Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 17:28, реферат
Накануне отмены крепостного права впервые в истории нашей страны сложились объективные причины, которые создали революционную ситуацию
1.Причины отмены крепостного права …………………………3
2.Манифест 19 февраля 1861 года ……………………………....7
3.Действия после отмены крепостного права …………………13
4.Крестьянские наделы и повинности …………………………17
5.Подготовка реформы «Кризис верхов» ……………………...23
6.Значение отмены крепостного права ………………………..27
7.Список используемой литературы ………………………….30
Помещики установили нормы в таком размере, чтобы можно было отрезать в свою пользу часть земель крестьян. В Редакционные комиссии помещики подали заниженные данные о размерах действительных наделов крестьян, и поэтому даже после некоторого увеличения высших норм этими комиссиями в большинстве губерний все равно земли крестьян были сокращены. Земля отрезалась и по дополнительным правилам : помещик мог прирезать себе земли до 1/3 бывшего своего имения (в степной полосе до 1/2) даже в том случае, если у крестьян наделы не превышали высшей нормы.
Если не считать 8 западных губерний, где наделы крестьян были увеличены на 18 % - 20 %, то из остальных 36 губерний в 27 землепользование крестьян сократилось и лишь в 9 осталось с таким же или немного увеличилось.
По официальным данным размеры отрезков в пользу помещиков в 27 губерниях в целом составили 13 % бывших до реформенных крестьянских наделов. Исследования советскими историками документов архивов (уставных грамот) показало, что в действительности у крестьян отрезали около 20 % их угодий, а по отдельным губерниям до 30 % . Помещикам было предоставлено право самим определять какие земли отвести крестьянам, а какие оставить себе. Помещики отрезали себе лучшие земли, а так же брали в отрезки такие участки, чтобы крестьяне вынуждены были их арендовать по дорогой цене. Например, забирали себе, все выгоны и водопои, без которых крестьяне не могли обойтись, а чаще вклинивали отрезки в середину крестьянских полевых земель. По воспоминаниям одного из статистиков, в деревне Хомуты Орловской губернии земли крестьян были в пяти участках, а проехать к ним можно было только через земли помещика. Таким образом, помещики получили возможность кабальной эксплуатации крестьян.
В итоге проведения реформы 10 млн. душ мужского пола бывших помещичьих крестьян получили около 34 млн. дес. земли или 3,4 дес. на душу. По подсчетам либеральных экономистов для, прожиточного минимума надо было иметь в черноземной полосе не менее 5,5 дес. на душу, а в остальных местностях 6-8 дес. Наделы были неравномерными. Почти 5 часть крестьян получила до 2 дес., 28 % от 2 до 3 дес., 26 % от 3 до 4 и 27 % свыше 4 дес. Наименее обеспеченными оказались крестьяне черноземной полосы, наиболее- северных и степных губерний.
Наделение крестьян землей было продиктовано двумя причинами. Царизм беспокоился о том, чтобы крестьяне продолжали платить подати, чего они без земли выполнить не могли. Кроме того, помещики боялись потерять рабочие руки, так как безземельные крестьяне стали бы разбредаться по городам и уходить на многоземельные окраины. Учет интересов крестьян требовал значительного увеличения дореформенных наделов крестьян, что можно было сделать за счет помещичьих латифундий и организации расселения крестьян на окраины. Но победили помещики. За основу наделов были взяты дореформенные, явно недостаточные нормы, но при этом крестьян ограбили, отняв у них жизненно важные «отрезки». При переходе на выкуп бывшие помещичьи крестьяне получали наименование крестьян собственников, но на самом деле полной собственности на землю они, в отличие от помещиков не получали. Юридическим собственником считалась община, но и она не имела права продажи наделов. При подворном землевладении крестьяне тоже не могли продавать свои участки. Была создана новая форма землевладения “надельная”.
Часть крестьян (461 тыс.) получила четвертные, или дарственные, наделы, в среднем по 1,1 дес. на душу. Половина их приходилась нижневолжский район, а четверть - на северо-черноземный. Совсем не получили земли 724 тыс. дворовых и 137 тыс. крестьян мелкопоместных дворян. Они освобождались через два года бесплатно, но без клочка земли.
До перехода на выкуп крестьяне должны были выполнить в пользу помещика временной повинности в виде денежного оброка или барщины. Период перехода от повинностей на выкуп не был твердо установлен положением, ион растянулся с 1863 до 1883 г. (закон 1881г. установил обязательность перехода на выкуп для всех помещичьих имений). К 19 февраля 1870 г. в Европейской России перешло на выкуп 55 % крестьян, не считая западных губерний, где все крестьяне сразу были переведены в категорию крестьян собственников. К 1881 г. на положении временно-обязанных оставалось 15 % бывших помещичьих крестьян внутренних губерний.
Временные повинности по существу были теми же феодальными барщиной и оброком разница была в следующем: размеры их определялись местными положениями, отменялись мелкие повинности (натуральные платы птицей, ягодами, грибами и прочим, добавочные сгонные работы и наряды), основной повинностью признавался оброк (крестьян нельзя было без их согласия переводить на барщину если они ранее платили оброк, а через два года они могли перейти с барщины на оброк бес согласия помещика). Барщина ограничивалась 40 мужскими и 30 женскими днями с тягла в год, при этом 3/5 отрабатывалось в летнее полугодие, остальное - в зимнее. Крестьяне работали на барщине не производительно, помещики не имели уже над ними такой власти. Поэтому удельный вес барщинных крестьян за первые два года сократился вдвое (с 71 до 35 %) и далее сокращение продолжалось.
Большое значение имел принцип определения величины оброка, от которой зависел и размер выкупа. Правительство и сам царь неоднократно подчеркивали, что они не допустят даже обсуждения вопроса о выкупе личной зависимости крестьян, что предлагалось правыми помещиками. Но в среде новой бюрократии был найден обход этого принципа: поставить размер оброка в зависимость не от доходности земли, а от дохода крестьян в данной местности. По местным положениям самый высокий оброк был установлен около Петербурга – 12 руб. С полного надела, затем в нечерноземных губерниях (Московской, Ярославской, части Владимирской и Нижегородской ) – 10 руб. В черноземных и степных губерниях оброк устанавливался в размере 9 руб. Следовательно, оброк был ниже там, где земля ценилась выше. Это произошло потому, что нормы оброка примерно приравнивали к размеру дореформенного оброка, а он был выше в нечерноземных губерниях, около столиц, где можно было больше заработать. А в черноземных губерниях основной доход был от земли, и оброк был ниже. Здесь помещики компенсировались отрезками и возможностью получать с них доход. Назначение оброка по его дореформенным размерам имело целью сохранение для помещика того дохода, который давал крестьянин, а не компенсацию за земли.
Ловким мошенничеством было введение так называемой градации оброка и барщины. Этот принцип вступал в силу только при получении крестьянами не полного надела. Например, при получении половины высшего надела, казалось бы, крестьянин должен платить половину оброка. Но градация заключалась в неравномерном распределении оброка (как и барщины) между десятинами надела. В нечерноземной полосе за первую полученную десятину взималось 50% оброка, за вторую 25%, на остальные раскладывалась поровну оставшаяся часть оброка. В Ярославской губернии с высшего надела в четыре десятка оброк был установлен в 10 руб. Если крестьянам доставалось по два десятка, то они платили за первую десятину 5 руб., как было бы без введения градации. Установление градации было выгодно большинству помещиков, так как основная масса крестьян получила наделы меньше высшей нормы. Особую выгоду от этого получили в связи с тем, что выкуп, как увидим далее, прямо зависел от фактической величины пореформенного оброка. В наиболее тяжелом положении оказались крестьяне черноземной полосы, где землю отрезали сверх высшей нормы.
Кризис «верхов» очень ярко проявился уже в период Крымской войны. Царизм предстал перед всем миром в жалком виде, не способным справиться не только с военным, но и с экономическими и политическими трудностями. После войны с вершин политической власти стало заметно то б чего не видели многие помещики: в глубинах крестьянского моря все чаще поднимались волны такой ширины и высоты, что грозили захлестнуть не только отдельные имения , но и все дворянское государство. Как доказала история, царские слова о том, что крестьянские выступления могут привести к отмене крепостного права. Борьба между отдельными группами правящего класса помещиков из -за реформы и размеров уступок крестьянство отражало только большую или меньшую степень понимания ( или полного не понимания ) этими группами задач объективного развития страны.
В речи перед предводителями московского дворянства 30 марта 1856г. Александр -2 впервые публично заявил о том, что он лично не хотел бы давать свободу крестьянам, но лучше это произвести сверху, чем ждать, пока это произойдет снизу. Следующим шагом была попытка организовать просьбу самого дворянства об освобождении крестьян. Однако беседы министра внутренних дел С. С. Ланского и его товарища (заместителя) А. И. Левшина с предводителями дворянства не встретили поддержки. Левшин писал в воспоминаниях, что предводители дворян при первом же намеке на отмену крепостного права изъявляли удивление, а иногда и не притворный страх. «Такие беседы, - писал он, - хотя и многократно повторенные, не продвинули меня в перед.» В конце 1856 - начале 1857 г. был создан секретный комитет для подготовки реформы, но он состоял из ярых крепостников и предполагал растянуть подготовку на много лет. Однако к концу 1857 г. виленскому генерал- губернатору В. И. Назимову удалось склонить дворян литовских губерний (Виленской, Ковенской и Гродненской) согласится на освобождение крестьян по примеру Остзейского края, где крепостное право было отменено 1816-1819 г. г., а земля осталась у помещиков. Усилия Назимова, лишь недавно назначенного царем, облегчались существованием инвентарных описей в привисленском крае, которые ограничивали права помещиков и вызывали их недовольство. Секретный комитет разработал текст рескрипта царя на имя Назимова, и он был подписан 20 ноября 1857г. В нем содержалась первая правительственная программа отмены крепостного права. Она была на много реакционнее, чем условия реформы 1861г. В1857г. предполагалось освободить крестьян бес полевого надела, но им разрешалось выкупить усадьбу. Полевые земли они должны были арендовать за деньги или за работу у помещика. Последние сохраняли права вотчинной полиции. Для разработки всех условий реформы рескрипт предписывал создать губернские комитеты по улучшению быта помещичьих крестьян. В течение 1858г. такие комитеты по инициативе благородного дворянства (такую инициативу большинство губернаторов выбили с большим трудом ) были созданы на тех же условиях в 47 губерниях Европейской России.
В феврале 1858г. Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. Началось обсуждение проектов реформы в губернских комитетах, а затем и в главном комитете. Различных записок и проектов известно очень много и коллективных, и индивидуальных. Все они написаны дворянами в интересах помещиков. Один из их дворян писал, что комитеты следовало назвать об улучшении быта помещиков. Но выяснилось, во- первых, что интересы помещиков разных регионов не совпадают. Помещики черноземной полосы были заинтересованы сохранить как можно больше земли которая давала главный доход. Из среды этих помещиков вышел проект безземельного освобождения крестьян П. П. Гагарина который копировал освобождение остзейских крестьян. Но в ходе дальнейшей подготовки реформы в связи с усилением крестьянского движения ( сведения о нем подавались в эти годы царю ежедневно). Главный комитет вынужден был принять новые программные требования об обязательном наделении крестьян полевой и усадебной землей за выкуп, о выработке общего положения для всех губерний с поправками для отдельных местностей. Тем не менее, местные различия были очень значительны: черноземные комитеты требовали снизить нормы наделения крестьян землей, нечерноземные настаивали на увеличении выкупной суммы, степные были заинтересованы в длительном сроке временных повинностей, что бы крестьяне не разбежались при наличии свободных казенных земель. Второе различие проявилось при наличии свободных казенных земель. Второе различие уже проявилось внутри комитетов. Часть помещиков представляла ультраконсерваторов, которые настаивали на максимальном сохранении существующих порядков, минимуме изменений. Другие занимали либеральные позиции, отстаивали преобразования буржуазного типа. Последние просто лучше понимали возможность получения помещиками доходов и при новых, капиталистических отношениях. По оценке В.И. Ленина, вся борьба внутри дворянских комитетов была борьбой исключительно из-за меры и формы уступок. Либералы так же, как крепостники, стояли на почве признания собственности и власти помещиков, осуждая с негодованием всякие революционные мысли об уничтожении этой собственности, о положенном свержении этой власти.
Центральная власть вынуждена была считаться с обстановкой в стране, с опасностью новой крестьянской войны. Поэтому местные проекты были подвергнуты изменению в Редакционных комиссиях под председательством Я. И. Ростовцева, в которых участвовали чиновники либерального полка,: товарищ министр внутренних дел Н. А. Милютин, ученый А. П. Семенов ( в будущем академик Семенов- Тян- Шанский), Ю. Ф. Самарин, В. А. Черкасский, А. Заболоцкий-Десятовский, Я. А. Соловьев и др. Хотя по совету царя в комиссии были введены крупные крепостники Шувалов, Паскевич, Голицын, Апраксин, Позен, в основном состав их был либеральным. Если Главный комитет за год провел 28 заседаний, то Редакционные комиссии за полтора года - 409 заседаний. Комиссии составили все основные документы реформы. Рассылаемые в три тысячи экземпляров труды комиссий вызвали поддержку либералов и возражения крепостников. Уступкой последним было назначение реакционера
В. Н. Панина председателем Редакционных комиссий вместо умершего Ростовцева, но это случилось уже в 1860 г. , и Александр-2 распорядился особых изменений не вносить. Редакционные комиссии пошли на значительно большие уступки крестьянам по сравнению с губернскими комитетами, но они в целом так же защищали интересы помещиков в сохранении огромного помещичьего землевладения и их власти в стране. Проект обсуждался в Главном комитете и в Государственном совете. Александр-2 заявил сановникам: Вы убедитесь, что все, что можно было сделать для ограждения выгод помещиков, - сделано. На последнем этапе крепостникам в Главном комитете и Государственном совете удалось внести ряд поправок в свою пользу. По отдельным уездам были уменьшены нормы наделов и увеличены размеры денежного оброка. Очень существенной была поправка Гагарина, разрешавшая крестьянам взять без выкупа 1,4 часть высшего надела.
Подлинные интересы крестьян защищали представители революционного лагеря Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбов, А. И. Герцен, Н. П. Огарев. Они отстаивали освобождение крестьян с землей и представлением им полной свободы, полного равноправия. Подготовка реформы показала, что эти подлинные интересы крестьянства совсем не учитывались. Весь процесс подготовки был сосредоточен в руках помещичьего класса, представители крестьян никуда не приглашались. Но влияние крестьянства на реформу было значительным, она проявилась в развитии мощного движения, подъема активности масс.
Реформа 19 февраля 1861г. ознаменовала, по определению В. И. Ленина, начало новой, буржуазной России, выраставшей из крепостнической эпохи. Поэтому реформа имела революционное значение, она была гранью между двумя эпохами, двумя способами производства: феодализмом и капитализмом. В.И. Ленин ставил реформу 1861 г. по историческому значению в один ряд с революциями в западной Европе, уничтожившими крепостное право. Он отмечал, что в результате реформы произошел крупный переворот, смена одной формы общества другой - замена крепостничества капитализмом.
В результате реформы основной производитель перестал быть собственностью своего хозяина, что привело к смене формы эксплуатации, составляющей главный признак общественно - экономической формации. Конечно, другие признаки новой капиталистической формации - полное господство товарного производства и его перехода в капиталистическое, подчиненное капиталу пережитков старой феодальной формации и их уничтожения, буржуазная переделка политической надстройки и т. д. - не могли быть изменены быстро. К моменту реформы капиталистический уклад уже был довольно развит в России. Сельское хозяйство уже достигло высокой своей степени товарности, промышленность проходила стадию промышленного переворота, значительная часть рабочей силы промышленности уже превратилась в товар, т. е. стала наемной. Как уже отмечалось, крестьянское хозяйство так выделило, особенно в государственной деревне, зажиточные элементы с товарным, преимущественно мелкотоварным производством. Но господствующими укладами в России до 1861г. были крепостнический (барщина), натурально- патриархальный и полунатуральный.