Памятники в Москве посвященные 1812 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 19:56, доклад

Краткое описание

Храм Христа Спасителя строился с 1839 по 1883 гг. Замысел возведения в Москве грандиозного храма в честь победы над французами и изгнания их из России возник уже в 1812 году, а 12 октября 1813 года была совершена торжественная закладка фундамента храма Христа Спасителя на Воробьевых горах. Величественное здание первоначально планировалось строить по проекту архитектора А.Л.Витберга, победившему в конкурсе.

Файлы: 1 файл

Памятники в Москве посвященные 1812 года.docx

— 58.87 Кб (Скачать)

(Потом написать  отдельно имена общественных  деятелей и военачальников) краткая  биография и где захоронение  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Александроский сад

Александровский сад расположен на пространстве бывшего гласиса перед Адмиралтейством. Он объединяет бывшую Адмиралтейскую площадь с площадью Декабристов.

После утраты Адмиралтейством  оборонного значения на месте гласиса  образовалась площадь, называемая Адмиралтейским лугом. В 1721 году здесь посадили 4 ряда берёз - начало будущего Невского проспекта. С 1740-х годов это пространство использовалось для военных учений и как пастбище для скота. По праздникам Адмиралтейский луг становился местов общегородских гуляний, ярмарок. Здесь устанавливали карусели, балаганы, катальные горки. К середине XVIII века крепостной канал значительно загрязнился, стал скапливать сточную грязную воду. Императрицей Елизаветой Петровной было приказано регулярно этот канал чистить, а луг замостить. Полностью Адмиралтейский луг был замощен только к концу царствования Екатерины II.

Александр I в  начале своего правления решил устроить перед Адмиралтейством место  для общественных гуляний. Проект бульвара составил архитектор Л. Руска, осуществление проекта было поручено садовнику У. Гульду. В 1806 году бульвар длиной в 1200 метров был открыт. Он проходил вдоль южной стороны Адмиралтейства, огибал его с восточной стороны достигая Невы. Променад представлял из себя три ряда лип с кустами сирени, калины и жимолости. Позже здесь посадили рябины и дубы. Бульвар оградили деревянными перилами, у входа установили вертушки-турникеты. Освещение осуществлялось 50 масляными фонарями. В 1813 году архитектором В. П. Стасовым здесь был построен Кофейный домик.

Канал вокруг Адмиралтейства был засыпан в 1817 году. В 1820 году бульвар  передвинули ближе к зданию Адмиралтейства, его новую разбивку осуществил садовод  Ф. Лямин. Кофейный домик перенесли  на Каменный остров. В 1824 году восточная  часть бульвара была продлена до гранитного спуска к Неве.

В 1833 году на бульваре появились две статуи - Геракл и  Флора. Перенесли их сюда из Таврического дворца. Территория за оградой Променада стала использоваться как место для народных гуляний. По праздникам здесь продолжали устраивать аттракционы.

В середине XIX века всё пространство трёх площадей составляло единый архитектурный ансамбль. Фасады домов №6/2 и 12 на Адмиралтейском проспекте  содержали колоннады по третьему и четвёртому этажу, что объединяло их с фасадом здания Главного Штаба.

К 200-летию Петра I городская дума приняла решение  устроить здесь городской сад. Эта  идея принадлежала адмиралу Самуилу  Алексеевичу Грейгу, её воплощение доверили петербургскому ботанику Эдуарду  Людвиговичу Регелю. Работы по разбивке сада начались 3 июля 1872 года, официальное  его открытие состоялось 8 июня 1874 года. Александр посадил здесь первый дуб, который растёт здесь и сейчас напротив Исаакиевского собора. В саду было посажено 5260 деревьев и 12 640 кустарников 52 пород. У большинства деревьев имелись таблички с названием на русском языке и латыни. Для отдыха здесь установили 150 скамеек.

Торжественное открытие сада состоялось 8 июля 1874 года. Сад был назван Александровским  в честь императора Александра II, повелевшего дать ему своё имя. В  народе же это место стало именоваться "Сашкин сад".

Первоначально планировалось разместить в Александровском  саду три фонтана, установить каждый из них в створе трёх лучей-улиц отходящих  от Адмиралтейства. Но в итоге был  поставлен только один. Его первый проект был переработан, так как  он предусматривал создание здесь 18-метровой скульптурной группы, заслонившей бы собой фасад Адмиралтейства. Одобрен  был проект Александра Романовича Гешвенда, который был реализован в 1876-1879 годах. В 1885 году архитектором Н. Л. Бенуа в саду была построена деревянная Оранжерея с жильём для садовника. Кроме того, здесь были устроены павильоны, веранды, теплицы и другие постройки.

4 июня 1887 года  в Александровском саду был  открыт бюст Василия Андреевича  Жуковского, поэта близкого императорской  семье, воспитавшего Александра II. Это событие приурочили к  100-летию со дня рождения поэта. 20 октября 1892 года в саду был  открыт памятник Николаю Михайловичу  Пржевальскому, работы скульптора  И. Н. Шредера. Этот памятник  заметен тем, что Пржевальский  здесь очень похож на Иосифа  Виссарионовича Сталина. 17 июня 1896 года  рядом с фонтаном были установлены  бюсты Н. В. Гоголя и М.  Ю. Лермонтова. Памятники были  изготовлены скульптором В. П.  Крейтаном и архитектором Н.  В. Максимовым. 31 мая 1900 года здесь  же появился бюст М. И. Глинки.

Поэт Саша Чёрный описал Александровский сад следующим  образом:

    Здесь в Александровском  саду 
    Весной - пустой скамьи не сыщешь: 
    В ленивом солнечном часу 
    Вдоль по дорожкам 
    Рыщешь-свищешь. 
    Сквозь дымку почек вьётся люд. 
    Горит газон огнём бенгальским, 
    И отдыхающий верблюд 
    Прилёг на камень под Пржевальским... 
    Жуковский, голову склоня, 
    Грустит на узком постаменте...

К концу XIX века деревья в Александровском саду так разрослись, что стали заслонять  фасад Адмиралтейства. Архитекторы  М. М. Перетяткович, С. В. Беляев, А. А. Грубе, В. А. Покровский и М. С. Лялевич предлагали вырубить деревья, таким образом  расположив здесь партерный сад. Данный вариант преобразования территории к исполнению принят не был, был реализован компромиссный вариант архитектора  Ивана Фомина.Он предлагал вырубать не весь сад, а только просеки, продолжающие перспективы трёх выходящих сюда магистралей.

В 1903 году из-за ветхости была разобрана Оранжерея. 16 сентября 1907 года от Александровского сада отправился в первый рейс петербургский  трамвай, 4 октября - первый общественный автобус.

В 1920 году Александровский  сад переименовали в сад Трудящихся. 3 августа 1936 года Президиум Ленгорсовета дал саду новое имя - Сад Трудящихся имени А. М. Горького. Горожане же продолжали называть это место "Сашкиным садом". В 1923 году было реализовано предложение архитектора Фомина - прорублены просеки в створе Невского и Вознесенского проспектов и Гороховой улицы

В 1929-1931 году Александровский  сад перепланировали по проекту  Л. А. Ильина. Для удобства демонстрантов  был организован сквозной проход от Дворцовой(тогда Урицкого) площади к Конногвардействому бульвару (тогда Профсоюзов). Планируемый проезд для грузовиков реализован не был. Кроме того, здесь ликвидировали ряд садовых построек, разместили детские и спортивные площадки.

Во время блокады  Ленинграда среди садовых деревьев были установлены зенитные батарей. Во время авианалётов по этой территории было нанесено огромное количество ударов, множество деревьев пострадало от бомбёжек и артобстрелов. Но ни одно дерево здесь  не было срублено ленинградцами на дрова.

В 1950-х годах  происходила капитальная реконструкция  Александровского сада. В 1959 году в  его юго-западной части установили бетонный цветник с двумя бассеинами и розарий. В 1970-х годах старое деревянное ограждение заменили на гранитный  парапет.

В 1996 году к 300-летию  Российского флота предлагалось открыть здесь Адмиральскую аллею  с бюстами 20 адмиралов. От этого проекта  городские власти отказались. В 1997 году саду было возвращено прежнее имя - Александровский сад. 16 октября 1998 года у фонтана был открыт бюст князя  Александра Михайловича Горчакова, что приурочили к 200-летию с его  дня рождения.

Очередная реконструкция  Александровского сада проходила в 2001-2002 годах. Ему вернули историческую планировку и восстановили ограду.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Московский манеж

Московский Манеж, памятник архитектуры федерального значения, был построен в 1817 году в  честь 5-летия победы русских войск  над Наполеоном. Уникальный для своего времени проект был разработан известным  инженером Августином Бетанкуром. Манеж  построили без единой опорной  колонны – кровля опиралась исключительно  на наружные стены. Фасад и внутреннюю отделку здания разрабатывал архитектор Осип Бове. Строительство продолжалось полгода и было закончено ко дню  торжественного парада войск в ноябре 1817 года.

Изначально Манеж  предназначался для проведения военных  смотров, парадов и учений. Здание вмещало пехотный полк (больше 2 тысяч  солдат), зрителей и гостей. С 1831 года в Манеже проводились выставки и  концерты. В 1867 году в Манеже состоялся  концерт, собравший 12 тысяч зрителей. Оркестром и хором из 700 человек  дирижировали Гектор Берлиоз и Николай  Рубинштейн. В середине XIX века сложилась  традиция проводить в Манеже народные гулянья, посвященные официальным  церковным и государственным  праздникам.

После 1917 года в  здании Манежа размещался правительственный  гараж. В 1957 году к 40-летию Октября  Манеж переоборудовали в Центральный  выставочный зал, где проходили  ежегодные отчетные выставки Союза  художников. В 1967 году Манежная площадь  была переименована в площадь 50-летия  Октября. С 1977 года в здании Манежа размещался центральный выставочный зал  «Манеж».

В 1990 году площади  было возвращено историческое название. В 1992 году началась очередная реконструкция  площади, которая, согласно планам московского  правительства, должна была закончиться  полной реконструкцией самого Манежа. В конце 2003 года был объявлен открытый конкурс для инвесторов, желающих впоследствии использовать площади  Манежа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Бородинский мост

Бородинский мост в Москве — стальной трёхпролётный мост балочной конструкции через реку Москву, соединяющий Смоленскую площадь с Большой Дорогомиловской улицей и Киевским вокзалом (в двух километрах к западу от Кремля. В основе современного моста — опоры арочного Бородинского моста, построенного в 19111912 инженерами Н. И. Осколковым, М. И. Щёкотовым и архитектором Р. И. Клейном (при участии А. Д. Чичагова). Перестроен в 1952 и 19992001 годах с заменой несущих пролётов, расширением и надстройкой опор.

Старые Дорогомиловский (1788) и Бородинский (1868) мосты

С 1788 на месте нынешнего моста существовал «живой» Дорогомиловский мост; по нему в сентябре 1812, после Бородинской битвы проходили и русские, и французские войска. Мост регулярно разрушался паводками. В 1865 город выделил 300 000 рублей на устройство капитального Дорогомиловского моста. Первый конкурс прошел безрезультатно, второй выиграл инженер-промышленник Аманд Струве (вероятно, что проект фактически выполнил И. Ф. Рерберг). Мост, проект которого утверждал лично император Александр II, был назван Бородинским. Строительство началось 2 мая 1867, и завершилось менее чем через год, 15 мая 1868. Конструкция моста — типичная для проектов Струве коробчатая балка (три пролёта по 43 метра), изготовленная на Коломенском заводе.

Бородинский мост (1912)

С постройкой Брянского (Киевского) вокзала возникла необходимость замены старого, узкого моста 1868 года. В 1909 проектировщики Осколков, Щёкотов и Клейн выиграли открытый конкурс проектов и приступили к постройке в 1911. Мост, общей длиной 250 метров, имел три стальных арочных пролёта (40.9, 45.5, 40.9 м длиной). Каждый пролет состоял из 12 клёпаных арок с шагом 2.1 м. Дорожное покрытие имело проезжую часть шириной 18.5 м и две пешеходные дорожки по 3.5 м каждая.

Перестройки 1952 и 1999—2001

Бородинский мост — один из двух московских автомобильных  мостов, который не требовал немедленной  замены в 1930-е гг. в связи с подъёмом уровня воды при запуске Канала имени Москвы, однако пересечение проезжих частей моста и набережных в одном уровне существенно ограничивало его транспортные возможности. В 1952, мост был перестроен под руководством Ю. В. Вернера. Несущие быки и береговые строения были надстроены в высоту и ширину; проезжая часть расширена до 42.6 м в ширину. На берегах были устроены арки шириной 26.0 метров для развязки движения по Ростовской и Бережковской набережным. Общая длина моста, включая подходы, достигла 352 м. В 1979 с моста были сняты трамвайные пути.

Информация о работе Памятники в Москве посвященные 1812 года