Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 19:56, доклад
Храм Христа Спасителя строился с 1839 по 1883 гг. Замысел возведения в Москве грандиозного храма в честь победы над французами и изгнания их из России возник уже в 1812 году, а 12 октября 1813 года была совершена торжественная закладка фундамента храма Христа Спасителя на Воробьевых горах. Величественное здание первоначально планировалось строить по проекту архитектора А.Л.Витберга, победившему в конкурсе.
(Потом написать
отдельно имена общественных
деятелей и военачальников) краткая
биография и где захоронение
Александроский сад
Александровский сад расположен на пространстве бывшего гласиса перед Адмиралтейством. Он объединяет бывшую Адмиралтейскую площадь с площадью Декабристов.
После утраты Адмиралтейством оборонного значения на месте гласиса образовалась площадь, называемая Адмиралтейским лугом. В 1721 году здесь посадили 4 ряда берёз - начало будущего Невского проспекта. С 1740-х годов это пространство использовалось для военных учений и как пастбище для скота. По праздникам Адмиралтейский луг становился местов общегородских гуляний, ярмарок. Здесь устанавливали карусели, балаганы, катальные горки. К середине XVIII века крепостной канал значительно загрязнился, стал скапливать сточную грязную воду. Императрицей Елизаветой Петровной было приказано регулярно этот канал чистить, а луг замостить. Полностью Адмиралтейский луг был замощен только к концу царствования Екатерины II.
Александр I в начале своего правления решил устроить перед Адмиралтейством место для общественных гуляний. Проект бульвара составил архитектор Л. Руска, осуществление проекта было поручено садовнику У. Гульду. В 1806 году бульвар длиной в 1200 метров был открыт. Он проходил вдоль южной стороны Адмиралтейства, огибал его с восточной стороны достигая Невы. Променад представлял из себя три ряда лип с кустами сирени, калины и жимолости. Позже здесь посадили рябины и дубы. Бульвар оградили деревянными перилами, у входа установили вертушки-турникеты. Освещение осуществлялось 50 масляными фонарями. В 1813 году архитектором В. П. Стасовым здесь был построен Кофейный домик.
Канал вокруг Адмиралтейства был засыпан в 1817 году. В 1820 году бульвар передвинули ближе к зданию Адмиралтейства, его новую разбивку осуществил садовод Ф. Лямин. Кофейный домик перенесли на Каменный остров. В 1824 году восточная часть бульвара была продлена до гранитного спуска к Неве.
В 1833 году на бульваре появились две статуи - Геракл и Флора. Перенесли их сюда из Таврического дворца. Территория за оградой Променада стала использоваться как место для народных гуляний. По праздникам здесь продолжали устраивать аттракционы.
В середине XIX века всё пространство трёх площадей составляло единый архитектурный ансамбль. Фасады домов №6/2 и 12 на Адмиралтейском проспекте содержали колоннады по третьему и четвёртому этажу, что объединяло их с фасадом здания Главного Штаба.
К 200-летию Петра I городская дума приняла решение устроить здесь городской сад. Эта идея принадлежала адмиралу Самуилу Алексеевичу Грейгу, её воплощение доверили петербургскому ботанику Эдуарду Людвиговичу Регелю. Работы по разбивке сада начались 3 июля 1872 года, официальное его открытие состоялось 8 июня 1874 года. Александр посадил здесь первый дуб, который растёт здесь и сейчас напротив Исаакиевского собора. В саду было посажено 5260 деревьев и 12 640 кустарников 52 пород. У большинства деревьев имелись таблички с названием на русском языке и латыни. Для отдыха здесь установили 150 скамеек.
Торжественное открытие сада состоялось 8 июля 1874 года. Сад был назван Александровским в честь императора Александра II, повелевшего дать ему своё имя. В народе же это место стало именоваться "Сашкин сад".
Первоначально планировалось разместить в Александровском саду три фонтана, установить каждый из них в створе трёх лучей-улиц отходящих от Адмиралтейства. Но в итоге был поставлен только один. Его первый проект был переработан, так как он предусматривал создание здесь 18-метровой скульптурной группы, заслонившей бы собой фасад Адмиралтейства. Одобрен был проект Александра Романовича Гешвенда, который был реализован в 1876-1879 годах. В 1885 году архитектором Н. Л. Бенуа в саду была построена деревянная Оранжерея с жильём для садовника. Кроме того, здесь были устроены павильоны, веранды, теплицы и другие постройки.
4 июня 1887 года
в Александровском саду был
открыт бюст Василия
Поэт Саша Чёрный описал Александровский сад следующим образом:
Здесь
в Александровском
саду
Весной - пустой скамьи
не сыщешь:
В ленивом солнечном
часу
Вдоль по дорожкам
Рыщешь-свищешь.
Сквозь дымку почек
вьётся люд.
Горит газон огнём бенгальским,
И отдыхающий верблюд
Прилёг на камень под
Пржевальским...
Жуковский, голову склоня,
Грустит на узком постаменте...
К концу XIX века
деревья в Александровском саду
так разрослись, что стали заслонять
фасад Адмиралтейства. Архитекторы
М. М. Перетяткович, С. В. Беляев, А. А. Грубе,
В. А. Покровский и М. С. Лялевич предлагали
вырубить деревья, таким образом
расположив здесь партерный сад.
Данный вариант преобразования территории
к исполнению принят не был, был реализован
компромиссный вариант
В 1903 году из-за ветхости была разобрана Оранжерея. 16 сентября 1907 года от Александровского сада отправился в первый рейс петербургский трамвай, 4 октября - первый общественный автобус.
В 1920 году Александровский
сад переименовали в сад
В 1929-1931 году Александровский сад перепланировали по проекту Л. А. Ильина. Для удобства демонстрантов был организован сквозной проход от Дворцовой(тогда Урицкого) площади к Конногвардействому бульвару (тогда Профсоюзов). Планируемый проезд для грузовиков реализован не был. Кроме того, здесь ликвидировали ряд садовых построек, разместили детские и спортивные площадки.
Во время блокады Ленинграда среди садовых деревьев были установлены зенитные батарей. Во время авианалётов по этой территории было нанесено огромное количество ударов, множество деревьев пострадало от бомбёжек и артобстрелов. Но ни одно дерево здесь не было срублено ленинградцами на дрова.
В 1950-х годах
происходила капитальная
В 1996 году к 300-летию Российского флота предлагалось открыть здесь Адмиральскую аллею с бюстами 20 адмиралов. От этого проекта городские власти отказались. В 1997 году саду было возвращено прежнее имя - Александровский сад. 16 октября 1998 года у фонтана был открыт бюст князя Александра Михайловича Горчакова, что приурочили к 200-летию с его дня рождения.
Очередная реконструкция
Александровского сада проходила в
2001-2002 годах. Ему вернули историческую
планировку и восстановили ограду.
Московский манеж
Московский Манеж, памятник архитектуры федерального значения, был построен в 1817 году в честь 5-летия победы русских войск над Наполеоном. Уникальный для своего времени проект был разработан известным инженером Августином Бетанкуром. Манеж построили без единой опорной колонны – кровля опиралась исключительно на наружные стены. Фасад и внутреннюю отделку здания разрабатывал архитектор Осип Бове. Строительство продолжалось полгода и было закончено ко дню торжественного парада войск в ноябре 1817 года.
Изначально Манеж предназначался для проведения военных смотров, парадов и учений. Здание вмещало пехотный полк (больше 2 тысяч солдат), зрителей и гостей. С 1831 года в Манеже проводились выставки и концерты. В 1867 году в Манеже состоялся концерт, собравший 12 тысяч зрителей. Оркестром и хором из 700 человек дирижировали Гектор Берлиоз и Николай Рубинштейн. В середине XIX века сложилась традиция проводить в Манеже народные гулянья, посвященные официальным церковным и государственным праздникам.
После 1917 года в
здании Манежа размещался правительственный
гараж. В 1957 году к 40-летию Октября
Манеж переоборудовали в
В 1990 году площади
было возвращено историческое название.
В 1992 году началась очередная реконструкция
площади, которая, согласно планам московского
правительства, должна была закончиться
полной реконструкцией самого Манежа.
В конце 2003 года был объявлен открытый
конкурс для инвесторов, желающих
впоследствии использовать площади
Манежа.
Бородинский мост
Бородинский мост в Москве — стальной трёхпролётный мост балочной конструкции через реку Москву, соединяющий Смоленскую площадь с Большой Дорогомиловской улицей и Киевским вокзалом (в двух километрах к западу от Кремля. В основе современного моста — опоры арочного Бородинского моста, построенного в 1911—1912 инженерами Н. И. Осколковым, М. И. Щёкотовым и архитектором Р. И. Клейном (при участии А. Д. Чичагова). Перестроен в 1952 и 1999—2001 годах с заменой несущих пролётов, расширением и надстройкой опор.
С 1788 на месте нынешнего моста существовал «живой» Дорогомиловский мост; по нему в сентябре 1812, после Бородинской битвы проходили и русские, и французские войска. Мост регулярно разрушался паводками. В 1865 город выделил 300 000 рублей на устройство капитального Дорогомиловского моста. Первый конкурс прошел безрезультатно, второй выиграл инженер-промышленник Аманд Струве (вероятно, что проект фактически выполнил И. Ф. Рерберг). Мост, проект которого утверждал лично император Александр II, был назван Бородинским. Строительство началось 2 мая 1867, и завершилось менее чем через год, 15 мая 1868. Конструкция моста — типичная для проектов Струве коробчатая балка (три пролёта по 43 метра), изготовленная на Коломенском заводе.
С постройкой Брянского (Киевского) вокзала возникла необходимость замены старого, узкого моста 1868 года. В 1909 проектировщики Осколков, Щёкотов и Клейн выиграли открытый конкурс проектов и приступили к постройке в 1911. Мост, общей длиной 250 метров, имел три стальных арочных пролёта (40.9, 45.5, 40.9 м длиной). Каждый пролет состоял из 12 клёпаных арок с шагом 2.1 м. Дорожное покрытие имело проезжую часть шириной 18.5 м и две пешеходные дорожки по 3.5 м каждая.
Бородинский мост — один из двух московских автомобильных мостов, который не требовал немедленной замены в 1930-е гг. в связи с подъёмом уровня воды при запуске Канала имени Москвы, однако пересечение проезжих частей моста и набережных в одном уровне существенно ограничивало его транспортные возможности. В 1952, мост был перестроен под руководством Ю. В. Вернера. Несущие быки и береговые строения были надстроены в высоту и ширину; проезжая часть расширена до 42.6 м в ширину. На берегах были устроены арки шириной 26.0 метров для развязки движения по Ростовской и Бережковской набережным. Общая длина моста, включая подходы, достигла 352 м. В 1979 с моста были сняты трамвайные пути.
Информация о работе Памятники в Москве посвященные 1812 года