Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 18:51, автореферат
Актуальность темы исследования. Магистральным направлением формирования правового государства в Российской Федерации является проведение судебной реформы и создание эффективной судебной системы, обеспечивающей высококачественное правосудие, способное защитить и гарантировать права и свободы граждан и юридических лиц. На дальнейшее продолжение судебной реформы, ее оптимальность и эффективность, неоднократно обращал внимание Президент Российской Федерации Д.А. Медведев. Между тем, успешное проведение судебной реформы в современной России невозможно без глубокого знания аналогичного опыта мероприятий прошлых столетий. Величайшей в правовой истории России можно назвать судебную реформу 1864 года.
Во втором параграфе анализируется деятельность мировых судов в Восточной Сибири, вошедших в систему общих судов. На мирового судью возлагались обязанности следователя и нотариуса. В случае неполноты состава окружного суда, мировой судья мог быть включен в его состав.
Мировые судьи, осуществляя разъезды по отдаленным населённым пунктам, рассматривали мелкие споры по гражданским делам, расследовали отдельные виды уголовных преступлений. Анализ существующих источников показывает, что они очень часто допрашивали соседей в качестве свидетелей, и здесь же, публично и гласно выносили судебное решение. Судья рассматривал, главным образом, мелкие правонарушения и проступки, возникавшие часто на почве пьянства, личных ссор и мелких краж среди местного населения. Мировой суд действительно выполнял функции «хранителя мира», подобно мировым судам средневековой Англии, возникшим из практики разъездных королевских судов. Мировые судьи в отдаленных местностях становились единственными примирителями сторон.
В диссертации анализируется формирование мировых судов в Томском, Красноярском, Иркутском и Читинском округах. Речь идёт об анализе протоколов по определению границ мировых участков, писем, докладных и объяснительных записок мировых судей о причинах накопления дел, несвоевременности их рассмотрения, а также анализируются условия и обстоятельства, способствовавшие становлению независимости мировых судей от местной администрации.
В третьем параграфе анализируется правовое положение и роль института присяжной адвокатуры в отечественном судопроизводстве. Советы присяжных поверенных провозглашались самоуправляемой организацией (ст. 357-366 Учреждений судебных установлений). С принятием Закона от 05.12.1874, приостановившего создание советов
присяжных поверенных, они были подчинены окружным судам на основании ст. 353 Учреждений судебных установлений. Председатели судов осуществляли прием и увольнение с работы, привлекали присяжных поверенных к дисциплинарной ответственности. Вопрос о приеме на работу часто зависел не только от уровня профессиональной подготовки, но и от политических убеждений и нравственного статуса личности присяжного поверенного. Формирование адвокатуры в Восточной Сибири затянулось на долгие годы. Подобная ситуация объясняется лишь тем, что установленные правила в указанных выше актах имели не правовой, а социально-политический характер. Такой порядок ставил присяжных поверенных в зависимое положение от руководства судов, что во многом противоречило целям и задачам этого института, направленного на защиту законных интересов сторон в судебном процессе.
После открытия в 1907 г. Совета присяжной адвокатуры и представления советом первого отчета за 1907 – 1908 г. стало очевидным, что в основополагающих документах совета не были сформулированы и определены основные начала формирования деятельности данной организации. Общее собрание как высший орган присяжных поверенных не наделялся какими-либо полномочиями. Кроме того, не были выработаны принципы политики деятельности совета. В отчете не имелось сведений о консультационной работе адвокатов, не была осуществлена попытка классификации видов консультаций, не определена специфика правовой помощи городскому и сельскому населению. В нем отсутствовали сведения о проведенных с участием адвокатов судебных процессах, о работе адвокатов с предприятиями и подготовке ими своих помощников к практической деятельности. Из 207 страниц отчета на 177 подробно описывались лишь нарушения обязанностей присяжных, их проступки. Совет присяжных поверенных Иркутской судебной палаты в большей степени походил на дисциплинарный совет по привлечению присяжных поверенных к ответственности, чем на совет самоуправляемой организации, образованной
для защиты граждан в судебном процессе (ст.ст. 390, 393-394, 401-405 и др. Учреждений судебных установлений).
В Главе III «Судопроизводство в Восточной Сибири (1897–1912 г.)» исследуется роль внесенных Временными правилами 1896 г. изменений в Судебные уставы 1864 г., во многом нацеленные на снятие существовавших противоречий между судопроизводством общих и военных судов. Здесь же подводятся итоги деятельности Иркутской судебной палаты и др.
В параграфе первом главы рассматриваются противоречия между общими и военными судами. Дело в том, что проблема специализации судебной власти, не решенная в середине XIX в., продолжала быть актуальной и в конце XIX в. Множественность дореформенной системы судов в Восточной Сибири была упразднена, но не до конца. Оставались суды крестьянские, станичные, инородцев, военные. В результате, судебный процесс общих судов основывался на принципах демократического правосудия, а военных – на принципах дореформенного правосудия. По Военно-судебному уставу 1883–1885 гг. военное правосудие не отделялось от управления, хотя состязательный процесс формально оставался, но дела рассматривались под непосредственным контролем командиров частей. Дела возбуждались командиром (ст. 313 – 315), который направлял ведение следствия (ст. 320), разрешал возникающие при проведении следствия сомнения (ст. 332), приговор суда утверждался полковым командиром (ст. 678), а обжалование приговоров полковых судов не допускалось (ст. 697).
В условиях возрастания интенсивности политики освоения новых территорий общесоциальные функции государства должного развития в Восточной Сибири не получили. По данным отчета за 1909 г., из 120262 граждан, привлеченных к ответственности, 49 226 человек находились в тюрьмах, 67 656 содержались под полицейским арестом.2 Мер профилактического характера предупреждения правонарушений также не осуществлялось; среди местного населения разъяснительной работы о поддержании общественного порядка и соблюдения действующего законодательства правоохранительными органами не проводилось.
На основе материалов Отчета за 1898 г. в диссертации проводится анализ движения уголовных и гражданских дел, а также дается классификация дел по видам преступлений, рассматриваемых в судебных и распорядительных заседаниях.
В диссертации уделяется особое внимание выездным сессиям окружных судов и Иркутской судебной палаты, а также особенности их проведения. Дело в том, что это было важнейшей задачей судебной реформы – обеспечить доступность суда для местного населения.
Во втором параграфе главы анализируется механизм действия Временных правил 1896 г., вводивших Судебные уставы 1864 г. в юридическую практику в Восточной Сибири. В исследовании обращается внимание на то, что споры, возникающие между участниками торговых отношений, приобретали правовой характер в отличие от существовавших ранее обычаев, способствующих произволу властей и судей. Существующий порядок опирался на нормы права, придавая разрешению спора правовой характер.
Второй раздел Временных правил 1896 г. вносил некоторые изменения в Устав гражданского судопроизводства 1864 г., касавшихся порядка судопроизводства в мировых судах. Жалобы на решения мировых судей стали приноситься в окружной суд действовавшего в качестве мирового съезда (п. 33 Временных правил). Жалобы на решения окружного суда теперь направлялись в судебную палату, выступающую в качестве кассационной инстанции (п. 37 Временных правил) и т.д.
По уставу уголовного судопроизводства дела о бродягах передавались в компетенцию мировых судей (п. 58 Временных правил), а дела о ссыльнокаторжных и ссыльнопоселенцах относились к окружному суду (п. 59 Временных правил).
Изменения, внесенные Временными правилами, отражали особенности развития Сибирского края. При этом частично в них вводились нормы, которые могли возрождать практику дореформенных судов. Статья 77 этих правил предоставляла право чиновникам судебного ведомства выступать в судебном процессе в качестве защитников сторон (кроме судей и прокуроров).
В третьем параграфе настоящей главы раскрывается политика царского правительства в Восточной Сибири, исследуется институт применения ссылки и каторги, а также анализируются итоги работы судов Восточной Сибири по отчетам Иркутской судебной палаты за 1898 и 1909 гг.. Сопоставление результатов деятельности новых судов за 1898 и 1909 гг. показали, что социальные противоречия в обществе не исчезли, а наоборот где-то и возрастали. Одной из главных причин развития преступности в регионе оставалось наличие ссыльнокаторжных поселенцев и беженцев. На пересылку арестантов только в Иркутской губернии требовалось свыше 5000 человек и свыше 500 подвод. Учитывая, что этапы начинались в Тюмени и заканчивались на острове Сахалин, а также непрерывный процесс этапирования, становится понятным ориентирование экономики Восточной Сибири на конвоирование и содержание осужденных.
Царское правительство продолжало политику ссылки и каторги, но в конце XIX в., с развитием капиталистической системы хозяйствования, оно было вынуждено переходить к экономической и социальной политике в регионе. Строительство железной дороги и проведение судебной реформы стали важными факторами поддержания новых капиталистических отношений и наметившихся изменений во внутренней политике государства.
Данные отчетов Иркутской судебной палаты за 1898 г. свидетельствовали об успешном проведении судебной реформы. Разъездной характер мировых судей, регулярное проведение выездных сессий судебной палатой и окружными судами приблизили суд к местному населению. Суды стали доступными для жителей деревень, уездов, областных и губернских городов. По результатам отчетов судов - количество уголовных дел увеличивалось, а число привлеченных к уголовной ответственности возросло к 1909 г. в 35 раз, по сравнению с 1898 годом.
И все же экономические и социальные функции государства не получили должного развития в Восточной Сибири. Основы абсолютной монархии сохранялись, затрудняя развитие капиталистической экономики и социальной структуры. Законодатель не успевал за развитием новой системы хозяйствования и социальными изменениями в обществе. Законодательство, в первую очередь выражало интересы государства, собственников, а интересы простых людей часто отступали на второй план.
В заключение диссертации обобщены основные положения и сделаны выводы, отражающие теоретическую и практическую значимость исследования.
Публикации в научных изданиях, рекомендованных ВАК:
По теме диссертации опубликованы следующие работы автора:
1 Дмитрий Медведев. Уважать и охранять права и свободы человека. Российская газета 2008 № 97;
см. также: Судебной системе устроят скорый суд. Известия. 2008, № 90
2 ГАИО Ф. 246, оп. 1, д. 55. С. 141-142
Информация о работе Особенности судебной реформы в Восточной Сибири (1864 - 1896 г.)