Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 18:51, автореферат
Актуальность темы исследования. Магистральным направлением формирования правового государства в Российской Федерации является проведение судебной реформы и создание эффективной судебной системы, обеспечивающей высококачественное правосудие, способное защитить и гарантировать права и свободы граждан и юридических лиц. На дальнейшее продолжение судебной реформы, ее оптимальность и эффективность, неоднократно обращал внимание Президент Российской Федерации Д.А. Медведев. Между тем, успешное проведение судебной реформы в современной России невозможно без глубокого знания аналогичного опыта мероприятий прошлых столетий. Величайшей в правовой истории России можно назвать судебную реформу 1864 года.
С учетом результатов диссертационного исследования сформулированы и обоснованы следующие положения, выносимые на защиту и отражающие ее новизну.
Положения, выносимые на защиту
1. Судебная реформа в Восточной Сибири проводилась на основе Судебных уставов 1864 г., без учета принятых и действующих в Российской Империи законов 70-х – 90-х гг. XIX в., которые, в конечном итоге, привели к возврату дореформенного правосудия. Это проявилось в объединении функций правосудия и управления, ограничении независимости судей, сужении компетенции суда присяжных. В отличие от Центральной России в Восточной Сибири, напротив, реализовывались начала Судебных уставов 1864 г.
2. Обосновывается положение о том, что судебная реформа в Восточной Сибири 1896 г. воплотила демократические принципы судопроизводства Судебных уставов 1864 г. Большую роль сыграли Временные правила 1896 г. согласно которым мировые суды вошли в систему общих судов. Иркутская судебная палата учреждалась в качестве кассационной инстанции по делам мировой подсудности.
3. Аргументируется положение о том, что решение о проведении в Восточной Сибири судебной реформы на основе Судебных уставов 1864 г. было принято Правительством России в результате неудавшихся попыток в период 1864 – 1892 гг., приспособить дореформенное правосудие к новым фактическим отношениям, развивающимся в Восточной Сибири.
4. Систематизированы причины необходимости разработки и реализации судебной реформы 1896 г. в Восточной Сибири, к которым можно частично отнести:
– территориальную отдаленность и географическую обособленность Восточной Сибири от Центральной России и обширность ее территории;
– развитие экономических, социальных и иных отношений, нуждавшихся в защите новой судебной системы и демократических принципов правосудия;
– отдаленность расположения судов и других правоохранительных органов от большей части местного населения;
– увеличение миграции населения в Восточную Сибирь, в том числе потока ссыльных и каторжников, массовые побеги которых способствовали формированию устойчивой преступной среды.
5. Обосновывается положение об уникальности судебной реформы, проявившейся:
– в масштабности территории, на которой она была проведена (свыше 9 млн. кв. километров);
– в оперативном сборе материалов и проведении системного анализа проблем дореформенного и послереформенного правосудия, позволившего в Восточной Сибири решительно вернуться к Судебным уставам 1864 г. и осуществить реформу в этом регионе, отличавшуюся самостоятельным характером проводимых преобразований дореформенного судопроизводства и правосудия.
6. Сделан вывод о том, что такие организационные формы как выездные сессии Иркутской судебной палаты, окружных судов и разъездной характер мировых судей - приблизили суды к населению отдаленных деревень, уездов, областей и губерний Восточной Сибири, став при этом основной формой их деятельности.
7. Обосновывается так называемое двойственное положение института адвокатуры Восточной Сибири, где, с одной стороны - Учреждение судебных установлений признавало адвокатуру самоуправляемой организацией (ст. 367–368 Учреждения судебных установлений), а с другой, подчиняло присяжных поверенных коронным судам (ст. 378 Учреждения судебных установлений).
8. Аргументируется вывод о том, что упразднение в Восточной Сибири посредством Судебной реформы 1896 г. значительной части судов, создало более стройную судебную систему, не устранив главного противоречия между системой общих и военных судов.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется его актуальностью и научной новизной. Выводы, сформулированные в диссертационной работе, дополняют и конкретизируют правовую историю Восточной Сибири и России в целом в части становления и развития судебной власти и отправления правосудия.
Практическая и теоретическая значимость исследования состоит в возможности использовать результаты диссертации:
– по проведении последующих научно-практических исследований в области общей теории права, государства и судебной власти;
– в использовании материала и выводов, сделанных по истории реализации судебной реформы в Восточной Сибири для обучения студентов-юристов по курсу «Истории государства и права России», а также спецкурсу «История суда в России» и в подготовке других соответствующих учебных курсов, в том числе и для повышения квалификации судебных работников.
Апробация настоящего исследования. Результаты исследования использованы при чтении лекций по курсу «Судебная система России»; научного доклада на межвузовской конференции «Право и правосудие в Восточной Сибири», при проведении семинарских занятий на курсах повышения квалификации судей в Восточно-Сибирском филиале Российской академии правосудия. По теме исследования диссертантом опубликованы четыре научных статьи. В 2004 г. издана книга «Административно-судебная система Восточной Сибири конца XIX – начала XX вв. в лицах и документах. Материалы к энциклопедии» (объем 32,25 п. л.). Издание используется в учебном процессе, в частности, при написании курсовых и дипломных работ.
Структура диссертации обусловлена ее актуальностью и характером исследования, она состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Основное содержание работы
Во введении обосновывается актуальность темы, анализируется степень ее научной разработанности, определяются объект, предмет, цели и задачи исследования, нормативная и источниковедческая база, теоретико-методологическая основа, хронологические и территориальные рамки работы, а также формулируется научная новизна, определяются положения, выносимые на защиту, теоретическая и практическая значимость исследования, указывается апробация его результатов.
В Главе I «Судебная реформа 1864 г. в России и идеи ее проведения в Сибири (1864–1896 гг.)» рассматриваются исторические условия проведения судебных преобразований в Восточной Сибири.
В первом параграфе дается характеристика дореформенных судов Восточной Сибири, представляющих собой следующую систему: губернские, окружные, городские, станичные, крестьянские, инородческие, церковные, военные, словесные и сиротские суды. В уездных городах судебные функции осуществляли ратуши, городовой староста. Преступления и проступки ссыльных рассматривали волостные управления и квартальные надзиратели, губернская палата, полиция, смотрители тюрем и др. Множественность судов порождала волокиту и бюрократию в системе сибирского правосудия. В 1852 г. создается Второй Сибирский комитет, в качестве основной задачи которого планировалось проведение преобразований сибирского суда. За двенадцать лет своей деятельности комитет разработал Положение от 21.06.1864, ограничившись в нем вопросами о подсудности дел. В соответствии с данным Положением рассмотрение дел в Сибирских судах осуществлялось не по сословному, а по территориальному принципу. Таким образом был сделан шаг к ликвидации в Сибири сословной структуры общества. В дальнейшем, к 1871 г., Министерство юстиции разработало пакет документов о преобразовании Сибирской судебной системы. К ним относились следующие законопроекты:
– «Об усилении состава полицейских управлений в Сибири особыми чиновниками по производству следствий»;
– «О введении в Сибири института судебных следователей и приставов по судебной части»;
– «О введении мировых судов»;
– «О реорганизации прокурорского надзора»;
– «Об изменении штатов судебного управления в Сибири».
Однако данные проекты законов в силу не вступили. В 1877 г. они были сведены в один документ, состоящий из 80 статей. Министерства и ведомства находили в нем недостатки, и реформа была отложена на неопределенное время.
Между тем, в течение этого периода времени принимается ряд законов, направленных вопреки положениям Судебных уставов 1864 года, например, закон от 07.06.1872 «Об утверждении новой редакции ст.1030 – 1061 Уст. уг. суд. о судопроизводстве по государственным преступлениям», в котором положение ст.27 ограничивали гласность судопроизводства. Закон от 09.05.1878 «О временном изменении подсудности и порядка производства дел по некоторым преступлениям» позволял рассматривать дела без участия присяжных заседателей относительно должностных лиц. Законом от 08.04.1879 «О порядке производства дел о лицах гражданского ведомства предаваемых военному суду», по мнению специалистов, по существу вводилась внесудебная расправа. Такая ситуация привела к тому, что на этом неблагоприятном фоне действующего законодательства в 1884 г. был разработан законопроект «Временные правила о некоторых изменениях по судоустройству и судопроизводству в губерниях Тобольской, Томской, Восточной Сибири и Приамурском крае», который вступил в действие в феврале 1885 г.
Временные правила от 25.02.1885 внесли некоторые улучшения в правосудие Западной Сибири. Однако на территории Восточной Сибири они не изменили существующих порядков дореформенного судопроизводства. К нововведениям относились: учреждение института судебных следователей; изменение порядка должностей в прокуратуре, порядка увольнения и назначения судей; некоторое увеличение окладов судьям; сохранение за полицией производства дознания, а за администрацией – осуществление контроля за деятельностью судов.
Принятые Учреждения местных судебных установлений прежнего устройства 1892 г. по существу от Временных правил 1885 г. не отличались, а где-то их копировали. Анализ документов показывает, что в 21 из 32 статей Учреждение 1892 г. исходило из принципов и положений Временных правил 1885 г., в соответствии с которыми частные жалобы на решения окружных судов приносились в губернские правления или генерал-губернатору, а по Учреждениям 1892 г. – в общие губернские и областные управления. В Приморской губернии – генерал-губернатору. Таким образом, Учреждение 1892 г. также не способствовало эффективности правосудия в Восточной Сибири. Судебные преобразования в Сибири в 80-е и 90-е годы не затронули существа дореформенного правосудия, таких как множественность судебных инстанций и существующий порядок судопроизводства. Влияние консервативных сил в правительственных кругах оказалось решающим, и правосудие в Восточной Сибири по своей сути по-прежнему оставалось в дореформенном состоянии.
Во втором параграфе данного исследования рассматривается отношение современников того периода к проблеме разделения государственной власти. Идея разделения властей, безусловно, затрагивала вопрос переустройства абсолютной монархии в ограниченную и, соответственно, смену авторитарного политического режима на демократический. К проведению таких изменений Правительство того времени не было готово. Идея разделения властей не получила своего решения. Таким образом, судебная власть не стала самостоятельной и независимой ветвью государственной власти. Итогом длительных обсуждений этой проблемы стало признание отделения традиционных функций правосудия от административных.
Судебная реформа 1896 г. в Восточной Сибири не решила многих насущных вопросов и, как следствие этого, система судов оставалась раздробленной и не представляющей собой единое системное образование. В основе каждой из судебных подсистем лежали разные принципы. Система общих судов, например, строилась на основе Судебных уставов 1864 г. и закрепленных в них демократических принципов правосудия, а военных судов – на основе Военно-судебного устава 1883 – 1885 гг., восстановившего дореформенное судоустройство и судопроизводство. Принципы такого правосудия сводились к следующему:
– суды учреждались начальниками частей войск (ст. 14 Военного устава);
– командир полка имел право назначать и заменять состав судей (ст. 1283 Военного устава);
– начальники дивизий наделялись правом заменять назначенных судей (ст. 15 Военного устава);
– дела возбуждались командирами частей (ст. 313 – 315 Военного устава).
В третьем параграфе диссертации исследуются наряду с ходом проведения судебной реформы вопросы экономического и социального развития Восточной Сибири. С 80-х годов значительно увеличивается поток ссыльных, каторжников и добровольных переселенцев и беженцев. Ежегодно в Восточную Сибирь стало прибывать около 20 тыс. человек, что привело к возникновению рынка труда, интенсивного освоения земель, подъему торговли, развитию ремесла и мелкой промышленности. Все это требовало установление суда равного, скорого и независимого для всех подданных и расширение правовых начал регулирования общественных отношений. Наступившие изменения все настоятельней требовали проведения судебной реформы, основой которой стали Временные правила (от 13.05.1896), значительно отличавшиеся от законодательных актов 80-х – начала 90-х гг. Временные правила вводили в действие в Сибири Судебные уставы 1864 г., которые в европейской части России к тому времени были значительно ограничены действующим законодательством.
Новый министр юстиции Н.В. Муравьев, выступая перед Государственным советом (апрель 1896 г.) показал себя решительным сторонником проведения судебной реформы в Сибири, высказав ряд суждений теоретического характера о смене внутренней правовой и судебной политики государства, его функциях, либерализации экономики, защиты демократических начал. Министерство юстиции, разработав исследуемые Временные правила, что обозначило поворот правительства к демократическому правосудию. В условиях, когда действующее законодательство (свыше пятисот законов) направлялось против Судебных уставов 1864 г., Временные правила 1896 г. придали судебной реформе самостоятельный характер.
Глава II «Судебная система в Восточной Сибири по реформе 1896 года» посвящена формированию судебной системы в данном регионе России, отличавшемуся большими расстояниями, измерявшимися тысячами километров, отдаленностью расположения окружных судов от большей части местного населения, а также существовавшей ссылкой и каторгой, создававшей определенные условия для развития высокого уровня преступности.
В первом параграфе главы раскрывается суть идей судебной системы в Восточной Сибири, деятельность Иркутской судебной палаты и окружных судов. Судебная система в Восточной Сибири строились по Судебным уставам 1864 г., т.е. это судебная палата, окружной суд и мировой суд. Иркутская судебная палата включала 7 окружных и 125 мировых судов. В связи с присоединением Томского окружного суда к Омской судебной палате в 1898 г., в Иркутской судебной палате был открыт Пограничный окружной суд в Манчжурии, а в 1899 г. – Порт-Артурский в Китае. В сентябре 1898 г. Императором был утвержден новый штат Приамурского Военно-окружного суда и прокурорского надзора. Кроме того, в 1912 г. открылся Петропавловск-Камчатский окружной суд. Окружные суды становились центрами правосудия больших регионов Восточной Сибири. Территории судебных округов измерялись тысячами квадратных километров. В этих условиях выездные сессии окружных судов и судебной палаты приобрели регулярный характер. Установление такого порядка позволило приблизить суды к местному населению и таким образом решить проблему доступности правосудия, сделать суд скорым и справедливым.
Информация о работе Особенности судебной реформы в Восточной Сибири (1864 - 1896 г.)