Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 20:10, контрольная работа
Сочинения Генриха Штадена подробно знакомят с практикой введения опричнины в жизнь, рисуют детали насилия, беззакония и аморальности во всех сферах жизни. Опричники – носители идей лицемерия и обмана (под обличием монашеского братства скрывалось реальное насилие). Однако этими же началами проникалась и жизнь земской части населения, пытавшейся ускользнуть из клещей опричнины и царской казны с помощью фиктивной продажи своих земель опричникам.
Введение…………………………………………………………………………….С. 3
Начало опричнины………………………………………………..………С. 6
Террор………………………………..………………………………………….С. 11
Отмена опричнины.……………………………………….……….…….С. 16
Заключение………………………………………………………………………..С. 19
Список источников и литературы………………………………………С. 22
Вот что об этом пишет Штаден: «Так начал великий князь Иван Васильевич всея Руси и набрал из них и других народов отборное войско, устанавливая таким образом опричнину и земщину. Опричнину составляли его <люди>,а земщину – остальной народ. Так великий князь взялся за дело и проверял одни города и области за другими, и о ком не находили в разрядных списках, что он не служил его предкам против врага со своих вотчин, у того его имения отписывали и отдавали кому-нибудь из опричнины»2 .
Государство Московское (т.е. «земщину») царь приказал ведать боярам: князю И.Д. Бельскому, князю И.Ф. Мстиславскому и остальным. «Верховные и князья в земщине были следующие: князь Владимир Андреевич, князь Иван Дмитриевич Бельский, Никита Романович, митрополит Филипп со своими епископами…»3 Управление было велено вести по старине, а с большими делами и ратными вестями боярам и дьякам приходить к государю. На нужды опричнины царь приказал взять из земской казны огромную сумму в 100 тысяч рублей.
В земщину был выделен ряд внутренних районов с тем, чтобы она была в хозяйственном отношении самодостаточной и защищенной земской территорией со стороны внешних врагов. Позже в опричнину ввели Поморье. Туда же была передана часть Москвы. «Великий князь поделил город Москву на две части; <себе> он берет очень небольшую часть, город и крепость он оставил земским. И всякий раз, когда великий князь брал в опричнину город или область в стране, он забирал себе в опричнину также одну или две улицы из прилегающих предместий»4, - утверждает Штаден.
В опричнину зачисляли и
Служилые люди в опричнине подлежали перебору; кого-то оставляли на месте и зачисляли в службу, кого-то лишали вотчин и поместий и выселяли с предоставленных поместий в земщине, многих отправили обживать Казанский край. Было перемещено несколько тысяч служилых людей. Впоследствии, после 1572 года, большинству выселенных были возвращены их владения на территории опричнины. Опричники, в своем большинстве, испомещались не на конфискованных землях, а на землях дворцовых и черных (казенных). Все эти переселения довольно тяжело отражались на сельском хозяйстве, да и на материальном положении переселенцев. Важным было то, что «перебор людишек» осуществлялся по двум основным признакам: лояльности царю и воинской годности, хотя при определении служебного места в иерархии опричнины принципы родовитости и разрядности играли свою роль. Штаден пишет: «Положение князей и бояр, взятых в опричнину, устанавливалось по рождению, не по богатству, потом те давали присягу не иметь никаких дел с земцами и не водить с ними никакой дружбы»5.
Первоначальное количество опричников было увеличено до 5-6 тысяч человек. В настоящее время известно лишь 277 имен лиц, точно принадлежавших к опричнине. Скудость источников сильно мешает исследованию данной темы. Известные имена, по сути дела, включают лишь верхушку опричнины. По своему социальному составу она мало чем отличается от верхушки земщины, разве что немного «худороднее». В ней присутствуют и «княжата» и старомосковское боярство. Первоначально опричниной руководили князь А. Вяземский, боярин и дворецкий В.М. Юрьев (из рода Романовых-Захарьиных-Юрьевых) и боярин А.Д. Басманов (из рода Плещеевых). Именно двум последним приписывают инициативу учреждения опричнины.
Мнение о том, что опричники значительно поднялись по социальной лестнице, явно преувеличено. Лишь несколько человек смогли подняться на уровень, превышающий тот, которого они бы могли достигнуть «при старине». Среди опричников было довольно много татар, черкесов, немцев.
По сообщениям современников внутри опричного войска царем был выделен некий круг лиц, составивших нечто вроде религиозного братства или ордена, численность которого была около 500 молодых людей, большей частью низкого происхождения. Видимо, именно эти лица и были обязаны носить как отличительные признаки отрубленную собачью голову и метлу. «Те, кто был из опричнины, должны были также носить черные одежды и шапки и привязывать к колчану со стрелами укрепленные на палке веник или метлу. По этому узнавали опричников»6, – отмечает Штаден. Царем был создан некий монашеско-рыцарский орден по образцу западных.
Основными целями опричнины были обеспечение личной безопасности царя и его семьи и укрепление его личной власти до уровня «жаловать своих холопей вольны и казнить вольны», что им рассматривалось как подлинное самодержавие. В определенном смысле это означало своеобразную «демократизацию» господствующего класса за счет понижения уровня верхов в отношениях с государем. Опустить гордое боярство до такого состояния можно было лишь террором, аппарат которого и был создан в опричнине. Речь в данном случае идет не только о физическом терроре, но и о "земельным терроре". Это означало как подрыв экономических позиций боярства путем снятия «княжат» и бояр с насиженных мест и перемещения в другие, заменяя вотчину на поместье, так и разрывом властных взаимоотношений, их связей с собственными детьми боярскими. Потенциальным союзником царя здесь могли бы стать средние и низшие слои служилых людей «по отечеству». Однако в реальности было далеко не так.
Переселению из опричнины подвергались не только крупные вотчинники, но и мелкие помещики (дети боярские и дворяне). Если первые, как правило, имели владения еще и в других районах, не попавших в опричнину, то у вторых этого не было и переселение могло привести к их полному разорению. Разрыв прежних экономических связей с крупными вотчинами также не способствовал укреплению дворянских хозяйств. Кроме того, почти всегда физическому террору наряду с боярами подвергалось и их окружение. «Так что число господ и простого люда в земстве убывало, а великий князь в опричнине укреплялся и увеличивал ее»7, - пишет Штаден. Ухудшению положения низов служилых людей способствовало и то, что в годы опричнины Иван Грозный изменил прежнему курсу на ограничение монастырского землевладения. В 1565-1572 гг. резко растет количество тарханных грамот, выданных монастырям, что, естественно, увеличивало налоговую нагрузку на светских землевладельцев. Страдали прежде всего мелкие помещики.
По-видимому, непосредственную выгоду от опричнины могли извлечь лишь относительно небольшое количество помещиков-опричников, чьи земельные наделы были больше, чем наделы помещиков из земских. Но таковых было максимум 15% от общего числа служилых людей. Положение же большинства не изменилось к лучшему, а скорее всего, ухудшилось. Это сказывалось на боеготовности русской армии.
2. Террор
Первые казни земских состоялись уже в 1565 году. Вместе с боярами пострадали и несколько десятков детей боярских. Имущество казненных взяли в казну. Еще несколько десятков служилых людей были подвергнуты опале. Каток опричнины сразу же стал проезжать по всем слоям господствующего класса.
В 1566 году состоялся Земский собор, на котором обсуждался вопрос о продолжении войны с Литвой за Ливонию. Участники собора высказались за продолжение войны, что соответствовало желанию царя, но по окончанию заседаний около 300 участников подали ему челобитную об отмене опричнины. Фактически, Грозному был предложен компромисс: служилый люд поддерживает внешнеполитическую программу царя, но взамен просит ликвидировать земельный и физический террор. Примерно в это же время четверо бояр и в т.ч. конюший (глава Боярской думы) Иван Федоров-Челяднин доложили государю, что получили письма от польского короля с призывом перейти на его сторону. «А сколько всего этих писем было разослано? И сколько бояр не доложили о них?», - несомненно, так подумал подозрительный царь. Ситуация для него складывалась очень тревожная. Иван Васильевич стал задумываться о получении убежища в Англии. Было принято решение об ускорении сооружения укреплений в Вологде, которую царь рассматривал как запасную столицу. А пока началась новая волна казней, продолжавшаяся в течении всего 1567 года. По мнению В.Ключевского «Иван Грозный бил, чтобы самому не быть битым».
Иван Федоров-Челяднин был объявлен руководителям заговора против Грозного в пользу его двоюродного брата Андрея Старицкого, которого якобы хотели возвести на престол вместо царя Ивана. Штаден похоже уверен в заговоре: «Чаша терпения земских переполнилась, они стали держать совет, что хотят сделать великим князем Владимира Андреевича, чья дочь была за герцогом Магнусом, а великого князя с его опричными предать смерти и истреблению. Договор был подписан»8. Старицкий князь оказался в непростом положении, он был напуган и поспешил выдать заговорщиков. «Князь Владимир Андреевич сообщил великому князю о договоре, все, о чем думали и намеревались совершить земские»9, – продолжает Штаден. «Заговорщик» Федоров был лично убит Грозным и брошен в навозную яму. «Великий князь поехал из Александровской слободы в Москву и убил одного из верховных бояр в земщине по имени Иван Петрович Челяднин10, – пишет Штаден, затем добавляет: «После этого великий князь отправился в путь со своими опричными и сжег по стране все вотчины, принадлежащие этому Ивану Петровичу, церковные деревни были сожжены вместе с церквями и всеми иконами и убранством, какие там были внутри. Женщинам и девушкам приказали раздеться догола и пустили по полю ловить кур»11. По делу о заговоре было казнено немало людей. «На этом великий князь не остановился и велел доставить одного боярина за другим и казнить, как ему приходило на ум, одного по-одному, другого по-другому»12.
В 1568 году обострился конфликт с митрополитом Филиппом. Тот настаивал на прекращении репрессий и за это был сведен с престола и отправлен в ссылку. «Митрополит Филипп не мог долго хранить молчание, видя, что творится, и добром уговаривал великого князя жить и править, как то делали его предки. Из-за этих слов добродетельный митрополит попал в немилость и приговорен был остаток жизни провести на железной цепи огромного размера»13.
В 1569 году вместе с частью своей семьи и рядом близких лиц был уничтожен двоюродный брат царя старицкий князь Владимир Андреевич, опасный для Грозного как возможный кандидат на престол. Хотя двоюродный брат Грозного принял яд в шатре на последней перед Александровской слободой ямской станции, Штаден утверждает, что старицкий князь был отравлен во время пира: «После этого великий князь приказал отравить прилюдно на пиру князя Владимира Андреевича, жену раздеть донага и стрельцам расстрелять её с позором; из его бояр или князей никого не осталось»14.
В конце этого же года состоялся карательный поход на Новгород. Карательные действия начались еще по пути в Новгород в Клину, Торжке, Твери и Вышнем Волочке. Города были разграблены опричниками. Множество жителей убито. Штаден свидетельствует: «После того великий князь вошел в город Тверь и приказал грабить все, и церкви, и монастыри и лишать жизни всех пленных и своих собственных людей, которые породнились и подружились с чужеземцами. Поскольку <река была покрыта> льдом, всем мертвым отсекали ноги и спускали под лед в речку Волгу. Затем в городе Торжке произошло то же самое. Там не пощадили ни одного монастыря или церкви»15.
2 января опричное войско
Церковные, монастырские и иные ценности конфисковывались. Опричники грабили жителей. Опричники разграбили новгородский торг и поделили все ценное из награбленного между собой. Ограблению подверглись не только торги, но и дома посадских людей. Генрих Штаден с чувством глубокого удовлетворения вспоминал: «Я выехал с великим князем втроем <с двумя слугами> с одной лошадью, возвращаюсь с сорока девятью, двадцать две – с санями, полными добра»17. Опричники ломали ворота, выставляли двери, били окна. Горожан, которые пытались противиться насилию, убивали на месте. С особой жестокостью царские слуги преследовали бедноту. Вследствие голода в Новгороде собралось множество нищих. В сильные морозы царь велел выгнать их всех за ворота города. Большая часть этих людей погибла от холода и голода.
В чем причины и каково историческое значение этой кровавой экспедиции Грозного, в исторической литературе удовлетворительного ответа мы не найдем.
В июле 1570 года казням подверглись около 200 человек из земщины, среди них был печатник Иван Висковатый, который, по преданию, бросил царю, лично руководившему казнью: «С кем же ты останешься?» «Здесь великий князь, - пишет Штаден, - убивает до 130 голов, все они назначены были держать совет и повелевать по всей стране. Ивану Висковатому сначала отрезали нос и уши. Потом отрубили руки. Никиту Фуникова привязали на торгу за руки к столбам, облили горячей водой и тоже сожгли»18. Еще до новгородского похода были казнены главные опричники А. Вяземский и А. Басманов, которые были против этой экспедиции. Штаден не оставляет без внимания смерть лидеров опричнины: «Тогда великий князь принялся истреблять высших глав в опричнине. Князю Афанасию Вяземскому назначено было умереть < прикованным> на железной цепи в посаде Городецком. Алексея <Басманова> и его сына, с которым великий князь обычно предавался разврату, убили»19. Позже было казнено еще несколько опричников и земских людей.
Далее Штаден пишет: «Князя Михаила, <Темрюкова> сына из Черкесской земли <и> шурина великого князя, стрельцы насмерть зарубили топорами или алебардами. Князя Василия Темкина утопили. Иван Зобатов был убит. Петр Зайцев был повешен на воротах в своем собственном доме против спальни. Князь Андрей Овцын был повешен на улице Арбатской в опричнине, рядом с ним повесили живую овцу. Маршалк Булат хотел сосватать великому князю свою сестру, был убит, а <его> сестра осквернена 500 стрельцами. Стрелецкий голова Курака Унковский был убит и брошен под лед… в прошлом году съеден псами у заставы Каринской Александровой слободы. Григорий Грязной был убит, а его сын сожжен»20.
Информация о работе Опричнина Ивана Грозного по запискам Генриха Штадена