Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:57, курсовая работа
Если до 1848 г. правительство предпринимало какие-то робкие шаги в крестьянском вопросе, то революция 1848 г. на Западе настолько испугала правительство, что разговоры об отмене крепостного права были прекращены. Исключение представляет лишь попытка правительства в 1853 г. под непосредственным впечатлением восстания в Масловом Куте регламентировать барщину. Как известно, в 1797 г. после крупных крестьянских волнений Павлом I был издан указ о трехдневной барщине. Указ этот по существу рекомендовал помещикам этот размер барщины, а не законодательно устанавливал ее.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Общая характеристика Манифеста от 19 февраля 1861 г……………5
Раздел 1. История подготовки………………………………………………..5
Раздел 2. Оглашение Манифеста……………………………………………12
Глава II. Условия освобождения крестьян от крепостной зависимости…….15
Раздел 1. Личная свобода крестьян………………………………………….15
Раздел 2. Отмена крепостного права и земельный вопрос………………...18
Глава III. Значение Манифестов от 19 февраля 1861г. в истории права России…………………………………………………………………………….22
Раздел 1. Развитие права на равенство………………………………………22
Раздел 2. Нерешённость земельного вопроса……………………………….26
Заключение……………………………………………………………………….28
Список источников и литературы………………
1) чтобы величина участка,
приобретеннаго крестьянином в
собственность, была не менее о
2) чтобы сей участок
находился в расстоянии не
Далее пятнадцати верст от
места водворения того
144. Крестьяне-собственники, приписавшиеся к обществу на основании предъидущей статьи, т. е. без участия в пользовании мирским наделом, подчиняются, наравне с другими членами общества, волостному и сельскому общественному управлению; они участвуют в выборе должностных лиц и в других делах крестьянскаго управления, а также в раскладке и отправлении обществом рекрутской повинности, казенных податей, земских повинностей и мирских сборов; но освобождаются от всех обязанностей, проистекающих из пользования мирским наделом.
145. Приписка к обществу крестьян-собственников, на основании статей 143 и 144, производится волостным старшиною, по просьбе о том означенных крестьян, без составления обществом приемнаго приговора и без испрошения согласия помещика.
146. Приемыши, приписанные
к семействам крестьян из подки
Отд[ел] III - О порядке причисления в оклад, исключения из онаго и перечисления из одного оклада в другой
147. Причисление в оклад, исключение из оклада и перечисление из одного оклада в другой крестьян, вышедших из крепостной зависимости, производится не иначе, как с ведома и по распоряжению казенной палаты, общим, для сего установленным порядком (Свода Зак. 1857, г., Т. V. Уст. о Под., ст. 22). Сверх того, при переходах сих крестьян из одного общества в другое, соблюдаются следующия особыя правила:
1) если крестьянин переходит из одного общества в другое, находящееся в пределах той же волости, то казенная палата производит перечисление окладов, следующих с переходящаго крестьянина, по получении сведения о переходе сего крестьянина (ст. 137);
2) при переходе в общество другой волости, но в пределах той же губернии, переходящий крестьянин обязан, сам, (или чрез старшину той волости, куда он переходит (порядком, указанным в пункте 5 ст. 83 сего Положение), представить в казенную палату увольнительное свидетельство, выданное ему на основании ст. 132, 133 и 134 настоящаго Положения, и приемный приговор, засвидетельствованный волостным старшиною, на принятие переходящаго крестьянина в новое общество. Казенная палата, по получении упомянутых свидетельства и приговора, делает немедленно распоряжение о перечислении окладов переходящаго крестьянина в новое общество, с того времени, по которое таковые значатся по увольнительному свидетельству уплаченными в обществе, из коего уволен переходящий крестьянин; и
3) при переходе из
одной губернии в другую, увольнительное
свидетельство и приемный
Примечание. Крестьяне-собственники, приписываемые к обществам без приемнаго приговора (ст. 143, 144 и 145), представляют, вместо онаго, в казенную палату, свидетельство волостнаго старшины о приписке.
ГЛ[АВА] VI - О ВОТЧИННОЙ ПОЛИЦИИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВЕ ПОМЕЩИКОВ В СЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВАХ ВРЕМЕННО-ОБЯЗАННЫХ КРЕСТЬЯН
148. Помещику предоставляется,
на. основаниях и в пределах, ниже
сего означенных, вотчинная полиция
в сельском обществе временно-
149. Помещик имеет право
надзора за охранением
150. Посему сельский староста исполняет безотлагательно все законныя требования помещика по следующим предметам:
1) о прекращении всякаго
буйства или Василия в
2) об оказании помощи
и защиты как самому владельцу,
3) о предохранении
владельца и его имущества,
а также и всех проживающих
в имении его лиц от опасности
при всяких несчастных случаях,
4) о надзоре за лицами подозрительнаго поведения и о задержании беглых, бродяг и беспаспортных;
5) об исправлении сельских дорог на землях, в пользование крестьян отведенных; и
6) в случае совершения кем-либо преступления, о задержании виновных и сохранении следов преступления, до прибытия земской полиции или судебнаго следователя.
151. Крестьяне, водворенные на земле помещика, обязаны ограждать его и его домашних от всяких насильственных дейстрий, указанных в пунктах 1 и 2 ст. 150, а равно и оказывать им помощь при внезапных общественных несчастиях (п. 3, ст. 150), для устранения коих требуется единовременное соединение большаго числа рабочих сил. Для сего, в случае опасности, как сельское начальство, так и крестьяне, должны являться на помощь даже и до призыва их помещиком.
Примечание. При паводках, угрожающих помещик чьим плотинам, помещик может также требовать нeмeдленной помощи от крестьян, в определенном числе или сгоном, с соблюдением условий, указанных в местных положениях.
152. Если староста допустит
беспорядки, утаит или оставит
без преследования
153. В случае злоупотреблений
и вообще неисправнаго
154. За оскорбление
помещика или члена его
155. Как попечитель
сельскаго общества временно-
156. Помещику предоставляется
в тех случаях, когда он
157. Ни один крестьянин не может быть по мирскому приговору исключен из общества и представлен в распоряжение правительства иначе, как по предварительном сношении мироваго посредника с самим владельцем или его поверенным. Мировой посредник ожидает отзыва владельца о том в течение месяца. Получив отзыв, мировой посредник представляет о сем губернскому по крестьянским делам присутствию. Если же в течение месяца отзыва владельца, или его повереннаго, мировой посредник не получит, то он, по прошествии сего срока, представляет дело губернскому по крестьянским делам присутствию и без отзыва владельца.
158. Помещику, в продолжение
первых девяти лет по
159. Помещику, если он
пожелает, сообщаются все мирские
приговоры, состоявшиеся на
160. Помещик, буде усмотрит
в мирском приговоре
161. Помещик, имея право
на взимание с крестьян
162. Помещик сносится
с сельским обществом чрез
посредство избраннаго сим
163. Помещик может, по своему усмотрению, передавать права свои, вполне или с ограничениями и по законным доверенностям, всем тем лицам, которым, общими законами, не воспрещается управление имениями.
Разд[ел] III - О КАЗЕННЫХ, ЗЕМСКИХ И МИРСКИХ ПОВИННОСТЯХ
ГЛ[АВА] I - О КАЗЕННЫХ И ЗЕМСКИХ ПОВИННОСТЯХ
164. Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости, обязаны нести следующия казенныя и земския денежныя повинности:
1) подушную подать;
2) сбор на обеспечение продовольствия;
3) земские сборы, как государственные, так общие губернские и частные; и
4) сбор на заготовление окладных листов по податям и сборам.
Примечание. Те дворянския частныя повинности, кои установлены для нужд дворянства и лежат на одних помещиках, остаются на них по прежнему (Свода Зак., 1857 г., Т. IV, Устр. о Зем. Пов. ст. 14 параграфы II - VIII).
165. Подушная подать
и сбор на обеспечение
166. Земские сборы,
Примечание. Вновь установляемый сбор на заготовление "окладных листов", для исчисления следующих с крестьян казенных податей, земских повинностей и разных взысканий, составляет частную крестьянскую повинность.
167. Земския повинности с помещичьих имений, как натуральныя, так и денежныя, распределенныя подушно или поземельно, утвержденными на текущее трехлетие раскладками, остаются до истечения сего трехлетия, т. е. по исход 1862 года, на прежнем основании, а в продолжение сего времени имеет быть совершен пересмотр законов о сих повинностях, для правильнаго их распределения между крестьянами и землевладельцами.
Примечание. Новый сбор на содержание местных по крестьянским делам учреждений взимается на основании устава о земских повинностях по количеству земли: с помещиков - за земли, оставленныя ими в непосредственном их распоряжении, а с крестьян - за земли, отведенныя в их пользование, и за те, которыя приобретены ими в собственность.
168. Ежегодные окладные
листы о всех вообще казенных
податях, земских сборах и
169. Разверстка в сельском
обществе казенных и земских
повинностей, денежных и
170. Сбор казенных и земских денежных повинностей с крестьян производится старостою или особым сборщиком податей, где оный назначен.
171. Порядок сего сбора,
счетоводства и хранения
172. Сельский староста или сборщик податей, по приеме от крестьян платежей, за вычетом из них части, следующей в мирские сборы, вносит затем всю сумму в уездное казначейство и получает от онаго узаконенную квитанцию.
173. Сроки, для взноса в казначейство, денежных сборов, остаются ныне существующие; губернскому по крестьянским делам присутствию предоставляется ходатайствовать, по просьбе крестьян, об изменении сих сроков для разных местностей, а также о распределении между несколькими сроками годоваго оклада, сообразно местным удобствам.