Памятники в Москве посвященные 1812 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 19:56, доклад

Краткое описание

Храм Христа Спасителя строился с 1839 по 1883 гг. Замысел возведения в Москве грандиозного храма в честь победы над французами и изгнания их из России возник уже в 1812 году, а 12 октября 1813 года была совершена торжественная закладка фундамента храма Христа Спасителя на Воробьевых горах. Величественное здание первоначально планировалось строить по проекту архитектора А.Л.Витберга, победившему в конкурсе.

Файлы: 1 файл

Памятники в Москве посвященные 1812 года.docx

— 58.87 Кб (Скачать)

         Памятники  в Москве посвященные 1812 года (нужен ли план?переставить пункты в другом порядке,подкоректировать все тексты!Где нужно увеличить объем,добавить церковные памятники,)

        Церковные памятники Отечественной войны 1812 года

Храм Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя строился с 1839 по 1883 гг. Замысел возведения в Москве грандиозного храма в честь победы над французами и изгнания их из России возник уже в 1812 году, а 12 октября 1813 года была совершена торжественная закладка фундамента храма Христа Спасителя на Воробьевых горах. Величественное здание первоначально планировалось строить по проекту архитектора А.Л.Витберга, победившему в конкурсе. Планировалось нижней частью храма сделать всю Воробьеву гору, в ней поместить усыпальницу всех погибших в войне с Наполеоном. Уже по этому можно судить о размахе плана. На нижнем ярусе должен был стоять крестообразный в плане второй этаж, с ведущей к нему колоннадой, а увенчать сооружение предполагалось третьим этажом в форме ротонды. Этому масштабному проекту было не суждено осуществиться – вначале Витберг попал в немилость при дворе Николая I, а потом, в 1827г., грунты Воробьевой горы начали оседать, и строительство пришлось вовсе прекратить.

В 1832г. был  принят новый проект храма Христа Спасителя. Автором его явился архитектор К.А.Тон. Новое место для храма выбирал лично император Николай I. Этим местом стала территория древнего Алексеевского монастыря, который было решено перенести в Красное село (нынешний Ново-Алексеевский монастырь). Бытует предание о словах, произнесенных настоятельницей монастыря после получения этого известия в 1836 году: «Быть сему месту пусту!». Правда это или нет – неизвестно, но так и получилось…

Средства  на постройку храма собирались во всех церквах России; из казны была выделена огромная сумма – более 15 млн. рублей. Закладка была произведена  в 1839г., и началось возведение колоссального  здания. Толщина стен храма достигала 3 м 20 см, его высота от основания  до креста составляла 103,5 м (высота креста – 8,5 м). В плане храм имел форму  равноконечного креста. Стены были выложены из кирпича и частично белого камня; облицовка была выполнена  из итальянского мрамора разных сортов, шошкинского порфира и киевского  лабрадора. В двойных стенах проложены  коридоры, ведущие, как в древних  соборах, вокруг всего здания. В этих коридорах разместили 177 мраморных  мемориальных плит с описаниями событий  войны 1812 года и русских походов 1813-1814гг. в хронологическом порядке.

Основой стиля  храма был выбран византийский. Фасады храма со всех четырех сторон были одинаковы по форме и украшены барельефами, изображающими картины  Священного Писания. Скульптуры для  барельефов были выполнены скульпторами Клодтом, Логановским и Рамазановым  из протопоповского мрамора (очень  крепкого и красивого камня, легко  поддающегося полировке). Огромный центральный  купол был поставлен на высокий  световой барабан с зеркальными  стеклами, опирающийся на восьмигранник. Широко разнесенные малые четыре главы венчали четыре четырехугольные колокольни. Для позолоты глав, крестов и балюстрад крыши потребовалось 422,2 кг золота, а меди ушло 176 тонн. На колокольнях висело 14 колоколов, самый большой из которых весил 27 тонн.

Не менее  грандиозной была отделка и внутреннего  убранства храма Христа Спасителя. Нижняя часть стен была украшена мрамором и мозаиками. Выше было отведено место  для росписей. Опасаясь сырости, могущей  повредить фрески, строители решили основу под них сделать откосным способом, очень трудоемким и дорогим: примерно в 7 см от кирпича стен на штырях делались своеобразные панели из толстой  проволоки, перевитой пенькой и  выровненной цементом. Росписи для  храма были выполнены знаменитыми  художниками: Верещагиным, Суриковым, Маковским, Бруни, Тюриным, Седовым, Крамским, Семирадским и др. – всего 38 живописцами. В декоре внутреннего убранства  храма большое место занимала бронза с позолотой: из нее были сделаны  перила хоров, огромная люстра-паникадило, подсвечники, кресты в алтарях, обрамления для икон. Главный иконостас был  сделан в форме очень  красивой восьмигранной часовни из белого мрамора, увенчанной бронзовым шатром с позолотой.

Торжественное открытие храма состоялось 26 мая 1883г., в год коронации Александра III, в присутствии всей императорской  семьи, иностранных высоких гостей и с большой пышностью. На открытие отдельно были приглашены ветераны войны 1812 года.

Вокруг храма  Христа Спасителя была разбита площадь, сделана набережная до Большого Каменного  моста, разбит сквер, а к Москве-реке протянулась широкая лестница, около  которой была устроена «иордань»  для торжественных церемоний  водосвятия. В 1912г. в сквере был открыт памятник Александру III по проекту скульптора Опекушина. В 1918г. он был уничтожен. Сейчас неподалеку от храма поставлен  памятник Александру II.

Строился храм Христа Спасителя почти 50 лет. Примерно еще столько же он простоял действующим… С 1918г. содержание причта было отменено, но тут же благотворители создали  «Московское братство Храма Христа Спасителя», продолжившее поддерживать храм и видевшее в нем символ православной России. С начала 1920-х гг. в советской  печати началась массированная кампания по дискредитации художественных достоинств памятника: приводились мнения известных  людей, не имевших отношения к  искусствоведению и тем более  архитектуре: Герцена, Демьяна Бедного. Только 30 лет спустя после сноса  храма вспомнили о том, что  это был памятник победе в войне 1812 года, и в печати снова зазвучали  его положительные оценки.

Уже в 1922г. впервые  зашла речь о создании Дворца Советов («Дома СССР»). После этого проект на восемь лет заглох, и вспомнили  о нем только в 1931г. Место было выбрано не случайно: высокий, величественный храм был виден отовсюду и был  символом недавнего прошлого. Замена храма Христа Спасителя Дворцом  Советов была бы событием, знаменующим  переход к новой жизни. Еще  одна цель, которую преследовали при  сносе храма, была более приземленной – присвоение всех сокровищ памятника.

Разрушение  храма началось с разбора позолоченных куполов. Сейчас опубликовано множество  воспоминаний очевидцев, повествующих о постепенном разборе крыши, о попытках свалить крест при  помощи канатов, о том, как построенный  на века храм пришлось взрывать несколько раз… Немногочисленные уцелевшие скульптуры с фасадов храма позднее были вмонтированы в стену Донского монастыря

На месте разрушенного храма началось возведение Дворца Советов  по проекту Иофана. Шло оно медленно, а в 1941г. и вовсе прекратилось, и на пустыре остались торчать  сваи, постепенно растащенные для  более насущных нужд города. Местные  жители утверждают, что в озерцах, образовавшихся на пустыре, стали даже водиться караси. После окончания  Великой Отечественной войны  к постройке Дворца Советов на этом месте никто не возвращался. Вместо него здесь построили огромный бассейн «Москва».

В 1989г. было принято решение о восстановлении храма Христа Спасителя в точном соответствии с тем, каким он был, и в 1990г. с востока от бассейна был установлен закладной камень. В 1994г. началась разборка бассейна «Москва», и уже через три месяца, 7 января 1995г. был заложен первый камень в  фундамент возрождаемого храма. Строительство шло намного быстрее, чем в XIX веке. Уже в декабре 2000г. все работы по внешней и внутренней отделке были полностью завершены. Новый храм отличается от прежнего стилобатной частью (сильно расширенным  цокольным этажом), в которой разместились музей, зал Церковных Соборов, церковь  Преображения, зал совещания Священного Синода, Трапезные палаты и различные  технические службы. В новом храме  есть и некоторые старые части  – мраморные памятные доски из обходных коридоров и фрагменты  главного иконостаса. Еще некоторые  фрагменты выставлены в музее  храма.

После восстановления храм Христа Спасителя был сделан кафедральным собором митрополита  Московского, и главные праздничные  службы проводятся в нем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Московский некрополь  участников Отечесвенной войны 1812 года

Большое значение для сохранения памяти о той великой  эпохе имеют могилы ёё участников. В конце Донской улицы, что берет начало от Калужской площади, высятся соборы и стены Донского монастыря, основанного в 1591 г. московским царем Федором Иоанновичем в честь победы над крымским ханом Казы-Гиреем. 
В 1812 г. Донской монастырь был разграблен французами. Летом 1813 г. привели в порядок монастырское кладбище. Сейчас здесь некрополь, где погребены в том числе и участники Отечественной войны 1812 г. 
Слева от входа в усыпальницу Голицыных — высокая стилизованная урна из черного мрамора. На одной из граней потемневшего куба — надпись о том, что это могила полковника А.В.Воейкова, участника нескольких войн, умершего вскоре после возвращения из заграничного похода русской армии. 
Недалеко от могилы Воейкова — невысокая стела черного гранита. Здесь погребен Владимир Иванович Кабликов, молодой гвардейский офицер, активный участник боев 1812 г. 
В одном из прямоугольных углублений стены сохранился рельефный профильный портрет Н.Г.Щербатова, участника Отечественной войны. Здесь же могилы Львовых. Выделяется памятник с бронзовым бюстом на постаменте с перечислением наград Д.М.Львова. 
Колонна красного гранита с чугунным ядром наверху украшает могилу одного из полковников Московского ополчения 1812 г. Александра Ивановича Дмитриева-Момонова. Высокий чугунный обелиск установлен на семейной могиле отца и сына Голицыных. Яков Александрович и Григорий Яковлевич участвовали во многих боях 1812 г. 
На кладбище похоронен двоюродный дядя прославленного поэта-партизана Д.В.Давыдова — Петр Львович Давыдов. На боковой грани саркофага из лабрадора слова: «Он служил отечеству в достопамятную войну 1812 года». 
Небольшая высеченная из белого мрамора фигура женщины в траурной позе венчает надгробие отважного офицера Василия Ивановича Дукина, убитого в Бородинском сражении 26 августа 1812 г. 
В центральной части кладбища есть могилы и других участников Отечественной войны 1812 г. — А.Ф.Щербатова, А.И.Бузилевича, А.П.Оболенского, А.П.Милорадовича, Я.Д.Мерлина, А.Н.Панина, П.Д.Горчакова. 
Беломраморное высокое надгробье, напоминающее часовню, установлено на могиле П.Д.Киселева — поручика кавалергардского полка, впоследствии генерала. 
Значительная часть могил участников войны 1812 г. расположена между Большим и Малым соборами Донского монастыря. У лестницы, ведущей к южному входу в Большой собор, сохранились памятники на месте захоронения двух известных казачьих командиров — генерала-лейтенанта Василия Дмитриевича Иловайского и генерала-майора Ивана Кузьмина Краснова. На обелиске — рассказ о славном пути Иловайского, на керамическом медальоне — миниатюрный портрет его, выполненный по оригиналу Д.Доу из военной галереи Зимнего дворца. Рядом надпись на надгробной призме, гласит, что «под сим камнем погребен генерал-майор и разных орденов кавалер И.К.Краснов, убит при начале Бородинского сражения». 
Захоронен здесь и один из партизан отряда Дениса Давыдова, гусар Петр Иванович Макаров. 
Справа от входа в Малый собор — скромная прямоугольная чугунная плита с краткой надписью: «Петр Яковлевич Чаадаев, окончил жизнь 1856 г. 14 апреля». Он храбро сражался на Бородинском поле и штурмовал Париж. 
Справа от алтарной пристройки Малого собора расположены могилы братьев Талызиных: Федора Ивановича, генерал-лейтенанта, и Александра Ивановича, генерала. На том же участке установлена массивная урна из черного мрамора с портретом генерал-майора Ивана Алексеевича Хрущева, награжденного золотой саблей, украшенной алмазами, с надписью «За храбрость». 
Небольшой стелой из черного лабрадора обозначена могила командира Рязанского полка Н.И.Прежевского. 
Могилы героев Отечественной войны 1812 г. сохранились почти на всех московских кладбищах, существовавших в начале XIX в. Есть они и на Введенском кладбище. 
Недалеко от входа на кладбище, с левой стороны от главной аллеи, — могила отважного участника войны 1812 г. генерала от кавалерии П.П.Палена. На высоком гранитном пьедестале, напоминающем усеченную пирамиду, — бронзовая фигура молодой плачущей женщины, упавшей на колени перед распятием.

 

В верхней части  обелиска из розового гранита в беломраморном  медальоне — барельефный портрет  генерала Карла Густавовича Сталя. Ограда могилы состоит из четырех  стволов орудий, соединенных трубчатыми перильцами. 
4 сентября в монастырские ворота Новодевичьего монастыря строем под трубный рев и барабанный бой вошли 2 тысячи захватчиков. Солдаты не разоряли обители. Выяснилось, что командир, поляк Задера, строго приказал соблюдать порядок и проявлять почтение к русским святыням, более того, он разрешил вести службу в храмах. 
Через некоторое время в монастырь вошел штаб маршала Даву, который также соблюдал относительный порядок. Вскоре за ним, а точнее, на 19-й день после занятия монастыря, сюда прибыл сам император Наполеон Бонапарт. Осмотрев помещения, он приказал на всякий случай завалить южные ворота землей и поставить напротив пушку. Затем распорядился разместить здесь провиантские склады. Наполеоновские солдаты осквернили церковь, стоящую рядом с колокольней. После изгнания противника ее разобрали. 
Уходя из Москвы, французские саперы заложили под все здания и башни мощные пороховые заряды, запальные концы которых собрали как бы в один узел. Для ускорения уничтожения обители огнем они зажгли свечи во всех ее помещениях. И тогда последний сапер, бросив горящий факел в узел пороховых шнуров, побежал прочь: через несколько минут должен был произойти взрыв. Но взрыв не состоялся: как только сапер скрылся за воротами, нерастерявшаяся 47-летняя казначейша Сарра, заранее скрыто поставившая неподалеку ведра с водой, подбежала к очагу огня, быстро залила его и затоптала вспыхнувший порох. 
Старое Новодевичье кладбище сохранилось до наших дней. Под сенью лип и кустов сирени покоится прах защитников родины в грозном 1812 году. 
22 июля 1839 г. здесь был похоронен Денис Васильевич Давыдов. Могила его находится слева от северного крыльца Смоленского собора. В 1955 г. здесь был установлен бюст героя-партизана (работа скульптора Е.А.Рудакова). 
Возле северо-восточной стены Смоленского собора погребен Александр Александрович Шаховской, первый драматург и виднейший театральный деятель. В 1812 г. он командовал пятым полком Тверского ополчения. Здесь же и могила видного писателя пушкинской поры Михаила Николаевича Загоскина, посвятившего событиям Отечественной войны известный роман «Рославлев, или Русские в 1812 году». 9 августа 1812 г.  
24-летний Загоскин вступил в Петербургское ополчение. 
У южной стены Смоленского собора похоронен еще один известный русский писатель, Иван Иванович Лажечников, прошедший Отечественную войну в рядах Московского ополчения. Недалеко от могилы Лажечникова погребен участник Отечественной войны, военачальник и ученый, писатель и дипломат, видный декабрист М.Ф.Орлов — начальник штаба отряда генерала Дорохова. 
В западной части кладбища — могила одного из руководителей декабристов Сергея Петровича Трубецкого. Юным подпоручиком лейб-гвардии Семеновского полка он участвовал в Бородинском сражении и через два года вернулся на родину гвардейским полковником. 
Скромное белокаменное надгробие на могиле одного из трех братьев Муравьевых-Апостолов — Матвея Ивановича.  
19-летним подпрапорщиком лейб-гвардии Семеновского полка он участвовал в Бородинском сражении. Рядом могила еще одного декабриста, Александра Николаевича Муравьева, полковника гвардейского генерального штаба, участника Отечественной войны. 
Близ северной стены Успенской церкви Новодевичьего монастыря погребен генерал Василий Иванович Тимофеев. Памятник ему выполнен из белого мрамора в форме параллелепипеда, украшенного резьбой и двумя фигурами рыцарей в черных железных доспехах. 
Доехав до станции метро «Парк культуры», выйдем на Комсомольский проспект и пройдем мимо улиц Тимура Фрунзе и Льва Толстого до Хамовнических казарм

Информация о работе Памятники в Москве посвященные 1812 года