Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:28, контрольная работа
Возникновение и становление древнерусского права занимали достаточно длительный исторический период. До возникновения единого Древнерусского государства, регулирование социально-экономических и правовых отношений в племенах (союзах племен) восточных славян обеспечивали племенные Правды, содержащие нормы обычаев.
ВВЕДЕНИЕ
Возникновение и становление древнерусского права занимали достаточно длительный исторический период. До возникновения единого Древнерусского государства, регулирование социально-экономических и правовых отношений в племенах (союзах племен) восточных славян обеспечивали племенные Правды, содержащие нормы обычаев.
Становление Древнерусского государства естественно сопровождалось формированием древнерусского права, исторически первым источником, которого были обычное право – совокупность норм обычаев догосударственного периода, санкционированные возникающим государством. Среди них можно встретить кровную месть, принцип талиона - «равным за равное». Совокупность этих норм летописи и иные древнейшие документы называют «Законом русским».
Существенное влияние на древнерусское право и общество в целом оказали христианство и византийское право. Это отразилось, прежде всего, на положении церкви и церковных людей, а также в принятии русскими князьями церковных уставов: Устав князя Владимира, Устав князя Ярослава, уставы новгородских князей Всеволода и Святослава и др. Княжеское законодательство как источник права появился на Руси в Х веке и повлек за собой изменения в действующем финансовом, семейном и уголовном праве.
Еще одним источником древнерусского права являются международные договоры Руси с Византией.
Наиболее крупным источником древнерусского права является Русская Правда, имеющая огромное историко-правовое значение и в наше время. Русская Правда - первый свод законов Руси, основанный на обычном праве, на византийском праве, а также на законотворческой деятельности русских князей XI-XII вв. Дошедшие до нас источники Русской Правды, составленные в XIV-XVI вв. в виде списков, сильно отличаются друг от друга по составу, объёму, структуре.
Актуальность
и важность темы данного реферата объясняется
тем, что источники права на любом этапе
исторического развития государства и
права, формализуя и выражая правовые
нормы, основные правила поведения в обществе,
обеспечивают тем самым оптимальное регулирование
общественных отношений и эффективное
функционирование общества в целом. Изучение
системы источников древнерусского права
позволит нам понять процессы его возникновения,
развития и функционирования. Неразрывная
связь права и государства дает основания
полагать, что изучая проблему источников
древнерусского права, мы можем найти
ответы и на вопросы, относящиеся к становлению
древнерусского государства, а также к
особенностям социальной структуре древнерусского
общества.
Обычное право как источник древнерусского права
В догосударственный период в регулировании общественных отношений восточных славян наряду с нормами морали, религиозными нормами большую роль играли обычаи. Во время становления Древнерусского государства обычаи, в сохранении которых оно нуждалось, санкционировались им. Нормы этих обычаев становились, таким образом, обычно-правовыми и в совокупности явили собой исторически первый источник древнерусского права — обычное право. Таким образом, догосударственные обычаи эволюционировали в правовые, тем самым став древнейшим элементом системы источников древнерусского права.
Древние обычаи, воспринятые государством в качестве правовых и ставшие древнейшим источником права, хотя и не были записаны, достаточно хорошо сохранились в памяти народа. Подобно обычаям племенного строя, нормы обычного права, хотя и не были записаны, были облечены в форму поговорок, пословиц, песен, сказаний.
Однако известно, что примерно в IX веке действовал так называемый Закон русский. Вероятнее всего, что это был сборник письменный, в котором имелись нормы обычного права1. Совокупность норм обычного права летописи и иные древнейшие документы называют «Законом русским».
В сфере уголовного права нормы обычного права действовали достаточно долго. В начале XI века Ярославом законодательным путем был закреплен правовой обычай кровной мести с соответствующими изменениями и дополнениями. Регулирование имущественных отношений нормами обычного права осуществлялось тоже в течение достаточно длительного времени, поскольку государство не спешило вмешиваться в сферу частных отношений. Длительное время законодатель не касался порядка заключения договоров, оставляя это на усмотрение сторон. Лишь конфликты, возникавшие на этой почве, заставляли государство так или иначе, реагировать1. Особое значение приобретали символы и обряды, активно использовавшиеся в обрядах, которые сопровождали заключение договоров: рукобитье, руковица, ключ, дерн и пр. Однако постепенно, с развитием экономических связей, порядок заключения договоров упрощается, символы и обряды из норм права вновь переходят в разряд норм обычая, к соблюдению которых государство относится, скорее, безразлично, чем отрицательно.
Среди норм обычного права, регулировавших имущественные отношения, выделяются нормы, регулировавшие отношения между купцами. Купцы были связаны единством профессиональных интересов. Внутри их сообщества складывались свои нормы поведения, основанные на солидарности интересов, взаимном доверии. В ряде случаев купцы не пользовались сугубо формальными способами заключения договоров. Так складывались обычаи торгового оборота. Значение купечества в жизни государства заставляло законодателя учитывать эти обычаи, а суды опираться на них при разрешении споров. В результате из норм обычаев, действовавших в среде купечества, создавалось торговое обычное право. В ряде случаев государство издает специальные нормативно-правовые акты, включающие нормы торговых обычаев. Из обычаев торгового оборота, нормативно-правовых актов, принятых на их основе, постепенно начинает складываться торговое право, являющееся подотраслью гражданского.
Семейно-брачные отношения до Крещения Руси регулировались исключительно обычным правом2. Христианство с его серьезным отношением к браку и семье вступило в непримиримую борьбу с семейно-брачными обычаями дохристианского общества. Совершенно особой сферой действия норм обычного права было регулирование внутри- и межобщинных отношений. Здесь правовой обычай сохранялся длительное время в неизменном виде.
В области публичного права (помимо сферы уголовного права) нормами обычного права определялись порядок деятельности органов государства и их компетенция, порядок формирования войска, сбор налогов.
Обычное
право как источник права имело свои
плюсы: консервативность, широкая известность,
привычность его норм. Соблюдение норм
правового обычая, помимо силы государственного
принуждения, обеспечивается и их сакральным,
религиозным характером. Однако интенсивное
развитие новых экономических, политических,
социальных отношений делали непригодными
для их регулирования правовые обычаи
в силу их статичного и консервативного
характера. В связи с этим появляется новый
источник права — нормативно-правовой
акт.
Нормативно-правовой акт как источник древнерусского права
Нормативно-правовой акт, возникнув после правового обычая, постепенно вытесняет его и становится первым по значению источником древнерусского права. Первоначально нормативно-правовой акт опирался на правовой обычай, но в дальнейшем используется судебная практика; при регулировании семейно-брачных и в какой-то степени имущественных отношений происходит заимствование норм иностранного права, главным образом болгарского и византийского3.
Нормативно-правовой акт как источник права в отличие от статичного правового обычая обладает динамичностью — его нетрудно отменить или изменить. Письменная форма нормативно-правового акта способствовала более полному и единообразному уяснению его содержания и давала более широкие возможности по контролю за его правильным исполнением.
Первые нормативно-правовые акты, регулировали отношения, не урегулированные нормами обычного права. Первыми нормативно-правовыми актами можно назвать акты, устанавливавшие порядок регулирования отношений между обществом, объединенным в общины, и людьми, находящимися вне общин, под непосредственной защитой князя (дружинники, купцы, изгои, иностранцы).
Нормативно-правовые акты, принимаемые князьями, назывались "устав". Уставы Владимира Святославича, Ярослава, внесли изменения в действующее финансовое, семейное и уголовное право.
Устав Владимира регулировал взаимоотношения княжеской власти с церковью. Он предусматривал установление налога в пользу церкви так называемая десятина, являвшаяся в те времена основным источником дохода духовенства. Церковь по Уставу получала право суда в отношении духовенства и всех людей подвластных церкви. Кроме того, в Уставе содержался перечень дел, которые рассматривались церковным судом в отношении любых лиц. К компетенции церкви относились главным образом дела в области семейно-брачных отношений. По Уставу церковные люди освобождались уставами от всяких сборов и частично от юрисдикции княжеского суда; церковь получила право надзора за правильностью мер и весов, совершения брачного союза и др.
Устав Ярослава регулировал семейно-брачные отношения, отношения по поводу совершения преступлений против семьи и нравственности. Устав устанавливал «двойственные» наказания за эти деяния - от князя и от епископа. Почти все предусмотренные наказания носили имущественный характер. Только в одном случае предусматривалась смертная казнь - ст. 13 Устава «Ответственность мужа за двоежёнство». Устанавливалось наказание 40 гривен в пользу епископа, а незаконная жена (как правило, молодая) заключалась в монастырь. Если же муж причинял зло своей законной жене (например, убьет раздосадованный на то, что его разлучали с более молодой), то в этом случае, возможно, было применение смертной казни. В Устав Ярослава встречаются статьи, которые носят ярко выраженный классовый характер. За изнасилование и оскорбление женщины устанавливался штраф, размер которого зависел от положения потерпевшей. Если потерпевшая была женой или дочерью боярина, то наибольшая сумма. Если малого боярина, то меньше, если простого человека, то ещё меньше4.
Другим важнейшим источником княжеского законодательства служила судебная практика. При разрешении конкретного спора князю приходилось при вынесении решения создавать правовую норму. Казуистический способ изложения правового материала дает нам достаточно примеров подобного правотворчества. Нормативно-правовой акт, как правило, принимался в связи с конкретными обстоятельствами.
Центральное
место среди нормативно-
Древнейшей редакцией признается «Краткая». Известно только два древнейших списка Краткой редакции «Русской Правды»: Академический и Археографический. Исследователи различают несколько составных частей в этой редакции:
1) Древнейшую Правду, Правду Ярослава, — ст. 1—18;
2) Правду Ярославичей — ст. 19—28 с дополнениями — ст. 29—41;
3) Покои вирный — ст. 42;
4) Устав мостников — ст. 43.
Большинство исследователей полагают, что «Краткая Правда» оформилась в 1076—1093 гг., т. е. во время княжения сына Ярослава — Всеволода.
Пространная редакция сохранилась в большом числе списков (более 100), что говорит об использовании этого нормативно-правового акта на практике. К наиболее древним относятся списки, помещенные в юридических сборниках, известных под названием Кормчих и Мерил Праведных. Кормчая, что означает руководящая, направляющая, или Номаканон (закон, правило), включала в себя нормы церковного и светского права. Сборник "Мерило Праведное" состоит из двух частей, первая из которых включает поучения о праведных судах, а вторая — содержит нормы из различных юридических памятников, заимствованных из Кормчей[9, С. 13]
Структурно в «Пространной Правде» самим переписчиком выделяются две части: Суд Ярослава Владимировича (ст. 1— 52) и Устав Владимира Всеволодовича (ст. 53—121). Источниками Суда Ярослава Владимировича называют:
1) Краткую Правду,
2)
судебную практику и
Такие
нормативно-правовые акты, как княжеские
уставы и Русская Правда, — документы
сложного состава. В их основе лежит несколько
княжеских грамот, дополненных отдельными
статьями и с течением времени объединенных
в единое целое.
Договоры Руси с Византией, византийское право как источники древнерусского права
Информация о работе Обычное право как источник древнерусского права