях посвящено полотно художника А.Д.Кившенко. Полководец сидит в кресле. Рядом с ним генералы А.И.Остерман-Толстой, Н.Н.Раевский, П.П.Коновницын, М.Б.Барклай де Толли, Ф.П.Уваров, Д.С.Дохтуров (сидят); А.П.Ермолов (стоит), К.Ф.Толь и Л.Л.Беннигсен (сидят). Позади дежурный генерал П.С.Кайсаров, записывающий высказывания участников совета, на печке — внучка хозяина избы, девочка Малаша. 
Все с напряженным вниманием слушают исторические слова главнокомандующего.  
За «Военный совет в Филях» художник А.Д.Кившенко получил на Академической выставке золотую медаль. После окончания войны семья Фролова продолжала жить в этом доме. Хозяева и соседи заботились о том, чтобы сохранить избу в том виде, в каком она была при Кутузове. Но в 1850 г. помещик решил переселить крестьян к роще села Покровского, так как деревня, расположенная вдали от реки и леса, не приносила доходов. 
По просьбе крестьян управляющий Нарышкина Колпаков уговорил владельца деревни оставить в целости Кутузовскую избу, чтобы сохранить ее как исторический памятник в том самом виде, какой она имела в 1812 г. Избу починили, обшили досками, солому на кровле заменили тесом, окружили земляным валом и обсадили деревьями. 
В Кутузовской избе поселился солдат-инвалид, заботившийся о сохранности этого своеобразного памятника и дававший пояснения приходившим сюда посетителям. Солдат находился на иждивении Э.Д.Нарышкина, но в 1867 г. тот лишил его содержания. Старик был вынужден выехать из избы, которую забили досками и оставили без присмотра. 
7 июня 1868 г. в восьмом часу вечера Кутузовская изба внезапно загорелась. Первыми прибежали тушить пожар крестьяне села Фили-Покровское, затем приехали пожарные команды из Москвы. Но к этому времени от избы уже почти ничего не осталось. Удалось вынести из горящего дома только скамью, на которой сидели участники совета, и иконы. 
Вещи, спасенные от огня, были переданы на хранение в Московскую городскую думу, которая за 200 рублей купила у Нарышкина и участок земли, где находилась Кутузовская изба. 
Новая Кутузовская изба, построенная на собранные москвичами средства по рисункам и под наблюдением архитектора Н.Р.Струкова, была открыта как музей 3 августа 1887 г., к 75-летней годовщине Отечественной войны. На карнизе фасада была выведена надпись: «Изба Военного совета, бывшего 1 сентября 1812 г.».

 

Четыре отставных  солдата Псковского пехотного имени  фельдмаршала Кутузова полка, «призреваемые на счет общества», поселившиеся в одной из комнат избы, поддерживали порядок внутри и вокруг музея. В 1893 г. при избе состояли унтер-офицеры в отставке Иван Никитин и Иван Больнов, первый из которых содержался на стипендию от внуков и правнуков князя Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова Смоленского. 
К 100-летнему юбилею Отечественной войны 1812 г. существовавший в Кутузовской избе музей был реорганизован, пополнилась его экспозиция. Однако в конце 1910-х гг. он влачил довольно жалкое существование. В 1928 г. ввиду недостатка жилья музей был закрыт. Здесь поселилось несколько семей, а в передней ее половине разместился диспансер Киевского района. Большинство экспонатов было утеряно, но историческая скамья и походные дрожки (они хранились в каменном сарае возле избы), на которых Кутузов в августе 1812 г. прибыл в действующую армию, сохранились и были переданы в Бородинский военно-исторический музей-заповедник. 
Через 10 лет изба была реставрирована, и в ней открылся филиал Государственного Бородинского военно-исторического музея. 
В 1962 г. был создан музей-панорама «Бородинская битва», и Кутузовская изба, расположенная рядом, стала его филиалом. 
Перед Кутузовской избой стоит на белокаменном пьедестале бронзовый бюст фельдмаршала М.И.Кутузова работы Н.В.Томского.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Музей панорама «Бородинская битва»

  Это внушительного вида, необычной архитектуры здание из стекла, металла и  камня  выросло  возле  уже  сложившегося   ансамбля   памятников   героям

Отечественной войны 1812 года и стало одним из главных  элементов  его.Оно было создано по проекту архитекторов  А.Р.  Корабельникова,  С.И.  Кучанова,

А.А.  Кузьмина и инженера-конструктора Ю.Е. Аврутина  менее чем за  19

месяцев.

    Здание  музея, расположенного на площади  Победы, было создано специально для  экспонирования  уникального  произведения   русского   изобразительного искусства - панорамы " Бородинская  битва".  Она  была  написана  крупнейшим мастером панорамной живописи академиком Ф.А. Рубой  является  художественно-

историческим  памятником  героическим  событиям  1812  года.  Над  созданием панорамы Рубо трудился с 1909 по 1912 год. К этому времени он  был  известен

далеко за пределами  России как автор панорам " Штурм  аула  Ахульного"  и  "Оборона  Севастополя",  а  также  целого  ряда  замечательных  картин.  Рубо

удалось создать  высокохудожественное полотно, ставшее  гимном славы  русскому оружию.

    Здание, в котором впервые демонстрировалась  панорама, было построено на Чистопрудном  бульваре  по  проекту  военного   инженера   полковника   П.А. Воронцова-Вельяминова и открыто к 100-летию Бородинской битвы.Ф.А.Рубо

сам присутствовал  на открытии.За 5,5 лет существования  панораму  осмотрело 143000 посетителей. В связи с началом 1-ой  мировой войны демонстрация панорамы была прекращена, а деревянное,  быстро  ветшавшее  здание  снесено.

Огромное полотно  было навернуто на 16-метровый вал  и пробыло  в  таком  виде не один десяток  лет.  В  результате  от  подлинного  полотна  уцелела  лишь батальная часть без одного  фрагмента.  Полностью  не  сохранилась  живопись неба. В 1949 году началось  восстановление  полотна.  Группа  реставраторов, которую возглавили П.Д. Корин и Е.В.Кудрявцев  полностью  заменила  основу холста.Академик  живописи  М.Н.  Авилов  занимался   воссозданием   макета предметного плана. В 1961 году была создана группа  художников  во  главе  с И.В.  Евстигнеевым.  Она  заново  написала  утраченные   участки   батальной

живописи, на площади  холста около 930 м2 было  заново  написано  небо.  Так, спустя 50 лет единственный в своем роде живописный  памятник  был  полностью восстановлен советскими художниками.  Музей-панорама  "  Бородинская  битва" открылся 18 октября 1962 года. С тех пор нескончаем  поток  посетителей.За день  в  музей  приходит  несколько  тысяч  экскурсантов.И  это лучшееподтверждение огромной  популярности  художественно-исторического памятника героическим событиям 1812 года.

    Здание,  в  котором  располагается   музей,   покоряет   композиционным единством всех своих  частей.  В  центре  его  -  сооружение  цилиндрической формы, напоминающее барабан,  из  стекла  и  алюминия  высотой  около  23  и

диаметром 42 м.

Мозаичное панно на здании музея                       

   Два невысоких прямоугольных  крыла,  примыкающих  к  центральной  части здания, украшены мозаичными панно " Народное ополчение и пожар Москвы"  и  " Победа русской армии и изгнание Наполеона" . Эти панно, площадью  по  75  м2

каждая, вводят зрителя  в героические события великой  битвы,  рассказывают  обессмертном подвиге народа. Автор их - московский художник Б. Тальберг.

Информация о работе Памятники в Москве посвященные 1812 года