Обычное право как источник древнерусского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:28, контрольная работа

Краткое описание

Возникновение и становление древнерусского права занимали достаточно длительный исторический период. До возникновения единого Древнерусского государства, регулирование социально-экономических и правовых отношений в племенах (союзах племен) восточных славян обеспечивали племенные Правды, содержащие нормы обычаев.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

     Еще одним немаловажным источником древнерусского права являются Договоры Руси с Византией. Повесть временных лет донесла до нас тексты Договоров Руси с Византией 907, 911, 944, 971 гг. Некоторые исследователи ставят под сомнение факт заключения договора в 907 году. Они полагают, что в 907 году было достигнуто предварительное соглашение о заключении окончательного договора в 911 г. Подлинность других договоров у исследователей не вызывает сомнений. Условия Договоров Руси с Византией, а также права и обязанности сторон по данным Договорам обуславливались результатами военных походов Руси на Византию. Договоры регулировали торгово-экономические, военно-союзнические отношения между Русью и Византией, предусматривали разные виды наказаний за преступления, совершённые на чужой земле, устанавливали процедуру возмещения убытков, выкупа пленных, наследования и др. Стороны Договоров выступали на равных началах, что свидетельствовало о высоком уровне развития права Византийской империи и Руси. В текстах договоров 911 (ст. 5) и 944 (ст. 6) годов содержится прямое указание на существование уже к этому времени закона русского (в первом случае) и устава и закона русского (во втором), на основе которых законодатель разрешает спорные вопросы. Договоры 911, 944 и 971 гг. содержали нормы торгового права, например, правила регистрации отдельных товаров «наволок»5.

     Рецепция (усвоение) византийского права, а вместе с ним частично и римского права, принятие христианства в 988 г., усвоение христианской культуры и расширение в связи с этим международных связей значительно оказали воздействие на дальнейшее развитие  древнерусского права. Под влиянием церковного права и церковной морали противоречащее им обычное право подверглось пересмотру. С принятием христианства на Русь пришла церковь со своими каноническими законами, со своими служителями, начиная с митрополитов-греков и кончая духовными лицами менее высокого ранга.

     В течение XI-XII вв. на Русь стала активно проникать греческая литература, как религиозного характера (евангелия, псалтыри, жития святых, хроники, апокрифические сочинения и пр.), так и правового характера, среди которых немаловажное значение занимали кодексы византийского права. Первыми пришли сборники церковного права: Номоканон (законы и правила) Иоанна Схоластика, Номоканон патриарха Фотия. Переводы их получили на Руси название Кормчих книг (сборники канонических и юридических установлений). Из сводов светских законов Византии на Руси хорошо знали Эклог (отбор) императоров Льва Исавра и Константина Компронима, Книги законные, содержавшие законы земледельческие, уголовные и другие.

     Под влиянием византийского права уже  в XI в. все жестокие наказания, связанные с членовредительством, были заменены денежным штрафам, произошли серьезные изменения в семейном праве, появились нормы в праве, защищающие честь и достоинство личности.

     Принятие  христианства и рецепция византийского  права сказалось, прежде всего, на положении церкви и церковных людей. Это нашло отражение в церковных уставах, принятых русскими князьями (Устав князя Владимира, Устав князя Ярослава, уставы новгородских князей Всеволода и Святослава и др.). Они содержат положения о церковной десятине; об освобождении церковных людей  от всяких сборов и частично от юрисдикции княжеского суда; о предоставлении церкви права надзора за правильностью мер и весов, совершения брачного союза. Церковные княжеские Уставы, таким образом, позволяют выяснить отношения государства и церкви, помогают восстановить правовые нормы, не нашедшие отражения в Русской Правде. Это ценный источник изучения права.

     От  церковных уставов князей берет  начало церковное законодательство. В качестве источников использовались статьи из правовых сборников других славянских народов. Использовались, например, «Закон Судный людом» из Болгарии, Кормчие книги - византийские сборники церковных постановлений, преимущественно относящиеся к области семейного права.  

Основные  черты гражданского права по «Русской Правде»

     Субъектами  гражданских правоотношений по «Русской Правде» признавались все свободные, включая иностранцев, за исключением холопов, которые являлись объектами права. Гражданская правоспособность возникала с момента рождения. Гражданская дееспособность наступала по достижении совершеннолетия, момент которого в законе не определен. Помимо совершеннолетия важную роль играло и отделение от родителей. Возрастом совершеннолетия для мужчин, вероятно, можно считать 15 лет, поскольку по достижении этого возраста допускалась самостоятельная деятельность и заканчивалась опека, если отец ребенка умер. Девушки становились дееспособными при замужестве6.

     Гражданская правоспособность прекращалась с момента смерти или получения статуса холопа. Поступление в монашество ограничивало ее, ибо в соответствии со Студийским уставом монах не мог иметь прав собственности.

     Основными субъектами имущественных отношений  были монастыри, церкви. По церковному Уставу Владимира Святославича им предоставлялись десятина, различные материальные пожалования.  Ряд статей Русской Правды закрепляет за вервью на праве владения земельные участки.

     Объектами гражданских прав являлись вещи и действия третьих лиц, связанные либо с передачей имущества, либо с личными услугами. Древнерусское право не делило имущество на движимое и недвижимое с целью определения их правового статуса. Главным критерием различия движимого и недвижимого имущества являлась степень вовлеченности в гражданский оборот.  Недвижимость можно было передавать по наследству. Уже в данный период имеется представление об имуществе, изъятом из гражданского оборота. Это земли, по которым проходит торговый тракт — "гостинец" (ст. 77 «Пространной Правды»); мосты (мостовые) в городе (ст. 43 «Краткой Правды»). Как земли, находящиеся в общем пользовании, они фактически изъяты из оборота, и заботу об их надлежащем содержании берет на себя государство7.

     Большое внимание древнерусское право уделяет  сделкам, детально урегулированными нормами обычного права. Первоначально сделка имела исключительно устную форму. Так для признания сделки действительной требовались наличие свидетелей и совершение символических действий: битье по рукам, передача символа и какие-то манипуляции с ним (например, привязать ключ к поясу). Естественно, что постепенно происходили изменения порядка заключения сделок. Например, свидетельство сборщика торговых пошлин, мытника, заменяло присутствие свидетелей.

     Древнерусское право не знает срока исковой давности. Так, ст. 37 «Пространной Правды» дает возможность добросовестному владельцу требовать у продавца краденой вещи возмещения вреда, даже если он его "познаеть... на долзе", т. е. узнает через продолжительное время.

     Вещное  право Древней Руси включает право владения, право собственности, залоговое право, естественно в соответствии с особенностями того времени.

     Право владения защищается «Русской Правдой» от нарушений независимо от того, законно оно или нет: "Аще познаеть кто, не емлеть его, то не рци ему: мое, нъ рци ему тако: пойди на свод, где еси взял" (ст. 14 Краткой Правды). Однако даже если доказано, что владение является добросовестным, т. е. владелец вещи не мог предполагать, что приобретает вещь у несобственника, имущество передается собственнику вещи.

     Право собственности на недвижимость, прежде всего землю, возникает раньше права собственности на движимые вещи. С момента раздачи князьями земель, населенных смердами, изгоями, свободными общинниками, и присвоения их родовой знатью возникает право собственности на такие земли. 

     Способами приобретения права собственности источники древнерусского права называют передачу, давность владения, завладение, отделение плодов.

     Передача  права собственности осуществлялась на основании договоров (например, купли-продажи, дарения) и наследования, обязательно публично, сопровождалась определенным обрядом, с использованием символов.

     Давность  владения была способом приобретения права собственности на землю. Давность владения в Древней Руси достаточно близка завладению, чему способствовала некоторая неопределенность границ владений как частных лиц и общин, так и самого государства. Русская Правда определяет, что урожай, собранный с земли феодала, а также приплод скота принадлежит ему как собственнику земли.

     Наиболее  распространенными обязательствами были обязательства из договоров. Существенные условия договора, порядок исполнения обязательств из договоров определялись главным образом сторонами договора по своему усмотрению.

     Нормы обычного права, а затем и «Русской Правды», регулировали договор купли-продажи. С развитием торговли происходит упрощение порядка заключения таких договоров. Наличия лишь двух свидетелей или мытника (сборщика торговых пошлин) для доказательства факта купли-продажи имущества требует статья 37 «Пространной Правды». Устав о холопах Владимира Мономаха устанавливает условия законности купли-продажи холопа. Первое условие - договор заключается в присутствии самого холопа. Второе условие - наличие двух свидетелей. Третье условие - передача ногаты (самой мелкой денежной единицы).

     Мена  преобладает в период господства натурального хозяйства. Поэтому достаточная урегулированность договора мены нормами обычного права объясняет, почему он даже не упоминается в Русской Правде8.

     С развитием торговли возникают новые  виды договоров, например договор комиссии. В Пространной Правде говорится о купце, который идет с "чюжими кунами" либо имеет на руках "чюж" товар. Здесь налицо посредническая сделка, при которой доверенное лицо заключает от своего имени, но за счет доверителя торговые сделки.

     «Русская  Правда» детально регулировал договор  займа. Объектом такого договора могли быть не только деньги (куны), но и любые заменимые вещи, что объясняется господством натурального характера. В зависимости от обстоятельств устанавливались различные формы заключения договора займа. Займ до трех гривен мог осуществляться без свидетелей. Займ свыше трех гривен совершался в присутствии свидетелей. Купцы в силу своего особого правового положения могли делать займы без соблюдения обязательных формальностей, без свидетелей, используя в качестве доказательства личную присягу.

     Договор дарения упоминается в ст. 93 «Пространной Правды». Речь идет о подарках мужа жене. Одаривали движимым имуществом.

     «Русская Правда» упоминает и о договоре личного найма. Статья 110 устанавливает, что при поступлении в услужение человек попадал под власть домовладыки и становился челядином.

     «Краткая (ст. 25) и Пространная (ст. 14) Правды», а также иные источники упоминают рядовича (княжеского и боярского), служащий в хозяйстве князя или боярина на основании договора – ряда. Правовой статус рядовича значительно снижен по сравнению с правовым статусом свободного - жизнь рядовича оценивалась в 5 гривен, что в 8 раз дешевле, чем жизнь свободного и стоит так же, как жизнь холопа. Статья 110 касается довольно узкого круга лиц — тиунов (управляющих, ключников). Тиун мог стать холопом, если при его поступлении на службу не было специально оговорено сохранение за ним статуса свободного9.

     Ст. 49 «Пространной Правды» регулирует договор поклажи. Основанный на дружеских отношениях договор поклажи заключался без свидетелей. По договору поклажи поклажеприниматель (хранитель) оказывал поклажедателю безвозмездную услугу, благодеяние. В связи с этим в законе не предусмотрена ответственность хранителя за сданный на хранение товар.

     Помимо  обязательств из договоров в древнерусском  праве немалое место занимают обязательства из деликтов (из правонарушений). Общая норма об обязанности возместить причиненный вред содержится в ст. 18 «Краткой Правды». Лицо, причинившее вред чужому имуществу, обязано возместить пострадавшему его цену независимо от того, останется ли оно у причинителя вреда или будет возвращено собственнику.

     Большинство преступлений по «Русской Правде» влекли возмещение вреда потерпевшему. Так ст. 83 «Пространной Правды» регулирует возмещение вреда при поджоге.  При убийстве помимо штрафа (виры) с виновного взыскивалось головничество — возмещение вреда в пользу семьи потерпевшего, размер которых зависел от конкретных обстоятельств. Изнасилование, а также распространение слухов о половой распущенности женщины (девушки), влекло существенные взыскания в пользу потерпевшей.

     Наследственное  древнерусское право знает наследование по завещанию и наследование по закону или обычаю. Наследство называлось "задница", или статок, т. е. то, что остается после смерти человека.

     В Договоре Руси с Византией 911 г. упоминается  об «обряжении» - наследовании по завещанию. «Русская Правда» называет завещание «ряд». Помимо мужчины завещателем могла выступать женщина, что было обусловлено наличием раздельной собственности супругов.

Информация о работе Обычное право как источник древнерусского права