Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 17:59, статья
Представлена погребальными сооружениями - прямоугольными наземными оградками из вертикально врытых кам. плит. Внутри оградок находятся могилы, также выложенные кам. плитами; костяки лежат на спине с согнутыми в коленях ногами. Антропологич. тип погребённых монголоидный. Находки: горшковидные и конические сосуды, орнаментированные по всей поверхности, медные и бронз, изделия (ножи листовидной формы, рыболовные крючки, височные кольца), произведения иск-ва - кам. изваяния с человеческими лицами; вырезанные на костяных пластинках и выбитые на кам. плитах изображения птиц и зверей.
ОКУНЕВСКАЯ КУЛЬТУРА
археол. культура 1-й пол. 2-го тыс. до н. э. (эпоха бронзы) на терр. Юж. Сибири. Названа по местности Окунев улус на Ю. Хакасии, где в 1928 С. А. Теплоуховым был впервые раскопан могильник этой культуры. Сменила афанасьевскую культуру и предшествовала андроновской культуре. Представлена погребальными сооружениями - прямоугольными наземными оградками из вертикально врытых кам. плит. Внутри оградок находятся могилы, также выложенные кам. плитами; костяки лежат на спине с согнутыми в коленях ногами. Антропологич. тип погребённых монголоидный. Находки: горшковидные и конические сосуды, орнаментированные по всей поверхности, медные и бронз, изделия (ножи листовидной формы, рыболовные крючки, височные кольца), произведения иск-ва - кам. изваяния с человеческими лицами; вырезанные на костяных пластинках и выбитые на кам. плитах изображения птиц и зверей. Осн. занятием населения было скотоводство (кр. и мелкий рог. скот), подсобными - охота и рыболовство. Значит, признаков имуществ. и социального расслоения нет. Сходство нек-рых предметов из окуневских могильников с найденными в памятниках ср. Оби и Прибайкалья позволяет предполагать, что носители О. к. пришли на Ю. Сибири из сев. таёжных р-нов
В начале II тыс. культурный облик Минусинской котловины резко меняется. На смену афанасьевской культуре приходит окуневская, получившая своё название по месту раскопок первого кургана у Окунёва улуса на юге Хакасии. Богатая и самобытная окунёвская культура выявлена сравнительно недавно. Изменение культуры в минусинских степях произошло на этот раз не за счёт внутренних процессов, свойственных каждой культуре, а в результате смены населения.
Живя по берегам больших и малых рек, окунёвцы, естественно, не смогли пройти мимо их природных богатств. О занятии рыбной ловлей свидетельствуют вырезанные из кости гарпуны и остроги, найденные в могильнике на речке Черновой. Основной хозяйственной деятельностью было, скотоводство. Так как скотоводство требовало времени и длительных отлучек из дома, то оно с самого начала явилось занятий мужчин, в то время как женщина оставалась привязанной к домашним делам. Кроме занятий по дому и воспитания маленьких детей, женщины обрабатывали продукты скотоводства. В женщинских погребениях этой эпохи найдены бронзовые, свернутые из раскованного листка металла игольники. Безусловно женским занятием было изготовление керамической посуды. Горшки украшались геометрическим орнаментом по всей поверхности. Сосуды представлены двумя основными типами. Первый тип - это "банки" конической формы с относительно узким дном и широким устьем. Второй тип сосудов - горшковидный, с раздутой средней частью тулова. Для окунёвского времени характерны и своеобразны курильницы, особенностью которых является перегородка внутри резервуара, отделяющая небольшое пространства, и отсутствие ручки - налепа, характерной черты афанасьевского времени.
Окунёвцы любили различные украшения. Очень часто в могилах встречаются остатки ожерелий из клыков и зубов медведя с просверленной коренной частью. Попадаются и зубы соболей, которые служили как бисер для вышивок.
Очень важное место
в хозяйственной деятельности
занимала обработка металла. В
отличие от предшествующего
Визитной карточкой окуневской культуры являются массивные каменные стеллы с изображениями фантастических чудовищ. Эти культовые сооружения участвовали в ритуальных обрядах и в более позднее время. В плоть до прихода в Сибирь русских.
Причины, заставившие носителей окунёвской культуры появится в степях, неясны.
Подготовил по учебнику : «История Сибири с древнейших времён до наших дней, т. 1, Л., 1988. М. И. Рижский».