Отмена крепостного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:05, реферат

Краткое описание

Отмена крепостного права в России явилась условием, обеспечившим утверждение капиталистической формации. Причиной, заставившей господствующие классы пойти на реформы, был кризис феодально-крепостнической системы. Этот кризис представлял собой результат конфликта новых производственных сил и старых феодальных производственных отношений. Господствующие производственные отношения превратились в оковы, задерживавшие всякое дальнейшее развитие. Кризис феодально-крепостнической системы вызвал обострение классовых противоречий, что и нашло свое выражение в росте крестьянского движения.

Оглавление

Введение 2
1. Отмена крепостного права в России 2
1.1 Причины и предпосылки отмены крепостного права 2
1.2 Отмена крепостного права 5
2. Реформы 60–70-х годов 19 века 8
2.1 Земская и городская реформы 8
2.2 Судебная реформа 10
2.3 Военная реформа 12
2.4 Реформа полиции и тюремной системы 14
2.5 Финансовая реформа 15
2.6 Реформы просвещения и цензуры 16
Заключение 17
Список литературы 18

Файлы: 1 файл

история реферат.docx

— 44.52 Кб (Скачать)

 
2.4 Реформа полиции  и тюремной системы

 
Падение крепостного права, революционная  ситуация в стране вынудили правительство  постепенно реформировать полицейский  аппарат. Поскольку до отмены крепостного  права крестьяне находились под  властью помещиков, то необходимости  в большом полицейском аппарате в уездах не было. Поэтому сильный  полицейский аппарат был только в городах, в уездах имелись лишь капитан-исправник, несколько заседателей  нижнего земского суда и 2–3 становых пристава в каждом уезде и десяток  стражников. После крестьянской реформы  положение изменилось, крестьяне  освободились от вотчинной власти помещиков, отсюда для правительства возникла потребность в значительном увеличении численности местной полиции. С  целью усиления полиции были проведены  следующие реформации:

1. В 1862 г. уездная  и городская полиция уездных  городов объединена и в каждом  уезде создано единое полицейское  управление во главе с исправником,  который стал назначаться правительством.

2. Расширен низовой  аппарат полиции: в 1878 г. учреждены  должности участковых урядников  и полицейский резерв в уездах  – отряды сельской стражи.

3. Изменились принципы  комплектования полиции. Если  до военной реформы, когда нижние  чины в армии служили 25 лет,  она комплектовалась солдатами  и унтер-офицерами старших возрастов,  годными для службы в полевых  войсках, то после военной реформы  1874 г. был введен принцип вольного  найма по контракту, значительно  увеличено жалованье, введены  пенсии и иные льготы служащим  полиции.

4. Полиция была  освобождена от несвойственных  ей функций: хозяйственные дела (после земской и городской  реформ) перешли к органам местного  самоуправления; предварительное следствие  (после судебной реформы) передано  судебным следователям.

5. В крупных городах  вместо прежних управ благочиния  созданы полицейские управления  во главе с полицмейстерами,  а в столицах (Петербурге и  Москве) – обер-полицмейстерами  (или градоначальниками). Города  делились на части (районы) во  главе с частными приставами, а те в свою очередь на  участки и околотки с участковыми  и околоточными надзирателями.

Вся губернская полиция  подчинялась губернатору и генерал-губернатору. Вершину полицейской пирамиды завершал министр внутренних дел. Ему же подчинялись  включенные в 1880 г. в единую полицейскую  систему губернские жандармские  управления.

 
2.5 Финансовая  реформа

 
Существенную роль в приспособлении российского государственного аппарата к условиям буржуазного развития сыграла финансовая реформа. Ее существо сводилось к трем основным элементам. Первый из них – это упорядочение государственных финансов. Дело в  том, что до реформы каждое ведомство  имело и бюджет, и свою кассу. Такой  порядок не обеспечивал аккумуляцию  средств в руках центральной  власти, серьезно затруднял учет расходов и доходов. Контроль за расходованием  средств практически отсутствовал, что способствовало казнокрадству  и хозяйственности.

Первый элемент  реформы – ликвидация финансовой самостоятельности министерств  и ведомств и введение единого  общегосударственного бюджета и  единой общегосударственной кассы  укрепляло твердый порядок в  расходовании средств. Государственный  бюджет теперь калькулировался Министерством  финансов, а рассматривался и утверждался  Государственным советом. Важное значение имело установление гласности бюджета. С 1862 г. роспись государственных  доходов и расходов стала публиковаться  в печати. Все денежные средства государства теперь концентрировались  на счетах государственного казначейства в Государственном банке, учрежденном в 1860 г. В 1864 г. был реорганизован государственный контроль, который стал проверять целесообразность расходов ведомств и ревизовать состояние финансов. С 1866 г. отчеты государственного контроля об исполнении бюджета стали публиковаться для всеобщего сведения. Второй элемент реформы – отмена государственной кредитной монополии, что привело к созданию широкой сети коммерческих банков. Учреждение, помимо Госбанка, Крестьянского и Дворянского банков, также сети коммерческих банков отвечало потребностям капиталистического развития. Третий элемент реформы – изменение налоговой системы. Подушная подать, которая бралась с мужских ревизских душ-крестьян и мещан (духовенство и дворянство были от нее освобождены), была упразднена и заменена поземельным налогом для крестьян и землевладельцев и подоходным налогом для остальных налогоплательщиков. Таким образом, налоговая система также стала всесословной. Но основной доход все же давали не прямые, а косвенные налоги, которые ложились всей своей тяжестью на народные низы. Немалые средства извлекало государство и в виде натуральных повинностей (дорожной, гужевой и т.д.), распространявшихся также на крестьян.

 
2.6 Реформы системы  просвещения и цензуры

 
В общем ряду реформ 60–80-х годов  существенное место занимали школьные и университетские реформы, а  также реформа цензуры. Развитие капитализма требовало отмены сословных  ограничений для разночинной  интеллигенции, наиболее зажиточной части  крестьян и квалифицированных рабочих. Развивавшаяся промышленность нуждалась  в массовой квалифицированной рабочей  силе, что требовало решительного расширения начального образования. Все  это и обусловило реформы системы  просвещения. В 1863 г. был утвержден  новый университетский устав, который  ввел автономию университетов. Ректоры  стали избираться Советами университетов, а деканы – Советами факультетов. В 1864 г. был утвержден новый устав  гимназий и прогимназий (дававших неполное среднее образование), вводивший  в средней школе всесословный принцип обучения, открыты были и  женские гимназии. В том же 1864 г. утверждено "Положение о начальных  народных училищах". Народные училища  открывались как Министерством  прощения, так и земствами и  частными лицами. Либерализация идеологического  контроля в системе образования  была дополнена некоторой либерализацией цензуры. Половинчатый характер цензурной  реформы усугублялся тем, что  цензура с 1863 г. была передана из Министерства народного просвещения в Министерство внутренних дел, в составе которого было создано Главное управление по делам печати. В 1869 г. были открыты  высшие женские курсы университетского типа в Петербурге (высшие Бестужевские курсы), а затем в Москве, Киеве и Казани. Начали работать врачебные женские курсы.

 
Заключение

 
Отмена крепостного права в  России вызвала необходимость проведения и других реформ – в области  местного управления, суда, образования, цензуры, финансов, в военном деле, а также церковного управления. Подготовка этих реформ началась на рубеже 50–60-х  годов XIX в., в обстановке общественно-политического  подъема в стране, но проведение их растянулось на полтора десятилетия  и проходило уже в то время, когда социальная напряженность  была снята, самодержавие вышло из политического  кризиса и даже наметился (с 1866 г.) поворот к реакции. Отсюда непоследовательность, незавершенность и узость большинства  реформ 1863–1874 гг.

Реформы 60-х начала 70-х годов XIX века были заметным шагом  вперед на пути превращения России в правовое государство, они коренным образом изменили политический облик  страны, однако, оставался незыблемым центральный бюрократический аппарат  самодержавия монархии. Очевидно, что  реформы стали значительным шагом  на пути общественного развития. Вся  их совокупность знаменовала переход  российского общества в новое  качество, и этот процесс нельзя было повернуть вспять.

Изменилась вся  общественная структура, в том числе  и государство, и право, и социально-экономический  строй. Конечно, рождение нового социально-экономического строя неизбежно должно было пройти длительный путь, и реформы второй половины XIX века лишь первый шаг на этом пути. Но зато шаг наиболее трудный  и исторически значимый, поистине революционный. Поэтому вполне уместна  его оценка многими исследователями  как "революции сверху". Историческое значение опыта реформ состоит также  в том, что они позволили вывести  страну из глубокого экономического и политического кризиса и  дали мощный толчок капиталистическому развитию страны без каких-либо серьезных  потрясений и социальных катаклизмов.

Реформы не были доведены до своего логического завершения. Они не увенчались конституционной  реформой. Зарождение парламентаризма  не состоялось. Этот провал попыток  конституционной реформы, поворот  к политике контрреформ не только оттолкнул от правительства либеральные  слои общества, он содержал в зародыше тот фактор, который в сочетании  с нерешенностью аграрной, социальной, национальной проблем привел Российское государство, в конечном счете, к  революционным событиям 1905–1907 годов  и 1917 года.

 
Список литературы

 
Александр II и реформы 60–70-х гг. 19 в. // Энциклопедический словарь юного  историка. М., 1997.

Александр II. // Российские государи. – М., 1993.

Ананьич Б. Проблемы российского реформаторства. // Знание – сила. –1992. – №2 Сборник "Либерализм в России", М. – Агентство "Знак", 1993 г.

Бердинских В.А. Крестьянская цивилизация в России. М., 2001.

Великие реформы  в России / Ред. Л.Г. Захарова, Б. Эклоф, Дж. Бушнелл. М., 1992.

Власть и реформы: от самодержавия к современной России / Отв. ред. Б.В. Ананьич. СПб., 1996.

7. Головатенко А.  Преобразования Александра II: Великие  свершения и неиспользованные  возможности. // Головатенко А. История  России. – М. 2003.

8. Дружинин Н.М.  Русская деревня на переломе: 1861–1880. М., 1978.

9. Зайончковский  А.А. Проведение в жизнь крестьянской  реформы 1861 г. М., 1958.

10. Зайончковский  П.А. Отмена крепостного права  в России. М., 1968.

11. Захарова Л.Г.  Самодержавие и отмена крепостного  права в России. 1856–1861. М., 1984.

12. Искендеров А.А.  Российская монархия, реформы и  революция. // Вопросы истории. –1999. – №11/12

13. История России". Учебник – 2-е изд., перераб.  И доп./под редакцией А.С. Орлова. – Москва, Изд. "Проспект" 2003 год.

14. Каспэ С.Н. Империя  и модернизация. Общая модель  и российская специфика. М., 2001.

15. Литвак Б.Г.  Русская деревня в реформе  1861 г. Черноземный центр 1861–1895 гг. М., 1972.

16. Ляшенко Л.М.  Царь – Освободитель. – М., 1994

17. Новицкая Т.Е.  Реформы Александра II. // Вестник  Московского университета. – сер. 11, Право. –1998

18. Федоров В.А.  История России 1861–1917: учебник для  вузов. – М., 2000 г.

1 Федоров В.А.  История России 1861-1917: учебник для  вузов.– М.;.,2000г С. 147

1 Дружинин Н.М.  Русская деревня на переломе: 1861 - 1880. М., 1978 С.42

1 Новицкая Т.Е.  Реформы Александра II. // Вестник  Московского университета. – сер. 11, Право. –1998 С. 21

1 Великие реформы  в России / Ред. Л.Г. Захарова, Б.  Эклоф, Дж. Бушнелл. М., 1992 С. 123

 


Информация о работе Отмена крепостного права