Отражение истории церквей города Мичуринска в газетных публикациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 22:56, курсовая работа

Краткое описание

Меня всегда интересовала история православной культуры. Я собирала материал и заметила, что в основном история вопроса существования церквей в городе Козлове – Мичуринске освещена в периодической печати. Книг по истории церквей города Козлова – Мичуринска мало. Это обуславливается тем, что вопрос достаточно узкий. Я продолжила исследование и увидела, что в основном материал сосредоточен в газетных публикациях, причем авторы часто используют одни и те же данные – мало архивных материалов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ С. 3-4

ГЛАВА 1. ОТРАЖЕНИЕ ИСТОРИИ ЦЕРКВЕЙ ГОРОДА КОЗЛОВА – МИЧУРИНСКА В ГАЗЕТНЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ. С. 5-13

ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ ЦЕРКВЕЙ ГОРОДА КОЗЛОВА – МИЧУРИНСКА (ПО МАТЕРИАЛАМ ГАЗЕТНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ). С. 14-26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ С. 27

Файлы: 1 файл

История церквей города Мичуринска.doc

— 339.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ ЦЕРКВЕЙ ГОРОДА КОЗЛОВА – МИЧУРИНСКА (ПО МАТЕРИАЛАМ ГАЗЕТНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ).

 

 

 

Средь красных сосен, ветхих и корявых,
В глуши лесной, где вечный мрак стоит
Руси Святой пропитан духом старым,
Храм обезглавленный в небесный свод глядит.

Окрест его лес стонет и трепещет,
Щебечут птицы, соловей поет.
Закат лучами алыми заблещет
И все оттенки леса соберет.

Средь красных сосен храм белее снега
Без глав, колоколов и без крестов.
Стоит один от века и до века,
И славить Бога до сих пор готов!

                                          Неизвестный автор.

 

Среди многочисленных катастроф уходящего в историю столетия, особняком высится небывалая по масштабу трагедия национальной культуры и архитектуры.
Православные храмы, составляющие с древнейших времен  необыкновенной красоты панораму городов, обезглавливались нашими предками, приспосабливались под склады, мастерские и просто стирались с лица земли.

Не стал исключением и нам провинциальный город, который до революции 1917 года насчитывал 14 церквей, два монастыря и пять часовен – всего на 50 тысяч населения. Некоторые из Козловских церквей были обетными, то есть построенными на добровольные вклады горожан в память о каком либо событии, например, об избавлении от эпидемии. Таковыми были Покровский собор, Боголюбская церковь. Неслучайно современники называли Козлов Богоспасаемым городом, не без основания видя в построении нашего города некий Божий замысел. Давно уже нет в живых людей, которым памятны времена доносившегося колокольного перезвона всех городских храмов. Нет людей, а значит почти не осталось воспоминаний. Практически не сохранились документы, отражающие этот огромный пласт в русской культуре, истории, архитектуре. Буквально по крупицам, из разнообразных архивных источников только лишь можно собрать сведения о архитектуре древнего Козлова, о его разрушенных и чудом сохранившихся храмах, в сохранении которых видится основная задача. В своем проекте я хотела исследовать историю церквей и храмов Козлова как величайшие исторические и культурные памятники.

Всего древний Козлов содержал четырнадцать церквей, которые находились в основном в черте города. Я хочу исследовать существование самых крупных из них: Покровского собора, Вознесенской(Никитинской), Боголюбской и Ильинской церквей.

ПОКРОВСКИЙ СОБОР

.

Исследуя историю этой церкви, я решила найти документ, подтверждающий обстоятельства ее построения. В историческом документе некоторое время хранившемся в краеведческом музее города Мичуринска, изложен приказ первого представителя династии Романовых, царя Михаила Федоровича:

«Лета  1635 года, августа в 22 день, государь и великий князь Михайло Федорович всея Руси указал …на Лесном Воронеже…ставить город. Для городового строения указал государь ехать Ивану Биркину да Михайлу Спешневу. Да вы же, Иван да Михаил, напутствовал царь, устройте в новом городе храм во имя Покрова Пресвятыя Богородицы»…Так начиналась история нашего города и первой его церкви – Покровской. Как и весь город церковь была деревянная, однако простояла целых 137 лет. Простояла бы она и больше, если бы не посетила город страшная болезнь- чума. Существует придание: «Попала чума в наш город из Москвы: один из наших горожан поспешил уехать из столицы и привез с собой платье умершего от чумы. Вскоре он заразился и сам, и стал первою жертвою. Болезнь свирепствовала с неистовой силой, число умирающих было очень велико. До наших времен дошло одно чудесное предание об избавлении от чумы в Козлове: «В то ужасное время на улице Монастырской, в доме жителя города Козлова Зенина, от чумы умерло 12 человек и в живых осталась только одна девочка. В один из таких ужасных дней жители города увидели на воротах дома, в котором жила девочка, Боголюбскую икону Божией матери. С этой иконой совершили крестный ход и город избавился от чумы. В вечное воспоминание об чудесном исцелении жителями Козлова была заложена на месте старой, новая церковь, каменная, соборная. Шли годы и город рос. Вскоре церковь не могла уже принять в себе всех молящихся, и поэтому в конце 30-х годов девятнадцатого века для него заказали новый проект, господствующий тогда в классической архитектуре: луковичное пятиглавие, символизирующее Христа и четырех евангелистов, опирающееся на прочные толстые стены, которые в плане образовывали куб. Особенностью этого сооружения были многочисленные люкарна – круглые окна, украшавшие не только стены собора, но и колокольню с часами. В 1904 году Покровский собор несколько перестроили, расширив северную и южную стороны. Кафедральный Покровский собор отличался богатым внутренним убранством, дорогой утварью и иконами в искусно сработанных оловянных окладах. Здесь находилась и главная святыня – икона Боголюбской Божей Матери.

Трудно переоценить ту важную роль в жизни горожан, которую играл Покровский собор. Являясь кафедральным, он был трибуной проповедей, а также местом, где объявлялись указы и воззвания. Из различных источников(«История Козловских церквей» и «Утраченные святыни») я узнала, что с его кафедры впервые прозвучал Манифест об отмене крепостного права, в нем проводилась присяга Николаю Второму, в нем же зачитали в марте 1917 года Манифест об его отречении…С 1924 года собор значился в списках памятников церковной истории, но это не помешало президиуму Мичуринского горсовета вынести в 1936 году постановление «О закрытии и сносе здания собора». К выполнению постановления приступили немедленно, выстроив впоследствии из церковного кирпича кинотеатр «Октябрь». На месте же собора долгое время были руины. Лишь к столетию Мичурина бывшую соборную площадь привели в порядок, залив асфальтом и поставив на церковных задворках памятник великому преобразователю природы.

ВОЗНЕСЕНСКАЯ (НИКИТСКАЯ) ЦЕРКОВЬ

.

Вознесенская (Никитская) церковь была заложена на вершине городского холма в 1772 году на добровольные пожертвования купцов. По преданию, подрядчик Иван Машков долго не мог найти подходящих для росписи храма иконописцев. Лишь в 1825 году талантливые художники были найдены в Москве и приглашены для росписи церкви. Для этой же церкви знаменитый художник Аанасий Надежин написал несколько картин на Евангельские сюжеты: «Избиение Вифлеемских младенцев», «Снятие с креста» и ряд других. Пострадав, как и многие городские храмы, от пожара 1848 года, церковь была возрождена в достаточно распространенном  для того времени классическом стиле. Подобно древнегреческим храмам, ее фасад обрамляли два четырехкольных портика под треугольным фронтоном, а из глубины, из самого центра стремительно возносилась к небу колокольня, увенчанная шпилем Это было изящное м вместе с тем динамичное сооружение. Четкий вертикальный ритм задавали ему многочисленные колонны, подчеркивая превосходство возвышенного и духовного над телесным. Каждый, кто входил в церковь, миновал  притвор и трапезную , попадал в просторное светлое помещение, центром которого была главная прелесть – фаянсовый иконостас. Световой потолок, льющийся из под купола, играл в голубой и белой лазури от его керамических колонок и бликовал в праздничных облачениях священнослужителей. Главный престол церкви посвящался празднику Вознесения Господня и придельные – иконе Божией Матери «Неопалимая Купина»(4 сентября) и великомученику Никите(5 сентября). С этим именем связано и второе название церкви- Никитская. Художник А.М. Герасимов вспоминает: «А сколько было божбы и крестных знамений на близлежащую церковь! ело в том, что рядом долгое время находились торговые ряды» В 1907 году церковь капитально отремонтировали. Долгих одиннадцать лет еще служила церковь еще жителям Козлова. Исследуя историю этой церкви, я нашла источник в котором описано одно зловещее событие, ставшее, может быть, роковым…

/Записи Н.Н.Пряхина, сохранившиеся в Боголюбской церкви/: «Лето 1925 года выдалось на редкость засушливым. В полях горел хлеб, реки обмелели. Казалось, что так и будет висеть над городом марево т царствовать зной.

Гроза, о которой мечтали, пришла неожиданно. Молния метала снопы огненных стрел с высоты почерневшего небосвода Гром, наполняя окрестности глухими раскатами, заставлял случайных прохожих втягивать голову в плечи. Хлынул ливень…Вдруг шпиль Вознесенской церкви ярко озарился – молния, лишь на мгновение коснувшись железного креста, зажгла его электрическим светом. В наступившей сразу вслед за этим темноте был виден лишь легкий дымок. Но вот показались и языки пламени. Пожар был настолько сильным, что ни ливень, ни ветер не могли его погасить.

Весть о необычном пожаре быстро разнеслась по городу. Горожане под проливным дождем собирались у стен храма. Многие крестились. Подгорев у основания, крест начал клониться в сторону площади. Крен возрастал на глазах. И вдруг площадь ахнула- огромный крест рухнул вниз, погрузившись золоченую главою в землю…В толпе были слышны рыдания: больно уж дурное знамение!»

 

Между тем шло время. Собранные жителями города деньги позволили произвести ремонт шпиля и крыши пострадавшей колокольни. Однако, почти забытому и роковому знамению суждено было сбыться. В 1929 году с Вознесенской церкви сбросили колокола, а на следующий год бессловесное здание взорвали.

Ныне на месте необыкновенно живописного уголка старого Козлова с главами и куполами церкви всякий раз является взору унылое типовое здание кооперативного(технологического) техникума, торжественно открытого в 1945 году.

 

БОГОЛЮБСКАЯ ЦЕРКОВЬ.

Боголюбская церковь – памятник архитектуры, символ нашего города. Но всегда ли так было? «Боголюбке», как ласково называют ее мичуринцы, в полной мере пришлось примерить на свое гордое чело терновый венец тех же унижений, через которые прошли все городские храмы. Просто повезло ей немного больше: встретились в вековой судьбе церкви такие люди, которые подняли свой скромный голос в ее защиту. Сегодня, благодаря им, не побоявшимся грубого начальственного окрика, не взиравшим равнодушно на постепенное разрушение храма, мы имеем возможность ежечасно любоваться величественной красотой Боголюбской церкви, одновременно осознавая, как же много мы потеряли…История создания этого храма-памятника восходит у первой половине 19 века. В приговоре козловского городского совета было решение о создании храма. В 1849 году была совершена закладка церкви. Однако ее построение продвигалось очень медленно: столь обширный замысел требовал много средств, а их не было. Лишь очередная опустошительная эпидемия и новая помощь от Небесной Царицы помогла закончить строительство.

/Заметка из газеты «Тамбовские епархиальные ведомости» 1911 года/:

Известно, что в 1871 году многие районы России были поражены холерой. Болезнь свирепствовала во многих уездах Тамбовской губернии. Козлов здесь был не исключением. В таких суровых условиях жители города обратились с усердной молитвой к Заступнице своей, Преблагой Матери Божией. В половине июля, в самый разгар холеры, бывший на то время строитель храма Максим Герасимович Парфентьев попросил у начальства разрешение на три службы в Боголюбском храме. Громадно было стечение народа во время этих священнослужений: даже обширный Боголюбский храм не вмещал всех прихожан. Горяча была молитва горожан, объятых страхом смерти, но молитвы их были услышаны: холера миновала Козлов. Долгое время еще хранились воспоминания, что в то ужасное время жители города отправили в Тамбов значительное количество гробов, как совершенно не нужных в Козлове, но необходимых в Тамбове…»

Нет ничего удивительного в том, что при таких обстоятельствах стали поступать большие пожертвования на завершение строительства храма. В конце 1873 года состоялось его освящение. Построенный в русско-византийском стиле храм этот до сих пор поражает своими размерами, строгостью линий. Распространенный крестово-купольно, он стал одним из образцов наметившегося в отечественной архитектуре поворота в общественном сознании к истокам национальной культуры. Автор проекта академик культуры К.А. Тон щедро использовал при его строительстве элементы конструкций и декора, присущих древнерусскому зодчеству: луковичное пятиглавие, обрамление порталов. В Боголюбском храме города Козлова хранился список с Боголюбской иконы Божией Матери. Помещенная в серебряную ризу, эта икона была подлинной святыней храма. К ее подножию приходили люди не только из Козлова, но и из окрестных сел и деревень.

Несколько раз с 1910 по 1912 год церковь горела ,но быстро восстанавливалась. После революции большевики оценили большое помещение церкви и  приспособили его под склад. В 1949 году церковь стояла еще с куполами. Однако вскоре там устроили соляной склад и снесли купола…/Из воспоминаний Г.Я. Можеева/ :

« Мы с единомышленниками (А.В. Плотицыным и С.А. Федоровым отправляли множество писем, но власти не спешили с ответом. Разрушение храма продолжалось. Тогда мы с единомышленниками вырезали из стены храма ножовкой кусок кирпича и отвезли на экспертизу. Оказалось, что уровень засоленности просто угрожающий. Наконец то соли из храма удалили. Я предлагал, чтобы там разместили музей с церковными экспонатами. Но городские власти вынашивали на этот счет другие планы: там то собирались устроить дом молодежи с кафе, то зал органной музыки…»

Лишь в 1990 году Боголюбская церковь была возвращена верующим. Ныне, благодаря усилиям прихожан и настоятелей, храм постепенно обретает былое великолепие.

Посетив Боголюбский храм с целью получения информации, я общалась с преподавателем Воскресной школы Коновой Ольгой Алексеевной. Матушка рассказала мне, что в воскресной школе маленькие мичуринцы и жители окрестных сел и деревень изучают Божье слово, историю храмов, устраивают праздничные концерты. Маленькие мичуринцы с невероятным благоговением относятся к любимому делу и знают о Божьем законе намного больше чем некоторые взрослые мичуринцы. Настоятели храма и Воскресной школы считают, что такие занятия воспитывают в ребенке чувство гордости за родной край и формируют мировоззрение.

 

 

ИЛЬИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ.

 

Историк, исследователь истории города Козлова, М.П. Белых вспоминает: «Однажды в городском автобусе довелось мне услышать вопрос явно приезжей женщины: «Где тут у вас главная улица? Говорят, там у вас, как «на Невском».» Честно говоря, до меня не сразу дошел смысл этой фразы…Ну конечно же, спрашивала она об Ильинке, древней городской святыни, ставшей вторым символом города Мичуринска. Действительно, как на Невском…А вы раньше об этом не задумывались?»

Информация о работе Отражение истории церквей города Мичуринска в газетных публикациях