Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 14:57, контрольная работа
Общественно-политическое развитие России 19 века имело важнейшее значение для всего последующего хода истории. Этот период интересен историкам как база на основе, которой зародились революционные регрессивные идеи, приведшие к государственному кризису России и сломавшие в последствии миллионы судеб русских людей.
XIX век сам по себе занимает особое место в развитии человечества.
Введение 2
1. Общественно-политическое развитие России в первой половине XIX века 3
1.1 Декабристское движение 4
1.2 Политические течения второй четверти ХIХ в. 10
1.2.1 Консервативное течение 10
1.2.2. Либеральное течение. Западничество и славянофильство. 11
1.2.3. Радикальное направление 13
1.2.4. Теория общинного социализма 14
2. Общественно-политическое развитие России во второй половине XIX века 15
2.1 Российское общество конца 19 века 16
2.2. Характеристика оппозиционного движения 20
2.2.1. Буржуазно-либеральное движение 20
2.2.2. Революционно-демократическое движение 21
2.2.3. Народничество 21
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Причинами поражения декабристов явились: ставка на заговор и военный переворот, слабость пропагандистской деятельности, несогласованность действий, выжидательная тактика в момент восстания, недостаточная подготовленность общества к военному перевороту и к кардинальным социально-политическим переменам.
Однако восстание декабристов стало значительным событием в русской истории. Они разработали первую революционную программу и план будущего устройства страны. Впервые была совершена практическая попытка изменить социально-политическую систему России. Идеи и деятельность декабристов оказали существенное влияние на следующие поколения общественных деятелей.
Поражение декабристов и усиление полицейско-репрессивной политики правительства не привели к спаду общественного движения. Напротив, оно еще более оживилось. Центрами развития общественной мысли стали различные петербургские и московские салоны, кружки офицеров и чиновников, высшие учебные заведения, литературные журналы: «Москвитянин», «Вестник Европы», «Отечественные записки», «Современник» и другие. В общественном движении второй четверти ХГХ в. началось размежевание трех идейных направлений: радикального, либерального и консервативного. В отличие от предыдущего периода активизировалась деятельность консерваторов, защищавших существовавший в России строй.
Консерватизм в России опирался на теории, доказывавшие незыблемость самодержавия и крепостного права. Идея необходимости самодержавия как своеобразной и издревле присущей России формы политической власти своими корнями уходит в период укрепления Русского государства. Она развивалась и совершенствовалась в течение ХУШ—ХIХ веках. Особое звучание для России эта идея приобрела после того, как в Западной Европе было покончено с абсолютизмом. Неудачное выступление декабристов активизировало консервативную общественную мысль.
Идеологом консерватизма стал министр народного просвещения граф С. С. Уваров создавший теорию официальной народности. Она была основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность. В этой теории отразились идеи о единении, добровольном союзе государя и народа, об отсутствии социальных антагонизмов в русском обществе. Своеобразие России заключалось в признании самодержавия как единственно возможной в ней формы правления. Эта идея стала базисной для консерваторов вплоть до крушения самодержавия в 1917 г. Крепостное право и сословность рассматривались как благо для народа и государства. Православие понималось как присущая русскому народу глубокая религиозность и приверженность ортодоксальному христианству. Из этих постулатов делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права.
Теория официальной народности широко внедрялась в систему просвещения и образования. Идеи консерваторов развивалась журналистами Ф. В. Булгариным и Н. И. Гречем, профессорами Московского университета М. П. Погодиным и С. П. Шевыревым.
Теория официальной народности вызвала резкую критику либерально настроенной части общества. Наибольшую известность получило выступление П. Я. Чаадаева, написавшего «Философические письма» с критикой самодержавия, крепостничества и всей официальной идеологии. По его мнению, Россия, оторванная от Западной Европы, закостенелая в своих нравственно-религиозных, православных догмах, находилась в мертвом застое. Спасение России он видел в использовании европейского опыта, в объединении стран христианской цивилизации в новую общность, которая обеспечит духовную свободу всех народов. Идеи П. Я. Чаадаева вызвали большой общественный резонанс и оказали значительное влияние на дальнейшее развитие общественной мысли.
На рубеже 30—-40-х годов XIX века среди оппозиционных правительству либералов сложилось два идейных течения - славянофильство и западничество. Идеологами славянофилов были писатели, философы и публицисты: К. С. и И. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин и др. Идеологами западников - историки, юристы, писатели и публицисты: Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, В. П. Боткин, П. В. Анненков, И. И. Панаев, В. Ф. Корш и др.
Боясь революционных потрясений, они считали, что само правительство должно провести необходимые реформы. Результатом таких реформ, должны были стать: изменение социально-политического строя России, установление конституционной монархии, отмена крепостное право, свобода слова и совести.
Наряду с такими общими целями во взглядах славянофилов и западников были существенные различия. Славянофилы преувеличивали особенность исторического пути развития России и ее национальную самобытность. Капиталистический строй, который утвердился в Западной Европе, казался им порочным, несущим обнищание народа и падение нравов. Одна из основополагающих идей славянофилов заключалась в том, что единственно верной и нравственной религией является православие. По их мнению, русскому народу присущ особый дух коллективизма в отличие от Западной Европы, где царит индивидуализм. Борьба славянофилов против низкопоклонства перед Западом, изучение ими истории народа и народного быта имели большое положительное значение для развития русской культуры.
Западники исходили из того,
что Россия должна развиваться
в русле европейской
Славянофилы и западники заложили в 30—50-е годы ХГХ в. основу либерально-реформистского направления в общественном движении.
Радикальные настроения в обществе выражались в появлении в Москве и в провинции многочисленных кружков во второй половине 20-х—первой половине 30-х годов. Они были малочисленны, объединяли стали не более 20—30 членов, которые разделяли идеологию декабристов и осуждали расправу с ними. Вместе с тем они пытались преодолеть ошибки своих предшественников, распространяли вольнолюбивые стихи, критиковали правительственную политику. Эти кружки по сути являлись организационной формой антиправительственного движения.
Московский университет стал центром формирования антикрепостнической и антисамодержавной идеологии. Именно здесь сформировались кружки братьев П., М. и В. Критских, Н. П. Сунгурова и др. Эти кружки действовали недолго и не оказывали серьезного политического влияния. Однако правительство жестоко расправилось с участниками кружков, отдав их в солдаты, на каторжные работы, выслав из Москвы.
Тайные организации первой половины 30-х годов XIX в. имели в основном просветительский характер. Вокруг Н.В. Станкевича, В. Г. Белинского, А. И. Герцена и Н. П. Огарева сложились группы, члены которых изучали отечественные и иностранные политические произведения, пропагандировали, новейшую западную философию.
Для второй половины 30-х годов характерен спад общественного движения в связи с разгромом тайных кружков, закрытием ряда передовых журналов.
В 40-е годы XIX в. и радикальном направлении наметился новый подъем. Он был связан с деятельностью В. Г. Белинского, А. И, Герцена, Н. П. Огарева, М. В. Буташевича-Петрашевского и других.
Литературный критик В. Г. Белинский, раскрывая идейное содержание рецензируемых произведений, воспитывал у читателей ненависть к произволу и крепостничеству, любовь к народу. В. Г. Белинскому были близки некоторые идеи западников, однако он видел и отрицательные стороны европейского капитализма.
Большое влияние на политическую жизнь конца 40-х годов оказало движение петрашевцев. В кружок М. В. Буташевича-Петрашевского входили чиновники, офицеры, учителя, писатели, публицисты и переводчики (Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. Н. Майков, А. Н. Плещеев и др.).
Петрашевцы решительно осуждали самодержавие и крепостное право. Идеал политического устройства они видели в республике. В 1848 г. М. В. Петрашевский создал «Проект об освобождении крестьян», предлагая прямое, безвозмездное и безусловное освобождение их с тем наделом земли, который они обрабатывали. Петрашевцы занимались активной просветительской деятельностью. Ими была создана коллективная библиотека для жителей Петербурга и других городов. Устраивались собрания для обсуждения проблем, связанных с внутренней и внешней политикой России - известные в Петербурге «пятницы». Издавалась просветительская литература.
Кружок М. В. Петрашевекого был раскрыт правительством в апреле 1849 г. Комиссия квалифицировала их деятельность как «заговор идей». Несмотря на это, участники кружка были жестоко наказаны. Военный суд приговорил 21 человека к смертной казни, но в последнюю минуту расстрел был заменен бессрочной каторгой.
Деятельность кружка М. В. Петрашевского положила начало распространению в России западно-европейских социалистических идей.
Создание отечественной социалистической теории связано с именем А. И. Герцена. В Лондоне он основал «Вольную русскую типографию» (1853 г.), выпустил 8 книг сборника «Полярная звезда», на титуле которых поместил миниатюру из профилей 5 казненных декабристов, организовал вместе с Н. П. Огаревым издание первой бесцензурной газеты «Колокол» (1857—1867 гг.). Так за границей создавалась первая вольная русская пресса.
В поиске принципиально нового, справедливого общественного устройства Герцен создал теорию общинного социализма. Идеал общественного развития он видел в социализме, при котором не будет частной собственности и эксплуатации. В крестьянской общине А. И. Герцен видел готовую ячейку социалистического строя. Поэтому он сделал вывод, что русский крестьянин вполне готов к социализму и что в России нет социальной основы для развития капитализма. Вопрос о путях перехода к социализму решался А. И. Герценом противоречиво. В одних работах он писал о возможности народной революции, в других — осуждал насильственные методы. Теория общинного социализма, разработанная А. И. Герценом, во многом служила идейным основанием деятельности радикалов 60-х годов и революционных народников 70-х годов XIX в.
В целом вторая четверть XIX в. была временем «наружного рабства» и «внутреннего освобождения».1 Одни — молчали, напуганные правительственными репрессиями. Другие — настаивали на сохранении самодержавия и крепостничества. Третьи — активно искали пути обновления страны, совершенствования ее социально-политической системы. Основные идеи и направления, сложившиеся в общественно-политическом движении первой половины XIX в., с незначительными изменениями продолжали развиваться и во второй половине века.
Прежде чем характеризовать общественно-политическую мысль России данного периода, следует изучить социальный состав общества, сложившийся в пореформенный период, внутреннее состояние страны.
Переходный характер исторического развития пореформенной России и многоукладностъ экономики обусловливали своеобразие социальной структуры ее общества. Сохранилось сословное деление общества. Каждое сословие (дворяне, крестьяне, купцы, мещане, духовенство) обладало четко зафиксированными привилегиями или ограничениями. Развитие капитализма постепенно меняло социальную структуру и облик сословий, формировало две новые социальные группы—классы капиталистического общества (буржуазия и пролетариат).
Господствующее положение в стране по-прежнему принадлежало дворянам. Их некоторое экономическое ослабление не сказалось на социально-политическом влиянии. Дворянство оставалось опорой самодержавия, занимало ключевые позиции в чиновничъе-бюрократичском аппарате, армии и общественной жизни. Некоторые дворяне, приспосабливаясь к новым условиям, активно участвовали в промышленной и финансовой деятельности.
Быстро росла буржуазия, которая
формировалась из купечества, мещанства,
представителей разбогатевшего
крестьянства. Она постепенно набирала
экономическую силу, однако играла
незначительную роль в
Крестьяне оставались наиболее многочисленной социальной группой. Для этого сословия продолжали сохраняться многочисленные ограничения в самых разнообразных социальных сферах. Незыблемой оставалась община, ограничивавшая правовую, хозяйственную и личную жизнь крестьянина Однако проникновение в деревню капиталистических отношений способствовало разделению сельских жителей на кулаков (сельская буржуазия) и основную массу бедноты.
Обнищавшее крестьянство и городская беднота служили, источником формирования пролетариата. Особенность рабочего класса России состояла в том, что он не порывал своих связей с деревней. Поэтому созревание кадрового пролетариата шло медленными темпами. Положение российского рабочего класса существенно отличалось от западноевропейского. В России сложились тяжелые условия труда и быта, отсутствовали профсоюзы и система страхования рабочих. Все это поднимало их на борьбу за экономические права. Антиправительственная деятельность революционеров попадала на благодатную почву пролетарского недовольства жесткой системой эксплуатации, сложившейся в стране.
Таковы были основные участники внутриполитических отношений во второй половине 19 века. Рассмотрим эти отношения.
После убийства 1 марта 1881 г. царя на престол вступил его сын Александр III (1818—1881). По характеру Александр III был полной противоположностью отцу и напоминал своего деда — Николая I. За короткое время он в своей политике отступил от линии Александра II практически во всех сферах общественной жизни.
В 80—90-х гг. самодержавием проводится ряд реакционных мер. В исторической литературе они известны как "контрреформы", т.к. преследовали цель ограничить действие реформ 60—70-х гг., которые, по мнению идеологов нового курса, ослабили законную власть в стране и привели к кризису. Идейными вдохновителями реакционного политического курса в то время стали бывший наставник Александра III, обер-прокурор Синода К.П. Победоносное и редактор "Московских ведомостей" М.Н. Катков.
Информация о работе Общественно-политическое развитие России во второй половине XIX века