Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 22:56, курсовая работа
Меня всегда интересовала история православной культуры. Я собирала материал и заметила, что в основном история вопроса существования церквей в городе Козлове – Мичуринске освещена в периодической печати. Книг по истории церквей города Козлова – Мичуринска мало. Это обуславливается тем, что вопрос достаточно узкий. Я продолжила исследование и увидела, что в основном материал сосредоточен в газетных публикациях, причем авторы часто используют одни и те же данные – мало архивных материалов.
ВВЕДЕНИЕ С. 3-4
ГЛАВА 1. ОТРАЖЕНИЕ ИСТОРИИ ЦЕРКВЕЙ ГОРОДА КОЗЛОВА – МИЧУРИНСКА В ГАЗЕТНЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ. С. 5-13
ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ ЦЕРКВЕЙ ГОРОДА КОЗЛОВА – МИЧУРИНСКА (ПО МАТЕРИАЛАМ ГАЗЕТНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ). С. 14-26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ С. 27
Высоко, оторвавшись от земли, вопреки законам всемирного тяготения, парит над городом Ильинская церковь – главная городская доминанта, видимая практически отовсюду. Заложена Ильинка на месте древнего Ильинского монастыря, была она в начале деревянной, но в конце восемнадцатого века подверглась разборке и была бережно перенесена в одно из пригородных сел. На прежнем же месте, по источникам из «Козловской газеты», купец Иван Григорьевич Воронов построил храм во имя Ильи Пророка.
Освященная в 1781 году новая церковь предстала взору пораженных горожан двухэтажной, несколько тесной внизу, но светлой и просторной во втором своем ярусе. Одной из святынь нового Ильинского храма стала икона Божией Матери Ахтырской. С давних времен совершалось много исцелений от этой чудотворной иконы, список с которой бережно хранился в Ильинской церкви города Козлова. Среди других святынь храма современники отмечали древнюю икону Скорбящей Богоматери, украшенную двенадцатью бриллиантами.
Долгие годы это было самое грандиозное сооружение не только города, но и губернии. Казалось , что никакие стихии не смогут поколебать величественность и грандиозность сооружения. Однако частые в ту пору опустошительные пожары 1848 и 1865 годов не щадили церкви, особенно последний, когда, между прочим, сгорел один из его священников.
Исследуя историю восстановления Ильинки после этих пожаров, я обратилась к самое известной «богословской» газете тех времен, к «Тамбовским епархиальным ведомостям»: «После прекращения огненной стихии, прихожане, которых насчитывалось около трех тысяч человек, приступили к восстановлению погибшей в огне церкви. К 1875 церковь освятили. Строитель Иван Давидович Сафонов с истинным христианским усердием заботился об отделке церкви. После завершения ремонта обряд освящения храма совершил Преосвященный Палладий, Епископ Тамбовский»
Территория перед Ильинкой была довольно обширной, считалась площадью, но во многих источниках говориться, что на этом месте долгое время был рынок. /Из воспоминаний художника А.М. Герасимова/: « …Достаточно закрыть глаза как я вижу, будто наяву, городскую площадь в базарный день, лохматых крестьянских лошадок, груды овощей и фруктов. Вижу необъятные поля и дороги, уходящие в бесконечность, как мне тогда казалось…»
С 1924 года Ильинка значилась в памятниках церковной архитектуры, охраняемой государством, что , впрочем, не помешало городским властям в начале тридцатых годов сбросить с нее колокола и начать подготовку к уничтожению. Старожилы (А.В. Плотицин) вспоминал , что на площади перед ней уже стояли два трактора, готовые зацепить ее кованый штиль и низвергнуть у ногам новых хозяев, да вот беда, не нашлось в городе троса нужной длины…»
Кто знает, что бы произошло, не найдись в городе один гражданин, поднявший свой голос в защиту обреченного храма. Им оказался обыкновенный козловский житель В.К.Дрокин, который позвал помощь. Власти отступили, но от планов не отказались. После закрытия храма, на нижнем его этаже разместили мастерские. Стены храма постепенно обрастали похабщиной и грязью. Такой она предстала взору уже явившихся с фронта ВОВ жителей города…Н.Н. Пряхин вспоминал:» Однако в 1945 году за вклад в общую победу над врагом, церковь решили вернуть прихожанам. Но власти опять повели атаку за храм. Для этого была придумана просто смехотворная мотивировка: «Церковь расположена в центре города культурно-просветительных учреждений: кинотеатр «Октябрь», горсад, плодоовощной институт, школа» Решили использовать здание церкви под музей.»
На долгих двадцать восемь лет храм стал музеем. Лишь в 1992 году он был вновь возвращен верующим, а с 1996 года опять заговорили его колокола, как вспоминали современники. Сейчас, благодаря усилиям прихожан и настоятелям храма, он постепенно возрождается. Также как и в Боголюбском храме, в Ильинке работает Воскресная школа. Работая над исследованием, я встретилась с воспитателем школы Еленой Михайловной, которая рассказала мне о школьной жизни их воспитанников. Оказывается, школы обоих храмов сотрудничают и у них часто проводятся совместные уроки. Дети активно принимают участие в концертах, а также учатся иконописи. Настоятели Ильинки и учителя школы считают, что такое обучение для ребенка современности очень важно.
Таким образом, исследование показало, что интерес к истории православной культуры в городе Мичуринске не исчезает. Газетные публикации являются одним из основных источников по истории церквей нашего города. Я считаю, что изучение истории родного края необходимо для духовного развития человека.
Список литературы:
1. Пряхин, Н. На самой вершине холма. // Мичуринская правда, 28 июня 1983, с 4.
2. Белых, М. Сказания о Козловских храмах. Липецк 1998.
3. Аршанский, В. Горит свеча в старинном храме. // Тамбовская правда, 18 апреля 1990.
4. Кострикин, В. Два храма- две судьбы. // Мичуринская правда, 23 сентября 1995, с 2.
5. Бонарев, В. Возрождение. // Наше слово, 24 января 1997, с 4.
6. Сухоруков, Н. Храм всех скорбящих радосте: двойной юбилей. // Наше слово, 30 июля 1999.
7. Соколов, А. Блаженны чистые сердцем. // Мичуринская правда, 1 июля 1999.
8. Филимонов, А. Пусть в сердцах наших горит свет Христов. // Мичуринская правда, 24 июля 1999.
9. Бородин, М. Старейший из Тамбовских храмов. // Мичуринская правда, 26 августа 2000.
10. Благовестов, В. День рождения храма Ильи Пророка. // Наше слово, 12 сентября 2001, с 3.
11. Попов, Д. Село Красивое станет еще красивее. // Наше слово, 4 октября 2002.
12. Сухоруков, Н. На страже веков. // Мичуринская правда, август 2001, с 2.
13. Титова, Е. Заглянув в дела давно минувших дней. // Мичуринская правда, 18 апреля 2001, с 2.
14. Белых, М. Святая обитель. // Мичуринская правда, 30 сентября 2003 с 2.
15. Денщикова, Г. 325 лет Тамбовской епархии. Святые обители земли Козловской. // Мичуринская мысль, 14 августа 2007.
16. Кременецкая, Е. Пока горит свеча. // Мичуринская правда, 6 мая 2009.
17. Денщикова, Г. Пока есть хоть один человек. // Мичуринская мысль, 7 апреля 2009, с 14.
18. Первушин, О. Утраченное богатство. // Мичуринская мысль, 14 апреля 2009, с 14.
19. Никонов, В. Воспоминания об утраченном. // Мичуринская мысль, 13 октября 2009, с 14.
20. Андреев, В. Хранители памяти. // Мичуринская правда, 11 июня 1994, с 2.
27
Информация о работе Отражение истории церквей города Мичуринска в газетных публикациях