Отмена крепостного права в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:57, курсовая работа

Краткое описание

Если до 1848 г. правительство предпринимало какие-то робкие шаги в крестьянском вопросе, то революция 1848 г. на Западе настолько испугала правительство, что разговоры об отмене крепостного права были прекращены. Исключение представляет лишь попытка правительства в 1853 г. под непосредственным впечатлением восстания в Масловом Куте регламентировать барщину. Как известно, в 1797 г. после крупных крестьянских волнений Павлом I был издан указ о трехдневной барщине. Указ этот по существу рекомендовал помещикам этот размер барщины, а не законодательно устанавливал ее.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Общая характеристика Манифеста от 19 февраля 1861 г……………5
Раздел 1. История подготовки………………………………………………..5
Раздел 2. Оглашение Манифеста……………………………………………12
Глава II. Условия освобождения крестьян от крепостной зависимости…….15
Раздел 1. Личная свобода крестьян………………………………………….15
Раздел 2. Отмена крепостного права и земельный вопрос………………...18
Глава III. Значение Манифестов от 19 февраля 1861г. в истории права России…………………………………………………………………………….22
Раздел 1. Развитие права на равенство………………………………………22
Раздел 2. Нерешённость земельного вопроса……………………………….26
Заключение……………………………………………………………………….28
Список источников и литературы………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 464.00 Кб (Скачать)

В результате малоземелья  значительное количество крестьян не обеспечивало себя потребительской  нормой. Часть крестьянских семей  переселилась на окраины России; другая часть арендовала землю у бывших владельцев, соглашаясь на самые невыгодные условия. Особенно в Инжавинской волости получила распространение отработочная аренда.

К 1917 году в связи с  несоразмерностью роста численности  населения волости (+78%) и приростом  крестьянской земли (+21%) сокращается  обеспеченность крестьянских хозяйств. Но данный процесс не был повсеместным. У 20% крестьян волости произошел прирост земельных наделов, 34% крестьянской массы остались на прежнем уровне и у 46% населения произошло обезземеливание. В среднем по волости при наличии в 1861 году 0,8 десятин на душу обоего пола к 1917 году имелось уже 0,6 десятин.

Проблема малоземелья  решалась первоначально за счет превращения  в пашню других крестьянских угодий, а позже – за счет увеличения аренды.

Но и в результате аренды крестьянам удалось сосредоточить  в землепользовании к 1917 году лишь 51% от волостного земельного фонда.

Нерешенность земельного вопроса породила отставание прироста населения волости, вызванное переселениями (с 1859 по 1917 годы он составил в Инжавинской  волости +77,6%; в Кирсановском уезде +110,3%).

Нехватка земли вызвала  быстрое подорожание как самой  земли (цена на землю с 1861 по 1917 годы возросла при покупке с 42 рублей за десятину до 120 рублей; при аренде с 3-4 рублей до 30-35 рублей), так и сельхозпродуктов (цена пуда ржи с 1893 по 1916 годы поднялась с 34 копеек до 1 рубля 80 копеек).

Исходя из вышеизложенного  можно сделать вывод, что изначальное  малоземелье и дальнейшее обезземеливание  явилось основной причиной всех крестьянских проблем в пореформенный период8.

 

 

 

 

Заключение

 

Отмена крепостного права произошла не мгновенно. Проведению крестьянской реформы предшествовала длительная работа по выработке проектов законодательных актов об отмене крепостного права.

В начале января 1857 г. по указанию царя был образован Секретный  комитет, которому поручалась разработка основного проекта отмены крепостного права. Однако идея отмены крепостного права встретила сильное сопротивление со стороны крепостников-помещиков. Комитет, выражая интересы последних, не торопился приступать к выработке необходимого документа.

Члены Секретного комитета пытались противодействовать предложениям царя. Им было невыгодно отказываться от своих привилегий и терять такую  бесплатную рабочую силу, как крепостные крестьяне. Сам царь вынужден был  подходить к этому вопросу  иначе. Он и его ближайшие соратники видели, что в стране назревает революционная ситуация, которая может привести к отмене крепостного права снизу на явно не выгодных для помещиков условиях.

Царизм при выработке  проекта реформы не мог, разумеется, игнорировать мнение большинства помещиков. Для его выяснения царское правительство образовало из местных помещиков губернские комитеты, которым предлагалось выработать свои предложения к проекту отмены крепостного права.

В январе 1858 г. Секретный  комитет был переименован в Главный комитет по устройству сельского населения. В его состав вошли 12 высших царских сановников под председательством царя. При комитете возникли две редакционные комиссии, на которые возлагалась обязанность собрать и систематизировать мнения губернских комитетов. В их состав вошли представители министерств внутренних дел, юстиции, государственных имуществ и II отделения Собственной канцелярии царя.

На содержание проекта  крестьянской реформы значительное влияние оказало мнение губернских комитетов, которые выражали интересы реакционных крепостников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников и литературы

  1. О.И.Чистяков. Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. - Т.7. Документы крестьянской реформы. – М., Юридическая литература, 1989.
  2. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2, т. XXXVI. Отделение 1. 1861. СПб., 1863, стр. 141 - 169,. № 36657.
  3. Документы крестьянской реформы // Российское законодательство Х-ХХ вв. Т.7. С. 35-48, 140-145. 
  4. Бархатова Е.Ю. История отечественного государства и права в вопросах и ответах. – М.: Норма, 2006.
  5. Будаев Д. И. Крестьянская реформа 1861 года в Смоленской губернии. Смоленск, 1967, 294 с.
  6. Гаджиева С. Ш. К вопросу о крестьянской реформе у кумыков // Ученые записки Дагестанского женского педагогического института/ 1957. Т. 1. С. 40—77.
  7. Горовой Ф. С. Падение крепостного права на горных заводах Урала. Пермь, 1961, 408 с.
  8. Гомола А.И., Панцерная С.Г. История государства и права России. – М.: Норма, 2007.
  9. Гросул Я. С. и Будак И. Т. Крестьянская реформа 60—70-х годов XIX в. в Бессарабии. Кишинев, 1956, 269 с.
  10. Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. М., 1968.
  11. Зайончковский П. А. Подготовка и принятие закона 24 ноября 1866 г. о государственных крестьянах. «История СССР», 1958, № 4, стр. 103—113.
  12. Зайончковский П. А. Проведение в жизнь крестьянской реформы 1861 г. М., 1958, 470 с.
  13. Зайончковский П. А. Советская историография реформы 1861 года. «Вопросы истории», 1961, № 2, с. 85—104.
  14. Зимина В. Г. Крестьянская реформа во Владимирской губернии. Автореферат диссертации. М., 1956.
  15. Ильин Г. В. Реформа 1861 года и крестьянское движение в Московском уезде. «Ученые записки Московского библиотечного института», вып. 9, 1962, с. 178—210.
  16. Канатов В. И. Крестьяне-дарственники Симбирской губернии. В кн.: «Материалы по истории сельского хозяйства и крестьянства СССР». Сб. 6. М., 1965.
  17. Кириллова Т.К. История отечественного государства и права. – М.: Норма, 2004.
  18. Цечоев В.К., Власов В.И., Степанов О.В. История отечественного государства и права. – М.: Норма, 2003.
  19. Чистяков О.И. История отечественного государства и права. Часть 2: Учебник. – М.: Норма, 2007.
  20. Чистяков О.И. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. – М.:БЭК, 2007.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 

 

 

 

 


 

 

                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

                     А.Муха. "Славянская эпопея". Отмена крепостного права на Руси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Манифест 19 февраля 1861 года

О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей

1861.03.05

 

Божиею милостию Мы, Александр  Второй, император и самодержец 27 всероссийский, царь польский, великий  князь финляндский, и прочая, и  прочая, и прочая. Объявляем всем нашим верноподданным.

 

Божиим провидением  и священным законом престолонаследия быв призваны на прародительский всероссийский престол, в соответствие сему призванию мы положили в сердце своем обет обнимать нашею царскою любовию и попечением всех наших верноподданных всякого звания и состояния, от благородно владеющего мечом на защиту Отечества до скромно работающего ремесленным орудием, от проходящего высшую службу государственную до проводящего на поле борозду сохою или плугом.

 

Вникая в положение  званий и состояний в составе  государства, мы усмотрели, что государственное  законодательство, деятельно благоустрояя высшие и средние сословия, определяя их обязанности, права и преимущества, не достигло равномерной деятельности в отношении к людям крепостным, так названным потому, что они частию старыми законами, частию обычаем потомственно укреплены под властию помещиков, на которых с тем вместе лежит обязанность устроять их благосостояние. Права помещиков были доныне обширны и не определены с точностию законом, место которого заступали предание, обычай и добрая воля помещика. В лучших случаях из сего происходили добрые патриархальные отношения искренней правдивой попечительности и благотворительности помещика и добродушного повиновения крестьян. Но при уменьшении простоты нравов, при умножении разнообразия отношений, при уменьшении непосредственных отеческих отношений помещиков к крестьянам, при впадении иногда помещичьих прав в руки людей, ищущих только собственной выгоды, добрые отношения ослабевали и открывался путь к произволу, отяготительному для крестьян и неблагоприятному для их благосостояния, чему в крестьянах отвечала неподвижность к улучшениям в собственном быте.

 

Усматривали cиe и приснопамятные предшественники наши и принимали  меры к изменению на лучшее положение  крестьян; но это были меры, частию нерешительные, предложенные добровольному, свободолюбивому действованию помещиков, частию решительные только для некоторых местностей, по требованию особенных обстоятельств или в виде опыта. Так, император Александр I издал постановление о свободных хлебопашцах, и в бозе почивший родитель наш Николай I - постановление об обязанных крестьянах. В губерниях западных 28 инвентарными правилами определены наделение крестьян землею и их повинности. Но постановления о свободных хлебопашцах и обязанных крестьянах приведены в действие в весьма малых размерах.

 

Таким образом, мы убедились, что дело изменения положения  крепостных людей на лучшее есть для  нас завещание предшественников наших и жребий, чрез течение событий  поданный нам рукою провидения.

 

Мы начали cиe дело актом  нашего доверия к российскому дворянству, к изведанной великими опытами преданности его престолу и готовности его к пожертвованиям на пользу Отечества. Самому дворянству предоставили мы, по собственному вызову его, составить предположения о новом устройстве быта крестьян, причем дворянам предлежало ограничить свои права на крестьян и подъять трудности преобразования не без уменьшения своих выгод. И доверие наше оправдалось. В губернских комитетах, в лице членов их, облеченных доверием всего дворянского общества каждой губернии, дворянство добровольно отказалось от права на личность крепостных людей. В сих комитетах, по собрании потребных сведений, составлены предположения о новом устройстве быта находящихся в крепостном состоянии людей и о их отношениях к помещикам.

 

Сии предположения, оказавшиеся, как и можно было ожидать по свойству дела, разнообразными, сличены, соглашены, сведены в правильный состав, исправлены и дополнены в Главном по сему делу комитете; и составленные таким образом новые положения о помещичьих крестьянах и дворовых людях рассмотрены в Государственном совете.

 

Призвав Бога в помощь, мы решились дать сему делу исполнительное движение. В силу означенных новых  положений, крепостные люди получат  в свое время полные права свободных  сельских обывателей.

 

Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред правительством, определенное в положениях количество полевой земли и других угодий.

 

Пользуясь сим поземельным  наделом, крестьяне за cиe обязаны  исполнять в пользу помещиков  определенные в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными.

 

Вместе с тем им дается право выкупать усадебную  их оседлость, а с согласия помещиков  они могут приобретать в собственность  полевые земли и другие угодья, отведенные им в постоянное пользование. С таковым приобретением в  собственность определенного количества земли крестьяне освободятся от обязанностей к помещикам по выкупленной земле и вступят в решительное состояние свободных крестьян-собственников.

 

Особым положением о  дворовых людях определяется для  них 29 переходное состояние, приспособленное к их занятиям и потребностям; по истечении двухлетнего срока от дня издания сего положения они получат полное освобождение и срочные льготы.

На сих главных началах  составленными положениями определяется будущее устройство крестьян и дворовых людей, установляется порядок общественного крестьянского управления и указываются подробно даруемые крестьянам и дворовым людям права и возлагаемые на них обязанности в отношении к правительству и к помещикам.

Хотя же сии положения, общие, местные и особые дополнительные правила для некоторых особых местностей, для имений мелкопоместных владельцев и для крестьян, работающих на помещичьих фабриках и заводах, по возможности приспособлены к местным хозяйственным потребностям и обычаям, впрочем, дабы сохранить обычный порядок там, где он представляет обоюдные выгоды, мы предоставляем помещикам делать с крестьянами добровольные соглашения и заключать условия о размере поземельного надела крестьян и о следующих за оный повинностях с соблюдением правил, постановленных для ограждения ненарушимости таковых договоров.

 

Как новое устройство, по неизбежной многосложности требуемых  оным перемен, не может быть произведено  вдруг, а потребуется для сего время, примерно не менее двух лет, то в течение сего времени, в отвращение замешательства и для соблюдения общественной и частной пользы, существующий доныне в помещичьих имениях порядок должен быть сохранен дотоле, когда, по совершении надлежащих приготовлений, открыт будет новый порядок.

 

Для правильного достижения сего мы признали за благо повелеть:

 

1. Открыть в каждой  губернии губернское по крестьянским  делам присутствие, которому вверяется  высшее заведование делами крестьянских  обществ, водворенных на помещичьих  землях.

 

2. Для рассмотрения  на местах недоразумений и споров, могущих возникнуть при исполнении новых положений, назначить в уездах мировых посредников и образовать из них уездные мировые съезды.

 

3. Затем образовать  в помещичьих имениях мирские  управления, для чего, оставляя сельские  общества в нынешнем их составе, открыть в значительных селениях волостные управления, а мелкие сельские общества соединить под одно волостное управление.

 

4. Составить, поверить  и утвердить по каждому сельскому  обществу или имению уставную  грамоту, в которой будет исчислено, на основании местного положения, количество земли, предоставляемой крестьянам в постоянное пользование, и размер повинностей, причитающихся с них в пользу помещика как за землю, так и за другие от него выгоды.

 

5. Сии уставные грамоты  приводить в исполнение по мере 30 утверждения их для каждого имения, а окончательно по всем имениям ввести в действие в течение двух лет со дня издания настоящего манифеста.

Информация о работе Отмена крепостного права в России