Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 14:57, контрольная работа
Общественно-политическое развитие России 19 века имело важнейшее значение для всего последующего хода истории. Этот период интересен историкам как база на основе, которой зародились революционные регрессивные идеи, приведшие к государственному кризису России и сломавшие в последствии миллионы судеб русских людей.
XIX век сам по себе занимает особое место в развитии человечества.
Введение 2
1. Общественно-политическое развитие России в первой половине XIX века 3
1.1 Декабристское движение 4
1.2 Политические течения второй четверти ХIХ в. 10
1.2.1 Консервативное течение 10
1.2.2. Либеральное течение. Западничество и славянофильство. 11
1.2.3. Радикальное направление 13
1.2.4. Теория общинного социализма 14
2. Общественно-политическое развитие России во второй половине XIX века 15
2.1 Российское общество конца 19 века 16
2.2. Характеристика оппозиционного движения 20
2.2.1. Буржуазно-либеральное движение 20
2.2.2. Революционно-демократическое движение 21
2.2.3. Народничество 21
Заключение 23
Список использованной литературы 25
8 марта 1881 г. Совет министров отклонил проект Конституции, разработанный М.Т. Лорис-Меликовым. Вместо этого 29 апреля 1881 г. был обнародован Манифест "О незыблемости самодержавия", провозгласившей веру царя "в силу и истину самодержавной власти", которую он обязан охранять "от всяких на нее поползновений".2
В соответствии с опубликованным 14 августа 1881 г. "Положением о мерах по охранению государственного порядка и общественного спокойствия" в стране фактически объявлялось чрезвычайное положение: каждый ее житель мог быть арестован, без суда сослан в отдаленную местность на 5 лет или предан военному суду. Местные власти были наделены правом закрывать учебные заведения и органы печати, приостанавливать деятельность земских собраний и городских дум.
В цикле контрреформ весьма важным представляется закон 1889 г. о введении должности земских начальников. Он утвердил новый социальный институт земских должностных лиц из числа потомственных дворян, который возвышался над всеми крестьянскими органами самоуправления. Земские начальники сосредоточили в своих руках всю административную и судебную власть на местах.
Под контролем земских начальников оказались и суды. Институт мировых судей прекратил существование. Часть судебных дел перешла на рассмотрение земского начальника, остальные дела были переданы в ведение волостного суда.
Вместо бессословных курий "Положение 1890 г." устанавливало сословные курии дворян и городских сословий. Крестьянство фактически лишалось выборного представительства: сам губернатор назначал гласных из числа избранных крестьянами кандидатов.
В 1892 г. контрреформа изменила порядок выборов в Городскую думу. Значительная часть городского населения (приказчики, мелкие торговцы, интеллигенция) лишалась права выборов. В то же время в Городской думе стали преобладать промышленники, торговцы, крупные чиновники, т.е. имущая часть городского населения.
Контрреформы не обошли стороной сферу культуры и образования. Так, все низшие школы были изъяты из ведения земств и переданы в ведение Синода. В большинстве своем школы становятся церковно-приходскими. Если в 1882 г. церковно-приходских школ насчитывалось 4,5 тыс., то в 1894 г. их стало 32 тыс.,3 увеличение произошло не за счет открытия новых учебных заведений, а в результате перехода земских школ в статус церковно-приходских.
Правительство стремилось полностью подчинить среднюю школу контролю государства и церкви в лице Синода. В 1887 г. был введён циркуляр о «кухаркиных детях", не допускавший прием в гимназии детей лакеев, прачек, мелких лавочников и т. д.
В 1884 г. новый университетский Устав ликвидировал автономию вузов. Одновременно был усилен полицейский надзор за студентами и увеличена плата за обучение. Из университетов были уволены многие прогрессивные профессора. Было свернуто женское высшее образование.
«Временные правила о печати» 1882 г. покончили с либеральной политикой 60-х годов в области цензуры. Право закрывать любое издание получило не только Министерство внутренних дел, но и обер-прокурор Синода. Правительство оказывало поддержку «правым» изданиям, среди которых выделялись «Московские ведомости» М.Н. Каткова. Цензура при Александре III была еще более жесткой, чем при Николае I.
Усиление авторитарного режима должно было служить стабилизации внутриполитического положения., но все-таки не ослабило развития оппозиционного движения. Сложная социально-политическая структура России привела и к необычайной расстановке сил на внутриполитической арене. В странах Западной Европы в период смены феодализма капитализмом общенародную борьбу против абсолютизма возглавила буржуазия, лозунгами которой были требования политических свобод, установление республики или ограничение власти монарха законодательными актами. Иначе произошло в России. В развитии оппозиционного движения сформировалось два основных направления — буржуазно-либеральное и революционно-демократическое.
В общественно-политической
жизни России во второй
Социальный состав буржуазно-либерального движения был неоднороден. Наряду с либеральными помещиками в нем участвовали представители либеральной буржуазии и часть интеллигенции. Суть социальной программы либералов — освобождение крестьян при сохранении помещичьего землевладения и обязательном выкупе крестьянами земельных наделов. Политической целью либералов было предотвращение революционного взрыва. Они выступали за установление некоторых гражданских прав, и лишь радикально настроенные из них требовали создания представительных учреждений, обладавших законодательными и контрольными функциями. Либералы были склонны к компромиссу с самодержавием на основе частичного реформирования режима абсолютной монархии, но ни в коем случае не к борьбе, ибо считали, что России нужны либеральные меры и сильная власть.
Сразу после начала реформ их деятельность происходила в рамках возникших земств. К концу XIX в. в либеральной оппозиции выделялось два течения: радикальное (конституционное) во главе с И.И. Петрункевичем и умеренное под Д.Н. Шиповым. На рубеже Х1Х-ХХ вв. в либеральном движении происходит процесс перегруппировки сил, который можно рассматривать как подготовительный этап в создании буржуазных политических партий.
В оппозиционном самодержавию революционно-демократическом движении к моменту начала реформы 1861 г. сложилось два центра: один в Лондоне при редакции журнала "Колокол"(А.И. Герцен и НА. Огарев), второй — в России вокруг журнала "Современник" (Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов ).
Пытаясь объединить революционные силы, Н.Г. Чернышевский и его соратники создали в 1861 г. организацию "Черный передел", которая действовала под лозунгом: "передача земли народу, уничтожение монархии, установление народовластия."
В идейном плане 60-е гг. XIX в. прошли для разночинной интеллигенции под знаком нигилизма. Наиболее ярким его представителем был публицист журнала "Русское слово" Д.И. Писарев. Нигилизм ставил прежде всего задачу личного освобождения человека от семейных и бытовых предрассудков, слепого поклонения авторитетам, груза вековых традиций.
Нигилизм во многом подготовил появление на рубеже 60-х— 70-х гг. идеологии революционного народничества. Идейной же основой собственно народничества явилась теория общинного социализма. Идеализируя общинные порядки, они полагали, что капитализм не имеет почвы для развития в России, а искусственно насаждается самодержавием. Главными теоретиками народничества 70-х гг. были П.Л. Лавров — пропагандистское направление; МЛ. Бакунин — бунтарское направление; П.Н. Ткачев — заговорщическое направление. П.Л. Лавров считал, что молодежь должна посвятить себя борьбе за общественный прогресс, освобождение народа, отодвинув на второй план все другие увлечения и пристрастия. Мысли Лаврова о кропотливой подготовке к революции оказали большое влияние на формирование революционного мировоззрения многих народников.
Однако наибольшей популярностью среди участников революционного движения пользовался М.А. Бакунин. Его личной известности способствовал ореол борца и мученика застенков. Большую популярность приобрела книга Бакунина "Государственность и анархия". В ней, в частности, автор выступал против любой государственности, в том числе и пролетарской. Он полагал, что нищета и страдания народа являются главным стимулом к революционному выступлению.
Еще один вариант
Под влиянием идей своих руководителей народники в 1874 г. начали "хождение в народ", т.е. развернули крупную кампанию пропаганды идей революционного переворота среди крестьянства. Эта акция не имела успеха, многие се участники подверглись репрессиям. Впоследствии народники попытались объединить усилия сторонников различных направлений. В результате в 1876 г. появилась новая организация "Земля и воля", которая в 1879 г. раскололась на две самостоятельные организации — "Черный передел" и "Народную волю". Последняя была наиболее влиятельной. В ее программе были требования созыва Учредительного собрания, введения всеобщего избирательного права, передачи земли, фабрик, заводов в собственность народа, предоставление угнетенным народам империи права самим решать свою судьбу и др. Однако некоторая часть народников, разочаровавшись в правильности революционной тактики организации, стала на путь индивидуального террора и подготовки покушения на царя.
К началу 80-х гг. революционное народничество все более приобретает либеральный характер, отказываясь от цели свержения самодержавия. Падению популярности народничества во многом способствовали последствия удавшегося покушения одной из организаций "Народной воли" на Александра II.
Следует отметить, что одной из причин спада в народническом движении стало участие в оппозиции самодержавию новой силы в лице рабочих и марксистских организаций России. На волне стачечной борьбы 70-х годов возникли первые объединения рабочих "Южнороссийский союз рабочих" под руководством Е.О. Заславского и "Северный союз русских рабочих" под руководством С.Н. Халтурина и В.П. Обнорского.
Таким образом, социальная структура пореформенной России и бедственное положение основной массы населения таили в себе зачатки мощных общественных потрясений начала XX в.
В XIX в. во всем мире, обострилась идейная борьба. Однако, если в ряде стран она закончилась победой буржуазных революций и национально-освободительных движений, то в России правящая верхушка сумела предотвратить крушение существовавшего экономического и социально-политического строя.
Российская общественная мысль была тесно связана с западно-европейской и в то же время отличалась от нее. В Западной Европе создавались теории доказывавшие прогрессивность утверждавшегося капиталистического строя. В России же все еще сохранялись самодержавие и крепостничество. Их судьба составляла суть всех общественно-политических разногласий на протяжении всего XIX векаэ
Консерваторы выступали за сохранение и упрочение существовавших порядков. Либералы предлагали их постепенное реформирование, выступали за эволюционный путь развития страны. Радикалы настаивали на коренной ломке социально-политической системы, отстаивали революционный путь. При этом представители всех этих течений были убеждены, что заботятся о благе и процветании страны, и все они яростно отстаивали свои программы и убеждения.
Если говорить о специфике политической борьбы, то следует в первую очередь сказать, что в отстаивании своих идеалов российские политические деятели разных направлений не состояли по отношению друг с другом в оппозиции и борьбе. Их деятельность была направлена на власть и народ. В отличии от передовых стран Западной Европы где уже существовали партии и парламенты, свобода слова, в России не было условий для развития законных форм политической борьбы . В России не было выборных представительных органов и свободы печати, всякая партийность была под запретом. Сторонники разных политических концепций часто действовали в рамках одной организации или течения, в спорах отстаивая свой взгляд на будущее страны.
Основная причина роста общественного движения в России стало понимание всем обществом отставания России от более передовых западно-европейских стран. Вызывали политическую активность и народные волнения, которые заставляли правительство усиливать репрессии и стимулировали формирование антикрепостнической идеологии. Все общественное движение развивалось на фоне подъема национального самосознания.
1 Орлов А.С. и др. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник.- 2-е изд..- М.: ПБОЮЛ Л.В. Рожников,2000.- С.256
2 Орлов А.С. и др. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник.- 2-е изд..- М.: ПБОЮЛ Л.В. Рожников,2000.- С.256
3 Российская история: Учебник для вузов/ Г.Б. Поляк, А.Н. Макарова, Н.С. Кривцова и др..- М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.- С. 170
Информация о работе Общественно-политическое развитие России во второй половине XIX века