Отражение истории церквей города Мичуринска в газетных публикациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 22:56, курсовая работа

Краткое описание

Меня всегда интересовала история православной культуры. Я собирала материал и заметила, что в основном история вопроса существования церквей в городе Козлове – Мичуринске освещена в периодической печати. Книг по истории церквей города Козлова – Мичуринска мало. Это обуславливается тем, что вопрос достаточно узкий. Я продолжила исследование и увидела, что в основном материал сосредоточен в газетных публикациях, причем авторы часто используют одни и те же данные – мало архивных материалов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ С. 3-4

ГЛАВА 1. ОТРАЖЕНИЕ ИСТОРИИ ЦЕРКВЕЙ ГОРОДА КОЗЛОВА – МИЧУРИНСКА В ГАЗЕТНЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ. С. 5-13

ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ ЦЕРКВЕЙ ГОРОДА КОЗЛОВА – МИЧУРИНСКА (ПО МАТЕРИАЛАМ ГАЗЕТНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ). С. 14-26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ С. 27

Файлы: 1 файл

История церквей города Мичуринска.doc

— 339.50 Кб (Скачать)


 

 

 

ТОГОУ «Мичуринский лицей – интернат»

 

 

Отражение истории церквей города Козлова – Мичуринска в газетных публикациях.

 

 

Исследование

 

 

Гук Юлиана Николаевна

Руководитель

Мантрова Светлана Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тамбовская область, город Мичуринск, ул. Новая 13 «а»

                                              2010

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                    С. 3-4

 

ГЛАВА 1. ОТРАЖЕНИЕ ИСТОРИИ ЦЕРКВЕЙ ГОРОДА КОЗЛОВА – МИЧУРИНСКА В ГАЗЕТНЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ.                              С. 5-13

 

ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ ЦЕРКВЕЙ ГОРОДА КОЗЛОВА – МИЧУРИНСКА (ПО МАТЕРИАЛАМ ГАЗЕТНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ).                           С. 14-26

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                            С. 27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

Меня всегда интересовала история православной культуры. Я собирала материал и заметила, что в основном история вопроса существования церквей в городе Козлове – Мичуринске освещена в периодической печати. Книг по истории церквей города Козлова – Мичуринска мало. Это обуславливается тем, что вопрос достаточно узкий. Я продолжила исследование и увидела, что в основном материал сосредоточен в газетных публикациях,  причем авторы часто используют одни и те же данные – мало архивных материалов.

Я поставила себе цель исследовать проблему освещения в печати истории церкви.

Уделить  пристальное внимание проблеме отображения в периодической печати истории церквей города Козлова – Мичуринска меня заставили противоречия между актуальностью вопроса изучения истории православной культуры (много исследований) и тем, что работы в основном – газетные публикации.

Определить, как развивалась исследовательская мысль, какие вопросы истории храмов волновали в разное время краеведов, стало целью моего исследования.

Актуальность. Данный вопрос считаю актуальным, так как я встречала очень мало подобных исследований, причем в некоторых из них использована одна и та же литература. Я решила найти что-то новое, провести собственное расследование с помощью опросов очевидцев, краеведов, газетных публикаций – исторических источников.

Задачи:

     Собрать материал

     Изучить историю церквей Козлова-Мичуринска

     Систематизировать данные

     Сделать выводы

Предмет изучения – история храмов, отраженная в газетных публикациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОТРАЖЕНИЕ ИСТОРИИ ЦЕРКВЕЙ ГОРОДА КОЗЛОВА – МИЧУРИНСКА В ГАЗЕТНЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ.

 

 

В ходе исследования я изучила источники в виде книг и газетных публикаций. Интересно то, что многие авторы различных статей пользовались одним и тем же материалом. Это свидетельствует о том, то вопрос истории церквей в Козлове-Мичуринске достаточно узок и его исследованию уделялось не так много внимания. Наблюдая за исходными данными публикаций, я заметила некоторую закономерность и смогла классифицировать источники по различным признакам.

1)         Количество статей, тематически связанных с историей православной культуры. Видим, что интерес к истории храмов возрастает год от года, однако даже 4 статьи в год по данной тематике – это лишь малая толика среди ежедневных казетных публикаций.

1983 г. - 1 статья

1990 г. - 1 статья

1994 г. - 1 статья

1997 г. - 1 статья

1999 г. - 4 статьи

2000-2001 г. - 4 статьи

2002-2004 г. – 3 статьи

2007 г. – 1 статья

2009 г. – 4 статьи

2)         С точки зрения содержания газетные публикации, которые я изучила, можно подразделить на два тематических класса:

а) призыв сохранить памятники православной культуры звучал в 9 из 23 публикаций. В зависимости от периода количество публикаций менялось:

 

 

 

В.Андреев в статье «Хранители памяти»(«Мичуринская правда» - 1994 – 11 июня) писал: «Так через века созидание спорит с разрушением. Память, созидательное добро, воплощенное в слове, камне, звуке колоколов, думается, не может исчезнуть бесследно…» Автор обращается ко всем гражданам и прихожанам с просьбой сохранять, восстанавливать и беречь память о всех без исключения памятниках истории.

Поддерживали идеи В. Андреева и другие краеведы и истинные защитники родной земли:

В. Бонарев  ( статья «Возрождение», газета «Наше слово»- 1997 – 24 января – стр. 4) в своем работе акцентирует внимание на повышении интереса народа и властей к памятникам культуры. Отмечает также, что помимо реставрации храмов, возрождаются забытые церковные обряды, что свидетельствует о повышении духовной культуры.

Г. Денщикова ( статья «Пока есть хоть один человек…», газета «Мичуринская мысль» - 2009 – 7 апреля – стр.14): «Среди многочисленных катастроф прошлого столетия самая страшная – это осквернение и разрушения нашей национальной культуры. Пока есть хоть один человек, в душе которого горит огонь любви к Богу, церкви будут жить…»

Решительные призывы к восстановлению и сохранению величайших памятников православной культуры звучат в статьях следующих наших земляков.

О.Первушин (статья «Утраченное богатство» - газета «Мичуринская мысль»- 2009 – 14 апреля – стр.14):

«Если невозможно сейчас восстановить всё, что было утрачено, то хотя бы сохранить память об этом – наш долг».

В.Никонов в своей статье «Воспоминания об утраченном» («Мичуринская мысль» - 2009 – 13 октября – стр.14) пишет:

«Необходимо восстановить в памяти мичуринцев историю утраченных святынь города, а также и сами святыни, чем мы сейчас и занимаемся…»

Многие исследователи и краеведы уделяли особое внимание отдельным памятникам. Например, известный краевед
Михаил Белых отстаивал в своих статьях идею восстановления Козловских монастырей («Мичуринская правда» - 2003 – рубрика «Козловский следопыт») :

«Если в Мичуринске будут восстановлены Козловский Боголюбский женский и Троицкий мужской монастыри, то для многих это станет утешением, духовной радостью»

В. Аршанский в своей статье «Горит свеча в старинном храме»(«Тамбовская правда»- 1990 – 18 апреля) писал о важности Боголюбского собора в жизни города, о длительности постройки, о мучительной судьбе храма. Автор сообщает: «Боголюбский собор по праву считается жемчужиной зодчества той поры. Мне очень хочется видеть великолепный Боголюбский собор полностью восстановленным»

Д. Попов в статье «Село Красивое станет еще красивее» («Наше слово» - 2002 – 4 октября) писал о церкви, расположенной не в черте города, а в Мичуринском районе, о церкви, мало известной, да и прожившей около 120 лет. Автор говорит о необходимости восстановительных работ и призывает граждан помочь церкви материально: «Стоит захотеть, и Красивская церковь будет радовать прихожан своим переливчатым колокольным звоном…».

 

б) исследования, касающиеся истории создания и судьбы храмов содержатся в 13 статьях из 23. В зависимости от периода интерес падал или возрастал и количество публикаций менялось:

 

Краеведов, исследователей, журналистов волнует  судьба храмов как сохранившихся, так и разрушенных, не дошедших до нашего времени. Изучая газетные публикации, я наткнулась на многочисленные статьи, посвященные одному из самых красивых памятников нашего города – Боголюбскому собору. В статье «Блаженны чистые сердцем» А.Соколов («Мичуринская правда» – 1999 – 1 июля) пишет: «Боголюбский храм прекрасен по своей природе еще и тем, что икона Боголюбской Божией Матери придает ему священность. В.Кострикин в своей статье «Два храма- две судьбы» («Мичуринская правда» - 1995 – 23 сентября – стр.2) сравнивает Боголюбский храм и храм Христа Спасителя в Москве. Автор исследует историю создания и судьбу каждого храма и замечает: «Наша «Боголюбка» - миниатюрный двойник Храма Христа Спасителя, причем последний – более поздний…»

 

Многие журналисты отстаивали и любимый мичуринцами Храм Ильи Пророка в центре города. Мое внимание привлекли статьи «На самой вершине холма» Н. Пряхина («Мичуринская правда» - 1983 – 28 июня), в которой автор раскрывает секреты истории Ильинской церкви: «Ильинская церковь была  остается самой высокой и старой церковью, сохранившейся до нашего времени…Борьба с невзгодами и бедами продолжалась на протяжении всего существования Ильинки. Кто победил в этом споре? Время решила спор в пользу Ильинской церкви…»

В статье «День рождения храма Ильи-пророка»(«Наше слово» - 2001 – 12 сентября – стр.3) В.Благовестов рассказывает о праздновании памятной даты церкви: «Церковь дожила до очередного дня рождения. Истинный памятник культуры радует своих прихожан великолепием, мощью и гордым видом, который словно рассказывает о тех невзгодах, которые легли на хрупкие плечи Ильинского собора.

Н.Сухоруков в своей статье «На страже веков» («Козлов-Мичуринск Православный – 2001 – август – 2 стр.) отмечает: «Церковь прошла сквозь века, снося все горести и невзгоды, и стоит, возвышаясь над городом, как верный страж его»

Упоминаются в работах литераторов и Церковь Всех Скорбящих Радосте. Например, А.Филимонов в статье «Пусть в сердцах наших горит свет Христов»(«Мичуринская правда»- 1999-24 июля) и Н.Сухоруков в работе «Храм Всех скорбящих радость- двойной юбилей»( «Наше слово» - 1999 – 30 июля) поздравляют храм с юбилеем, кратко пробегая по важнейшим датам судьбы церкви.

Успенская церковь упоминается в работе М.Бородина «Старейший из Тамбовских храмов» («Мичуринская правда» - 2000 – 26 августа), где он исследовал досконально историю храма, а также отмечал: «Ранее храм был брошен, растоптан в суете дней, а теперь ведутся восстановительные работы. Это признак того, что добросовестность народа повышается»

Многие краеведы и журналисты исследовали не только отдельные памятники архитектуры, но порой затрагивали проблему судьбы сразу нескольких храмов. Например, Е.Титова в своей статье «Дела давно минувших дней»(«Мичуринская правда» - 2001 – 18 апреля – стр.2) кратко упоминает основные вехи историй Ильинской, Скорбященской, Успенской церквей и Козловского Троицкого мужского монастыря.

Г. Денщикова в своей работе «325 лет Тамбовской епархии. Святые обители Земли Козловской» («Мичуринская мысль» - 2007 – 14 августа) кроме исследования истории церквей, упоминает также о мерах, предпринимаемых в отношении восстановления памятников культуры: «История русской культуры богата значительными памятниками, храмами и монастырями, но каждому из нас ближе и понятнее то, что связанно с родными местами. У нас, на Тамбовщине, этому уделяется особое внимание»

 

3)         Научные исследования, публикации писались не только профессионалами (журналистами, краеведами), но и патриархами и обычными прихожанами:

 

 

 

Журналисты, работающие в городских газетах «Мичуринская мысль», «Мичуринская жизнь» продолжают заниматься своим трудом и до сих пор. В этих газетах имеется рубрика «Русь Святая, Храни Веру Православную», в которой до сих пор продолжаются исследования судеб Козловских церквей, Н. Сухоруков, Р. Махмудов, А.Соколов, М. Бородин и Е.Титова занимаются борьбой за восстановление православных памятников посредством периодической печати в городской газете «Мичуринская правда». На страницах «Мичуринской мысли», второй по популярности газете в нашем городе, проводят свои расследования Олег Первушин и Е.Кременецкая.

Внесли свой вклад в периодическую печать и известные мичуринские и тамбовские краеведы: В. Кострикин, М. Белых, Г. Денщикова, В. Кученкова. Кроме газетных статей, исследователями были написаны несколько книг. Например, «Сказания о Козловских храмах» (Липецк, 1998) М.Белых, «Город старый, город новый»(Воронеж, 1980) В. Кострикина, «Тамбовские православные храмы»(Тамбов, 1992) В. Кученковой.

   Однако, при изучении материалов, я наткнулась на то, что многие статьи написаны именно прихожанами, людьми, интересующихся своим городом, отстаивающих Козловские святыни: В. Аршанский, Д. Попов, Н. Пряхин. К сожалению, имена этих людей известны нам в основном благодаря газетным публикациям.

Свой вклад в периодическую печать внесли священнослужители, настоятели храмов, которые как никто лучше знают и историю, и порядки святынь: А. Филимонов, В. Благовестов, С.Конов, П. Медведев.

 

 

Информация о работе Отражение истории церквей города Мичуринска в газетных публикациях