Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:28, контрольная работа
Возникновение и становление древнерусского права занимали достаточно длительный исторический период. До возникновения единого Древнерусского государства, регулирование социально-экономических и правовых отношений в племенах (союзах племен) восточных славян обеспечивали племенные Правды, содержащие нормы обычаев.
По общему правило завещание по закону или обычаю шло по мужской нисходящей линии. В статьях «Русской Правды» закрепляется преимущество кровнородственных связей. Дети наследуют только после своих родителей: если в семье был отчим, дети от первого брака получали наследство лишь после родного отца. При наследовании детей действовал принцип "сестра при братьях не наследница". В ст. 90 и 91 «Пространной Правды» речь идет о наследовании дочерей в случае отсутствия сыновей.
«Русской Правде», церковному Уставу Ярослава знакомо выморочное наследство, при котором имущество церковных людей, не имевших наследников, поступало церкви.
До Крещения Руси семейно-брачные отношения регулировались нормами обычного права. После 988 г. под влиянием византийского права они становятся предметом регулирования норм церковного права. Церковные княжеские Уставы Владимира и Ярослава включили семейно-брачные отношения в церковную юрисдикцию.
Брак допускался только между христианами. Если иудей ("жидовин") или мусульманин ("бесерменин") вступал в половую связь с русской девушкой, то он наказывался штрафом в 50 гривен в пользу церкви, а девушку заключали в церковном доме; если же русский мужчина творил блуд с "бесерменкою" или "жидовкою", то его отлучали от церкви и наказывали штрафом в 12 гривен. Совершение брака после Крещения Руси должно было происходить в форме церковного венчания.
Запрещалась совместная добрачная жизнь неженатого мужчины и незамужней женщины - "смилное". Согласно книги "Исход" (гл. XXII, ст. 16—17) на мужчину возлагалась обязанность выплаты выкупа (вена) и женитьбы на девице, а в случае отказа отца отдать ее в жены этому мужчине, он обязывался выплатить отцу столько серебра, сколько полагалось за вено девицы.
Допускалась возможность расторжения брака. Запрещался «роспуст» - самовольное расторжение брака без церковного судебного разбирательства. Кроме того, повод к разводу могла дать только жена, но не муж.
Личные и имущественные права супругов обусловливались главенством отца и мужа в семье. Положение женщины в обществе во многом зависело от мужа (отца). Вплоть до 1926 русское право предусматривало только раздельную собственность супругов (общей совместной собственности супругов право не предусматривало). Имущественные споры между мужем и женой ("промежи мужем и женою о животе") Устав Владимира Святославича относил к церковной юрисдикции.
Личные
и имущественные отношения
Статьи «Русской Правды» предусматривают раздельность имущества родителей и детей.
Отношение закона к внебрачным детям было достаточно мягкое. Хотя за рождение ребенка до брака девушка наказывалась, не остается безнаказанным и оставление незамужней девушкой младенца или избавление от плода ("или девка детя повържеть").
«Русская
Правда» знает также институт
опеки, возникающий при
Особенности уголовного права по «Русской Правде»
Основное внимание древнерусское право уделяет преступлению и наказанию. Четкого определения этих понятий Русская Правда не содержит. Однако по её содержанию можно определить, что преступным признавалось деяние, причиняющее вред жизни или здоровью человеку или его имуществу, а также преступлениями признавались антикняжеские выступления.
Субъектами преступления признавались все свободные люди, за исключением холопов, за которых ответственность нес их господин. Удар, нанесенный холопом, был настолько оскорбителен, что хозяин холопа выплачивал потерпевшему штраф в размере 12 гривен.
Различались два вида умысла — прямой и косвенный. Убийство, совершенное с косвенным умыслом ("в сваде, или в пиру явлено"), наказывалось менее строго, чем убийство с прямым умыслом ("без всякоя свады").
Устав князя Ярослава указывает на одну из стадий совершения преступления – приготовление к преступлению ("Аще подумаеть жена на своего мужа или зелием, или инеми людьми").
Источники древнерусского права выделяют следующие виды преступлений: преступления против государства (организация восстания против князя и участие в нем, измена, нарушение вассальной верности, должностные преступления), преступления против личности (убийство; нанесение телесных повреждений различной тяжести — от увечий до побоев ("аже придеть кровав муж на двор или синь"); оскорбление ("а во усе 12 гривне, а в бороде 12 гривне); изнасилование), преступления против собственности (хищение, противоправное пользование чужим имуществом, повреждение или истребление чужого имущества, совершенное путем поджога), преступления против веры.
Источники древнерусского
Процессуальное
право как отрасль
В
Древнерусском государстве
Первоначально княжеская юрисдикция имела ограниченную сферу действия (распространялась на дружину, посадское население, зависимые категории людей). Однако за счет расширения круга лиц и дел, подсудных княжескому суду (внутренний фактор) и расширения территории (внешний фактор), княжеская юрисдикция постепенно расширялась10.
На местах судебные функции осуществляли наместники и волостели.
В Уставе князя Ярослава говорится о суде, отправляемом совместно представителями князя и митрополита ("епископу в вине, а князь казнить", "епископу в вине с князем наполы").
Древнерусское государство знало и общинный суд (ст. 15 Краткой Правды - извод "пред 12 человек"). С расширением юрисдикции князя юрисдикция общинного суда сужается.
Судебный процесс имел состязательный характер. Стороны в деле, по Русской Правде, назывались истцами. Древнерусское право не знало деление процесса на уголовный и гражданский, но предусматривало специфические досудебные процессуальные действия, характерные для уголовного процесса (гонение следа, заклич и свод).
Древнерусское право отмечает следующие виды наказаний: показания свидетелей, поличное, внешний вид потерпевшего («знамения»), ордалии, присяга.
Показания свидетелей делились на две категории – видоки (показания непосредственных очевидцев происшедшего) и послухи (показания лиц, что-либо слышавших о преступлении, и лиц, свидетелей доброй славы, доброго имени подозреваемого лица).
Одним из видов доказательств было обнаружение у лица украденного имущества (поличное) - ст. V Договора Руси с Византией 911 года гласила, если "пойманный на воровстве захочет сопротивляться, то хозяин украденной вещи может убить его, и возьмет свое обратно".
В качестве бесспорных доказательств выступал внешний вид потерпевшего («знамения»): наличие у потерпевшего синяков, кровоподтеков и других увечий.
Ордалии - испытания железом и водой, применяемые при отсутствии вещественных доказательств и свидетелей, также использовались в качестве формальных доказательств.
Одним
из древнейших видов доказательств
являлась рота — присяга. Клялись "по
закону своему", "по вере своей",
давая "клятву от Бога", в которого
веровали.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исторически первым источником древнерусского права были нормы обычного права, существующие как в письменной, так и в устной форме.
Другим древним источником права Древнерусского государства являются договоры Руси с Византией 907, 911, 944 и 971 гг. Их характерными признаками являлось сочетание норм византийского и русского права, опосредующие торговые, международные, процессуальные и уголовно-правовые отношения. В текстах Договоров содержится ссылка на «Закон Русский», являвшийся, по-видимому, сводом устных норм обычного права.
К числу древнейших источников права относятся также церковные княжеские уставы Владимира и Ярослава (X-XI вв.), регулирующие брачно-семейные отношения. В уставах определялась также юрисдикция церковных органов и судов.
Среди
нормативно-правовых актов как источников
древнерусского права особняком
стоит «Русская Правда». Она была составлена
в 20-70-х годах XI века. «Русская Правда»
действовала вплоть до XVI века. Вся совокупность
правовых обычаев и законов, действовавших
на Руси, создавала основу для довольно
развитой системы древнерусского права.
Как и для всякого феодального права, для
него было характерно неравноправие людей,
социальных групп. Наиболее привилегированной
группой была верхушка феодального сословия,
наименее защищенной – холопы.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Обычное право как источник древнерусского права