Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 16:42, реферат
На эти вопросы до сих пор нет точных и однозначных ответов, ибо складывание этнической карты нашей страны началось в столь отдаленную эпоху первобытнообщинного строя, когда еще не появилась письменность, а археологические памятники (древние предметы, сооружения, изображения, погребения и т.п.) не дают сведений о языке - важнейшем этническом признаке.
Нашими далекими предками были славяне - крупнейшая в Европе группа народов, связанных родственным происхождением, общностью территории проживания и близостью языка. В эту группу входят восточные славяне: русские, украинцы и белорусы; западные славяне: поляки, чехи, словаки, кашубы и лужичане; южные славяне: болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы и боснийцы.
В сознании древнего язычника
жили одновременно два мира
– реальный, человеческий мир
и иной мир, населенный
Иной мир воспринимался, с
Божества-чудовища. Змей – могучее враждебное чудовище – встречается в мифологии практически любого народа. Древнее представления славян о змее сохранились в сказках. В них герой сражается с многоголовым чудовищем, как правило, возле реки (змей связан с подземными водами), победив его, освобождает царевну, а былинный герой Добрыня – многочисленных пленников. Освобождение – отзвук древнейшего мифа, в котором герой-колдун, отправляясь в иной мир, оказывался проглоченным Змеем и обнаруживал, что царство смерти находится в брюхе чудища. Там он встречал умерших предков, учился у них мудрости, копил силы, а затем выбирался обратно. Со временем представления о Змее менялись, он воспринимался все более враждебно, и если в древних вариантах мифов попасть к нему в брюхо считалось большой удачей, то позже такое событие стало восприниматься как беда.
Северные славяне поклонялись Змею – владыке подземных вод – и называли его Ящер. Святилища Ящера располагались на болотах, берегах озер и рек; наиболее известное из них находилось в Перыни, недалеко от Новгорода, в том месте, где из озера Ильмень вытекает река Волхов. Название «Перынь» древнее святилище получило, когда по приказу еще молодого Владимира Святославовича идол Ящера был повержен и заменен Перуном. Береговые святилища Ящера имели идеально круглую форму – круг как символ совершенства, порядка противопоставлялся разрушительной силе этого бога. В качестве жертв Ящеру кидали черных кур, а также молодых девушек, что отразилось во многих поверьях (будто бы водяные уносят к себе под воду женщин или женятся на утопленницах).
Все славянские племена,
С переходом к земледелию
Древнейшим верховным мужским божеством славян был Род. В ранних христианских поучениях против язычества о Роде пишут как о боге, которому поклонялись все народы: «Начали эллины ставить трапезу роду и Рожаницам, также египтяне, также римляне. Даже и до славян дошло, эти же славяне начали трапезу ставить Роду и Рожаницам прежде Перуна, Бога их». Другой христианский книжник настаивает: «Всем бо есть творец Бог, а не род». Этим противопоставлением летописец невольно дает понять, какое значительное место отводилось Роду в пантеоне древнеславянских божеств.
Род был богом неба, грозы, плодородия. О нем говорили, что он едет на облаке, мечет на землю дождь, и от этого рождаются дети (очень похоже на мифы об Оленихах-прарадительницах). Род – повелитель земли и всего живого, он – языческий бог творец. Имя Рода восходит к иранскому корню со значением божества и света, а в славянских языках корень род означает родство и рождение, воду (родник), прибыль (урожай), такие понятия как «народ» и «родина», кроме того – красный цвет (рдяной) и молнию, особенно шаровую, называемую «родия».
Много общего с Родом имеют Стрибог и Сварог. «Стрибог» означает «бог-отец», его внуками считались ветры. «Сварог» переводится как небесный, в мифах о нем говорится как о боге, пославшем людям клещи, благодаря чему люди научились обрабатывать железо. Сварог связан и с огнем, который называли «сварожичем».
Спутницами Рода были Рожаницы – безымянные богини плодородия, изобилия, благополучия. Рожаницы не столько подательницы плодородия, сколько хранительницы жизни. По наиболее древнему представлению Рожаницы мыслились в виде двух небесных богинь, подательниц дождя, но дольше всего держалась верав них как защитниц молодых матерей и маленких детей.
Богом солнца был Хорос. Представление о том, что солнечный свет существует независимо от солнца, свойственно многим славянским народам; славянские книжники подчеркивали зависимость светила от солнечного света: «Вещь бо есть солнце свету» («Солнце только воплощение света»). Хорос, чье имя означает «солнце», «круг», воплощал в себе движущееся по небу светило. Это очень древнее божество, не имевшее человеческого облика и представлявшееся просто золотым диском. С культом Хороса были связаны ритуальный весенний танец – хоровод (движение по кругу), обычай печь на масленицу блины, катать зажженные колеса, также символизирующие светило.
Спутником богов солнца и
Женскими божествами
К древнейшему
Мужским божеством плодородия, связанным с нижним миром, был Велес (Волос). Имя Велеса восходит к древнейшему корню «vel» со значением «мертвый». Но поскольку с миром мертвых связывались представления о магической силе, обладатель которой подчиняет себе людей, то этотже корень означает могущество и встречается в словах «власть», «велеть», «владеть», «великий». Культ Велеса у славян сильно менялся на протяжении времени. Наиболее древний облик бога – Медведь. Культ бога Велеса был широко распространен у славян, о чем свидетельствует обилие деревень и сел названных Велесово, Волосово, Волотово.
Во многом схожа с Велесом
Морена (Марена) - богиня мира мертвых
и плодородия земли. Ее имя
имеет общий корень со словами
«смерть» и «мор». В русских
сказках она представлена
Боги-воины. Особое место занимают воинственные боги, которым приносились кровавые жертвы, - Ярило и Перун. Они были мало почитаемы среди славянских племен из-за их воинственности.
Ярило – бог зерна, умирающего
в земле, чтобы возродиться
колосом, - был одновременно и
прекрасным и жестоким. Язычникам
он представлялся юношей на
белом коне, в венке из полевых
цветов, со снопом ржи в одной
руке и отрубленной
Славянским громовержцем был Перун. Перун был в большей степени богом-воином. Основной миф о Перуне повествует о сражении бога со Змеем – похитителем скота, вод. Ход этого боя неоднократно повторен в русских былинах о сражении с различными чудовищами – Змеем-Горынычем, Тугарином Змеевичем, Соловьем-Разбойником. Перун-змееборец, обладатель молнии молота, тесно связан с образом магического кузнеца. Есть версии, что такой бог был чужд большинству общинных славян-земледельцев и заимствован у варягов.
Информация о работе Откуда и когда взяла свое начало Древняя Русь